Занятия по эстетическому воспитанию. Конспект занятия по эстетическому воспитанию на тему: "Культура и мы"


Конспект занятия по эстетическому воспитанию
«Русский лес как песня для души…»

Конспект занятия по эстетическому воспитанию "Русский лес как песня для души"для детей 13-15 лет с ОВЗ.


Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе, к лесным богатствам, помочь увидеть их красоту
Задачи:
1. Познакомить с многообразием природных богатств России, воспитывать стремление беречь и приумножать красоту природы
2. Повышать заинтересованность детей к природе, развивая их способность любоваться и очаровываться ее красотой.
3. формировать и корректировать имеющиеся навыки внимательно слушать, не перебивая других, формировать связную речь
4. Обогатить и расширить словарный запас(багряный, расписной, лазурь, лиловый, пестрый и т.д.)
5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание
6. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход занятия.

Звучит музыка
Широка страна моя родная
Много в ней лесов полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек…
Ребята, всем вам известны эти слова, вы, конечно же, знаете, в какой огромной стране мы живем. Скажите, как она называется?
Россия.
Правильно, наша необъятная страна называется Россия. И ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как наша. На Севере очень холодно, там льды, айсберги и вечные снега,


на юге жаркие пустыни,


в средней полосе природа богата и разнообразна. Одно из богатств нашей природы- это леса. Посмотрите, какие бывают леса.


Хвойные.Какие деревья там растут?(Сосны, ели,)
Лиственные. Липа, клен, береза, дуб
Смешанные.(И то, и другое)
А теперь мы проверим, внимательные ли вы слушатели и распределим названия деревьев по месту их произрастания.
Леса
Лиственные Хвойные
(дети вешают на доску картинки с изображением деревьев)
Видите, какое разнообразие деревьев и красок царит в лесу!
Давайте послушаем стихотворение
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как мышки елочки темнеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной
За лето высох он от солнца
И очень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Вот вы сейчас прослушали такое волшебные стихотворение, а может быть значения некоторых слов вам неизвестны? «Лиловый, золотой, багряный»
Подумайте, что означают эти слова?(Ответы детей)
(За рассуждениями детей следует подсказка на экране.)




В самом начале занятия вы сказали, что у лиственных деревьев листья, у хвойных хвоя, давайте сейчас поиграем в игру «С какого дерева листок?»
Я называю дерево, а вы говорите правильное название его листка(лист клена- кленовый и т.д.)
Лист дуба- дубовый, хвоя сосны – сосновая, лист ивы- ивовый, шишка кедра -кедровая, лист тополя- тополиный, лист осины- осиновый, лист липы- липовый, шишка ели- еловая, лист березы- березовый.
Правильно, ребята, березовый.


Береза- любимое дерево России, это ее символ. Березку можно встретить и в лесу, и в парке, и в школьном дворе. . Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. На юге встречаются березы огромные, как мачты,


а на севере растут карликовые, ростом с ребенка.


Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.


Очень много стихотворений посвятил русский народ этому деревцу. - Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:
«Словно девица русская, приумолкнув стоит. »


А сейчас мы послушаем отрывок из еще одного стихотворения
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне…
Ребята, только что мы слушали зимнюю березовую сказку..


А весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.


Как он называется? березовый. А сейчас мы с вами попробуем его сами и угостим наших гостей.
Дети пробуют березовый сок и угощают гостей.
Видите, ребята, какие сладкие мгновения может подарить нам русская природа, сколько удовольствия и приятных минут переживает человек, общаясь с ней. Об этом никогда не стоит забывать.
Давайте еще немного поговорим о богатствах леса, его жителях, его звуках и красках.
Весной роняет слезы
Белая…(БЕРЕЗА)
Если дует ветерок
Задрожит ее листок
Ветерок совсем не сильный
Но дрожит листок …(ОСИНЫ).
В каждый дом под Новый год
Это дерево придет.
Зеленое и колкое
Оно зовется…(ЕЛКОЮ)
На дубовых ветках
Вырастают детки
Маленькие озорные
На них шапочки резные(ЖЕЛУДИ)
Так много деревьев в лесу! Каждое дерево звучит по-своему то шелестит, то скрипит. Все это звуки леса.
Стихотворение (Романцова Лиза)
Садись на камень под сосну
Лесную слушай тишину
Журчит лепечет ручеек
О том, что путь далек-далек
Упала шишка, скрипнул сук
Жужжит, жужжит тяжелый жук
Листва рассказывает сны
Ты слышишь голос тишины…
Давайте и мы с вами, не выходя из класса, тоже послушаем лесную тишину…Какая она? Необычная, чудесная, волшебная.(Релаксация под звуки леса 2 мин)

