Составьте сказку про любой электрический прибор. Сказка о бытовых приборах.пылесос


Мы привыкли считать, что вещи не умеют разговаривать, думать и чувствовать, потому что они не живые. Но если бы появился волшебник и оживил их, то предметы могли бы рассказать о себе много интересного. Представим, что такой чародей посетил обыкновенный магазин бытовой электро­техники. Он взмахнул волшебной палочкой, и все электро­приборы обрели дар речи.

Первой заговорила Электроплита:

Я - самый нужный людям электроприбор! Я главная на кухне: если бы меня не было, на чем бы человек готовил еду?

Микроволновая печь быстро перебила Электроплиту:

Зато я разогреваю продукты в несколько раз быстрее!
На это Холодильник сердито пробурчал:

Услышав разговор, Стиральная машина зашумела:

Что вы все о еде да о еде! Я забочусь об одежде людей, стираю, полощу, отжимаю. Благодаря мне, хозяйка не ус­тает от стирки.

А я глажу белье! - зашипел Утюг, сердито выпуская пар.
Пылесос, вытянув свой длинный шланг, похожий на хо­бот слона, загудел:

Я тоже забочусь о чистоте, без меня человеку нелегко было бы убрать пыль и грязь в квартире!

Красавица-люстра, надменно взглянув с высоты, примолвила:

Больше всех нужна человеку я! Я освещаю комнаты!

Услышав ее, Вентилятор прострекотал:

Да ты нужна только когда темно, а при ярком дневном свете без тебя вполне можно обойтись, а я в жару готов рабо­тать днём и ночью!

Зато, когда холодно, тебя не включают! - возразил ему Электрообогреватель. - А я согреваю людей в морозы!

- Вы оба не нужны, если человек купит меня! - важно
сказал Кондиционер. - Я регулирую температуру в поме­щении. Если жарко - я охлаждаю воздух, если холодно -согреваю!

Затем в спор вступили Радиоприемник и Телевизор:

А мы передаем и показываем новости, передачи, филь­мы, концерты, без нас человеку было бы скучно!

А мы записываем то, что человек видит и слышит, - заговорили в один голос Магнитофон и Видеомагнитофон. - А потом он может нас прослушать и просмотреть!

Да что бы люди делали без меня! - воинственно зазве­нел Телефон. - Только благодаря мне люди могут разгова­ривать друг с другом за сотни и тысячи километров!

Электроприборы настолько разгорячились, доказывая друг другу, кто самый нужный, что некоторые из них даже начали дымиться. Видя это, мудрый Компьютер, который до этого молчал, качая своим монитором, как головой, на­конец, заговорил твердым и спокойным голосом:

А теперь, уважаемые электроприборы, замолчите и успокойтесь, а не то перегреетесь и не сможете работать -тогда вы точно не будете нужны людям! Зря вы затеяли этот глупый спор. Ведь нас называют приборами, а при­боры - это сложные и умные устройства, сродни маши­нам. Из-за того, что мы питаемся электричеством, нас называют электроприборами. И каждый электроприбор выполняет свою работу.

Одни освещают помещения и улицу, они называются ос­ветительными приборами. К ним относятся уличные фона­ри, люстры, торшеры, настольные лампы и так далее. Дру­гие приборы созданы для того, чтобы обогревать, очищать или охлаждать воздух, это электрообогреватель, вентиля­тор и кондиционер. Третьи нужны человеку для того, что­бы облегчить ему домашний труд, например пылесос, сти­ральная машина, электроплита, кухонный комбайн и дру­гие. А вот телевизор, радиоприемник, магнитофон, телефон или компьютер служат для того, чтобы нести, пе­редавать и записывать информацию.

Да-а! - воскликнул Пылесос. - Сложно определить, какой прибор важнее - все мы в той или иной степени нуж­ны человеку!

А почему нас называют бытовыми электроприборами, что значит «бытовые»? - спросила Стиральная машина, на что Компьютер ей ответил:

Хороший вопрос! Слово «бытовые» происходит от сло­ва «быт», что означает - «повседневная жизнь». Мы помо­гаем человеку в его повседневной жизни, отсюда и назва­ние «бытовые электроприборы».

