Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы


Анна Цареградская
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного города.

Современные тенденции общества предъявляет новые требования к личности человека, отсюда вытекает, что необходимо воспитывать детей, так что бы они любили и уважали свою Родину, малую Родину. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения, воспитании у детей любви и уважения к малой родине. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет патриотами своего отечества. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации изложено, что «Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности».

Комплексно – тематический план по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с достопримечательностями родного города.

Дети старшего дошкольного возраста, воспринимают окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения им. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей со своей малой Родиной. В дошкольном периоде начинают развиваться те патриотические чувства, нравственные черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, своей малой Родиной.

Задача педагога заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство любви к родному городу, но и чувство уважения к людям, его населяющим, интерес к его культурно-историческому наследию и его достопримечательностям. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому воспитание патриотизма невозможно без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми (жителями дома, населенного пункта, работниками образовательного учреждения, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Поэтому детей нужно было знакомить с историей родного города, с его достопримечательностями, памятниками известным людям, памятникам природы.

Я разработала программу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом, «Каменск-Уральский: Из прошлого в будущее» , который состоит из 3-х взаимосвязанных блоков, соблюдающих системность и целостность патриотического воспитания.

Цель данной программы заключалась в том, что бы познакомить детей детского сада с родным городом, его улицами и окрестностями, его настоящим и прошлым, а также познакомить детей с его растительным и животным миром, с применением различных форм и методов. Работа осуществлялась по принципу «От простого - к сложному».

Программа разрабатывалась, на следующих научно-методических подходах .

1. Системный подход , как важнейшее условие разработки и реализации поставленных задач, представленный на разных уровнях:

Ознакомление с близлежащим окружением ребенка, как системой взаимодействия его с социальным миром;

Усвоение существенных взаимосвязей, происходящих в окружающем его мире, наглядно представленных в виде особенностей системообразующего фактора - деятельности человека;

Усвоение детьми системных знаний о родном городе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

2. Диалектический подход - обеспечивающий формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающего. У старших дошкольников развивается общее понимание того, что все имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей - способность прогнозирования.

3. Культурологический подход, подчеркивающий ценность уникальности путей развития родного края.

В основу разработки содержания ознакомления детей с родным городом были положены следующие принципы.

1. Энциклопедичность - обеспечивает отбор содержания знаний (ландшафт, социальный мир, культура и т. д.).

2. Уникальность места - как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Этот принцип предполагает изучение специфики культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития родного города. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.

3. Интеграция знаний - формирование целостного представления о родном крае и законах его развития через системное комплексное освоение явлений, происходящих в его природном и социокультурном контексте.

4. Единство содержания и методов - работа с детьми, которая находит свое отражение в структурном построении занятий.

5. Динамика преемственных связей - отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, учитывая при этом специфику изменения социального опыта детей дошкольного возраста.

6. Комплексность - содержание концентрируется в календарно-тематическом плане.

Способность детей старшего дошкольного возраста осознанно воспринимать события и явления общественной жизни родного города в наибольшей мере проявляется при особой, целенаправленной организации процесса воспитания, которая стимулирует детей к проявлению любознательности, творчества, самостоятельности в усвоении знаний.

Реализация программы «Каменск-Уральский: Из прошлого в будущее» в образовательно - воспитательном процессе реализуются через:

1. Непосредственно образовательную деятельность;

2. Совместную деятельность;

3. Самостоятельную деятельность.

Практически все виды деятельности, образовательные средства, виды занятий с детьми в ДОУ обладают потенциалом для демонстрации детям образцов патриотических направленных действий, положительных с точки зрения морали поступков и поведения, описания и анализа нравственно значимых ситуаций, упражнения в установлении гуманных отношений.