Лес шелестит, поет, звенит, жужжит. Чудесный концерт в лесу дают птицы. Голоса животных – это их разговор. И так важно не помешать этому разговору, ведь если мы будем шуметь в лесу, слушать громкую музыку, мы можем не услышать пения птиц, порхания бабочек, а животные не смогут сообщить друг другу что-то важное, напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. Вот поэтому так важно ходить по лесу осторожно и аккуратно, ведь так чудесно насладиться красотой родной природы, зеленой лужайкой на лесной опушке, звонким пением птиц, радужным порханием бабочек и стрекоз. Это же несложно- без беготни, не крича и аукая, а тихо-тихо, спокойно пройтись по лесной тропе. Не забывайте, пожалуйста, об этом.
Давайте проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Игра на внимание.
Я буду называть вам примеры поведения в лесу, а вы, если вы согласны, будете говорить «Это я, это я, это все мои друзья, а если нет, то промолчите
-По тропинке кто шагает, на жуков не наступает?
-Веточки мы не ломаем когда по лесу гуляем
-Магнитофон мы взяли в лесок, и заглушили птичек голосок
-Муравейник мы найдем, понаблюдаем и уйдем.
-Мухомор увидел я, мимо прохожу, друзья
-В лес собачек мы возьмем, спокойней птичкам будет в нем.
-Кто бруснику собирает, с корнем кустик вырывает?
Молодцы, ребята. Есть ли в нашей группе лесные хулиганы? Нет, и это хорошо. Человек должен бережно относиться к лесным богатствам, потому что это не только красота и отдых для души, но и огромная польза. В лесу растут деревья, из которых производят бумагу для книг, альбомов, тетрадей. А еще в лесу растут грибы и ягоды, живут многочисленные звери и насекомые.
Давайте поговорим об этом. Какие грибы растут в лесу?
СЪЕДОБНЫЕ и НЕСЪЕДОБНЫЕ
Белые мухоморы
Подберезовики, бледная поганка
ложные опята
Лисички,
Сыроежки
Вам нужно правильно с помощью стрелок распределить названия грибов по группам
А какие лесные ягоды вы знаете?
Земляника, малина, клюква, черника, брусника
Ребята, а как используют лесные ягоды?
Сушат, замораживают, варят варенье, соки, компоты.
А какое варенье вы любите?
Вот видите, ребята, сколько радости и наслаждения доставляет нам природа!
Лес- это главное богатство России. Он дает человеку чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Лес- это родной дом для огромного количества животных, насекомых, птиц. А каких лесных жителей вы знаете?
(ЛИСА,ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ВОЛК, БЕЛКА, ЕЖ)
Отгадайте, о ком пойдет речь сейчас.
По лесу бежит петляет
К лету шубу он меняет
На снегу его невидно
Волку и лисе обидно…. (Заяц)
Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко
Не пустая никогда
У меня кладовка… (Белка)
Трав колючками касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко…. (Лось)
День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет
Ходит, бродит он молчком
Уши серые торчком…. (Волк)
Без тропинки без дорог
Серый катится клубок
Он в иголках острых сплошь
Потому что это…. (Ёж)
Зимой спит, летом ульи ворошит(Медведь);
Меньше тигра, больше кошки, над ушами- кисти-рожки, с виду кроток, но не верь, страшен в гневе этот зверь(Рысь);
Водяные мастера строят дом без топора, дом из хвороста и тины и добротные плотины (бобры);
Словно царскую корону носит он свои рога, ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.(Олень);
Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый -краса! Как зовут ее…(Лиса);
возле дуба острым рылом деловито землю рыл он(Кабан);
Немытое в рот ни за что не возьмет и ты будь таким, как крошка…(Енот);
Роскошный полосатый мех имеет это хищный зверь, он ходит тихо, словно ветер, живет в природе, словно царь(Тигр)
Да, ребята, действительно, лес- это большой дом для всего живого. У каждого животного в лесу есть свой дом. А как называются дома лесных жителей? Кто где живет? Давайте попытаемся дать правильные названия домикам лесных жителей.
Белка – в дупле


медведь- в берлоге,


лиса -в норе,


волк -в логове,


птица -в гнезде


муравей -в муравейнике,


Давайте послушаем стихотворение «Есть у каждого свой дом».
1. У лисы в лесу глухом
Есть нора - надёжный дом
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу
Есть у каждого свой дом
Всем тепло, уютно в нём.
В лесу у каждого есть свой дом, А для человека таким домом является природа, она для нас считается родным домом. И от нас с вами зависит, в каком доме будем жить мы и наши дети дети.
Человек- он ведь тоже природа
Он ведь тоже закат и восход
И четыре в нем времени года
И особый в нем музыки ход.
Деревья, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Что значит человек без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймет он, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
Что человек-венец природы
И без природы нам конец?

На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Красоту ее не губить

Мир искусства и культуры

ПРОГРАММА

воспитательной работы

по художественно-эстетическому

воспитанию школьников

Паспорт программы

Исполнители

Педагоги, учащиеся, родители ДОШ № 94

Цель программы

    Гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства;

    Развитие духовного мира школьников на основе познания искусства, литературы, фольклора; умения видеть культуру в себе и себя в культуре;

    Формирование художественно-эстетического вкуса;

    Воспитание ценностного отношения к искусству.

Задачи программы

    Приобщать школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

    Развивать способность понимать и ценить прекрасное;

    Использовать возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;

    Привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;

    Выявлять и развивать творческие способности и наклонности детей;

    Раскрывать потенциала каждого ребенка, предоставлять возможности реализовать себя.

Сроки реализации

2015 – 2020 гг.

Ожидаемые результаты

    Совершенствование системы работышколы по художественно-эстетическому воспитанию;

    Раскрытие творческого потенциала учащихся;совершенствование их художественно-эстетической осведомленности;

    формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения;

    повышение уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся, включающей в себя: художественный вкус, манеру общения, внешний вид, ценностную ориентацию, художественно-эстетическую развитость (практические умения);

    осознание школьниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечный результат

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов общества. В этих условиях особую социальную значимость приобретает развитие художественно-эстетического направления системы образования.

Эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус, облагораживать человека. Эстетика способствует гармоничному развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное. Главные направления эстетического воспитания таковы: научить видеть красоту во всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы, музыки, живописи, сценического искусства. Тесно связаны друг с другом эстетика и нравственность. Важным фактором эстетического восприятия мира человеком является возникновение эстетических ситуаций, которые вызывают духовную радость, наслаждение художественным образом.

Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека. Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, танцы, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.Воспринимая красоту искусства и действительности, он постигает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, строит свои взаимоотношения с людьми. В образовании это длительный процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, жить и творить «по законам красоты».

Задача школы - сохранять, обогащать и развивать художественный потенциал каждого ребенка. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, развивая потребность общения с искусством, и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.

ІІ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

    гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства;

    развитиедуховного мира школьников на основе познания искусства, литературы, фольклора; умения видеть культуру в себе и себя в культуре;

    формирование художественно-эстетического вкуса;

    воспитание ценностного отношения к искусству.

Задачи:

    Формировать образный мир ребёнка;

    приобщать школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

    развивать способность понимать и ценить прекрасное;

    использовать возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;

    привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;

    выявлять и развивать творческие способности и наклонности детей;

    раскрывать потенциала каждого ребенка, предоставлять возможности реализовать себя.

ІІІ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    Принцип развития

    Принцип индивидуальности

    Принцип творчества и успеха

    Принцип поддержки и доверия

    Принцип ответственности

IV . КОНТРОЛЬ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы художественно-эстетического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.

В состав совета входят:

1. Заместитель директора по воспитательной работе.

2. Заместитель директора по УВР

3. Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

4. Педагог-организатор

5. Руководители кружков

V . ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

    Совершенствование системы работы школы по художественно-эстетическому воспитанию;

    Обогащение содержания художественно-эстетического воспитания в учебном заведении;

    Вовлечение в работу художественно-эстетического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

    Раскрытие творческого потенциала учащихся; совершенствование их художественно-эстетической осведомленности;

    Развитие способности к творческой самореализации школьников в пространстве государства;

    Формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения;

    Повышение уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся, включающей в себя: художественный вкус, манеру общения, внешний вид, ценностную ориентацию, художественно-эстетическую развитость (практические умения);

    Осознание школьниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечный результат системного художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения – формирование целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что позволяет молодому человеку быть гуманным и действовать целенаправленно, изобретательно, плодотворно и общечеловечески значимо.

