Варианты досуга для семьи. Консультация на тему: "Как грамотно организовать семейный досуг"


Если бы меня спросили, как определить заблаговременно, распадется ли семья, я бы сказала, что достаточно узнать, как она проводит свой досуг.

Первым отдаленным признаком возможного распада ячейки общества может быть отдельное проведение досуга. Не факт, что это непременно произойдет, но вероятность многократно возрастает.

Здесь важно все-таки уточнить, что значит совместно? Ведь мы с вами неоднократно наблюдали картину, как дома, в ресторане или кафе люди вроде бы сидят вместе, но по сути они совсем не вместе, так как в руках у каждого любимый гаджет - телефон или планшет, и все погружены в виртуальную реальность, находясь где-то за пределами пространства, которое можно назвать совместным. Эти люди проводят время рядом, но не вместе…

Прямо скажу: нет ничего ужасного в том, что муж иногда поедет на рыбалку с друзьями, а жена сходит на концерт симфонической музыки с подругами. Объективно она может не любить рыбную ловлю, а он может засыпать под фугу Баха. Но необходимость вместе провести выходные, на мой взгляд, - такая же насущная потребность, как утолить голод или выспаться. Конечно же, при условии, что семья не стремится к распаду.

Почему так важно проводить досуг вместе?

Во-первых, это мощный энергообмен. За время ежедневной разлуки, пусть это будет работа или учеба, наше энергетическое поле сильно истощается. Мы взаимодействуем с людьми не всегда близкими нам по духу, часто даже враждебно настроенными, а значит, тратим энергию на поддержание этого поля, на безопасность, снятие тревоги, удержание каких-то эмоций - как негативных, так и позитивных. В семье мы с эмоциями обращаемся легче - в хороших семьях всегда обеспечена безопасность в выражении эмоций и разрешено называть вещи своими именами, быть искренними. Поэтому с близкими и родными людьми человеку сразу становится легче. Кстати, признаком неблагополучия в семье как раз и бывает напряженное молчание, когда неимоверно хочется высказаться, а такой возможности нет в принципе. Многие взрослые получили запрет на проявление эмоций еще от своих родителей, в виде т.н. паттернов поведения - схем, передающихся из поколения в поколение. Дети, к примеру, особо остро воспринимают молчаливое напряжение в семье, часто реагируют на него болезнью, "плохим" поведением, истериками. Важно понимать, что совместное проведение досуга дает возможность общаться в непосредственной обстановке, без напряжения, вызванного необходимостью соответствовать чьим-то ожиданиям.

Второй важный компонент совместно проведенного времени в семье - это необходимый каждому человеку телесный (тактильный) контакт с близкими. Увы, такой контакт зачастую - в большом дефиците. Уважаемая мною Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге "Общаться с ребенком. Как?" говорит, что для нормального самочувствия ребенку необходимо не менее восьми объятий в день. И, между прочим, взрослому тоже! А подумайте, обеспечиваете ли вы хотя бы три?

Статистика говорит, что среднестатистический отец проводит со своим чадом в среднем от 7 до 20 минут в день. Успевает ли он насытить потребности ребенка в объятьях? Надо также отметить, что мальчики часто нуждаются не просто в объятиях, а в своеобразных взаимодействиях с отцом - рукопожатиях, похлопываниях по плечу, борьбе, в которой можно безопасно попробовать свою силу. Совместный, правильно организованный, досуг как раз способен обеспечить семье такие взаимодействия. Третья важная роль досуга - интеллектуальный обмен. Он происходит не только на уровне родитель-ребенок, но и между взрослыми членами семьи.

Семья держится тем дольше, чем дольше супругам удается соответствовать и интеллектуальным притязаниям друг друга. Если кому-то из супругов становится скучно, то, как правило, он идет на поиски интереса вовне. И это чревато изменами. Ошибочно думать, что в основе измен лежит исключительно сексуальный интерес. Часто к изменам приводит как раз желание общаться, поиск понимания, соответствующего уровня интеллекта. Дети, как правило, тоже нуждаются не только в школьных академических знаниях, но и в информации как бы уже "переваренной" их родителями, поданной в т.н. "полуготовности".