1. Непосредственно образовательная деятельность

В планирование образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию старшего дошкольного возраста использую такие формы работы:

Аудиоинформация;

Презентации - «Семейный альбом», «Нам 5 лет»; «Улицы нашего города»;

Видеоролики - «Маленькие граждане», «Моя семья», «История моей семьи», «Мой папа – защитник отечества», «Пожарные города»;

Мультимедийные фотоальбомы - «Мой детский сад». «Моя улица»;

Фотовыставки – «Мой – папа», «Это Я», «Я и мое имя», «История названий улиц города»;

Слайд-шоу - «Милые мамы», «Великий праздник – День Победы»;

Виртуальные экскурсии - «Каменск-Уральский - мой город».

Создание и использование виртуальных экскурсий и видеороликов в образовательном процессе детского сада дает возможность осуществить интеграцию направлений развития ребенка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое). Создание видеороликов использую для различных направлений педагогической работы: это может быть тематический досуг, виртуальная экскурсия для дошкольников. Был сделан тематический цикл видеофильмов и виртуальных экскурсий, посвящённых нашему детскому саду, городу, в котором мы живём, охватывающий весь календарный год. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Для детей дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в фотосъемке. Включив в слайд-шоу или презентацию в качестве наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, у ребенка запускается сразу несколько психических процессов.

Во-первых, узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, а для детей это немаловажно. Во-вторых, способствует развитию операций обобщения. В-третьих, обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его ранее, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (развивается ассоциативная память). Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Приобретенные детьми знания уточняются и обогащаются средствами музейной педагогики.

В группе были созданы следующие мини-музеи: «Старинная изба»; «Мой город»; «Народные игрушки»; «Мир природы», «Музыкальные инструменты», «Игрушка – забава», «В гостях у сказки», «Березка», «Кукла – оберег», «Русский национальный костюм», «Русских народных сказок», «Старины и быта», «Защитники Отечества» и другие.

2. Совместная деятельность

Основные представления дети получают в повседневной жизни. Поэтому наибольшее место в педагогическом процессе отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено и важностью накопления каждым ребенком личного нравственно-патриотического опыта. В группе созданы специальные условия для:

возникновения наблюдений;

просмотра видеороликов;

рассматривания фотоальбомов «Мой город», «Это Я», «Наша дружная семья»;

рассматривание тематических альбомов, книг «История Каменска-Уральского»;

беседы - «Моя семья», «Родной город», «Улица, на которой я живу», «Мой детский сад»;

организации праздников и досугов «Встречи с ветеранами ВОВ»;

сюжетно-ролевая игра - «Бабушка приехала»; «В детском саду»;

игры-путешествия: «Экскурсия по городу».

Особое значение в воспитании ценностных ориентаций в поведении детей приобретают «ситуации», направленные на воспитание положительного отношения к окружающему миру, сочувствия, сопереживания, сострадания.

Таким образом, чем разнообразнее содержание совместной деятельности, чем более близко оно интересам и опыту дошкольников, тем полнее будут решены задачи формирования патриотической воспитанности детей, которая выражается в отношении, в чувствах сопричастности и любви к семье, к городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

3. Самостоятельная деятельность

Важным компонентом системы работы является самостоятельная деятельность детей. Вначале дети побуждаются к самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность включает в себя:

Работу с тематическими альбомами; книгами о городе;

Разные виды сюжетно-ролевых игр;

Изготовление тематических рисунков и другое.

Таким образом, данная работа побуждает детей старшего дошкольного возраста к активной самостоятельной деятельности. Работа по патриотическому воспитанию в возрастной группе Детского сада осуществлялась в тесном взаимодействии с другими участниками образовательного процесса: родителями, специалистами.

Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. Для приобщения родителей к решению вопросов воспитания детей используются такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, экскурсии, викторины, оказывается консультативная помощь, проводятся совместные выставки, конкурсы, организуются библиотечки для родителей.

Основным источником знаний об окружающем мире, знакомства ребенка с социальным опытом является развивающая предметно-пространственная среда. Патриотическое воспитание включает в себя такие разделы, как: семья, детский сад, родная улица, район, родной город, страна с ее столицей и символикой.