VI . ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 5 лет. Она определяет содержание и основные пути развития системы художественно-эстетического воспитания школьников, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности; воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, приобщение к культуре, развитие умения видеть и ценить прекрасное, обучение этическим нормам и правилам.

Программа реализуется в три этапа:

    Диагностико-проектный - 2015 - 2016 учебный год

Обобщение опыта школы в организации художественно-эстетического воспитания;

Разработка программ по развитию отдельных аспектов художественно-эстетического воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями и т.п.;

Сбор информации о численном составе учащихся, занимающихся в кружках художественно-эстетического направления и кружках в центрах.

    реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных

    Рефлексивный – 2019-2020 учебный год

Выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

VII . ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Программа составлена на основе принципов развития, творчества и успеха, поддержки и доверия, системности, научности, доступности и рассчитана на пять лет.

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват художественно-эстетическим воспитанием всех учащихся школы – с 1-го по 11-е классы.

Программа способствует развитию форм и методов на основе новых информационных технологий для совершенствования процесса художественно-эстетического воспитания. Развитие методических основ художественно-эстетического воспитания предусматривает разработку методических рекомендаций по проблемам формирования нравственной, духовной и творческой личности, приобщение школьников к ценностям культуры, искусства и лучшим образцам народного творчества, изучение и обобщение педагогического опыта в области художественно- эстетического воспитания для его внедрения в практику.

Каждый классный коллектив может конкретизировать данную программу. Исходя из особенностей жизни и традиций класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе предусматривается разработка своей собственной системы дел по ее реализации.

Эти дела внесут в жизнь школы определенный ритм и упорядоченность; праздники знаний способствуют активизации деятельности интеллектуалов школы, фестивали искусств - удовлетворят детскую потребность в сценическом самовыражении. От педагогов во время проведения мероприятий потребуется умелое и тактичное соучастие, предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка (в театрализованных постановках, рисовании, пении, танцах и др.).

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволит определять и развивать индивидуальные особенности учащихся и сплачивать классные коллективы. Благодаря творчеству каждый ребенок выявит свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности будет способствовать формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулировать осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «я».

    Механизм реализации программы

ШКОЛА – центр художественно-эстетического развития


Внеучебная деятельность

деятельность


Внеклассные мероприятия

Дополнительное образование

    Формы и методы работы с детьми

Поставленные задачи выполняются посредством учебной и внеурочной деятельности:

    Учебная деятельность (уроки музыки, ИЗО, литературы, мировой художественной культуры)

    Внеучебная деятельность:

Дополнительное образование (кружки, творческие объединения)

Внеклассные мероприятия (спектакли, конкурсы, концерты, классные часы, выставки, диспуты, викторины)

3.Возможные формы работы с детьми

Праздники:

    праздник «День знаний»;

    праздник «День учителя»;

    «Папа, мама и я – дружная семья».

    «Масленица».

    «Красный, желтый, зеленый».

    «Тропинка школьная моя» (вечер встречи школьных друзей)

    праздник «День матери. «Спасибо, тебе родная»;

    новогоднее представление у елки;

    День защитника Отечества;

    праздник «День Победы»;

    праздник последнего звонка

Диспуты:

    «Можно ли стать красивым?».

    «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».

    «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?».

Игры:

    «Добро пожаловать!».

    «Школа, которую мы строим».

    «Тайны вокруг нас».

    «По каким правилам мы живем?».

Вечера :

    «Молодость наших бабушек».

    «Орден твоего деда».

    «Моя малая Родина».

Викторины :

    «Классики литературы о добре и зле».

    «К годовщине Победы в Великой Отечественной войне».

    «Новогодняя. По странам и континентам».

    «Братья наши меньшие».

Выставки поделок :

    «Золотые бабушкины руки».

    «Природа и фантазия».

Встречи с интересными людьми:

    «Советы мудрых».

    «Защитники Родины у нас в гостях».

    «История глазами моих родственников».

    «Национальные традиции в моей семье».

    «Моя родословная».

Заочные путешествия:

    «Здесь живут мои родственники».

    «Дорогами великих географических открытий».

    «По странам и континентам».

Игры-путешествия:

    «По маршрутам Колумба».

    «Доброе утро, ветеран».

    «Праздничный сюрприз».

    «Подарок моим друзьям».

    «Снежная сказка» (для малышей).

Творческие конкурсы:

    Рисунков на асфальте.

    Рисунков на различную тематику

    Юных фотолюбителей.

    Инсценированной сказки.

    На лучшую праздничную стенгазету.

    Поделок из бумаги (оригами).

    Инсценированной сказки.

    На лучшую поделку.

Фестивали:

    «Народов дружная семья».

    «Фестиваль профессий».

VIII . ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«Культура»

Цель: формирование представлений у учащихся об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры мирового сообщества, родного края, фольклора.

Задачи:

1. Развивать эстетическую культуру.

2. Воспитывать умение видеть прекрасное, воспитывать ценностное отношение к произведениям искусства.

Формы:

    тематические беседы,

  • викторины,

    встречи с деятелями искусства и культуры,

    организация деятельности школьного музея.

« Д осуг»

Цель: формирование художественно-эстетического вкуса

Задачи:

1.Развивать умение организовывать культурное проведения досуга учащимися.

2.Воспитывать правильное поведение во время организации и посещений культурно-массовых мероприятий.

Формы:

    организация праздников,

    посещение кружков и объединений дополнительного образования,

    экскурсии в музеи,

    посещение театров, концертов, библиотек.

«Т ворчество»

Цель: развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

    Формировать умения выражать себя в доступных видах творчества: художественном, музыкальном, театральном, хореографическом, прикладном.

Формы:

    работа в объединениях дополнительного образования,

    выставки,

    конкурсы,

    фестивали,

    праздники,

    коллективные творческие дела.