Например, книга, которую рекомендует почитать родитель, сопровождается неким комментарием, способным направить мысли ребенка в нужное русло, где подрастающему поколению будут преподнесены некие правила и традиции его собственной семьи, ее моральные устои. То есть у ребенка есть возможность взглянуть на мир глазами "предков".

То же самое с просмотром фильмов - если смотреть и после просмотра обсуждать - можно увидеть все "пробелы" воспитания, что-то уточнить, поспорить, выяснить важные аспекты для себя и ребенка. Ну и, наконец, совместный досуг - это отличное средство в борьбе с депрессиями, стрессами, семейными проблемами и трудностями общения. Он помогает бороться со своими недостатками, учит взаимодействию с другими людьми, дает возможность развить командный дух.

К сожалению, во многих семьях так бывает, что когда возникает большое пространство времени, которое можно провести вместе, к примеру, новогодние праздники, оказывается, что вам совершенно нечего делать вместе. В результате семья все выходные мается от скуки, приводит квартиру в дикий беспорядок, употребляет невероятное количество еды и, ругаясь за пульт, "дежурит" возле компьютера и телевизора. Знакомо, не правда ли?

Поэтому любой отдых и даже небольшой досуг стоит планировать. Для этого важно учесть предпочтения всех членов семьи, что бывает довольно непросто, и понять, что все-таки для вас всех подразумевается под словосочетанием "хороший семейный отдых". Увы, но потребление товаров и услуг всей семьей превратилось в главную составляющую досуга на выходных. Люди стали ходить развлекаться в торговые центры, кино и магазины, совершая много покупок. Даже хобби для ребенка или любимые книги для взрослых являются поводом что-то приобрести. Из опыта работы с детьми знаю, что большинство (между покупкой игрушки и совместным походом куда бы то ни было с родителями) выбирают совместный поход. Правда!

Планируя совместный отдых, следует разделить его на основные категории: - совместный досуг вдвоем с супругом или с полным составом семьи; - совместный досуг с привлечением людей извне - друзей, родственников; - совместный досуг, требующий материальных затрат или не требующий; - совместный досуг продолжительный (отпуск, каникулы) или кратковременный (вечер); - совместный досуг с выходом на улицу или нет (например, что мы будем делать, если непогода). Также необходимо учесть еще несколько важных правил:

Лучший отдых - смена деятельности, ведь если кто-то из родителей всю рабочую неделю общался с разными людьми, то он может устать от общения. Точно так же, как учебный процесс может быть неприемлемым в качестве отдыха для школьника.

Лучший отдых - хорошо спланированный, вам ведь не понравится ответ из окошка кассы: "билетов нет". У вас всегда должен быть запасной вариант, ведь крайне неприятно, если дети ощутят разочарование по вашей вине. Наверное, это правило будет необычным, но лучше качественно проведенное время по отдельности, чем потерянное вместе. Чаще такое правило оказывается важным там, где есть дети-подростки, у которых уже сформировались свои представления о хорошем отдыхе. Важно уважать их интересы и не превращать отдых в наказание.

Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи - от содержательного и доброжелательного общения, от реализации своих потребностей в движении, познании, развитии. Только тогда он оказывает развивающее воздействие и на детей, и на взрослых, повышает их культурный уровень, дает ощущение единения семьи. Не забывайте удивлять близких людей: неожиданные сюрпризы, долгожданные подарки, романтичные моменты и т.д. - все это вдохновляет, позволяет чувствовать себя нужным и любимым, т.е. наполняет жизнь смыслом. А самые яркие моменты отпечатываются в памяти навсегда и будут греть душу и волновать воображение спустя много-много лет.

