Советы по воспитанию ребёнка в любви. Воспитание у детей любви к родной природе и животным. Что значит любить ребенка


Ключевое значение в деле успешного развития здоровых детей имеет грамотное и своевременное их воспитание. Одним из самых лучших подходов, которые могут быть осуществлены заботливыми родителями, – воспитание детей любовью. Как бы банально это не звучало, лишь немногие родители могут похвастать правильным отношением к воспитанию и .

Воспитание детей любовью, вниманием и заботой

Как утверждает большинство психологов, даже взрослый самодостаточный человек нуждается в суточной «дозе» любви и внимания. Это могут быть поглаживания, нежные прикосновения, одобрение тех или иных действий, поцелуи, разговоры по душам и пр. Когда человеку этого не хватает, он начинает чувствовать себя не нужным никому, угнетенным и даже отверженным. Живя в такой атмосфере длительное время, он впадает в состояние депрессии, выйти из которой очень сложно.

Что уж можно говорить о маленьком ребенке, который оказался в подобной ситуации? Каждый родитель должен понимать, что внимательное отношение и проявление любви крайне важно для гармоничного формирования эмоционального фона ребенка и его грамотного сенсорного развития.

Стоит вспомнить воспитанников детских домов и школ-интернатов. Зачастую дети, живущие и обучающиеся там, очень часто в плане умственного развития и эмоциональной стабильности отличаются от своих «семейных сверстников» и далеко не в лучшую сторону. Среди этих ребят часто встречаются плохие собеседники, затворники, хулиганы и социопаты.

Происходит это потому, что в детстве они недополучили от взрослых должной порции внимания, любви и заботы. Именно поэтому в настоящее время воспитание детей с любовью к семье, матери, природе, родному городу и т.д. – это первое, чем стоит заняться родителям.

Казалось бы, что может быть проще и естественнее чем любовь к своему собственному ребенку! К сожалению, не всегда эта любовь бывает правильной! Любовь и внимание родителей необходимы ему как воздух, и чтобы эти важные составляющие жизни маленького человечка были адекватными, любя свое чадо нужно помнить, чего делать категорически нельзя:

  • разрешать делать все, что только заблагорассудится;
  • поощрять любые шалости малыша;
  • освобождать от домашних дел;
  • постоянно контролировать и навязывать свои правила;
  • безмерно целовать и обнимать.

Любовь родителей – это искреннее и инстинктивное чувство, а не ответ на какие-либо достижения или действия своего чада. Именно поэтому родительская любовь не может носить эпизодический характер.

Воспитание у детей любви к матери: обязательные компоненты

Воспитанию у детей любви к матери, родине, своему городу и окружающему миру складывается из нескольких важных частей, каждая из которых нужна и важна. Итак, «ласковое» воспитание состоит из следующих обязательных «компонентов»:

  • зрительный контакт – любящий взгляд мамы и папы, их круглосуточная готовность отреагировать на смех, плач и любое движение своего ребенка очень важны для него. Такой взгляд может развеселить, успокоить и поддержать, а при необходимости и наказать. Каждый родитель должен помнить о том, что их чадо нуждается в этом контакте с самого первого дня с момента рождения;
  • физический контакт – под ним следует понимать как «телячьи нежности», так и «медвежьи шалости». Каким именно он будет, зависит от того каков его возраст и его темперамент. Ребенок всегда в любом возрасте нуждается в физическом контакте, изменяется лишь его вид и форма. Так, новорожденный нуждается в нежных объятиях и ощущении тепла мамы рядом, дошкольник одинаково сильно любит поцелуи-объятия и шумные игры, пощипывания и встряхивания, встряхивания, пощипывания. Младший школьник все еще нуждается в объятиях, но уже отдаляется от родителей и со временем физический контакт ограничивается поцелуями при встрече, дружескими похлопываниями и объятиями;
  • пристальное внимание – его наличие позволяет ребенку ощущать себя самым важным человечком в мире. Хотя бы 10-15 минут в день родитель обязан уделять своему ребенку, только ему одному, забыв на это время про все свои взрослые проблемы. При этом совершенно неважно, чем именно в это время он будет заниматься с ним, главное не отвлекаться в этот период ни на что. Это может быть чтение книги, игра, беседа о том, как он провел день, просмотр фильма или совместное выполнение домашних дел.

