Выбираем кружок для ребёнка: как, когда и зачем? Полезны ли детские кружки для развития ребенка


5 сентября в Верманском парке весь день будет весело и интересно - впрочем, как всегда на празднике «Nāc un piedalies». С 12 до 17 часов дети и молодежь будут петь, танцевать, запускать почти настоящие самолеты и автомобили, плести, подтягиваться на турниках и демонстрировать прочие полезные навыки, приобретенные в сотнях кружков, студий и секций Риги.

В них занимается около 50 тысяч детей и подростков, почти 80 процентов от общего количества рижских учащихся. И для тех, кто еще не охвачен этим движением, сентябрь - самое время присоединиться к этой творческой общности.

Почему сделать это просто необходимо, порталу riga.lv рассказали начальник Управления спорта и молодежи Дина Виксна и заведующая отделом учреждений культуры и самодеятельного искусства Управления культуры департамента образования, культуры и спорта Рижской думы Айя Калниня.

  1. Кружки и секции Риги предлагают занятия всем и на любой вкус

Система образования по интересам в Риге уникальна. Она вызывает восхищение не только у наших северных соседей эстонцев, но и в Западной Европе. Ни в одной стране образование по интересам
в таком объеме не дотируется из бюджета - государства и самоуправлений.

В Риге - самое богатое предложение внеклассных занятий. Самые популярные - пение, танцы, спорт. А еще есть моделирование, театр, шахматы, иностранные языки, плетение, ткачество, шитье, керамика… Каталог кружков и студий занимает сотню страниц, и это очень увлекательное чтение.

Возрастной диапазон образования по интересам широк - с двух-трех лет до 25. А в центрах культуры ограничений по возрасту и вовсе нет. Участие взрослых, сениоров, целых семей приветствуется. Так, во Дворце культуры VEF славный семейный фольклорный ансамбль «Берендейка» уже много лет объединяет детей, родителей, бабушек и внуков.

  1. Внеклассные занятия учат творческому подходу к любому делу

Не нужно бояться, что занятия в кружках отвлекают школьников от учебы. Наоборот, дополнительная нагрузка учит их распоряжаться своим временем так, чтобы его хватало на все. Совместное творчество воспитывает коммуникабельность, умение работать в команде. Танцуя, занимаясь спортом, ребята легко осваивают языки. Внеклассные занятия воспитывают творческий подход к любому делу и еще целый набор полезных качеств.

3.Образование по интересам - замечательное средство интеграции

Здесь неважно, какой ты национальности, важно, можешь ли ты забивать гол в ворота и заворожить всех игрой на гитаре, петь или танцевать. Так, на Празднике песни ансамбли нацменьшинств составляли сильную конкуренцию латышским коллективам. В совместном творчестве рождается и крепнет чувство сопричастности - к школе, городу, стране.

4. Тем, кто занят, хулиганить некогда

Подростки, которые увлечены делом, не попадут в плохую компанию. В кружках и студиях - замечательные педагоги, это тоже феномен системы образования по интересам. Многие из них в свое время сами выросли в кружках и секциях, которыми сейчас руководят. Опытные и увлеченные педагоги много времени проводят с детьми, которые порой делятся с ними тем, о чем не рассказывают дома, и могут стать хорошими помощниками родителей.

  1. Занятия в кружках помогают выбрать профессию

Система образования по интересам дает возможность детям и подросткам попробовать свои способности в разных сферах и правильно выбрать профессию.

Так, Рижский центр юных техников и Дом технического творчества «Annas 2» стали кузницей молодых инженеров. Вот хороший пример - нынешний руководитель компании LMT Юрис Бинде в свое время выбрал профессию, благодаря занятиям в кружках, и сейчас продолжает сотрудничество с ним, помогая следующему поколению найти себя.

Многие известные музыканты и певцы начинали свою карьеру в музыкальных и художественных коллективах «Zelta sietiņš», «Kamoliņš», «Teiksmiņa» и, конечно, в прославленном «Dzintariņš». (Рижская дума поддерживает 174 коллектива). Пусть не все из них стали звездами, но знатоками и ценителями музыки наверняка

  1. Это близко и удобно

Кружки и студии действуют во всех 115 школах Риги. Они предназначены для учащихся данной школы. Среди них есть совершенно замечательные коллективы! Такие, как народный танцевальный коллектив «Auseklītis», который существует уже 43 года. Он стал визитной карточкой Французского лицея и неизменно занимает призовые места во всех конкурсах и смотрах.