Важной задачей, для меня является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; расширение представлений о других городах.

Реализовать работу по патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда, созданная в группе.

1. Уголок патриотического воспитания , куда входят:

Символика страны, области, родного города (герб); альбомы с фотографиями родного города, книги о городе.

Тематические альбомы на темы: «Моя семья», «Мой любимый город», «Путь в детский сад», «Мы любим гулять по нашему городу», «Любимый маршрут выходного дня нашей семьи», «Домашняя утварь», «Мой город» «Русские народные инструменты», и другие.

Книга - Летопись «Я и моя семья», в которой любой желающий может заполнять свою страничку. На страничках этой книги представлены рассказы (с фотографиями) о детских праздниках в семье, об участии семьи в жизни города, фотографии нашего края.

Макеты-карты на темы: «Улица нашего города», «Наша улица», «Наш детский сад», «Наш микрорайон», «Русская изба», карта климатических и природных зон

с представителями флоры и фауны и т. д.

- «Книга памяти»: содержит фотографии почетных людей города, участников войны.

Родословная семьи: «Семейное дерево»,

План и карта города, Глобус.

2. Уголок краеведения , где представлены: куклы в национальных костюмах, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов.

3. Библиотека , где находятся русские народные сказки и сказки народов России, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей Урала, портреты поэтов и писателей.

4. Музыкальный уголок: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.

5. Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах. «Красная книга» (города или области, фотографии животных по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые видеозаписи, фотографии среды обитания животных.

6. Уголок ИКТ: Магнитофон, видеокамера; микрофон; фотоаппарат; флеш-карты; телевизор. Медиатека - коллекция видеофильмов; презентаций; виртуальных экскурсий;

Следовательно, правильно организованная среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о себе, о народе, о своем городе, о родной природе и др., научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Таким образом, патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного города необходимо вести систематически. Ознакомление с родным краем, его достопримечательностями должно происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра) с применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, игра, что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем.

ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава СП «Детский сад» «Созвездие» Самарская область.

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Доклад содержит описание опыта работы по проектной деятельности в рамках нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию положительных качеств у подрастающего поколения. Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях в условия реализации ФГОС ДО является социально-личностное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения.

Проектную деятельность в ДОО нельзя назвать инновационной, но подход к её организации однозначно изменился. Современных детей не так легко заинтересовать, вовлечь в исследовательскую деятельность. ФГОС ДО даёт нам определённые рекомендации по организации деятельности детей, как самостоятельной, так и образовательной. Проектно-исследовательская работа один из действенных методов развития детей в разных образовательных областях.

Актуальность. В период смены общественных информаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Уровень знаний детей о своей семье, истории семьи, родословной, семейных традициях не соответствует возрасту. Нравственно-патриотическое воспитание в семьях не ведётся или ведётся недостаточно. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.

В связи с этим возникла необходимость поиска новых форм работы, как с детьми, так и с родителями для решения данной проблемы.

Для этого нами был разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Проект изначально был рассчитан на 2 блока:

1 блок — познавательно-исследовательский проект «В кругу семьи»;
2 блок – познавательно-тематический проект «История родного посёлка».

Работа по реализации проекта началась в средней группе и продолжается в старшей и далее подготовительной группах.

Таким образом, проект расширился и Вашему вниманию представляется 3 блок нашего проекта, направленный на ознакомление с героическим прошлым народа.

Цель: Формирование нравственных ценностей, патриотизма, чувства гордости за свою страну, посредством ознакомления с героическим прошлым нашего народа.