ІХ. План мероприятий по реализации программы

Мероприятия

Сроки

Класс

Ответственный

Торжественная линейка «Первый звонок»

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Посвящение в первоклассники

Класовод 1 кл

Праздничный концерт ко Дню Учителя

Педагог-организатор

Мастерская Деда Мороза – подготовка новогодних праздников, украшение школы и классов

Педагог-организатор,

кл. руковод 1-11 кл

Новогодняя сказка

Педагог-организатор, руководитель театрального кружка

«Рождественские Вечера»

Кл. руководители

Вечер встречи с выпускниками

Зам. директора по ВР

Фольклорно-игровая программа «Проводы Зимы» (5 -11 кл.) Масленица (1-4 кл)

Февраль март

Кл. руководители

«Великих дней не смолкнет слава».

Кл. руководители

Торжественная линейка «Последний звонок»

Зам. директора по ВР

Выпускной бал

Зам. директора по ВР

Классные часы на художественно-эстетические темы

ежегодно

Классные руководители

Участие в конкурсах художественно – эстетического направления разных уровней

ежегодно

Педагог-организатор

Посещение музеев, театров, выставок

ежегодно

Классные руководители

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад № 23 г.о. Орехово-Зуево Московской области

Составил старший воспитатель Милованова Марина Владимировна

Провёл воспитатель Пыжова Марина Геннадьевна на городском методическом объединении воспитателей групп дошкольного возраста г.о. Орехово-Зуево

Программное содержание.

  1. Формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщение к родной природе.
  2. Расширять представление детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
  3. Развивать у детей чувство восприятия в общении с окружающем миром и желание отражать мир ощущения в процессе речевой и художественно-творческой деятельности.
  4. Учить понимать, что окружающий мир можно выразить в разнообразных видах искусства.
  5. Развивать у детей образное мышление и продуктивное воображение.
  6. Учить детей принять разнообразные способы изображения предметов и использовать колорит цветов.
  7. Формирование нравственных качеств и поведенческих функций в рамке подготовки детей к школе.

Активизации словаря.

Выставка музыканты, артисты, мир цветов, чувство прекрасного, настроение, картина, музыка, хоровод, жилище.

Материалы и оборудование к занятию.

Стихи Е. Серовой «Наши цветы» , ткань х/б 20x20 см.. листочки, проволочка кисточки № 3, 5 акварельные краски, тряпочки, клееночки, подставки для кисточек, стаканчики с водой.

Картина С. Путикина «Натюрморт с ромашками и васильками» . Открытки с цветами, композиции из цветов, искусственные цветы, цветы на панно, вышивка, живые цветы, шапочки-цветы.

О.П. Радынова «Мы слушаем музыку П.И. Чайковский «Вальс цветов»

Кассета № 7. (тема № 5 «Сказка в музыке» ) . Музыка для релаксации «Волшебство леса» (звуки живой природы и романтические саксофонные баллады) .

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в зал. (В зале выставка, рассказывающая о мире цветов рисунки, композиции из цветов, искусственные цветы, цветы на панно, картина, живые цветы) .

Воспитатель.

У нас сегодня гости. Поздороваемся с ними. (Дети здороваются с гостями) . Я приглашаю вас и наших гостей отправится в необычное путешествие - в мир прекрасного! (Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» .

Воспитатель предлагает детям пройти к выставке. Посмотрите сколько цветов. Мы словно попали в небольшой сад! А что в нем растёт?

Воспитатель.

Послушайте меня.
Они прекраснее всего,
Что нам даёт природа на земле.
То-дар её бесценный.

Для всех искусств - цветок
Образчик неизменный.

Вот как пишет о цветах поэт Жак Демилъ.

Так красиво звучат строки. Цветы - это бесценный дар природы, т.е, не

имеющий цены. И действительно, художники и поэты и артисты не раз обращались к красоте цветов. Жизнь цветов продолжается в труде взрослых,

цветы можно засушить, вышить на ткани, сделать аппликацию, панно и

украсить ими жилище.

(Воспитатель предлагает детям пройти к столу, на котором расположены подставки с иллюстрациями полевых цветов: ромашка, колокольчик, василёк) .

Какое время года напоминают вам эти цветы.

Эти цветы напоминают нам о лете.

Воспитатель.

Прочтите нам стихи о летних цветах, которые мы учили летом. (Дети

подходят к столу берут иллюстрации цветов и читают стихи).

Нарядные платьица,
Жёлтые брюшки.
Ни пятнышка нет
На красивой одежде.

Такие веселые
Эти ромашки -
Вот-вот заиграют.
Как дети, в пятнашки.

Василёк:

Как чиста в колхозе рожь -
Василёк едва найдёшь.
Всем бы ты, цветок, хорош.
Да зачем ты портишь рожь?

Приходи-ка лучше в сад.
Вот обрадуешь ребят!

Колокольчик:

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой
Колокольчики - цветы
Очень вежливы.

(Дети отвечают: «И мы вежливы» ) .

Воспитатель.

Поставьте картинки и пройдите к детям, встаньте на свои места. Есть

такая поговорка, «Лето красно?

Воспитатель

Пирогами.

Воспитатель.

В след за летом наступает, что?

Воспитатель

Вы любите осень? И чем она вам нравится?

Осень богата урожаем: поспевают в саду фрукты и овощи. Деревья

стоят нарядные разноцветные: жёлтые, оранжевые, багряные.

Только осенью они меняют свой наряд.

Воспитатель.

А ещё прекрасна тем, что цветы продолжают радовать прекрасный

мир, в котором мы живём. И этот прекрасный мир сегодня с нами. Давайте

полюбуемся, Я приглашаю вас в этот мир. (Дети проходят к столу, где в

большой вазе стоит большой букет хризантем). Что это? Как эти цветы называются?

Цветы. Хризантемы.

Воспитатель.

А чем они похожи?

Эти цветы похожи строением стебля, форма - цветка круглая.

Воспитатель.

Не смотря на то, что цветы похожи друг па друга, они имеют и

различия. Назовите их.

Размер цветка, окраска цветов, форма лепестков.

Воспитатель.

Все живые цветы объединяет - запах. У каждого цветка свой запах. Его

легко определят и люди, и пчёлы, которые собирают нектар, из которого получается душистый мёд. Многие талантливые люди видят по своему и своё

чувство и настроение передают по-разному. Художник пишет картину, композитор - музыку, поэт стихи. Воспитатель предлагает пройти к следующему

экспонату.

На подставке стоит картина (С. Пушкина натюрморт «Ваза с ромашками и васильками» .

Дети подходят к картине и встают полукругом.

Послушайте произведение П.И. Чайковского «Вальс цветов» . Это про-

изведение о цветах.