Психология воспитания любви у детей к маме, папе, родине, природе и пр. не такая сложная задача, каковой она кажется на первый взгляд. Просто родители должны понимать и принимать тот факт, что только удовлетворив потребность своего ребенка в эмоциональном контакте, они смогут добиться от него дисциплины и самостоятельности, и обеспечить ему гармоничное развитие. «Хорошим» воспитание получается только тогда, когда ребенок чувствует искреннюю любовь и принятие его таким, какой он есть, без унижений и попыток «сломать» его.

Попробуйте вспомнить, когда в последний раз вы ласкали своего ребенка? Сколько раз в день или может в неделю? Если получилось меньше 3 раз в день или отсутствует одна из составляющих ласкового воспитания, тогда пора бить тревогу. Нужно постараться сделать отношения более нежными, доверительными и доброжелательными. Психологи утверждают, что существует даже рекомендованная минимальная норма объятий, способствующая поддержанию хорошего самочувствия и нормального настроения. Следуя их советам, обнимать своего ребенка нужно как минимум 8 раз в день, превышать эту норму не запрещается.

Воспитание у детей любви к труду и примерный список работ

Воспитание любви детей к труду – одна из важнейших составляющих процесса гармоничного развития личности. Эта задача в большей степени стоит перед дошкольным учреждением и школой, однако родители также должны принимать в этом активное участие.

Воспитание трудолюбия - это развитие одного из основных качеств человеческой личности, создание той базы, на которой строится вся жизнь общества и отдельного индивида. Наиболее полно проявить трудолюбие ребенок может только тогда, когда сам участвует в какой-либо общественно полезной деятельности.

Трудовое участие ребенка в жизни семьи должно начинаться с самого раннего детства в форме игры. Сначала ему нужно вменить в обязанности сохранение своих игрушек в целостности, а места проведения игр в чистоте и порядке. По мере взросления задания нужно усложнять и отделять от игры. Примерный список работ в порядке возрастания сложности, которые можно поручить маленьким помощникам, выглядит следующим образом:

  • полив комнатных растений;
  • вытирание пыли;
  • накрывание на стол перед ужином или обедом;
  • поддержание , на письменном столе и книжной полке;
  • покупка хлеба, молока, мыла;
  • проведение полной уборки в доме;
  • уход за огородом;
  • помощь родителям в приготовлении пищи.

Важно чтобы в семье всегда чувствовался дух коллективизма, и как можно чаще проявлялась взаимопомощь и поддержка.

Воспитание у детей любви к родине и родному краю

Природа и все что с ней связано очень рано входит в жизнь ребенка. Как же много открытий он делает и при общении с ней. Когда ребенок погружается в мир живой природы, он начинает впитывать его краски, звуки, наслаждаться его гармонией. Именно в эти моменты ребенок совершенствует свою личность. Поэтому всегда и у всех народов поощрялось общение детей с природой, а также их стремление понять и познать законы природы, рождающее желание сделать свой родной край еще прекраснее.

Актуальность воспитания у детей любви к родному краю в настоящее время очень высока, так как проблема становления правильного и ценностного отношения школьников к родной стране стоит очень остро.

Основой воспитания у детей любви к родине являются накопленный ими социальный опыт проживания в своем Отечестве, качественное усвоение принятых и норм поведения, активное развитие интереса к культуре и истории своей страны, а также формирование позитивного отношения к настоящему и прошлому родного края.

Дошкольный возраст – идеальное время для воспитания у детей любви к родному городу и краю. Этот важный период становления личности должен быть заполнен важными и познавательными делами. Это может быть посещение краеведческого музея с целью более близкого знакомства с географическими, историко-культурными, климатическими, и национальными особенностями своего родного края. Также можно проводить экскурсии по городу и району с подробным описанием мест, которые вы посещаете с ребенком.