Всех желающих, независимо от места жительства, приглашают центры свободного времени, которые открыты в 15 средних учебных заведениях Риги - в 15-й, 28-й, 74-й, 89-й, 94-й школе, Плявниекской гимназии и других. А также 13 детско-юношеских центров: „Рижский дворец школьников”, «Altona», «Bolderāja», «Auseklis», «Kurzeme», «Daugmale», «Laimīte» и другие. Есть также 6 центров культуры - это «Ritums», «Mazā Ģilde», «Ziemeļblāzma», «Imanta», „Iļģuciems”, Дворец культуры VEF и пр.

Расположены эти центры досуга в разных районах города, так что каждый может выбрать тот, до которого удобнее добираться.

  1. Это недорого

В детско-юношеских центрах работает 580 педагогов. Зарплаты педагогов на 50 процентов оплачивает Рижская дума (вторую половину покрывает государство). В этом году самоуправление выделило на оплату труда педагогов 4 710 959 евро. Самоуправление обеспечивает также помещение для занятий, ремонты, что составляет львиную долю расходов. Единственное, что требуется от родителей - оплатить материалы, которые используются на занятиях - в соответствии с решением Рижской думы Nr. 5376 «О размере софинансирования программ образования по интересам и неформального образования взрослых в образовательных учреждениях Рижского городского самоуправления».

Оплата, как правило, скромная и зависит от рода и продолжительности занятий. Понятно, что рисование и скульптура обходится дороже, чем, скажем, обучение шахматной игре. И она уж точно меньше, чем в частных студиях, которым приходится оплачивать труд педагогов.

Впрочем, с прошлого года самоуправление частично финансирует и частные коллективы - те, которые выиграли конкурс. Важнейшая задача - сохранить и передать следующим поколениям народные традиции. В основном речь идет о хоровых и танцевальных коллективах. Но не только. Под «крышей» праздника находятся и различные виды прикладного искусства.

Где узнать все о кружках и студиях

Вся информация о кружках, студиях, спортивных секциях со всеми адресами и телефонами - в каталоге Департамента образования науки и культуры. Он находится:

В электронном виде на домашней страничке www.e-skola.lv в разделе «Aktuāli»,
- в печатном виде - в Рижской Центральном библиотеке и ее филиалах.

Советы родителям

  1. Не медлите! Некоторые кружки и студии настолько популярны, что в них существует настоящий конкурс.
  1. Прежде чем записать ребенка в секцию или студию, познакомьтесь с педагогом, с условиями, в которых будут проходить занятия. Если у вашего ребенка есть особенности здоровья или характера, сообщите о них руководителю кружка.
  2. Для того чтобы записаться в любой кружок или студию, нужно только заявление от родителей.
  3. Для занятия в спортивных секциях нужна медицинская справка.

Начинать какие бы то ни было занятия в секциях и кружках имеет смысл не раньше, чем ребёнок научится говорить и объяснять вам, что ему нравится, а что нет. Психологи считают оптимальным возрастом, чтобы начать заниматься в секциях и кружках: 4-5 лет - для девочек и 5-6 лет - для мальчиков. Давайте посмотрим, какое направление выбрать!

Спорт

Идите в ближайший к вам спортивный комплекс и узнайте, что там могут предложить. Любой вид спорта позитивно отразится на здоровье и социализации ребёнка. Всем нравятся спортивные и активные дети. Спорт развивает волю и лидерские качества.

Если вы не стали великим футболистом или чемпионкой по фигурному катанию, не ждите, что ребенок исполнит вашу мечту

Пробуйте сразу несколько секций одновременно. Через несколько месяцев опытному тренеру станет ясно, есть у ребёнка способности или нет. Исходя из этого можно будет решить, стоит ли продолжать посещение.

Если тренер честно говорит, что таланта нет, но ребёнку нравится ходить в эту секцию, ни в коем случае не бросайте её.

Лионелю Месси в детстве все говорили о том, что с его телосложением и ростом смешно мечтать о профессиональном футболе

Начиная занятия спортом, заранее прикиньте, насколько это будет затратно для семейного бюджета. Командные виды спорта (кроме хоккея) обойдутся вам относительно дёшево: расходы пойдут в основном на обувь и спортивную форму. Дороже обходится родителям обучение ребёнка теннису, фигурному катанию, конькобежному спорту, лыжам.