Семья в любом обществе является той нишей, где подрастающее поколение получает первый социальный опыт знания норм и эталонов культуры, знакомится с реальным повседневным повелением и общением людей. Важнейшие функции семьи:

  • - коммуникативная функция;
  • - функция создания гармоничных отношений;
  • - репродуктивная функция;
  • - функция организации быта и ведения хозяйства;
  • - функция создания условий для профессиональной деятельности членов семьи;
  • - функция поддержания физических и духовных сил всех членов семьи;
  • - функция организации досуга.

В словаре С.И. Ожегова понятие досуг трактуется как время свободное от работы , а семья - это группа живущих вместе родственников, сплоченных общими интересами. Исходя из этих двух понятий, можно сделать вывод, что семейный досуг - свободное время, которое родственники проводят вместе.

Время, проведенное в одной комнате за разными занятиями, это не есть семейный досуг. Например, когда мама готовит ужин, а ребенок в это же время рисует на кухне за столом - нельзя назвать семейным досугом. Занятие должно быть общим, то есть или вместе готовим, или вместе рисуем, тогда это будет семейным досугом.

Семейный досуг - это сугубо коллективная деятельность, качество которой зависит от таких факторов как: уровень культуры и образования в кругу семьи, уровень обеспеченности семьи, возраста, индивидуальных особенностей и интересов каждого из членов семьи. Семейный досуг позволяет объединить семью общим делом.

Семейный досуг оказывает воспитательное и развивающее действие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к изучению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет разрешить собственные недостатки при помощи творческой активности.

Семейный досуг можно организовать как дома, так и за его пределами.

В наше время существует огромное количество настольных игр, которые интересны не только детям, но и взрослым. В игре все равны, игры объединяют и развивают, а главное - дарят возможность непринужденного общения родителей с ребенком. В игре можно познавать своего ребенка, открывать в нем новые таланты, радоваться вместе победам, учить достойно проигрывать и так далее. Помимо настольных игр можно организовать дома мини-театр, или просто порисовать с ребенком, или что-то смастерить, или посмотреть всем вместе мультфильм, потом обязательно обсудить увиденное, сделать выводы. Чтение книг вместе с ребенком, тоже хорошая форма организации досуга. Главная цель - быть вместе, заниматься одним общим делом.

Что касается организации семейного досуга вне дома, здесь открываются огромные возможности, но, конечно, требуются материальные вложения.

Активный семейный досуг - это очень занимательное времяпрепровождение, это веселье, развлечение, получение новых эмоций всеми членами семьи. Активный отдых - это горные или водные лыжи, сноуборд или серфинг, походы в лес, ловля рыбы и многое другое… Активный семейный досуг - это просто замечательная возможность великолепно провести выходные дни или отпуск, а также получить незабываемые эмоции, которые Вы не сможете забыть долгое время. В зависимости от времени года культурно-досуговые мероприятия, направленные на активный, энергичный отдых принципиально различаются. В летний период - это: автомобильные туристические поездки, велосипедные поездки, прогулки в парках развлечений, походы на озеро и так далее. В зимний период: лыжные поездки, катание на санках, ледянках, коньках. И здесь, опять же главная цель - быть всем вместе, в кругу семьи. Большую роль в восстановительной функции семьи играет умело организованный семейный досуг.

Социальная роль досуга заключается в том, что он служит средством восстановления физических и духовных сил человека, подготавливает его к дальнейшей трудовой и общественной деятельности. Семья -- единый коллектив, однако интересы у членов семьи могут быть различными. Игнорирование этих интересов может привести к конфликтным ситуациям. Сама жизнь подсказывает, как важно учитывать как частные, так и общие интересы в организации семейного досуга. В семьях, которые не практикуют совместный отдых, присутствует отчуждение, негативный семейный психологический климат и как результат - проблемы с детьми подросткового возраста. Страдает совместная семейная деятельность, которая перестает являться организованной системой; взаимодействующих членов семьи, направленной на целесообразное производство и воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. Утрачиваются признаки этой деятельности:

  • * непосредственный личный контакт участников;
  • * наличие единой цели, которая перестает отвечать общим интересам и потребностям членов семьи.