Воспитание у детей любви к родной природе и животным

Охрана природы является одной из самых важных задач, от успешного решения которой зависит будущее человечества. Поэтому очень важно чтобы деятельность человека в природе была разумной и взвешенной, созидающей и охраняющей. Такое отношение нужно формировать с самого детства, помогать маленькому человечку познать красоту и разнообразие природы. Воспитание у детей любви к природе нужно начинать уже с 1,0-1,5 лет.

Каждый родитель должен понимать, что воспитание у детей любви к родной природе должно происходить на основе собственного бережного отношения к ней, так как основы характера и крепкая жизненная позиция малыша закладываются именно в семье. Личный пример очень важен в этом деле.

Созерцая красоту природы ребенок должен раскрыть для себя красоту человеческого труда и родить желание все сделать для того чтоб родной край стал еще лучше. Взрослые должны показать и рассказать детям, как нужно оберегать и умножать природные богатства.

Тоже касается воспитания любви к животным у детей в самом раннем детстве. Они должны понимать, что животные, домашние или дикие, тоже живые существа, которых нужно оберегать, а не обижать. Важно объяснить им, что просто так сорванный одуванчик, пойманная и посаженная в банку бабочка или растоптанный из боязни быть укушенным жук – это все может привести к нежелательным последствиям и нарушению биологического баланса.

Большое значение имеют регулярные поездки в лес, на речку или озеро. Под благотворным влиянием любящих и ценящих природу родителей ребенок постепенно начнет правильно воспринимать красоту и прелесть природы и вникнет в таинства жизни природы. Кроме этого непосредственный контакт с природой развивает у детей наблюдательность и любознательность.

Статья прочитана 4 864 раз(a).

Грамотное воспитание имеет ключевое значение для успешного развития здоровых и во всех смыслах нормальных детей. И один из лучших подходов, которые могут осуществить заботливые родители – воспитание ребенка любовью.

Казалось бы, звучит банально… Однако, на деле немногие родители оказывают правильное отношение на развитие малышей.

По мнению подавляющего большинства психологов, даже современному взрослому человеку необходимо определённая суточная «доза» любви: прикосновения, поглаживания, одобрение и пр. Без этого, человек чувствует себя угнетённым, никому не нужным, местами отверженным, появляется возможность развития депрессии.

Что уж говорить о детях? Внимательное отношение и выражение любви очень важно для формирования здорового эмоционального фона ребёнка и его правильного . Вспомните роддомы и интернаты: дети там зачастую отстают от своих «семейных» сверстников не только с точки зрения умственного развития, но и в эмоциональном плане: среди таких ребят чаще вырастают затворники, плохие собеседники.

А всё потому, что в детстве они недополучили должной порции любви и заботы. Их никто не холил, держал в жёстких условиях. Отсюда развитие наркомании и алкоголизма среди подростков. Поэтому сегодня воспитание детей с любовью – первое, чем следует заняться родителям при появлении ребёнка.

Похожая ситуация наблюдается и в современной успешной семье. В настоящее время уже не так, а вот на рубеже семидесятых актуально было отдавать малышей в ясли и детские сады в скором времени после появления на свет. А как же: мама не хочет потерять работу . Так, уже на раннем этапе у потенциально здоровых и цветущих детей начиналось формирование негативного зерна отчуждения. Воспитательный работник не способен заменить родных маминых рук: рядом нет того человека, который чувствует, что ему нужно и всегда поддержит, погладит, приласкает, одобрит и подскажет. А постоянная отлучка от семейного очага наносит удар по психологическому фону дитяти.

Ребёнку в возрасте как минимум трёх лет просто жизненно необходимо постоянное внимание со стороны родителей. В первые месяцы жизни малыш ощущает воздействие в основном за счёт кожно-покровных ощущений. Уже позже упор делается на такие органы чувств, как зрение и слух. Поэтому ласка, забота и постоянное наполнение эмоционального «запаса» малыша – основа воспитания ребенка любовью.

А много ли вы знаете о любви? Сегодня все вокруг только и трещат о любви: как они друг друга любят, как готовы жизнь отдать и пр. Слова, обещания, копии, картинки… А необходима ли любовь детям?