Поняли, все поняли! - радостно затараторили в один голос Радиоприемник, Телевизор и Магнитофон.

Что вы поняли? - пробурчал Холодильник.
-Поняли, что такое бытовые электроприборы!

Ну и что же? - не унимался Холодильник.

- Бытовые электроприборы - это сложные устрой­ства, которые питаются электричеством и помогают че­ловеку в его повседневной жизни! - громко и четко ответил Радиоприемник, и с ним согласились остальные приборы.

Правильно! - одобрил Компьютер-Теперь, я наде­юсь, мы больше не будем ссориться. Главное, чтобы в розет­ках и батарейках всегда был электрический ток, потому что электричество - это наше питание, наша жизнь, а без него электроприборы - никому не нужная груда железа! Но сто­ит нас включить в сеть - и мы начинаем делать свою рабо­ту, полезную людям!

Жил-был на свете один Электрик. Нормально жил. Работу свою любил. И человек он вроде был неплохой. Любил жену и дочку. Только вот врал все время. Просто так. Потому что привык. Потому что не считал это чем-то плохим. Тем более, что ложь казалась ему безобидной. И, как он считал, нужна была для пользы дела.

И вот как-то раз он на работе менял лампочки. И вдруг одна перегоревшая лампочка, которую он выкрутил и держал в руках, вдруг засветилась мягким теплым светом. И через секунду электрик услышал тихий голос: «Тебе нужно перестать лгать». Электрик удивился, но не очень: «Что это со мной? Устал, наверное». И продолжал работать. А лампочка из мусорной корзины продолжала: «Посмотри на себя! Как ты живешь? Какой пример подаешь маленькой дочке?». «Это что такое, - вслух сказал электрик, - это теперь каждая лампочка будет меня воспитывать?» И продолжал работать. Когда он уходил домой, он по привычке положил несколько лампочек себе в карман. По дороге домой он зашел в интернет-кафе, поиграл там в свои любимые игры на компьютере, попил кофе и пошел домой. И совсем забыл про маленькое происшествие, которое случилось с ним на работе.

Дома электрик как всегда после ужина стал играть с дочкой. «Почему ты сегодня так долго не приходил с работы? – спросила девочка. – «Работы было много», - по привычке соврал электрик. Девочка любила сказки, и попросила папу почитать их. Электрик достал из кармана лампочку, вкрутил в торшер и стал читать сказку. Не успел он дочитать первое предложение, как услышал тихий голос из торшера: «А твоя дочь знает, что ты ей врешь?». Электрик покраснел. А лампочка продолжала: «И лампочки ты бы мог покупать в магазине, а не уносить с работы». Электрик посмотрел на девочку. Она с интересом смотрела на него. «Интересно, она это тоже слышит?» - подумал он и стал продолжать читать. Дочитав сказку, он велел девочке идти спать, а сам задумался – что же с ним происходит? Может, ему в отпуск пора? Почему лампочки разговаривают с ним, да еще и уличают его во лжи? На следующий день на работе он решил сам поговорить с лампочками. Он подошел к одной из лампочек, которая обеспечивала дежурное освещение, и начал с ней беседу: «Вот ты думаешь, что ты самая умная, да? Самая честная? Самая правильная? Да что ты можешь понимать в жизни! В жизни невозможно жить правильно, не обманывать и не хитрить. Тем более, что все так живут». И электрик начал рассказывать лампочке о том, какая трудная у него жизнь, что честно жить невозможно, что врет он только по мелочам, и что если не врать, то и не проживешь вовсе. Электрик говорил долго. Он как будто обрадовался поводу излить душу. Он рассказывал, как много в жизни его обманывали, прежде чем он понял, что нужно обманывать самому. Рассказывал, как научился обманывать сам себя, чтобы быть как все. Он даже вспомнил детство, когда он сказал родителям правду, а они не поверили ему. Он рассказал всю историю своей жизни, и неожиданно для себя под конец заплакал. Когда он закончил и повернулся, чтобы уйти, он услышал: «Ты умеешь быть настоящим». Электрик зашагал к своему рабочему месту. По пути ему встретился начальник и строго спросил электрика, где он был. «Разговаривал с лампочкой», - ответил электрик. Начальник улыбнулся и ничего не сказал в ответ.