Какая это музыка?

Чтобы вы хотели делать под неё?

Музыка сказочная, радостная, воздушная, танцевальная. Под эту музыку хочется порхать в воздухе, кружиться в хороводе.

Воспитатель.

А мне показалось, что цветы кружась в дружном хороводе, взялись за руки и решили постоять в этой вазе. Один художник который проходил мимо, решил изобразить их на полотне. Запах цветов художник передать не мог но отношение - любовь, радостное настроение он отразил в игре красок.

(Воспитатель обращает внимание на картину и беседует с детьми) .

Что художник изобразил на этой картине?

Художник изобразил на этой картине полевые цветы. Свое отношение и любовь к ним.

Воспитатель.

Какие цвета красок использовал художник в своей картине?

Художник в своей картине использовал жёлтый, коричневый, бежевый. белый, голубой, чёрный, зелёный, и синие цвета красок.

Воспитатель.

А вы хотите быть художниками и изображать цветы, так как вы их чувствуете и видите?

Воспитатель.

Прошу пройти в мастерскую. Дети садятся за столы, на столах весь

необходимый материал дня рисования. Сядьте правильно, спинки прямые,

ноги вместе. И послушайте меня внимательно. У вас на столах лежит необходимый материал для рисования. Работать мы с вами будем необычно. На-

рисуем цветы на ткани разными способами рисования. Закройте глазки, давайте представим цветы, которые мы будем изображать. Подумайте где и как

их изобразить. С помощью чего их можно нарисовать?

Воспитатель.

Как мы будем рисовать цветы?

Цветы можно нарисовать с помощью проволочки. (Дети рассказывают технологию) .

Воспитатель.

А листочки?

Листики мы будем печатать живыми листочками.

Воспитатель.

А стебель и серцевинку

Стебель - кисточкой, а серцевинку - кисточкой, методом тычка.

Воспитатель.

Дети приступаем к работе.

Работать нужно, не торопясь, аккуратно пользоваться красками и во

время работы следить, как правильно получается изображение. Дети

работают под тихую, спокойную музыку. После того как они нарисуют цветы, вводится релаксация.

Воспитатель.

Дети, я приглашаю вас на волшебную поляну, где растут необыкновенные цветы (на ковре стоят шапочки-цветы, дети подходят к шапочкам, и

одевают их на голову).

Представьте цветы это вы. (Звучит музыка, дети под музыку выполняют движения) .

Воспитатель Дети

Цветочки начинают расти, растут, растут - выросли Начинают медленно вставать

Подул ветер, цветы качаются Руки вверх, легкое покачивание

Наступил вечер, цветочки закрываются Приседают, руки на голову

Выглянуло солнышко, цветочки проснулись, головками качают Опять медленно встают, руки вверх,

качаются на месте

Радуются солнышку. Улыбаются

Вот такие весёлые цветы растут на нашей поляне Идут на свои места

Воспитатель.

Дети пройдите на свои места и продолжите работу.

После окончания работы.

Молодцы, все вы постарались выполнить работу.

Возьмите свои работы и разместите их на поляне - ковре, между другими цветами, которые выросли на этой поляне

Каждый из вас старался быть художником и с любовью изобразил цветы. Из них получится разноцветная поляна. Каждый из вас, как и любой художник трудился для того, чтобы его работа доставляла радость всем людям.

Природа всегда прекрасна! Прекрасное побуждает добро! Желание совершать только хорошие поступки и приносить пользу. Давайте полюбуемся!

(Звучит музыка «как прекрасен этот мир!» ) .

Дети рассматривают свои рисунки.

Воспитатель.

Когда работы высохнут, мы из них соберём панно, украсим им детский сад, чтобы им любовались наши родители и гости.

На этом наше путешествие закончилось, спасибо.

  • предметно-развивающая среда;
  • дополнительное образование.
  • самодеятельность

Эффективность работы по эстетическому воспитанию в коррекционных образовательных учреждениях зависит от следующих условий:

  • методического обеспечения;
  • педагогического мастерства;
  • взаимодействия с семьей;

Предметно-развивающая среда

В отечественной педагогике и психологии термин “среда” появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия “педагогика среды” (С.Т. Шацкий), “общественная среда ребенка” (П.П. Блонский), “окружающая среда” (А.С. Макаренко). объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

Главное условие эстетического воздействия - чистота, простор, свет.

Эстетическая направленность
учебно-воспитательного процесса

Единство учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы предполагает эстетическое воздействие на учащихся в процессе преподавания всех учебных дисциплин. Значение имеет все - содержание учебного материала, пути и способы преподнесения его детям, красочная образная речь учителя, эстетично оформленная наглядность, современные технические средства, четкость, ритмичность занятии.

Проводится беседы такие как:

-«Твой внешний вид»

-« Ты в гостях»

-«Береги честь с молоду»

-«Друг моей мечты

-«Мой край родной

-«Умеешь ли ты общаться?»

-«Красота и здоровье»

Роль природы в эстетическом воспитании огромна. Природа- источник для искусств. Умение видеть красоту - первое условие воспитания мироощущения единства с ней. В разное время года организуем экскурсии на природу, наблюдаем за ней во время прогулок, участвуем в озеленении территории.

Дополнительное образование

Неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания является дополнительное образование. Его основная цель - создание условий для развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительное образование в школе-интернате обеспечено работой 16 кружков, 1 секции. Учащиеся участвуют в различных конкурсах, занимают призовые места В школе проводятся выставки работ детей. Своими руками делают подарки -открытки В системе кружковой работы заняты 17 педагогов школы-интерната

  • “Цветовод-декоратор”,
  • Кружок выразительного чтения,
  • Шумовой оркестр,
  • Танцевальный кружок “Ритм”,
  • Кружок «очумелые ручки»,
  • “Волшебная иголка»
  • Кукольный театр

Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию учащихся зависит от координации работы с другими учреждениями. Коллектив школы-интернат тесно работает с детским домом творчества, краеведческим музеем.,.Организуются в библиотеке занятия с детьми по знакомству с творчеством детских писателей, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, посещение гастрольных концертов,выступления артистов цирка, выставок, экспозиций. Концерты воздействуют не только музыкой но и пластикой движения,светом, художественно оформленная сцена учит сопереживанию. Дети ежегодно принимают участие в смотрах художественной самодеятельности.

Самодеятельность.

.