Воспитание детей любовью, пункт 1

Какая интересная штука – жизнь. Вот живут, казалось бы, два человека. Абсолютно разные люди, со своими ценностями и планами на жизнь (при их наличии). И тут их взгляды встречаются, и появляется нечто новое – особое и трудно поддающееся определению. Конечно, всё может ограничиться только сексом, спонтанной игрой гормонов. Но чувство, внезапно появившееся, также неожиданно может вырасти в тесную привязанность, самопожертвование – любовь.

Воспитание детей любовью, пункт 2

Следующим исторически сложившимся этапом является рождение ребёнка. Два любящих человека, которые прежде заботились друг о друге, переключает всё своё внимание на уход за новым маленьким человеком. Дети сплочают семейство, привносят в мини-государство новые цели и приятные статьи расходов. Теперь он и она не просто пара, теперь они папа и мама. А ребёнок является объектом внимания, заботы и ласки просто потому, что он есть. Понимая это, своё значение для семьи, дети продолжают радовать любящих родителей.

Воспитание детей любовью, пункт 3

Что мы видим в теории? Полноценную счастливую семью. А как бывает на деле? Зачастую на этом этапе всё хорошо до определённого момента. Всё дело в том, что родители, как правило, не имеют представления о грамотном воспитательном подходе к ребёнку (если такой существует). Все родители являются опекунами интуитивно. Никто ведь не посещал вечерние занятия в школе для родителей, верно?

В самом юном возрасте ребёнка проявлять воспитательную функцию семьи достаточно просто. Главная задача родителей на этом этапе – обеспечение детей первостепенными вещами, жизненно необходимыми. Например, сон, еда, забота и защита. А вот самое интересное начинается, когда малыш минуте стадию «растения», всё больше превращаясь в человека взрослого. Мышление меняется, усложняется мировоззрение, начинают поступать сложные вопросы.

Самое важное, что необходимо посоветовать родителям – сейчас важно быть полезным для ребёнка. Большую роль играет обсуждение волнующих его вопросов. Для успешного развития важно быть рядом, быть полезным. И забудьте про любовь общественную, во всеуслышание. Самое главное в нашей жизни никогда не озвучить словами.


По отзывам читателей (включая и российских) это - одна из лучших книг о том, как воспитывать детей. При этом не стоит ждать от автора готовых рецептов, он отдает предпочтение размышлениям и...

Читать полностью

"Целуйте меня! Как воспитывать детей с любовью" - это книга, написанная в защиту ребенка. На ее страницах доктор Карлос Гонсалес оппонирует так называемым специалистам, знающим как воспитывать детей, добиваясь от них хорошего поведения. Автор показывает нам, что наша цель как родителей состоит не в том, чтобы приучить детей к идеальной дисциплине и привить им ряд полезных навыков, а в том, чтобы удовлетворить их природную потребность в привязанности, в эмоциональном и физическом контакте. В книге подробно рассматриваются вопросы, часто беспокоящие молодых родителей: почему малыши просятся на руки, почему они не любят спать одни, когда же ребенок станет самостоятельным, нужно ли хвалить и наказывать детей, стоит ли отдавать ребенка в детский сад, что такое социализация и многие другие.
По отзывам читателей (включая и российских) это - одна из лучших книг о том, как воспитывать детей. При этом не стоит ждать от автора готовых рецептов, он отдает предпочтение размышлениям и наблюдениям. Многие вещи, казавшиеся такими очевидными, показаны автором как бы с другой стороны. Книга написана простым и легким языком.
Вы точно знаете, как воспитывать детей? Прочитайте эту книгу доктора Гонсалеса. Во-первых, не пожалеете. Во-вторых, возможно, книга даст вам новую точку зрения на этот вопрос.
Об авторе
Карлос Гонсалес - врач-педиатр, отец троих детей, основатель и президент Каталонской ассоциации грудного вскармливания, автор курса по грудному вскармливанию для медицинских работников. С 1996 года ведет раздел о грудном вскармливании в журнале Ser Padres ("Родительство").