В этот день электрик снова задержался на работе. Ему хотелось обдумать то, что с ним произошло. Когда он пришел домой, было уже поздно. Дочка лежала в кровати. Электрик подошел к детской кроватке и увидел, что она не спит. «Почему ты так поздно? – спросила девочка. «Не хотелось идти домой. Хотелось побыть одному» - ответил электрик. Девочка понимающе кивнула: «У меня тоже так бывает. Когда мне хочется побыть одной, я залезаю в шкаф и сижу там». И добавила: «Я люблю тебя, папа!» Закрыла глаза и заснула. А электрик еще долго сидел у детской кроватки. На душе было светло и тихо.

Потом он вернулся в другую комнату, взял лампочки, которые он до этого принес с работы. Положил их в карман, чтобы завтра вернуть на место. И пошел спать. В эту ночь, впервые за много лет, электрик снова летал во сне. Сон был цветной, яркий и очень радостный. Во сне они с дочкой летали наперегонки. Каждый раз, когда электрик догонял дочку, они брались за руки и летели вместе навстречу облакам. Дочка шептала: «Я люблю тебя, папа!»

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество». Что же такое электричество, всегда ли люди знали о нём?

Без электричества представить нашу современную жизнь практически невозможно. Скажите, как можно обойтись без освещения и тепла, без электродвигателя и телефона, без компьютера и телевизора? Электричество настолько глубоко проникло в нашу жизнь, что мы порой и не задумываемся, что это за волшебник помогает нам в работе.

Этот волшебник – электричество. В чём же заключается суть электричества? Суть электричества сводится к тому, что поток заряженных частиц движется по проводнику (проводник – это вещество, способное проводить электрический ток) в замкнутой цепи от источника тока к потребителю. Двигаясь, поток частиц выполняют определённую работу.

Это явление называется «электрический ток ». Силу электрического тока можно измерить. Единица измерения силы тока — Ампер, получила своё название в честь французского ученого, который первым исследовал свойства тока. Имя ученого-физика – Андре Ампер.

Открытие электрического тока и других новшеств, связанных с ним, можно отнести к периоду: конец девятнадцатого — начало двадцатого века. Но наблюдали первые электрические явления люди ещё в пятом веке до нашей эры. Они замечали, что потёртый мехом или шерстью кусок янтаря притягивает к себе лёгкие тела, например, пылинки. Древние греки даже научились использовать это явление – для удаления пыли с дорогих одежд. Ещё они заметили, что если сухие волосы расчесать янтарным гребнем, они встают, отталкиваясь друг от друга.

Вернёмся ещё раз к определению электрического тока. Ток – направленное движение заряженных частиц. Если мы имеем дело с металлом, то заряженные частицы – это электроны. Слово «янтарь» по-гречески – это электрон.

Таким образом, мы понимаем, что всем нам известное понятие «электричество» имеет древние корни.

Электричество – это наш друг. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, электрический чайник. Ставим подогревать пищу в микроволновую печь. Пользуемся лифтом. Едем в трамвае, разговариваем по сотовому телефону. Трудимся на промышленных предприятиях, в банках и больницах, на полях и в мастерских, учимся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество.

Как и многое в нашей жизни, электричество, имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Электрический ток, как волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху. Определить наличие или отсутствие тока можно только, используя приборы, измерительную аппаратуру. Первый случай поражения электрическим током со смертельным исходом был описан в 1862 году. Трагедия произошла при непреднамеренном соприкосновении человека с токоведущими частями. В дальнейшем случаев поражения электрическим током произошло немало.

Электричество! Внимание, электричество!

Этот рассказ об электричестве – для детей. Но, само по себе, электричество — понятие далеко не детское. Поэтому, хотелось бы и в этом рассказе обратиться к мамам и папам, бабушкам и дедушкам.