Внеклассное чтение.
Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка.
Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка. Во внеклассных чтения с детьми читаем статьи из районной газеты, сказки, журнал «Ялкын», «Попурри», делаем выводы.

Заключение

Просмотр содержимого документа
««Эстетическое воспитание в школе » »

Опыт работы воспитателя Бардымской коррекционной школы- интернат 8 вида Мавликаевой Нурзиды Зуфаровны на тему «Эстетическое воспитание в школе »

Под системой художественно-эстетического воспитания мы понимаем совокупность образовательно-педагогических технологий и методического обеспечения по реализации творческого потенциала участников образовательного процесса.

Цель – создание условий для формирования и развития творческих умений и навыков учащихся с нарушениями интеллекта, обеспечивающих в дальнейшем их успешную социальную адаптацию.

Задачи.

    Способствовать коррекции дефектов физического и психического развития школьников.

    Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни.

    Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу школьников, вызывать у них эстетические чувства и переживания.

    Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных школьниками с нарушением интеллекта художественных навыков.

Недостатки познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы воспитанников обусловили использование в школе-интернате:

    более элементарный, чем в обычной школе уровень содержания эстетического воспитания;

    рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения;

    коррекционно-развивающий характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

Реализуя систему художественно-эстетического воспитания мы применяем три формы организации этой работы:

    массовая (общешкольные праздники, утренники, вечера, творческие отчеты, соревнования и т.п.);

    групповая (занятия кружков, студий, секций и т.п.);

    индивидуальные (кружки по лепке, по выразительному чтению)

Средства художественно-эстетического воспитания :

    предметно-развивающая среда;

    эстетическая направленность учебно-воспитательного процесса;

    дополнительное образование.

    самодеятельность

Эффективность работы по эстетическому воспитанию в коррекционных образовательных учрежденияхзависит от следующих условий:

    методического обеспечения;

    педагогического мастерства;

    взаимодействия с семьей;

    координацией с внешкольными учреждениями.

Поговорим подробнее о средствах художественно-эстетического воспитания.

Предметно-развивающая среда

В отечественной педагогике и психологии термин “среда” появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия “педагогика среды” (С.Т. Шацкий), “общественная среда ребенка” (П.П. Блонский), “окружающая среда” (А.С. Макаренко). объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

Предметно-развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого осуществляется процесс развития личности.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в коррекционном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Так как в школах интернатного типа дети не только учатся, но и живут, отдыхают, проводят большую часть времени, мы тщательно нужно продумать оформление коридоров, классных комнат, спален, столово.Особые требования предъявляем к обустройству умывальных комнат, туалетов, виду школьного двора, спортивной площадки, т.е. всего того, куда ступает нога школьника.

Главное условие эстетического воздействия – чистота, простор, свет.

Эстетическое воздействие на детей с нарушением интеллекта оказывает вся предметно - развивающая среда.Тема имиджа педагога также является актуальной в нашем коллективе.

Эстетическая направленность
учебно-воспитательного процесса

Единство учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы предполагает эстетическое воздействие на учащихся в процессе преподавания всех учебных дисциплин. Значение имеет все – содержание учебного материала, пути и способы преподнесения его детям, красочная образная речь учителя, эстетично оформленная наглядность, современные технические средства, четкость, ритмичность занятии.

Работа по эстетическому воспитанию должна пронизывать каждый элемент урока. Знания, полученные на уроках литературы, музыки, ИЗО, СБО отражаются в учебной и внеклассной деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают

Серьезную роль в художественно-эстетическом воспитании учащимся мы отводим внеклассным занятиям, на которых стремимся научить детей воспринимать и ценить природу, искусство, прививать им навыки культурного поведения (эстетика поведения).

Проводится беседы такие как:

-«Твой внешний вид»

-« Ты в гостях»

-«Береги честь с молоду»

-«Друг моей мечты

-«Мой край родной

-«Умеешь ли ты общаться?»

-«Красота и здоровье»

Базовой основой бесед является книга В.Казыханова и программа Худенко Е.Д.

Провела встречу с местным художником Наилем Габдушевым. он не только показал свои работы но и прочел свои стихи.Учащиеся заинтересовались его творчеством.

Роль природы в эстетическом воспитании огромна. Природа- источник для искусств. Умение видеть красоту – первое условие воспитания мироощущения единства с ней. В разное время года организуем экскурсии на природу, наблюдаем за ней во время прогулок, участвуем в озеленении территории.

Дополнительное образование

Неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания является дополнительное образование. Его основная цель – создание условий для развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительное образование в школе-интернате обеспечено работой 16 кружков, 1 секции. Учащиеся участвуют в различных конкурсах, занимают призовые места В школе проводятся выставки работ детей. Своими руками делают подарки –открытки В системе кружковой работы заняты 17 педагогов школы-интерната

Художественно-эстетическое направление дополнительного образования представлено следующими кружками:

    “Рукодельницы”,-вязание крючом

    “Цветовод-декоратор”,

    Кружок выразительного чтения,

    Шумовой оркестр,

    Танцевальный кружок “Ритм”,

    Кружок «очумелые ручки»,

    Кружок декоративно-прикладного творчества “Фантазер”,

    “Волшебная иголка»

    Кукольный театр

Для эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию в школе создана методическая база:

    программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

    тематическое планирование работы кружков, клубов, секций;

    конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;

    дидактические музыкальные игры;

    библиотека познавательной литературы по искусству для педагогов.

Должная постановка художественно-эстетического воспитания предполагает хорошую подготовленность учителей и воспитателей. Реализация системы художественно-эстетического воспитания требует от учителей и воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Для осуществления полноценного развития и воспитания обучающегося необходимо согласование усилий образовательного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

    вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный образовательным учреждением. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

    повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и консультации.

Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию учащихся зависит от координации работы с другими учреждениями. Коллектив школы-интернат тесно работает с детским домом творчества, краеведческим музеем., .Организуются в библиотеке занятия с детьми по знакомству с творчеством детских писателей, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, посещение гастрольных концертов,выступления артистов цирка, выставок, экспозиций. Концерты воздействуют не только музыкой но и пластикой движения,светом, художественно оформленная сцена учит сопереживанию. Дети ежегодно принимают участие в смотрах художественной самодеятельности.

Самодеятельность.