Разрушение совместной деятельности обусловливает возникновение в группе «теневого» руководства, нового разделения ролей «ведущих и ведомых», а также разделения труда между ними.

Совместная деятельность и общение предполагают наличие группового согласия, которое есть единство взглядов, характеризующее людей (члены семьи), объединенных в группу. Групповое согласие возникает в процессе непосредственных взаимодействий людей путем взаимного принятия членами группы позиций и ролей друг друга. Групповое согласие можно рассматривать как проявление ценностно-ориентационного единства и нормализации семейного психологического климата.

В отличие от сферы экономики, политики, образования, на семью нельзя оказывать прямое, административное воздействие, формируя позитивную жизненную стратегию. Трудно директивно обязать любить, рожать, заботиться о стариках, духовно насыщать свое свободное время. Оптимизация жизнедеятельности семьи во многом определяется эффективностью использования конструктивного потенциала социально-культурной деятельности, средствами которой можно создать семье благоприятную культурную среду развития, обеспечить корректное, но стабильное и последовательное вовлечение каждого члена семьи в мир культуры и художественного творчества.

Особая роль в реализации педагогической функции семьи принадлежит совместной досуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемую для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству.

Досуг наиболее полно реализует две социально-значимых функции - рекреативную (или восстановительную) и духовного развития человека, формирования его личности. Организация досуга - одна из значимых функций семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых, дальнейшим развитием современной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени.

Работа с семьей в социально-культурных учреждениях клубного типа можно поделить на три направления:

  • - организации учебы для родителей по освоению знаний по педагогике и психологии;
  • - включение в совместную деятельность детей и взрослых
  • - пропаганда семейных ценностей.

Учреждения социально-культурной сферы имеют в своем арсенале большое количество форм организации совместного семейного досуга: организация клубов «Молодая семья», «Выходного дня»; конкурсные программы:«Мама, папа, я - спортивная семья», «Мама, папа, я - дружная семья», «Мама, папа, я - мастеров семья», «Бабушки и внучки»; семейные праздники и вечера отдыха; смотры семейных художественных коллективов; выставок семейного творчества; семейные спектакли; привлечение семей к участию в праздниках, гуляниях, карнавалах, походах, экскурсиях. Но, подчас, эти мероприятия носят эпизодический несистемный характер, а необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на интеграцию семьи и ее членов, обеспечение полноценного физического, психологического, интеллектуального и социального развития всех членов семьи, посредством эффективной реализацией семьей основных функций; обеспечение на основе реализации данных функций благоприятного психологического климата семьи и социализации и адаптации всех ее членов.

Вопрос о планировании семейного отдыха встал передо мною в какие-то длительные празднично-выходные дни, когда у нашей семьи оказалось очень много совместного времени и нам оказалось совершенно нечего делать вместе. В результате мы все выходные маялись со скуки, несколько раз поругались, навели дикий беспорядок в квартире, наели несколько лишних килограммов и устроили ударную вахту возле компьютера и телевизора.

После этого я поняла — свободное время не равно отдыху. Если хочешь хорошо отдохнуть со своей семьей, то отдых надо планировать и организовывать. Как и ко всем полезным привычкам, к организации семейного досуга тоже надо подходить постепенно и последовательно.

Для начала я определила: что для меня — хорошо проведенный семейный досуг. Для меня это, прежде всего, активный и познавательный семейный отдых. Потом я составила список конкретных мероприятий, которые расшифровывают для меня понятие «активного и познавательного досуга». Здесь оказались семейные походы на выставки и пикники, совместные танцы, тематические застолья с конкурсами, просмотры интересных фильмов, рисование.