Уважаемые взрослые! Рассказывая об электричестве детям, не забудьте подчеркнуть, что ток – невидим, а потому особенно коварен. Что не нужно делать взрослым и детям? Не дотрагивайтесь руками, не подходите близко к проводам и электрокомплексам. Недалеко от линий электропередач, подстанций не останавливайтесь на отдых, не разводите костров, не запускайте летающие игрушки. Лежащий на земле провод может таить в себе смертельную опасность. Электрические розетки, если в доме маленький ребёнок, – объект особого контроля.

Главное требование, предъявляемое к взрослым — не только самим соблюдать правила безопасности, но и постоянно информировать детей о том, насколько может быть коварен электрический ток.

Заключение

Физики «дали доступ» человечеству к электричеству. Ради будущего учёные шли на лишения, тратили состояния, чтобы вершить великие открытия и дарить результаты своих трудов людям.

Будем бережно относится к трудам физиков, к электричеству, будем помнить о той опасности, которую оно потенциально несёт в себе.

Басню про электричество можно посмотреть

Обобщить представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт,

Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,

Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительная работа:

Игры:

Рассматривание альбомов:

«Мир вокруг нас»,

«Один дома»,

дидактические игры:

«Собери картинку»,

«Четвёртый лишний».

Взаимодействие с семьёй:

Консультации:

Программные задачи:

Воспитательные:

Развивающие:

Образовательные:

создающих комфорт,

Материал и оборудование:

Ход занятия

Воспитатель:

Если вы скучаете.

Если вы зеваете.

Или плакать хочется.

Или носик морщится,

Значит надо…

Значит надо…

Всех друзей сюда позвать

Значит надо…

Значит надо…

Веселиться и мечтать!

Психогимнастика.

Дети : Хотим.

Воспитатель

А на балу оказаться охота.

А надо еще приготовить обед:

Дети: Да, ей было бы легче.

Воспитатель:

Игра: «Ты –мне, я - тебе»

Пылесос – убирает пыль,

Утюг – гладит бельё. И т. д.

Воспитатель

И т. д.

Воспитатель :

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель:

Воспитатель:

Показывает DWD диск.

Воспитатель:

Дети: на ноутбуке.

Воспитатель:

Физкультминутка:

С мамой мы утюг купили.

Всё на полки уберем.

Пылесосом пол протрем.

Воспитатель :

Воспитатель:

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми старшей группы по теме «Электроприборы» с использованием информационных компьютерных технологий воспитателя Берсенёвой Надежды Николаевны

Интегрируемые области: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность». Беседы: Конспект организованной образовательной деятельности

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений:

«Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились»,

«Кот Барсик и стиральная машина»,

«Виртуальный мир и реальность» К. Нефёдова

Игры:

«Ток бежит по проводам», «Помогаем маме».

Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание альбомов:

«Мир вокруг нас»,

«Один дома»,

Энциклопедия для малышей «Чудо - всюду» Т. Д. Нуждина,

выполнение заданий в альбоме с наклейками «Правила безопасности»,

использование в игре игрушек на батарейках

пылесос, радиоприёмник, фен и др.

дидактические игры:

«Собери картинку»,

«Четвёртый лишний».

Взаимодействие с семьёй:

Подбор картинок для альбома «Бытовые электроприборы».

Консультации:

«Опасные предметы дома», «Как помочь ребёнку, пострадавшему от удара током».

Программные задачи:

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира,

Воспитывать умение работать в подгруппах, договариваться,

Вызвать чувство сопереживания, желание помочь.

Развивающие:

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать,

Обогащать речь существительными, обозначающими предметы быта,

Способствовать в игре развитию умений подбирать глаголы - действия к существительным,

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос.

Образовательные:

Обобщить представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт,

Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,

Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Материал и оборудование:

Журналы с бытовой техникой, ножницы, клей, четыре альбомных листа, мяч, DWD диск, ноутбук.

Ход занятия

Воспитатель:

Если вы скучаете.

Если вы зеваете.

Или плакать хочется.

Или носик морщится,

Значит надо…

Значит надо…

Всех друзей сюда позвать

Значит надо…

Значит надо…

Веселиться и мечтать!

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я Надежда Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька.) .

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих я приглашаю поиграть.

Психогимнастика.

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.

А если они сердятся, хмурятся? А когда они над чем то задумались?