Большое значение познания искусства и перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Воспитанники участвуют в предметных неделях, в вечерах посвященных ко дню матери, к 9-му мая, ко дню защитников отечества, новогодний карнавал и сабантуй,где дети показывают свое мастерство. Участвуют и побеждают в межмуниципальных конкурсах таких как «театральная весна»

Внеклассное чтение.
Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка.
Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка. Во внеклассных чтения с детьми читаем статьи из районной газеты, сказки, журнал «Ялкын», «Попурри», делаем выводы.

Заключение

Работа всего коллектива по художественно-эстетическому воспитанию в течение многих лет дает свои результаты. К концу обучения повышается уровень воспитанности учащихся, снижается количество правонарушений, появляются положительные привычки, формируются трудовые и творческие навыки, развиваются способности общаться и жить среди людей.

Вывод: все эстетические мероприятия помогают сплотить детский коллектив, учат общению, дают возможность проявить свои способности, самоутвердиться, получить заряд бодрости и радости.

Добились: воспитанники могут чувствовать и понимать красоту в жизни, понимают роль коллективного труда, дисциплины на мероприятиях, самостоятельности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35»

Программа

«Красота спасёт мир»

(для учащихся с умственной отсталостью)

5 - 11 классы

Составитель: Пепеонкова Н.В.,

учитель математики

высшей квалификационной категории.

г. Череповец,

2015 - 2016 уч. год

«Чтобы воспитать человека чувствующим

и думающим, его следует, прежде всего,

воспитать эстетически».

(Ф. Шиллер)

Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Красота спасёт мир», разработана для реализации на классных часах (5 - 11 классы) в МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35» г. Череповца Вологодской области. Она учитывает индивидуальные, возрастные особенности детей с проблемами интеллектуального развития и затрагивает формирование всех общечеловеческих ценностей.

Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа - это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса в становлении личности любого ребёнка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в умственном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём?

Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира.

На важную роль искусства и творчества в воспитательно-образовательном процессе детей с отклонениями указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова утверждают, что процесс восприятия искусства и творчества детьми представляют собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны.

Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами умственного развития. Важно отметить, что в работе с детьми данной категории главными являются те формы работы, которые способствуют формированию социально-адаптированной личности. Одними из таких форм являются формы художественно-эстетического освоения мира. Они используются не только как средство художественной культуры, но и оказывают на детей с умственной отсталостью лечебное воздействие, являясь способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.

Таким образом, каждый классный час по художественно-эстетическому воспитанию школьников с проблемами интеллектуального развития должен опираться, прежде всего, на следующие требования:

- создание обстановки эмоционального благополучия;

- создание и обновление предметно-развивающей среды;

- творческий подход к содержанию материала, используемого на классном часе;

- вариативность в выборе тем классного часа, форм его проведения, средств и методов работы с детьми;

- использование дифференцированного подхода в обучении детей, учитывая их психофизические особенности;

- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Вологодского края);

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- преемственность в работе с учреждениями культуры (посещение музеев, выставочных залов).

Целью программы является: формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное; воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.

Задачи:

Способствовать развитию художественно-эстетических качеств учащихся с умственной отсталостью через организацию классных часов с использованием музыки, живописи, поэзии, декоративно-прикладного творчества.

Создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей.

Создание высокого уровня эстетических потребностей.

Воспитывать сердечное отношение к людям, трудолюбие.

Дать характеристику стиля, рассмотреть цветовые решения в подборе гардероба, дать практические советы по приобретению и уходу за одеждой.

Данная программа состоит из нескольких блоков. Каждый блок решает ряд определённых задач. Для каждого блока подобраны наиболее эффективные формы работы с учащимися. Наиболее подробно эти данные приведены в таблице.

№ п/п

Название блока

Задачи блока

Формы работы

1

Красота и труд - вместе идут

Показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека.

Вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высокое благородство цели и мотивов труда.

Развивать потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда

Экскурсия, беседа,

игры-тренинги, ролевые игры.

2

Красота родной природы

Раскрыть величие и красоту природы как источника чувств и творческой деятельности.

Привить любовь к природе родного края с использованием активных форм обучения, технических средств обучения, произведений поэзии, живописи, музыки.

Беседа по картинам, экскурсия в природу (парк), посещение выставок, прослушивание стихотворений, чтение отрывков из произведений

3

Я в мире… мир во мне…

Познакомить с огромного миром и помочь почувствовать важность каждого человека в нём.

Содействовать определению своего Я и места для себя в этом мире.

Способствовать раскрытию внутреннего мира человека.

Беседа, игры-тренинги, анализ ситуаций, совместный просмотр фильма.

4

Сила красоты и доброты

Воспитание эстетических и нравственных качеств у учащихся, развитие мышления, творческих способностей.

Эстетика в одежде, поступках людей.

Дискуссия, просмотр фильмов, игры-тренинги, анализ ситуаций.

5

Наследники традиций

Развить речевую, мыслительную деятельность, творческую деятельность учащихся.

Активизировать воображение.

Беседа, посещение памятных и исторических мест (музеи)

Блок «Красота и труд - вместе идут» включает в себя изучение эстетически значимых мест родной Вологодчины и профессий, связанных с этими местами.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами знакомства с профессиями наших предков и профессий сегодняшнего дня.

Блок «Красота родной природы» включает в себя изучение прекрасного в природе России и малой Родины - Вологодчины с использованием литературных, музыкальных и художественных произведений по теме классного часа.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами поэзии, релаксационной музыки - «звуки природы», знакомства с картинами русских художников-пейзажистов, знакомство с творчеством Вологодских поэтов и художников.

Блок «Я в мире… мир во мне…» включает в себя изучение детьми общекультурных ценностей: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость, внимательность и предупредительность.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств к самому себе, средствами тренинговых занятий по теме классного часа, диспутов после просмотра или иллюстрирования различных жизненных ситуаций (отрывки фильмов, презентации).

Блок «Сила красоты и доброты» включает в себя изучение эстетических и нравственных качеств людей, способствующих развитию мышления, творческих способностей, формирующих эстетику в одежде, поступках детей.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств по отношению к внешнему виду и поступкам людей средствами.

Блок «Наследники традиций» включает в себя изучение традиционной народной культуры Вологодской области (праздники, обряды, особенности мужского и женского костюма, мужское ремесло и женское рукоделие, каноны мужского и женского поведения в семье (общине).

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами народной традиционной культуры.

Тематика классных часов

по художественно-эстетическому воспитанию

5 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Шубка овечки - теплее любой печки». Знакомство с особенностью разведения овец. Что овечка нам приносит?

Любимый парк родного города.