Скрыть

Небезызвестная книга К. Гонсалеса «Целуйте меня: как воспитывать детей с любовью» написана в необычном ключе, ведь ее автор пытается оппонировать специалистам, которые утверждают, что знают, как надо воспитывать детей и добиваться от них нужного поведения. Но ведь родители должны не просто приучить свое чадо к идеальной дисциплине, но и удовлетворить его основные потребности, в том числе, в физическом и эмоциональном контакте, привязанности. Автор попробовал доступно ответить на вопрос, почему же малыши не любят спать одни и при случае просятся на руки, а также рассматриваются некоторые аспекты их социализации.

«Целуйте меня: как воспитывать детей с любовью» основные тезисы

Итак, в этой книге охвачено немало моментов, связанных с воспитанием детей. При этом сам автор пытается донести до родителей различные методы воспитания глазами ребенка, а не взрослого. В частности, он наглядно показывает, что современное общество готово применять к детям некоторые приемы, которые недопустимы в нем для взрослых людей. Но почему именно так?

Читатели уже отзываются о книге, как об одной из лучших книг по воспитанию. Но в ней нет готового рецепта, зато есть наблюдения и размышления. Зато многие очевидные вещи рассматриваются с другой стороны, а сама книга написана легким и простым языком. Так как воспитывать детей с любовью?

Конечно же, основная масса родительских ошибок представляет собой совокупность ошибочных советов, которые накапливались веками благодаря колдунам, священникам и психологам. При этом основная задача родителей – это помочь своему чаду, но уж точно не навредить ему. Сам Гонсалес предлагает для осознания того, как правильно выращивать детей, получше присмотреться к тем, кто в жизни руководствуется инстинктами, то есть к животным. Ведь они в отличие от людей, продолжают жить в естественной среде.

При этом на поведение детей в возрасте до трех лет сильнейший эффект оказывает разлука с матерью, причем чем лучше будут взаимоотношения между матерью и ребенком, тем этот эффект будет отчетливее прослеживаться.

Еще один интересный факт, подмеченный автором книги: дети начинают требовать купить им что-то, чтобы обратить на себя внимание родителей. К примеру, если по пути из садика или школы ребенок пытается рассказать о своем дне родителям, но те отказываются слушать, то они будут требовать от родителей доказать свою любовь. Для этого они потребуют купить все то, что встретится им в витрине магазина.

Конечно, при наличии денег «дешевле» купить ребенку дорогую игрушку, чем вместе с ним поиграть в простую машинку или куклу. Но в свою очередь из-за этого дети начинают ценить материальные блага больше, чем самих людей. И уж точно нельзя испортить ребенка, уделяя ему «слишком много» внимания, играя с ним, при необходимости утешая его.

Даже в то время, когда ребенок капризничает, истерит, не стоит думать, что им движет исключительно вредность. Возможно, он просто пытается показать, что ему не хватает родительской любви, улыбок и просто добрых слов.

Все родители хотят, чтобы их ребенок непременно вырос независимым. Но с ранних лет все малыши зависимы от множества факторов, в том числе и от настроения родителей. А после разлуки, ребенок и вовсе становится лишь в большей степени зависимым, еще больше нуждается в физическом контакте и внимании. Если ребенок все же получит все то, что ему требуется, то он обязательно преодолеет свои страхи и станет независимым.

Отдельно Гонсалес в своей книге останавливается на границах. Так насколько же родителям необходимы четкие границы? По его мнению, если ребенок время от времени будет получать желаемое, это покажет ему, что что-то в жизни ему все-таки подвластно, то есть, он может чего-то добиться. Не бывает детей, которые совсем не знают границ. Но и родители не должны постоянно говорить своему малышу «нет» только ради приучения в к воспитанию.

На самом деле, в случае компромисса или даже уступки ребенку, признанию своей ошибки, родители ни в коем случае не теряют в глазах своих детей авторитет, а напротив обретают его.

Сам Гонсалес уверен, что для того чтобы чему-то научиться, ни детям, ни взрослым, не нужны наказания. Ведь дети всегда стремятся порадовать родителей. Поэтому малыш, который действительно понимает, что провинился, больше так не поступит. Поэтому ему нужно лишь разъяснить это. Но никакое наказание не заставит его передумать, в отличие от объяснения. Оно его только унизит и разозлит, заставит делать то же самое уже тайком.