Чтобы вам было проще выбрать тот или иной вид спорта, мы попросили тренеров детского фитнеса из Extreme Fitness рассказать о дисциплинах, которыми они занимаются.

Злата Акулич , танцы:

«Танец - это физическая нагрузка, которая укрепляет всё тело, и это непередаваемое чувство, которое наполняет душу! Если по-настоящему хочешь чего-то добиться, преград не существует. Танец способствует общему физическому развитию ребенка. Непосредственно происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение, координация движений, и другие качества, необходимые для формирования умений и специфических навыков уверенности в себе. На занятиях по танцам у детей формируется правильная, красивая осанка, они обучаются выразительным, пластичным движениям в игре, танце и упражнении. Параллельно развиваются творческие способности ребенка в области танца: умение оценивать собственное движение и товарища, придумывание своего «игрового» образа, персонажа или даже собственного «танца», комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений. Приводите ко мне ваших деток в Extreme Fitness, и мы вместе будем познавать этот волшебный мир танца!»

Денис Кайзер , футбол:

«Футбол - точная игра, развивающая логику и сообразительность. Футбол - целый мир со своими правилами, со своей символикой, это крепкий командный дух, сплоченность и стремление к победе. Посещая мои тренировки по футбол Ваш ребенок: во-первых, играя в команде, получит первые уроки общения в коллективе; во-вторых, выносливость будет подпитываться стремлением быть хорошим, даже лучшим игроком. Именно поэтому футбол это отличный выбор для вашего ребенка! Индивидуальный подход к каждому ребенку гарантирован! Жду с нетерпением ваших детей на своих тренировках в Extreme Fitness».

Евгения Гостева , теннис:

«Теннис является удивительным средством гармоничного развития личности, так как подготовка юного теннисиста включает в себя физическое развитие, тактическое мышление и психологическую устойчивость. Занятия теннисом в моих группах гарантируют вашему ребенку не только хорошее здоровье, но и сформируют в нем лучшие человеческие качества, которые помогут ему адаптироваться во взрослой жизни. Многие родители беспокоятся о том, что у ребенка нет способностей для занятий большим теннисом. Спешу вас успокоить, что теннис, это достаточно высоко компенсационный вид спорта. То есть, отдельные недостатки физического развития ребенка с лихвой компенсируются другими, более сильными способностями. Именно поэтому, теннис это лучший выбор для вашего ребенка! Жду ваших деток на своих тренировках в Extreme Fitness».

Алексей Ионов , сквош:

«Сквош - захватывающая и супер-популярная игра! В сквош играют с ракеткой и мягким мячом, на специальном закрытом с четырех сторон корте с профессиональным покрытием. Тренировки проходят в виде различных эстафет и заданий, которые дают необходимую физическую нагрузку и развивают навыки, которые пригодятся вашему ребенку в будущем, такие как скорость принятия решения, внимательность, сосредоточенность. Мы набираем в группу не более пяти ребят, что позволяет тренеру уделить внимание каждому юному спортсмену. Мои тренировки построены таким образом, чтобы дети контактировали друг с другом, развивались не только физически, но и социально. Буду рад видеть ваших детей на сквош-кортах Extreme Fitness».

Алексей Горбенко , скалолазание:

«Скалолазание – это путешествие на всю жизнь» Крис Шарма
«Мозг- это самая важная мышца в скалолазании» Вольфган Гюллих

«Буду рад видеть ваших детей на моих занятиях по скалолазанию в Extreme Fitness! Этот вид спорта равномерно развивает все мышцы тела, укрепляет кости и суставы. А так же развивает пространственное мышление ребенка, улучшает навыки моторики и реакции. Скалолазание для детей - это крайне увлекательное, активное и интересное занятие в кругу друзей, где все смогут «открыть в себе скалолаза» и приобщиться к спорту».

Александра Басарабец , тренер по волейболу:

«Пожалуй, не существует более важной черты характера, чем твердая решительность. Спортсмен, который желает стать великим человеком, или так или иначе оставить след в этой жизни, должен решиться не только преодолеть тысячу препятствий, но и победить, несмотря на тысячу неудач и поражений». Приходите ко мне на занятия по волейболу в Extreme Fitness и я помогу вашим деткам стать хорошими спортсменами и научиться побеждать и быть победителями».