Задачи:

Формировать знания о Российской символике и больших государственных праздниках (красный день календаря);
Познакомить с историей Великой Отечественной Войны и её героями;
Расширить знания о защитниках Отечества, о функциях армии;
Воспитывать гордость и уважение к ветеранам. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

Работа проводилась в 3 этапа:

1. Знакомство с государственной символикой и государственными праздниками (День защитника Отечества, День Победы, День независимости России);
2. Знакомство с историей Великой Отечественной Войны, героями ВОВ (в том числе дети-герои ВОВ);
3. Праздничный утренник, посвященный Дню Победы: поздравление ветеранов ВОВ, посещение праздничного митинга.

Участники проекта:

Дети 5-6 лет;
родители (законные представители);
воспитатели;
музыкальный руководитель;
Инструктор по физической культуре;

Формы работы с детьми: — рассматривание изображений государственной символики – беседа об истории их происхождения; — Выставка рисунков, фотографий на темы: «Знакомьтесь — Россия», «День защитника», «Берегите Родину»; — Художественная, продуктивная деятельность; — Дидактические, сюжетно-ролевые игры; — Беседы по темам: «23 февраля – «День красной армии»; «Праздник со слезами на глазах» «Эти трудные годы войны», «Дети – партизаны», «Мой прадед – ветеран». — Вопрос-ответ «Что такое Родина?»; «Зачем нам армия?»; — Праздничный концерт, посвящённый 9 мая; — Встречи с ветеранами; — Поделки с детьми к праздникам «День защитника Отечества», «День Победы», «День России»; — Посещение праздничного митинга, посвященного 9 мая у стелы на площади Петра-Дубравы.

Формы работы с родителями: — Привлечение родителей к знакомству с праздниками России, к ознакомлению с историей Великой Отечественной Войны и её героями; к изготовлению поделок с детьми к праздникам. Мотивировать родителей к участию в акции «Бессмертный полк» (познакомить детей с родственниками, участвовавшими в ВОВ); Составление миниальбомов «Я помню, я горжусь….»; «Города — герои».

Ожидаемый результат

Дети представляют, что такое война; они могут назвать военную технику, рассказать о некоторых событиях военных лет, о прадедушках-ветеранах своей семьи, их подвигах, об участии детей в ВОВ;
У детей сформировано чувство гордости за свою Родину, за своих предков, за русский народ. Дети убеждены в том, что русский народ непобедим.
Родители оценили необходимость нравственно-патриотического воспитания и проводят соответствующую работу с детьми;
Родители стали активными участниками в жизни группы: помогают в организации мероприятий и сборе краеведческого материала, повышают свой интеллектуальный уровень и педагогическую компетентность.

Презентация проекта:

Оформление стенда на тему: «Бессмертный полк нашей группы».
Оформление репродукций на темы: «Вечный огонь», «Военный госпиталь», «Военная техника».
Выставка поделок к 9 мая;
Оформление альбома на тему: «Лишь бы не было войны!!!»
В родительский уголок размещены статьи на темы: «Как всё начиналось – 22 июня 1941 года», «9 мая 1945 – долгожданный день», «Война глазами детей».

Работа по патриотическому воспитанию красной нитью проходит через весь воспитательно-образовательный процесс и обязательно будет продолжаться в подготовительной группе.

Науменко Светлана Васильевна Воспитатель первой категории МБДОУ «Солнышко» с Голубинка Бахчисарайского района Республика Крым

Аннотация: одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепление чувства причастности к великой истории и культуре России. Обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина России, который любит свою Родину и семью, имеет свою активную жизненную позицию – основные задачи патриотического воспитания. Об актуальности патриотического воспитания свидетельствует принятая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» , которая разработана на основе приумноженных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания и «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в которой учитывается, что патриотическое воспитание – это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества.

В современном отечественном образовании большое внимание уделяется проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. Построение в России гражданского общества решает задачу воспитания граждан, которые любят свою Родину, понимают ее проблемы и готовы приложить все усилия для их решения .

Патриотическое воспитание, представляет собой систематическую и специально направленную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, при участии общественных институтов, по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины (В. В. Путин) .