Затем я этот список ещё больше расширила и разбила по категориям:

  • мероприятия дома,
  • когда на улице непогода,
  • мероприятия с выходом из дома,
  • требующие материальных затрат и не требующие,
  • чем можно заняться вдвоем с супругом, с детьми и полным составом семьи,
  • чем можно заняться самой, пока все спят или разбрелись кто куда (я – это тоже семья),
  • с разными временными затратами (мероприятия на свободный вечер, выходные, отпуск).

Чтобы не получилось как в басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак» («когда в товарищах согласья нет, не будет в деле толк, одна лишь мука»), я попросила каждого члена семьи составить подобный список (дочке было лениво писать, и она просто нарисовала) и все объединила в единый большой список. Теперь мне осталось посмотреть, чем можно заняться в ближайший свободный вечер, выходные, отпуск, выбрать наиболее подходящее и … полный вперед.

Но тут меня ожидали два подвоха.

  1. Первый подвох был в том, что я не учла правило: лучший отдых – перемена деятельности. Мне, после рабочей недели, полной общения с кучей самого разного народа никак не хотелось ни идти в гости, ни встречать заранее приглашенных гостей. Больше всего мне подходили , пикники на природе или просмотр хороших фильмов. И это правило оказалось справедливым для всех членов семьи: мужу после сидячей недели хотелось двигаться, ребенку после недели умственного труда, хотелось поработать руками. Таким образом, правило перемены деятельности должно быть учтено при планировании отдыха.
  2. И второй момент. Как сказал один полководец: «Залог успешного наступления – хорошо подготовленный плацдарм». Иначе, придя в кино, можно упереться носом в объявление «ремонт» или «билетов нет» (как мы, когда «с улицы» пришли смотреть «Аватар»). После того как было решено, как семья будет проводить ближайший семейный досуг, следует заняться подготовкой плацдарма для него.

Что может означать на практике планирование отдыха? Смотрим свои списки и сверяемся с тем, что есть для проведения запланированного досуга: лото, домино, скрабл. Разбираем завалы дисков и книг: может, есть интересные фильмы, которые мы ещё не смотрели? Может, часть книг не прочитана (заодно соберете лишние, которые можно сдать в местную библиотеку). Подбираем рецепты выходного дня: что можно приготовить для тематических ужинов? Что можно быстро приготовить, чтобы не отрывать время от семейного досуга? Что можно приготовить всей семьей? Желательно, чтобы к нужному моменту билеты были куплены, лыжи и коньки смазаны, в холодильнике имелись необходимые продукты, а настрой был позитивным.

3. Третье важное правило: лучше придумать несколько вариантов досуга, чтобы не переживать, если один вариант по каким-то причинам сорвется.

Например, если запланированы лыжи, но ударили морозы под -40 градусов Цельсия – не беда, у вас есть подборка фильмов и телефон, где можно заказать пиццу, а потом устроить семейный кинотеатр с ее поеданием.

4. Есть ещё один момент: иногда у членов семьи совершенно разные представления о хорошо проведенном семейном досуге. Поскольку у нас в семье представления примерно одинаковые, я с этим вопросом непосредственно не сталкивалась. Но выход вижу в том, что некоторым помогает правило: лучше качественный отдых по отдельности, чем потерянное время вместе.

Для меня показателем того, что все мои правила работают, стали ближайшие новогодние каникулы, которые в отличие от прошедших, были проведены весело и интересно: с просмотром любимых волшебных сказок, с походами в кино и на выставку кошек, с посещением гостей и семейным планированием на новый год.

Хотите стать читателем журнала «Успевай с детьми!»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация досуга детей в семье.

Древнекитайский философ, последователь Конфуция, Сюнь–цзы сказал: «Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания».