Вот такое же задумчивое лицо было у мальчика Вити, которого я сегодня встретила. А вы хотите узнать, почему у него было такое задумчивое лицо?

Дети : Хотим.

Воспитатель : Тогда слушайте, вот что он мне рассказал:

Про бедную Золушку сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится Золушке дом убирать,

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо еще приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присела бедняжка - всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею.

А как вы, ребята, считаете, Золушке было бы легче справиться с домашней работой если бы у неё была бытовая техника?

Дети: Да, ей было бы легче.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть и вспомнить пользу электроприборов.

Игра: «Ты –мне, я - тебе»

Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч, называя бытовой электро- прибор. Ребёнок, возвращая мяч, называя действия, которые этот прибор выполняет.

Пылесос – убирает пыль,

Холодильник – сохраняет продукты,

Стиральная машина – стирает бельё,

Утюг – гладит бельё. И т. д.

Воспитатель : А что будет, если вдруг все приборы исчезнут? Может их можно чем- нибудь заменить?

Саша: Вместо холодильника можно опустить продукты в погреб.

Вика: Вместо стиральной машины постирать руками.

Дима: Вместо пылесоса подмести веником.

Оля: Без утюга всего сложнее, но можно аккуратно расправлять вещи, не сильно выжимать.

И т. д.

Воспитатель : Оказывается можно обойтись без всех этих электроприборов или нет?

Дети: С ними легче, быстрее выполнять работу по дому.

Воспитатель : Вот над этим и задумался мой знакомый мальчик Витя. Как же Золушке помочь?

Воспитатель : Но где же мы возьмём настоящую бытовую технику?

А вы не забыли про Фею- крёстную? Может она поможет?

Дети: Можно послать картинки, а Фея превратит их в настоящие.

Воспитатель: А у нас есть такие картинки?

Дети: Можно вырезать из старых журналов и наклеить на листы бумаги.

Воспитатель: У нас есть четыре листа бумаги, на каждый можно приклеить несколько картинок.

Дети делятся на подгруппы, выполняют работу, договариваются. Воспитатель по необходимости помогает.

Воспитатель : Ваша работа закончена. Какие же электроприборы Золушка получит в подарок?

Дети перечисляют бытовую технику, изображение которой они наклеили.

Воспитатель : Как вы думаете, теперь Золушка успеет на бал.

Дети: Да, она быстрее справиться с работой и не очень устанет.

Воспитатель: Ребята, в сказках, конечно, много волшебства. А какое волшебство заставляет работать всю бытовую технику?

Дети: Электрический ток. Он бежит по проводам, когда мы включаем в розетку.

Воспитатель: А ведь наша Золушка не знает, что электрический ток может быть опасным.

Показывает DWD диск.

Воспитатель: Вот здесь правила, которое необходимо соблюдать, чтоб не случилось беды. Может этот фильм тоже подарить Золушке. А при помощи чего мы можем посмотреть этот фильм?

Дети: на ноутбуке.

Воспитатель: Совершенно верно. И теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре - Хлопают в ладоши

С мамой мы утюг купили.

Будем гладить, а потом Имитируют глажку белья

Всё на полки уберем.

Ну, а с папой мы вдвоем Имитируют уборку

Пылесосом пол протрем.

С делами управимся - Хлопают в ладоши

К телевизору усядемся Приседают

Воспитатель : А теперь мы подаренный Золушке диск о правилах безопасности в работе с бытовыми приборами и об опасности для детей если они будут включать их без разрешения взрослых посмотрим фильм « Уроки тётушки Совы для её друга Домовёнка»

Просмотр презентации «Наши домашние помощники».

Воспитатель: Теперь мы сложим ваши работы и диск в конверт, подпишем его и отправим Золушке.

Ребята, я надеюсь, вы тоже будете помнить и выполнять правила обращения с электричеством.

А я знаю, что в нашей группе есть предметы, в которых прячется неопасное электричество. Может, мы с ними поиграем?

Дети расходятся по группе, находят игрушки на батарейках. (Машины, руль, фонарик, «говорящая азбука») .