Максим Апатов , тренер по баскетболу:

«Границы, так же как и страхи, чаще всего оказываются просто иллюзией. На тренировках по баскетболу отрабатываются необходимые приемы и упражения на реакцию, координацию. При выполнении упражнений с мячом дети учатся чувствовать мяч, как часть себя, благодаря этому они с легкостью и предельной точностью управляют им».

Музыка

Если в семье есть традиции музыкального образования, скорее всего, ноты, гаммы и сольфеджио войдут и в жизнь ребёнка. Музыка, как ничто другое, развивает мозг и личность ребёнка.

Это ещё и отличная возможность творческой реализации: музыканты чаще других становятся душой компании

В музыкальную школу обычно принимают детей в возрасте 6-8 лет. Срок обучения - 8 лет, занятия проходят по два-три раза в неделю. Стоимость по нынешним временам чисто символическая: 500-700 рублей в месяц. Но стоит помнить о том, что со временем придётся купить собственный инструмент.

Творчество

Это могут быть школы рисования, танцев, театральные студии, хоровое пение. Начать водить туда ребёнка можно раньше первого класса школы, с 4-5 лет.

Затраты на творческие кружки вполне переносимы. В среднем 500–700 рублей в месяц в бюджетных организациях и 3000-4000 рублей в коммерческих, плюс необходимые траты на костюмы, краски, пластилин и другие расходные материалы.

Рекомендуем! Набор пластилина PLAY-DOH «Сладкая вечеринка» - настоящая находка для родителей. В комплекте имеется множество разнообразных формочек, с помощью которых ваш ребёнок сможет сделать интересные игрушечные десерты.

Интеллект

Это может быть секция шахмат, лингвистические центры, кружки робототехники или моделирования. Отдавая ребёнка в подобную школу, хорошо заранее знать его потенциал.

Рано ли ваш ребёнок научился говорить, читать, писать, считать? Опережает ли он сверстников по развитию? Если вы отвечаете «да» - скорее всего, в интеллектуальном кружке ребёнку будет интересно

Малыш будет чувствовать свои способности востребованными. Его интеллект будет именно развиваться, а не работать на пределе своих возможностей.

Настольная игра «Шахматы» в магазине

Дошкольника и первоклассника психологи рекомендуют водить сразу в несколько разнонаправленных секций - например, шахматы и футбол, пение, гимнастика и иностранные языки. Через несколько лет ребёнок сам поймёт, чем он хочет заниматься - останется именно то, что лучше всего получается.

Многочисленные детские развивающие центры пестрят объявлениями о группах, в которых вашего ребенка научат читать-считать-петь-рисовать-танцевать. Это пока он малыш. А когда подрастет, предлагаемая программа развития станет гораздо масштабнее: театральная группа, модные танцы, право- или левополушарное рисование… Если продолжать перечень, читать его придется очень долго.

Отсюда вопрос: действительно ли так много надо современным малышам и школьникам для того, чтобы стать достойными членами общества? Или многочисленные развивающие центры – просто способ перекладывания денег из родительских кошельков в свои личные? Ведь подчас мальчики и девочки живут по строгому тайм-менеджменту, требующему от них успевать на все занятия. И все только потому, что родители хотели бы развить в своих детях те способности, которых нет в них самих, или же просто свято верят, что миллион секций на неделе – путь в успешную жизнь.

Сегодня мало родителей, которые не водят своего ребенка хоть куда-то. На вопрос «зачем?» они часто не могут дать вразумительный ответ. Дело ограничивается либо традиционным «для всестороннего развития», либо «сейчас все водят, без этого нельзя». Когда же спрашиваешь, к чему ребенку такое количество кружков, чаще всего слышишь в ответ: «Ему нравится». Серьезно? Может, ребенок просто боится родительского осуждения?

Эту проблему Рамблер/Семья решила обсудить с непосредственными участниками процесса: родителями и теми, кто предлагает услуги по детскому развитию.

Родители-перфекционисты

Есть мамы, которые очень любят подчеркивать достижения своих детей: «А вот мы уже умеем…. А мы ходим на танцы. Потом у нас театральный кружок. А еще два раза в неделю английский язык. По выходным – спорт».