Основными понятиями патриотического воспитания, согласно толковому словарю русского языка являются:

  • гражданин – лицо, постоянно проживает на территории государства, пользуется его защитой и наделено правами и обязанностями;
  • отечество – страна, где человек родился и живет.
  • отчизна – Родина;
  • патриотизм – любовь к своей Родине и преданность ей и своему народу;
  • патриот – человек любящий свою страну, свой народи готов всегда стать на ее защиту;
  • страна – территория, которая имеет свои границы и собственное государственное управление .

Можно сказать, что с самого раннего возраста у детей развиваются патриотические чувства, это отношение к самым близким людям – маме, отцу, бабушке и дедушке, это его корни, которые связаны с местом, где родился и живет ребенок. Патриотические чувства многогранны по своему содержанию, они возникают, когда ребенка воспитывают на традициях и духовной культуре народов страны, где родился, живет ребенок и усваиваются на протяжении всего детства.

«Патриотические чувства выражают отношение человека к другим людям, Родине, семье, к самому себе. К этим чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, справедливость и достоинство» (Л. С. Выготский) .

Поэтому естественным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников является воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; формирование бережного отношения к природе и всему живому, что его окружает. Одним из главных требований к содержанию патриотического воспитания дошкольников является формирование чувства уважения к народам других национальностей, их традициям, знание детьми истории и символов России и Республики Крым.

Процесс воспитания ребенка с психологической точки зрения, по мнению С.Л. Рубинштейн – это формирование у ребенка определенных мотивов поведения соответственно его возраста: «Ребенок не созревает сначала, а потом воспитывается и обучается, он созревает, воспитываясь и обучаясь, то есть под непосредственным руководством взрослых, осваивает то содержание культуры, которое создало человечество» . .

Главная задача, которая ставится перед современной педагогикой – патриотическое воспитание подрастающего поколения. Согласно определению Л.П. Крившенко: «Патриотическое воспитание – это нравственный и политический принцип и гражданское чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» . По ее мнению, понятия «патриот» и «гражданин» сливаются воедино и порой трудно провести границу между ними.

Согласно высказыванию М.Ю. Новицкой: «Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять в детской душе семена и взрастить любовь к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны, которая создана трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных, культурных ценностей родной культуры в самом юном возрасте – самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания» .

Исходя их вышесказанного, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание детей начинается с дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Основная задача, которая стоит перед каждым воспитателем – разъяснить детям суть патриотизма, патриотических чувств и поведения, удержать детей от конфликтов и ненависти ко всякой другой народной культуре. Необходимо воспитывать из детей патриотов, на примерах из истории нашей Родины, подвести их к пониманию, что мы победили врагов, потому что любим свою Отчизну, учить быть внутри страны борцом со всем тем, что мешает ее развитию и процветанию .

Чтобы понять суть патриотического воспитания необходимо объяснить смысл понятия «воспитание» . По определению доктора педагогических наук А.Г. Гогоберидзе: «воспитание – это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса» .

Целью воспитания является введения дошкольника в мир культуры, содействие разностороннему развитию его способностей, физическому и психическому здоровью, стимулируя и сохраняя индивидуальность ребенка.

Главная задача воспитания ребенка-дошкольника состоит в становлении у него личностной культуры, в развитии в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, к миру, созданному руками человека, обществу и собственной жизни .

Исследуя проблему начал патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, Л.Е. Никонова подчеркивала, что эффективность данного процесса полностью зависит от понимания его сущности. Людмила Евгеньевна выделила основные структурные компоненты процесса патриотического воспитания, и на его основе, компоненты, которые характеризуют такое сложное чувство, как чувство патриотизма: когнитивный, эмоциональный и деятельностный компонент .