Сегодня кажется, что обилие развивающих игр, компьютеров, всевозможных новомодных предметов уже снимает с родителей проблему правильной организации досуга. Однако, это не так. На протяжении всего детства ребенка за его отдых отвечают именно родители.

Существует множество форм проведения досуга. Например, посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач, пользование ресурсами Интернет, формы самодеятельных занятий и увлечений (фотография, рисование, пение, танцы и др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии, различные занятия и игры с детьми, и многие другие

Основной формой является игра. Она выступает способом вхождения ребенка в мир взрослых, активным отражением ребенком окружающей его жизни людей. Игра развивается и усложняется по мере развития самого ребенка.

Задачей родителей становится грамотная организация досуговой деятельности детей, включающая в себя выбор формы проведения досуга, исходя из возрастных, психологических, физических особенностей ребенка. Родитель должен понимать, что в младшем дошкольном возрасте ребенок не всегда может удержать внимание на одном предмете или деятельности на долгое время, поэтому необходимо контролировать происходящее и вовремя сменять одну деятельность другой так, чтобы это не ущемляло интересы младшего дошкольника, и не лишало его права выбора. Лучшей формой контроля является принятие непосредственного участия в деятельности. Это не только позволяет лучше понять ребенка, но и сплачивает всю семью.

С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, себя самого и других людей. Родительская поддержка очень важна, она направляет ребенка в нужную сторону, аккуратно подталкивает вперед, что определяет успешность его вступления в мир людей.

Уважаемые родители, хочу предложить варианты игр, которые помогут вам и вашим детям провести досуг более интересно.

Игры с вымышленными героями.

Вымышленный герой поможет общаться вам с ребенком. К этому герою могут быть обращены поучения, похвала, он может быть образцом для подражания или наоборот, страшным проказником.

Так, у одного мальчика объявился невидимый дружок Мишка. Мальчик разговаривал с ним и играл. Он считал, что его любимец всюду следует за ним, а в автобусе сидит у него на коленях и смотрит с ним в окно. Это продолжалось целый месяц, пока семья не переехала на дачу. Где у мальчика появилось два друга.

Иногда вымышленные герои помогают ребенку справиться с одиночеством и отсутствием внимания. Когда находятся реальные друзья, вымышленные чаще всего исчезают.

Игра «Близкие друзья»

Это могут быть привлекательные мягкие игрушки или любимые вещички. Ребенок относится к ним нежно, как к любимым друзьям. Он ложиться с ними спать, и прижимает их к себе в минуты тревоги или страха. Он вымещает на них обиду, подвергает их наказанию и прощает, деля с ними радость и горе.

Взрослые должны обращаться с такими персонажами особенно осторожно. Ведь эти игрушки и вещички в какой-то мере замещают Вас, несут Вашу любовь к ребенку, отражают всю гамму отношений к нему.

Игры с самодельными куклами.

Каждый из нас пытался сделать свою куклу (игрушку), свой персонаж. Для кого-то он был другом, для кого-то - идеальным героем, носителем всех положительных качеств, а для кого-то – неумемейкой. Удивительно, но при обеспеченности современного ребенка игрушками эта традиция не угасает. И дети иногда сами или с помощью родителей мастерят кукол.

Игра «Кукла из старого носка»

Сделайте куклу из старого носка (перчатки, варежки). Пришейте две пуговицы - это будут глаза. Обозначьте рот. Покажите, что кукла может жестикулировать, двигать руками, прикасаться к его лицу. Такие куклы должны быть у вас и вашего ребенка.

Используя эту куклу, введите в привычку от ее имени рассказывать ребенку интересные события из своей жизни или то, то, что происходило с вами за день.

Затем можно усложнить сюжет. Придумать совместное путешествие в зоопарк, цирк, на Марс.

Используя перчатки можно сделать целую семью, каждому пальцу отвести роль одного из членов семьи. Например, мама, папа, ребенок, брат (сестра), бабушка (дедушка).

Игры с предметами находящимися под рукой.