Ребенок, у которого родители-перфекционисты воруют детство, отдыхает лишь во время переездов с одного развивающего занятия на другое. Как раз про таких пап и мам говорит наш эксперт Жанна Рыжова , основатель сети частных детских садов «Интересный Детский сад»:

«Когда родители всячески поддерживают интересы ребенка и создают для его развития благоприятные условия – это всегда большой плюс. Однако во всем нужно знать меру. Здесь важно не перегрузить ребенка и не нанести вред его психофизическому здоровью. А это уже зависит от целей, которые преследует родитель, – занять ребенка в рабочее время и откупиться от него на максимально длительный срок, или же создать благоприятные условия для развития. В первом случае как раз наблюдаются уставшие дети с 25 кружками, во втором – способные малыши, получающие удовольствие от занятий. Детские кружки – это правильное всестороннее развитие ребенка, которое должно быть очень умеренным».

Поддерживает эту точку зрения и международный гроссмейстер по шахматам, директор шахматной школы «Лабиринты шахмат» Яна Мельникова :

_«Во всем важна «золотая середина». Ребенка нельзя лишать детства. Малыш, с пеленок переходящий с одного кружка на другой по расписанию, порой похож на маленького и уставшего взрослого. Однако кружки и секции важны. Школа дают лишь базу, некий костяк, который необходим каждому грамотному человеку. Конечно, его может быть достаточно – дети вырастают, получают образование, строят карьеру.

Кружки же развивают таланты и индивидуальность, помогают ребенку вырасти личностью. Если выбор падает на спорт – можно с уверенностью сказать, что это поможет детям закалить характер, научиться стремиться к цели и преодолевать сложности. Если ребенку больше по душе творчество – он раскроет для себя новые грани и направления, в которых будет стремиться к совершенству. Дети, свободное время которых не занято, не учатся его ценить и планировать. На мой взгляд, оптимальным решением является выбор. Нужно предложить и показать ребенку разные направления развития – и он вам затем расскажет, что ему больше по душе»._

Между тем Анна Кирсанова , руководитель отдела маркетинга МФИ Софт, уверена:

_«Вечно занятые дети – это проекция жизни вечно занятых родителей. Когда хочется всего: и карьеру хорошую, и на тусовки сходить, и в отпуск съездить, – на детей остается очень мало времени. Поскольку основное внимание сосредоточено на деньгах и успехе, это передается и ребенку. Вместо внимания и времени родители вкладывают в ребенка деньги. Это такая игра – «найти специалиста». По массажу, коррекции, развитию – чему угодно. Занятые родители деньгами компенсируют свой родительский инстинкт. И хорошо еще, если это что-то полезное и интересное для ребенка, а бывает сборная солянка из курсов футбола, вальса, ораторского мастерства и левополушарного рисования. Очень важно найти баланс – помогать ребенку развивать его увлечения, мотивировать его, если он что-то полезное и интересное хочет бросить из-за лени, но не навязывать ему свои нереализованные идеалы.

Как-то я разговаривала с мальчиком, который в свои 4 года выиграл турнир по мотокроссу. Малыш с огромным байком был абсолютно равнодушен. Спрашиваю: рад, что победил? Жмет плечами, ему все равно. Зато папа, который его и отправил заниматься мотоспортом, – просто счастлив»._

Павел Никифоров , директор коммуникативного агентства «Логика PR» рассуждает о том, что нынешние родители, предлагающие свои детям разнообразные развивающие занятия, росли в то время, когда их выбор был довольно скудным. Реализовать свои способности можно было лишь в школьных кружках, музыкальной школе (по собственному желанию туда практически никто не шел) и спортивных секциях:

«Родители пытаются дать детям то, чего не было у них, – возможность лучшего старта. А уж «развивалки», ощущая эту потребность, активно работают над разнообразным предложением».

И многие родители идут у них на поводу. Если ребенок застенчивый, стараются растормошить и записывают в театральную студию. Если с избыточным весом – в спортивную секцию. Но иногда эти благие намерения приводят к обратному результату: тихони испытывают дискомфорт, «пышные» дети со слезами идут на очередную тренировку.

Сколько должен отдыхать ребенок?