Когнитивный, или содержательный, компонент включает в себя овладение детьми знаниями, представлениями и понятиями об окружающем мире согласно их возрасту;

  • знание названия города (села) , его достопримечательностей, название республики и страны, в которой живет ребенок, знание названия столицы России и Республики Крым, знание символов Крыма и Российской Федерации;
  • знания об особенностях жизни людей полуострова Крым, народного творчества и традиций, народные праздники и костюмы;
  • природоведческие знания особенностей природы родного края (горы, степи, море) и отношение людей к природе;
  • исторические знания из истории города, села, края (легенды, рассказы, экскурсии, посещения музеев) .

Эмоциональный компонент характеризуется переживанием ребенка, отношением к знаниям о родной стране. Проявляется данный компонент в любви к родному городу (селу) , краю, стране, интересе к событиям, которые здесь происходят, и происходили ранее, гордости за трудовые и боевые заслуги своего народа, восхищении природой и достопримечательностями родного края.

Важным является деятельностный компонент, который включает в себя игровую, учебную, трудовую и изобразительную деятельность. Умение отобразить свои патриотические чувства в изобразительной деятельности характеризуется умением использовать полученные знания в творческой деятельности.

Знания пополняют и углубляют чувства ребенка. Он начинает ценить то, о чем больше узнает и стремится узнать новое. Важно, чтобы ребенок научился сопереживать и сочувствовать родным, друзьям, радоваться вместе с ними их успехам. Значимо, чтобы в душе ребенка появились такие чувства, как привязанность, сострадание, чтобы у ребенка появился опыт их реализации в том окружении, в котором он постоянно живет. И только тогда у дошкольника вырастет чувство любви к Родине и ее истории.

С.А. Козлова отмечала: «базой формирования патриотического воспитания должно стать нравственное воспитание, начало которого лежит в семье: образ родного дома во многом определяется семейными традициями и ценностями, знанием своей родословной» .

На основе нормативно-правовых документов: Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» ; Стратегии развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Национальной доктрины образования в РФ; Концепции модернизации российского образования; Федеральной целевой программы развития российского образования; Концепции развития дошкольного образования и Государственного стандарта дошкольного образования, можно определить цель патриотического воспитания – это заказ государства на воспитание граждан, воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего народа.

Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

  • формирование отношения и чувства приобщенности к семье, городу (селу) , стране, природе родного края, культурному наследию своего народа;
  • воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, уважение к представителям других национальностей.

Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, воспитатели должны используют разные формы и методы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методы патриотического воспитания включают все стороны и этапы воспитания: это экскурсии по историческим местам; игры-путешествия; создание мини-музеев национальной культуры народов населяющих полуостров; выставки детских рисунков; взаимодействие с родителями (круглый стол, «украинские вечорницы» , вечера развлечений, походы и экскурсии) .

Основными методами патриотического воспитания дошкольников являются:

  1. Наблюдения (позволяют ребенку видеть жизнь односельчан в разные времена года, изменения которые происходят в облике города (села) , района, улиц, позволяет видеть красоту горного Крыма, с речками, лесами, горными массивами);
  2. Рассказ и объяснения воспитателя совместно с показом объектов непосредственного наблюдения детей;
  3. Беседы с детьми о стране, родном городе (селе) , городах - героях Крыма и России, людях, которые прославили наш край;
  4. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений Крымских писателей и поэтов;
  5. Знакомство детей с декоративной росписью народов населяющих Крым;
  6. Личный пример воспитателя, который любит свою работу, свою улицу, свой город (село) и принимает активное участие в его жизни.

При выборе методов патриотического воспитания необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Детям дошкольного возраста все необходимо доказывать и наглядно показывать. Эту ступень развития можно назвать ступенью категорического требования .

Огромное значение, в патриотическом воспитании, имеет разнообразная деятельность старших дошкольников. Для этого воспитатели используют различные формы работы по патриотическому воспитанию: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения. Основной формой работы по патриотическому воспитанию является непосредственно образовательная деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность, по ознакомлению с окружающим, в старших дошкольников проводится два раза в месяц. Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляют в различных формах работы вне занятия, в течение всего дня в режимных моментах. В течение всего года воспитатель возвращается несколько раз к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются с определенным усложнением («День защитника Отечества» , «День памяти неизвестного солдата» , «День освобождения Крыма» , «День Победы» ) . Непосредственная образовательная деятельность проводиться обязательно с использованием наглядного материала (иллюстрации, видео презентации, фильмы, аудиозаписи) .