Борисова Марина Борисовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 27 Детский сад "Почемучка"
Населённый пункт: п.Новый, Елизовский р-он, Камчатский край
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Сказка о пылесосике" (лексическая тема "Электроприборы")
Дата публикации: 27.03.2017
Раздел: дошкольное образование

В нашей старшей логопедической группе для детей с ОНР 3-го уровня каждая

неделя начинается с изучения новой лексической темы. А в век компьютер-

ных технологий и многообразия различной домашней техники появилась

необходимость в теме «Электроприборы и бытовая техника». Зачем? Дети с

общим недоразвитием речи часто путают лексические значения предметов.

При активизации словаря на тему «Дом, части дома» слова дверь, стены и

т.п. у детей ассоциируются с мебелью. Тоже происходит и с крупной бытовой

техникой.

На первых логопедических занятиях по любой теме мы уточняем и обогаща-

ем словарь, развиваем лексико – грамматические категории. Вторые занятия

обычно направлены на развитие связной речи.

Данная лексическая тема была сложна и для меня, т.к. очень мало материала,

на который можно было бы опереться. А 5-6 лет – апогей сказочного мышле-

ния! Стремление приписать неодушевленным предметам или животным че-

ловеческие черты. И я решила это использовать - придумать совместную

сказку! Дети не любят наставлений, а сказка научит всему исподволь.

Представляю вашему вниманию фронтальное логопедическое занятие, запла-

нированное на второй период (конец февраля).

«Сказка о пылесосике»

Образовательные задачи. Актуализация и активизация словаря по теме «До-

машние электроприборы и бытовая техника». Совершенствование навыка

словообразования, словотворчества. Совершенствование грамматического

строя. Совершенствования навыка ориентировки на плоскости.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, творческих и мыслительных

процессов, зрительного внимания, воображения, памяти, общей и мелкой мо-

торики, пространственного восприятия.

Воспитательные задачи. Воспитание бережного отношения к окружающим

предметам. Воспитание уважения к мнению других.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме,

пылесос, влажная салфетка, картинки с наложенными изображениями пред-

метов для индивидуальной работы (Прилож.1), альбомы, карандаши, мяч, ли-

сты в крупную клетку для графического диктанта, заламинированные листы

для самооценки (Прилож.2)

Ход занятия.

Оргмомент. «Снежный ком». Активизация словаря по теме «Домаш-

ние электроприборы и бытовая техника».

Дети стоят в кругу. Логопед предлагает детям вспомнить тему про-

шлого занятия и поиграть в игру «Снежный ком». Затем передает

мяч и называет предмет по теме, ребенок повторяет это слово, назы-

вает свой предмет и передаёт мяч следующему и т.д. Последний ребе-

нок должен назвать все слова и добавить своё.

«Почему так назвали?» Совершенствование навыка словообразова-

Логопед показывает предметные картинки и спрашивает, почему этот

предмет так назван.

Самовар, кофемолка, хлеборезка, холодильник, вафельница, пылесос.

Как с ними необходимо обращаться? (Аккуратно, выключать после ис-

пользования, чистить от грязи, протирать пыль, под присмотром взрослых

Игра «Верю – не верю» (с мячом) . Развитие творческих и мыслитель-

ных процессов.

Логопед предлагает детям поиграть в небылицы.

Вы можете сочинять небылицы? А что это такое? Я буду каждому

бросать мяч и говорить предложение, а вы будите возвращать мяч и го-

ворить «Верю» или «Не верю». А если не верите, то объясните – поче-

Ваш холодильник родился на северном полюсе.

В холодильнике лежит колбаса.

На печке приготовили обед.

Пока вы спали, печка приготовила завтрак.

По телефону можно говорить.

Ночью ваш телефон общается с другими телефонами.

Лампочка дружит с выключателем.

Пылесос нужен для мытья посуды.

А теперь ваша очередь.

Дети предлагают свои предложения, а логопед говорит «Верю» или «Не

Сказка о пылесосе. Развитие связной речи, воображения. Воспитание

бережного отношения к окружающим предметам.

Выставляется настоящий пылесос, тряпочка (протирать «пыль»)

Про любой предмет можно сочинить сказку. Вот наш герой – пылесос. С

чего начнем?