В течение своей жизни ребенок проявляет разное отношение к вещам. Сначала он манипулирует ими, открывая их физические свойства (кидает, облизывает, постукивает и т. д.), затем употребляет их по назначению (ложкой ест, на стуле сидит) и, наконец, открывает их игровые возможности. Решается. Какой предмет и чем может быть в игре. Важная роль в игровом употреблении предметов принадлежит воображению. Ребенок по- новому смотрит на ставший уже привычным предметный мир. Он делает одно открытие за другим. Простой зонтик может быть ракетой, а может превратить его обладательницу в принцессу. Эти игры являются важной составляющей сюжетно-ролевой игры. Вещь, игрушка, действия с ней могут быть толчком для определения роли, ее характерных особенностей. Но само желание детей фантазировать и перевоплощаться порождается общением с людьми.

Игра в шляпу.

Эта игра начинается с простой примерки маминой шляпы. Затем, надев ее, девочка превращается в барышню, меняет походку, манеры. Видя положительное отношение взрослого, ребенок дополняет игру: он представляет, что с ним идет собачка. Она хочет мороженого и не слушается.

Игры с платком.

Из платка создается удивительный наряд (необычная юбка). Убедившись, что он получился, ребенок начинает обыгрывать свою роль. Например, девочка становится балериной или важной дамой. А если нарядились несколько детей, то появляются совместные действия и сюжеты.

Игры против скуки.

Дети не переносят скуку. В ожидании приема у врача, в транспорте они просто изнывают. Тогда помогает игра.

Игра в догонялки.

В сумке у мамы оказывается много интересных вещей, пригодных для игры. Можно взять ключи: один будет кошкой, а другой – мышкой. Определяется игровое пространство: окно, сумка или мамины колени.

Игра «Невидимые герои».

Дети могут вообразить себе какой-либо персонажи и обращаться к нему как к реальному лицу. В этом случае не смейтесь над ним и не пытайтесь их переубедить.

Лепим из соленого теста.

Дети очень любят лепить. Солёное тесто отлично заменяет пластилин и даже имеет ряд преимуществ: после его оттирания с пола на ценном паркете не остаётся цветных пятен, оно гораздо легче вымывается из волос ребёнка; к тому же малыша, съевшего внушительный кусок «строительного материала» не нужно вести к врачу.

Тесто приготовить очень просто: мука, вода, соль немного подсолнечного масла, смешиваются до требуемой консистенции (чтобы хорошо лепилось). Мука и соль берутся в одинаковом количестве, а воды на треть меньше. Если лепится плохо, добавить воды.

Что лепить? Колбаски, колечки, шарики. Из каждого маленького кусочка теста можно делать лепёшку или монетку. Если надавить на лепёшку настоящей монеткой - получится отпечаток. Можно вылепить простые фигурки: снежная баба, гусеница (много разноцветных шариков, уложенных друг за другом в ряд; самый первый в ряду - с рожками и глазками), лодочка (раскатать в ладошках толстое «веретено» - в середине потолще, к концам сужающееся) и пальцами сделать внутри углубление. А ещё можно вылепить разные пирожные, булочки, торты - дети любят играть в «Магазин». Все фигурки можно потом покрасить краской и играть.




Досуг
- это наше свободное время, не занятое делами, связанными с рабочими обязанностями.

Семейный досуг - время, проведенное вместе за приятными занятиями - совместной прогулкой, настольными играми, беседами и т.д.

Хорошее проведение досуга
- очень важный момент в жизни семьи, который укрепляет отношения, указывает на семейные ценности и создает общие приятные воспоминания.

Именно поэтому планирование досуга , в котором найдется место каждому члену семьи, не менее важно, чем планирование рабочих дел. Со временем это может стать хорошей полезной привычкой, укрепляющей ваш "семейный корабль" и позволяющий хорошо отдохнуть в кругу семьи.