При ознакомлении старших дошкольников с историей родного края, воспитатель многое рассказывает детям сам, поэтому при составлении своего рассказа он должен помнить:

  • во время рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал.
  • составляя свой рассказ, воспитатель должен внести в него вопросы к детям, для развития познавательной деятельности, внимания, чтобы вызвать у детей интерес к содержанию рассказа, расположить детей к рассуждению.

Рассказывая детям об исторических событиях, воспитателю не следует употреблять даты, так как в дошкольном возрасте дети не запоминают хронологию. Для уточнения момента происходящего можно использовать определенные фразы: «Это было очень-очень давно» , «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» . Рассказ должен быть без употребления сложных и непонятных детям слов.

Для ознакомления детей с родным городом (селом) лучше использовать такие формы работы, как целевые прогулки и экскурсии, потому, что рассматривая иллюстрации и слушая рассказ узнать о достопримечательностях города (села) очень сложно. Только следует помнить, что без разрешения администрации и сопровождения 2-3 взрослых целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения запрещены. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, воспитатели смогут добиться значительных успехов: показать детям красоту своего родного города (села) ; познакомить их с талантом русского народа и героическими страницами из истории Крыма и России; научить детей любить свою Малую Родину и свою страну; гордиться тем, что мы живем по мирным небом в такой большой и прекрасной стране как Россия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алешина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [текст] / Н.В. Алешина – Москва, Перспектива, 2011. – 245с.
  2. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст] / Н.В. Алешина. – Москва, Перспектива, 2005. – 246с.
  3. Антонова, Т.В. Народные праздники в детском саду: методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей / Т.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – Москва, Мозаика - Синтез, 2012. – 148 с.
  4. Арапова-Пискарева, Н.А. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общей редакцией Т.И. Оверчук. – Москва, Перспектива, 2004. – 34 с.
  5. Астафьев, В.П. «Последний поклон» / В.П. Афанасьев – Пермь, Эксмо, 2010. – 710 с.
  6. Березина, Т.А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны / Т.А. Березина // Детский сад: теория и практика. – 2011. – №9. - С. 16 - 23.
  7. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений / В.Г Белинский – Москва, Издательство Академии наук СССР, 1959г. – 686 с.
  8. Бурляева, О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края [текст] / О.В. Бурляева // Детский сад: теория и практика. – 2011. – №9. – С. 82 - 89.
  9. Быков, А.К. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / А.К. Быков, И.И. Мельниченко. – Москва, Сфера, 2007. – 208 с.
  10. Тихонова, А.Ю. Приобщение детей к истории и культуре своей малой родины [текст] / А.Ю. Тихонова // Детский сад: теория и практика – 2011. – №9. – С. 60 - 65.
  11. Романова, А.В. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Романова – Шадринск, ШГПИ, 2011. – 322с.
  12. Дегтярь, О.В. Работа ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников [текст] / О.В. Дегтярь, Е.В. Дмитрюк // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 2. – С.10 – 14.

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Педагогический колледж №16

Курсовая работа

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы

Выполнила:

Казакова Ирина Анатольевна

Группа: в/о 211

Специальность:

050704 «Дошкольное образование»

Руководитель:

Завальская Светлана Александровна – к. п. н.

Москва 2009

Введение

В современной России остро стоит проблема, которые некоторые называют «поиском национальной идеи». Перефразируя, можно сказать, что наше общество, лишенное социальных ориентиров, с расшатанной системой ценностей – нуждается в некоем векторе, направлении. То есть ищется смысл не только отдельно взятой жизни, но и смысл существования целого народа.