Да и награды не всегда лучший путь, в особенности, если они больше похожи на шантаж. Почувствуйте разницу, между схожими с виду фразами «если доделаешь уроки – пойдем в кино» и « мы пойдем в кино, так что доделывай уроки». Это так просто, но при этом так сложно.

Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся. Конечно, родители при этом не перестают любить, но фактически дети чаще слышат негативные слова в свой адрес. Между тем, атмосфера спокойствия любви жизненно необходима ребёнку для развития и взросления. Только ощущая родительское принятие и любовь, ребёнок может крепко стоять на ногах и смело идти по жизни. Чтобы создать необходимую атмосферу для воспитания ребёнка, родителям часто приходится работать в первую очередь над собой. Это тяжелая работа, но ее плоды превзойдут все ожидания. Если вы уже встаёте на этот путь, советы, приведённые ниже, станут очень полезными.

  1. Не перекладывайте на ребёнка ответственность за ваши реакции и поведение. Иногда от бессилия родители сами занимают детскую позицию, перекладывая на ребёнка ответственность за собственные действия: «Ну что с тобой делать: отшлепать или в угол поставить?», «Ты хочешь, чтобы я тебя сильнее ругала?». Ребёнок не может решать, как родителям его воспитывать, наказывать и поступать в той или иной ситуации. Это задача взрослых.
  2. Берите ответственность за свои действия на себя. Не ребёнок злит и раздражает, а вы злитесь и раздражаетесь, когда он что-либо делает. Принятие ответственности за свои реакции дают возможность ими управлять, ведь невозможно изменить то, за что вы не отвечаете.
  3. Анализируйте своё поведение. В процессе этого вы сможете увидеть механизм запуска своих реакциях на действия ребёнка и поймёте, что на самом деле вас выводит из равновесия.
  4. Не доводите себя до переутомления. Ресурс родительских сил нуждается в постоянном пополнении, поэтому не отодвигайте себя и свои потребности на задний план. Сон, правильное питание, физическая нагрузка, хобби и увлечения дарят положительные эмоции и наполняют силами для спокойного воспитания.
  5. Откажитесь от спешки и жёсткого планирования жизни. Очень часто мы злимся на детей за то, что они слишком медлительны или своим поведением нарушают наши планы. Если никуда не торопиться и дать событиям просто происходить в вашей жизни, проблем станет значительно меньше.
  6. Правильно формулируйте свои требования. Детям очень сложно воспринимать требования взрослых, ведь они сформулированы на «взрослом» языке. Зачастую взрослые формулируют свои требования в «негативном» ключе: «не лезь», «не трогай», «не подходи». Ребёнок нуждается не столько в запрещающих сигналах, сколько в конкретных указаниях: «Убери руку от собачки и подойди к маме».
  7. Учитесь оставлять свои проблемы за порогом детской комнаты. Дети отлично «считывают» эмоциональное состояние взрослых. Если «взвинчены» и погружены в мысли о проблемах на работе, финансовых трудностях, конфликтах с родственниками, ребёнок обязательно «заразится» вашей нервозностью и будет вести себя соответствующее. С самого рождения непоколебимо действует правило: «Спокойная мама – спокойный ребёнок».
  8. Не требуйте от ребёнка того, что не умеете сами. Согласитесь, абсурдно в ярости кричать на плачущего ребёнка: «Немедленно успокойся!». Если вы сами не можете совладать со своими эмоциями, ребёнок, глядя на вас, никогда не научится справляться со своими.
  9. Воспитывая ребёнка в любви и спокойствии, вы делаете хорошее не только ему, но и себе, «выращивая» внутри себя мудрого, спокойного, любящего родителя.
  10. Если вам кажется, что ребёнок провоцирует вас, остановитесь и подумайте: чего на самом деле сейчас хочет этот маленький беззащитный человечек? В большинстве случаев за провокационным поведением стоит отчаянная жажда внимания и близости.
  11. Контролируйте, что и как вы говорите своим детям. Высказывать критику детям нужно правильно: во-первых, это должны быть «я-высказывания»; во-вторых, критиковать нужно не самого ребёнка, а его конкретные действия. Например, вместо «Ты злишь меня», лучше сказать «Я злюсь, когда ты…».