Жил – был в нашем детском саду… в старшей группе … пылесос.

Когда – то он был новенький. Все его любили, протирали с него пыль.

А он за это… хорошо пылесосил в группе.

Однажды дети играли с маленькими, мелкими игрушками. Какими?... А

потом не убрали их на место, и они закатились под шкаф, под …

А пылесос этого не знал. И когда он начал пылесосить везде, везде,

под …, под…, под…, то засосал эти игрушки в шланг и …сломался.

Поставили пылесос в угол и забыли про него. Никто на него внимания

не обращает, никто в розетку не включает, пыль с него не протирает…

Загрустил.

Стали дети искать свои игрушки. Нет их нигде. А пылесос? Знает, а

сказать не может. Он только по ночам разговаривает.

И вот собрались пылесос выбросить и решили посмотреть, что там

внутри. А там …

Обрадовались дети. А пылесос тоже рад. Ведь его не выкинули, а про-

сто почистили внутри.

Конец? А вот и нет! Теперь дети знают, что нельзя мелкие предметы ки-

дать под …, а то пылесос сломается!

Физминутка. «Я - пылесос» Координация речи и движения

Дети встают в круг и представляют, что они – пылесосы.

Батюшки, сколько пыли!

Где же вы раньше были?

Меня вы совсем забыли…

Ладно, ладно, не страшно, все

Изумительно грязно! Просто пре-

Да, кстати, загляну еще под крова-

Потом пройдусь по ковру.

И снова в углу замру

Руки в стороны, затем «метёлоч-

ка» перед грудью

Поднять плечи, руки в стороны

Махнуть рукой

Кулачок на кулачок, хлопок, кула-

чок на кулачок, хлопок

Скакать по кругу

Остановиться, нагнуться

«Пылесосить»

Остановиться и замереть

Пересказ сказки. Развитие связной речи, памяти.

Пересказ осуществляется по цепочке, с дополнениями. Если группа

сильная, то можно предложить пересказ от лица пылесоса, но тогда

на голову надеть шапочку с его изображением.

«Найди пылесос». Профилактика дисграфии.

Найти в картинке с наложенными изображениями предметов пылесос и об-

вести его по контуру.

Ребята, наш пылесос передал вам черно-белые фотографии, где он изобра-

жен в компании своих друзей… Странно, но я его не вижу! Попробуйте вы

найти пылесос и обвести по контуру красным карандашом.

Игра «Добавь правильное словечко». Расширение и уточнение словаря

Пылесосу понравилось с вами играть, и он предлагает вам новую игру «До-

бавь правильное словечко».

Логопед описывает пылесос, производит с ним действия.

Наш помощник … пылесос,

У него длиннющий … нос? Хобот? Правильно - шланг!

Вместо ног …правильно, колесики!

В животе… волосики? Насосики? Правильно – мотор!

Ложку? Правильно - вилку в …конфетку? В котлетку? Правильно – в розетку!

Нажмем на кнопочку под названием …«читатель»? «Испытатель»? Правиль-

но – «включатель»!

Теперь за работу!

Графический диктант «Дружная команда»

Раздать детям листочки в крупную клетку, в середине каждого листа сто-

ит точка – пылесос.

Вот листочки, это план группы. В центре точка, это пылесос. Поможем пы-

лесосу убраться в группе. Поставьте карандаши в точки и слушайте команду.

Наш пылесос продвигается вверх на 3 клетки, вправо на 4 клетки, по диаго-

нали влево вниз на 1 клетку, …а сейчас вы будите давать команды по цепочке,

но с условием, чтобы линии не пересекались. Зачем нам пылесосить на одном

и том же месте?

Молодцы, у нас была дружная команда, и мы помогли навести уборку в

10.Итог занятия. Самооценка работы детей (обвести шарик).

Логопед предлагает дома нарисовать пылесос, а внутри те мелкие предме-

ты, которые потерялись в группе.

Приложение 1.

Приложение 2.

Шарик надут, поднят высоко в небо – поработал отлично

Шарик надут наполовину, находится на середине листа – старался, но не все

получилось

Сдувшийся шарик не взлетел, находится на земле – в другой раз получится