Наша страна населена людьми, отдельными простыми людьми, в большинстве своем неспособными на подвиг. Пусть так, да и где проявлять героизм, можно спросить? В очереди в кассу супермаркета? Однако у человека есть потребность изменять окружающий мир в соответствии со своими нравственными качествами, так пусть эти качества будут не отрицательными. Чтобы молодые люди заботились о своих родителях. Чтобы молодые девушки не избирали своим девизом «Лучшие друзья девушек – это бриллианты», а мечтали о семье и детишках. Чтобы дети росли, уважая свою страну, зная обычаи своего народа, традиции и усваивая духовные ценности, накопленные веками.

Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях – и в детском саду, под руководством воспитателя.

Воспитатель обладает множеством средств для формирования патриотической культуры детей. В данной курсовой работе мы постарались рассмотреть одно из них – средство художественного слова, литературы.

Объект исследования – патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста.

Предмет исследования – детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников.

Цель исследования – рассмотреть детскую литературу как средство патриотического воспитания.

Задачи исследования – Описать методику подачи детям литературных произведений в патриотическом контексте. Изучить и описать некоторые методы и приемы использования разных жанров литературы, рассмотреть варианты «вписывания» патриотических мотивов в детское творчество – в изобразительной деятельности, конструкторских и сюжетно-ролевых играх.

Данная курсовая работа раскрывает содержание представленных целей и задач.

1 . Современное патриотическое воспитание

Патриоти́зм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Дошкольное воспитание, как и вся Россия, начиная с 90-х гг. ХХ в., вошло в полосу преобразований. Главным фактором перемен стали изменения не только на внешнем уровне, но и в нас самих: взрослых и детях. К сожалению, для нашего времени оказались характерными такие деформации личности, как эгоцентризм, агрессивность, замыкание на материальных ценностях. Всему мировому сообществу, включая и Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность.

Во все времена основой государства были граждане, уважающие и любящие свою родину, готовые трудиться на благо ее развития, готовые ее защищать. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы. Документ «Основное положение по патриотическому воспитанию» (концепция модернизации российского образования на период до 2010 года) говорит о новых социальных требованиях к системе российского образования: «В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новороссийской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн (См. прил. 1) и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с традициями празднования в ДОУ.

В современном обществе воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста направлена на всестороннее гармоничное развитие личности, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения, когда происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
В настоящее время, вследствие продолжающихся кризисных явлений во многих сферах общественной жизни, проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Дети, проживающие в городе, не всегда имеют представления о традициях и обычаях предков, а родители не могут рассказать им в доступной форме о национальных особенностях своего народа.
ФГОС ДО нацеливают ДОУ на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Краеведческая деятельность – активная практическая деятельность, направленной на распространение знаний об истории своей малой Родины. Термин «краеведение» - «родиноведение», что означает «изучить, познать родной край, где человек родился и вырос». Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.
Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Патриотизму нельзя научить , его надо воспитывать с раннего детства. Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории родного края. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт. Ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. (День рождения Марий Эл, День Защитников Отечества, 9 мая).
Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом народа. Трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом малой Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где он играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. В нашем детском саду существует традиция отмечать День Рождения Марий Эл. Это очень яркий, эмоциональный праздник. Подбор песенного репертуара, где дети поют и на русском и марийском языках: Частушки уральских мари, «Мемнан олана»,"Родной край", "Марий Эл". Нарядные, яркие костюмы луговых и горных мари. Дети исполняют с такой радостью и гордостью, как большие звезды. На этом празднике мы проводим конкурс стихов о родном крае. Дети с удовольствием читаю стихи на русском и марийском языках.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Защитим страну свою», муз. Н.Т. Шахина. «Будем в Армии служить». Муз Ю. Слонова и «Наша Армия сильна», муз. А. Филиппенко, «Сегодня салют» муз. М. Протасова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатлениях от экскурсий к памятникам погибшим воинам.
Итак , совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и музыкальными руководителями нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.