В любом случае имеет смысл оставить ребенку время на отдых, не «забивайте» детский график бесконечными занятиями. На этом настаивает генеральный директор Учи.ру Иван Коломоец :

«Ежедневно у ребенка должно быть 3–4 часа свободного времени для занятий тем, что ему действительно интересно. Это нужно для формирования и выбора собственных, а не навязанных интересов и увлечений, и гармоничного развития личности». Прежде, чем выбрать развивающее занятие для своего ребенка, убедитесь, что оно будет ему интересно и актуально по возрасту. Забавно видеть «развивашки» для годовалых малышей, где мамы лепят поделки, а крохи наблюдают за этим процессом.

Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка. Если он не хочет заниматься, к примеру, большим теннисом, – не настаивайте. Вместе выберите тот вид спорта, который понравится сыну или дочери. Выясните причину, по которой ваш ребенок отказывается ходить на занятия. Если это из-за непривычки («привязанному» к маме малышу порой непросто даже на 45 минут остаться без нее), но предмет изучения нравится – вместе с преподавателем помогите крохе привыкнуть.

Кружки: маркетинговый ход?

Мы в итоге выявили ряд причин, по которым родители ненасытно водят детей в кружки:

  1. Повышенная занятость самих родителей, которым куда-то надо деть ребенка.
  2. Искренняя вера в то, что ребенок с дополнительными знаниями лучше устроится в жизни.
  3. Собственные нереализованные мечты и желание через ребенка наверстать упущенное.
  4. Дань моде и зависимость от мнения окружающих, которые в один голос твердят, что без секций – никуда.

Во всех этих случаях имеет говорить о перфекционизме современных родителей. И вряд ли это какой-то вселенский заговор со стороны работников кружкой – они появляются, потому что у общества есть в них потребность: стандартные рыночные отношения.

Марго Бор, совладелец ЦО:

_«Дополнительные занятия для детей существовали всегда, но если раньше это были Дома творчества юных (дома пионеров и школьников), то теперь они, продолжая существовать, но в меньшем количестве, просто не справляются с потоком детей.

По мнению психологов, не стоит перегружать ребенка, но и не следить за его досугом тоже нельзя. Посещение реальных секций и кружков помогает детям социально адаптироваться, так как многие из них к 13 годам становятся зависимыми от виртуальной реальности и киберпространства. Надо очень внимательно относиться среде, формирующей личность ребенка: любой спорт формирует характер, творческие секции развивают воображение и креативные способности, экономические кружки помогают детям ориентироваться в современном мире.

…Про отличную маркетинговую кампанию могу сказать лишь одно, если бы она была отличной, то мы бы не собирали каждый квартал семинар о том, как открывать и продвигать частотные образовательные учреждения. Владельцы подобного бизнеса чаще всего приходят туда либо из классического образования, либо из другого бизнеса, сначала они слабо ориентируются в тенденциях рынка и не понимают, как достучаться до своей целевой аудитории. О каком-то заговоре маркетологов заведений дополнительного образования говорить рано, как минимум»._

Какие преимущества у развивающих кружков, если ребенок будет с охотой в них заниматься? У него появятся:

  1. привычка учиться;
  2. умение анализировать и запоминать новую информацию;
  3. стимул узнавать новое.

При этом очень важно, чтобы преподаватель «горел» своим делом. Об этом говорит и Катерина Смирнова, корреспондент:

«Моя задача – окружить детей харизматичными педагогами. К сожалению, по моему опыту, в школах и бесплатных муниципальных кружках они встречаются гораздо реже. Поэтому я платила кучу денег за детский «обслужанс».

…Уважаемые родители! Не спешите загружать своего ребенка многочисленными развивающими занятиями. Много – не всегда хорошо. Важно, чтобы дополнительная интеллектуальная или физическая нагрузка приносила пользу. Выберите направления, которые помогут ему в будущем, к примеру, иностранный язык или общую физическую подготовку, и пробудите к ним интерес. Стимулируйте собственным примером!

А если у вашего ребенка уже сейчас очень насыщенный график, поговорите с ним по душам – так ли это ему нравится. Может быть, пользы для развития будет больше, если исключить какой-то кружок, а освободившее время провести вместе? Например, почитать, порисовать, погулять… Не делегируйте обучение ваших детей исключительно другим людям, пусть даже профессионалам. Вкладывайте в детей свою душу, энергию и знания! Будьте уверены – это принесет положительный результат.