  12. Будьте открыты новому опыту и знаниям. Не только дети учатся у родителей, но и родителям можно очень многому научиться у детей.
  13. Лучшая родительская позиция – позиция властной заботы. Такая позиция требует силы, уверенности в себе и личностной зрелости. Но именно из такой позиции воспитание может происходить без криков и раздражения. Ребёнок случается просто потому, что вы – взрослый, которому он доверяет и чей авторитет признаёт.
  14. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к более опытным родителям, чей пример является для вас показательным, к специалистам и книгам. Иногда через книги и разговоры можно увидеть свои ошибки и сделать выводы.
  15. Не ждите от себя мгновенных результатов. Работа над собой и выработка новых привычек требует времени. Отмечайте каждый шаг на пути к своей цели, хвалите себя за малейшие успехи. Если сегодня вы злились и раздражались на ребёнка меньше, чем вчера – это уже хорошо.
  16. Не ищите специальных поводов для того, чтобы сказать ребёнку о своей любви и обязательно поддерживайте физический контакт с помощью объятий, прикосновений, поцелуев.
  17. Верьте в своего ребёнка и его благие намерения. Природой заложено так, что дети всегда стремятся быть хорошими для своих родителей, радовать их, просто ребёнок не всегда в состоянии оценить, что действительно уместно и хорошо, а что – не очень. Ваша задача – научить его этому.
  18. Сместите фокус ваших действий с «дрессировки» на отношения с ребёнком. Воспитание – это, в первую очередь, надёжные и близкие отношения, а не система запретов и наказаний. Если в отношениях с ребёнком нет проблем – его легко воспитывать в любви и спокойствии, ведь он сам стремиться быть похожим на вас, слушаться.
  19. Не путайте любовь к ребёнку с вседозволенностью. Ребёнку просто необходимо знать границы дозволенного, для него это – точки опоры в окружающем мире и основа его жизненных принципов и ориентиров.
  20. Запрещая что-либо и ограничивая ребёнка, делайте это из позиции властной заботы. Если есть какие-то правила, то они принципиально должны соблюдаться всегда. Причём ребёнку каждый раз нужно разъяснять, почему вы ему что-либо запрещаете: «Не хочу, чтобы ты заболел», «Хочу, чтобы у тебя были здоровые глазки».
  21. Позвольте ребёнку проявлять любые эмоции и быть в любом настроении, грустить, капризничать, плакать. Принятие любого поведения ребёнка, а не только образцово-показательного, — лучшее подтверждение вашей любви.
  22. Отбросьте все ожидания относительно ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми. Ребёнок заслуживает любви просто потому, что он есть, а не за успехи и достижения.
  23. Будьте всегда на стороне ребёнка, особенно когда кто-то третий критикует ребёнка или поучает его. Ситуация, когда мама или папа из желания «угодить» чужому человеку объединяются с ним «против» ребёнка и начинают стыдить или поучать его, очень травматична. Ребёнком это воспринимается как предательство, что очень подрывает доверие в отношениях.
  24. Не бойтесь хвалить ребёнка. Долгое время в нашей культуре считалось, что хвалить ребёнка нельзя – его можно избаловать этим. На самом деле слова похвалы для ребёнка – мощная мотивация к тому, чтобы становиться лучше и радовать родителей. В противном случае какой ему смысл быть хорошим, если его маленькие победы никто не замечает? Так же похвалой можно поощрять желаемое поведение, но тогда хвалить нужно правильно. Не машинальное «молодец», а подробно объясняя ребёнку, что вам понравилось, как он сделал что-либо или повёл себя в какой-то ситуации.
  25. Простите себе свою «неидеальность» и помните, что каждый имеет право на ошибки. Быть родителем нигде не учат, поэтому ваше материнство или отцовство – сплошная импровизация. Но даже если вы в чем-то ошибались, большинство педагогических промахов можно исправить, и лучше сосредоточиться именно на этом.