Правила семейного досуга

1. Родителям и детям должно быть одинаково интересно вместе.

2. Досуг должен быть полезен всей семье.

3. Досуг должен способствовать отвлечению от насущных проблем и получению позитивных эмоций.

Примеры семейного досуга

  • совместные занятия  (тренажеры, бокс, плавание в бассейне, бег, лыжи, командные виды спорта и т.д.);
  •  (монополия, эрудит, мафия, шахматы, лото, шашки, нарды, домино, скрэббл);
  • совместное рукоделие (изготовление собственного кукольного театра, сочинение сценария для сказки, создание города из конструктора, сборка моделей транспорта и т.д.);
  • большие пазлы или мозайки;
  • поход в кинотеатр;
  • поход в театр;
  • посещение популярного фестиваля;
  • посещение концерта;
  • посещение аттракционов;
  • посещение зоопарка;
  • посещение ;
  • посещение аквапарка;
  • посещение планетария;
  • пикник на свежем воздухе;
  • поездка в лес;
  •  или ближайший город;
  • совместный просмотр старых фотографий;
  • просмотр семейного фильма;
  • поездка в гости всей семьей;
  • генеральная уборка квартиры или уборка территории вокруг дома;
  • благотворительность (собрать и отвезти хорошие, но ненужные вещи в детский дом или нуждающимся);
  • написать письма и подписать открытки родным и близким, а затем отправить их по почте;
  • фантазийная семейная фотосессия (дома или в фотостудии);
  • совместное ;
  • мастер-класс (в интернете или вживую);
  • семейные встречи (собрать у себя родственников, накрыть на стол, придумать развлечения);
  • катание на велосипедах, роликах, самокатах;
  • игры (Фанты, Крокодил, Веселая чепуха и т.д.);
  • совместные покупки в торговом центре (важно порадовать каждого члена семьи, сумма покупки каждого должна быть примерно одинаковой и заранее оговорена);
  • совместное приготовление сложного, интересного блюда (выбор и покупку продуктов для блюда также можно включить в этот пункт);
  • поход в библиотеку (где каждый, не торопясь, выбирает себе чтение по интересам, например, на неделю и возвращает книги, которые брали на предыдущей);
  • тематический ужин или тематическая вечеринка с детьми.

Как спланировать семейный досуг

1. В начале недели составьте план совместного проведения досуга, учитывая интересы и особенности каждого участника.

2. Спланируйте день проведения досуга достаточно тщательно, с учетом остальных бытовых дел.

3. Предупредите всех членов семьи о планировании совместного досуга заранее.

4. Продумайте несколько вариантов проведения семейного досуга и выбрать наиболее подходящий методом всеобщего голосования.

5. Выделите день или время суток, которые станут традиционно семейными и освобождены от большинства других дел. Например суббота “день семьи” и/или 20.00-21.00 ежедневно “час семьи”, когда все откладывают индивидуальные занятия и собираются для проведения времени вместе.

6. Если совсем не получается договориться о подходящем варианте досуга в силу разности интересов, можно ввести небольшие компенсирующие поощрения для несогласных. Это также позволит учитывать интересы каждого члена семьи по очереди, не жертвуя совместно проведенным временем.

7. Попросите каждого члена семьи составить свой список интересных дел, которые можно делать вместе и далее объединить все списки в один.

8. Спланируйте несколько вида досуга, например, требующие финансовых затрат и не требующие. Или досуг с выходом на улицу и домашний досуг. Это станет хорошей подсказкой для проведения совместного времени при разных условиях и обстоятельствах.

9. Уделите внимание подготовке. Заранее поинтересуйтесь временем сеансов, стоимостью билетов, возможностью забронировать места, наличием и подготовкой нужного инвентаря, адресами ближайших магазинов с необходимыми товарами и т.д.

10. На всякий случай имейте запасной вариант досуга.


Онлайн-афиши

Литература и источники

На основе материалов