Анализ стихотворений о парках КиО

г. Череповца. Рисование иллюстраций.

«Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».

«Какого человека можно назвать красивым? Можно ли стать красивым?».

«Все игрушки в сундучке на цветном половичке». Традиционные игрушки наших предков.

6 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Скатерть бела весь свет одела» Знакомство с технологией изготовления Вологодского кружева.

Природа и фантазия. «Фотоконкурс овощей необычной формы или размера».

Тайны вокруг нас - вещь временная. Тайное всегда становиться явным.

Красота человеческих отношений. Чтобы иметь друга, надо быть им.

«Кузьминки» - 14 ноября. Традиция празднования Кузьминок в Вологодской области.

7 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Зимой и летом» одним цветом». Лес родного края: ель, сосна. Что нам даёт лес? Профессии, связанные с лесом.

Моя малая Родина - Вологодский край. Посещение музей (пейзажи Вологодчины)

Фотоконкурс «Я и природа».

Хорошие манеры.

Красота человеческих отношений. Сеющий неправду - пожнет беду.

Традиция празднования Рождества на Руси. Что такое «Вертепный театр»?

8 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Прянична доска с целого пенька». Традиционные ремёсла и трудовые занятия: изготовление пряника, его предназначение. Пряничник.

«Люблю берёзку русскую…»

Береза - это символ России, любимое дерево с древних времен, для православных людей это главное дерево жизни.

«Суд» над пороками людей (ложь, наркомания, алкоголизм и т.д.).

«Подарок моим друзьям».

«Прилетела птица из-за морья, вывела весну из затворья». Представление наших предков о небесном светиле - солнце. Использование солнца, как оберега на прялках, в избе и на одежде наших предков

9 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть». Красота водных ресурсов Вологодчины. Традиция рыболовства в Вологодской области.

Творчество Фёдора Тютчева (в зависимости от времени года)

«Осенний вечер» «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит»

«Зима недаром злится»

«Что значит владеть собой?»

Расскажи мне о себе.

Расскажи мне обо мне.

Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них.

«Вода - всему господин». Вода (живая и мёртвая) родники, источники, ключи и традиции их почитания.

10 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«В пастухи наймёшься - вся деревня в долгу!» Красота лугов Вологодчины. Традиционный труд людей на лугах: пастушество, сенокос.

Творчество Сергея Есенина (в зависимости от времени года).

«Отговорила роща золотая…»

«Еду. Тихо. Слышны звоны…»

«Что такое характер? Можно ли изменить свой характер?» (диспут)

«Надо ли любить всех?»

«Традиция празднования Пасхи». Пасхальные игры, традиционная кулинария на пасху

11 класс

Разделы (блоки) программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Берёза, моя берёзонька!»

Ремесло не коромысло - плеч не оттягивает! (плетение из бересты: туески, солонки, корзинки, лапти из бересты)

Творчество Рубцова «Родная природа»

«Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?» (диспут)

«Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».

«Традиционный костюм Вологодской области (мужской, женский) Вышивка, ткачество и пояса - обереги народа. Символика цвета в традиционной культуре.

Калейдоскоп возможных форм работы с детьми

по художественно-эстетическому воспитанию

Праздники:

· «Мы за чаем не скучаем».

· «Праздник семейных династий»

· «Папа, мама и я - дружная семья».

Устные журналы:

· «Очевидное - невероятное».

· «Моя родословная».

· «Семейные традиции».

Диспуты:

· «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективи-стом?».

· «Что такое духовность человека?».

· «Разумное и нравственное всегда совпадают».

Вечера :

· «Молодость наших бабушек».

· «Орден твоего деда».

Викторины :

· «Классики литературы о добре и зле».

· «К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне».

· «Новогодняя. По странам и континентам».

· «Братья наши меньшие».

Беседы :

· «Как изучить самого себя».

· «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».

· «В дружбе - сила».

Выставки поделок :

· «Золотые бабушкины руки».

· «Природа и фантазия».

Конкурс сочинений:

· «Я и мой старший брат».

· «Я в ответе за младших в семье».

· «Мои соседи».

· «Что значит быть человеком?».

· «Береги честь смолоду».

· «Самый дорогой человек».

Заочные путешествия:

· «Здесь живут мои родственники».

· «Дорогами великих географических открытий».

· «По странам и континентам».

Игры-путешествия:

· «Праздничный сюрприз».

· «Снежная сказка» (для 5 - 6 классов).

Тридцать пестрых дел (по Н. Щурковой):

· «Волшебный стул».

· «Презентация мира».

· «Социодрама».

· «Разброс мнений».

· «Публичная лекция».

· «Открытая кафедра».

· «Пять минут с искусством».

· «Защита проекта».

· «Философский стол».

· «Приглашение к чаю».

· «Сократовская беседа».

· «Дерево, посаженное тобою».

· «Корзина грецких орехов».

· «Театр-экспромт».

· «Час тихого чтения».

· «Турнир знатоков этикета».

· «Дискуссионные качели».

· «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)».

· «Интеллектуальный аукцион».

· «Большой круг».

· «Диалог с веком».

· «День добрых сюрпризов».

· «Путешествие в свое прошлое».

· «Проблемы и аргументы».

· «Свободный разговор».

· «Смешинка».

· «Этический тренинг».

· «Конверт дружеских вопросов».

· «Выпускной ринг».

· «Когда говорят предметы».

· «Калейдоскоп».

· «Лукошко».

· «Маски».

· «В одной связке».

Творческие конкурсы:

· На лучшее сочинение на тему... («Как я провел лето»).

· На лучшее стихотворение о...

· Рисунков на асфальте.

· Рисунков на тему... («Первый день зимы»).

· На лучшее поздравление с... (Днем учителя).

· Агитпредставлений.

· Юных фотолюбителей.

· Юных модельеров.

· На лучшую праздничную стенгазету.

· Поделок из бумаги (оригами).

· Исполнителей народных песен.

· Рисунков на стекле (витражей).

· Юных джентльменов.

· Фигурок из желудей и шишек.

· Инсценированной сказки.

· Картин из цветов (флористика).

Список литературы:

1. Баранов Д. А., Баранова О. Г., Зимина Т. А. Русские дети. Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия. - СПб., 2006.

2. Гуров В.Н . Социальная работа школы и семьи. - М., 2002.

3. Дитятко - что тесто, как замесишь, так и выходит. Сборник учебных программ и методических разработок по традиционной народной культуре. Часть I . - Череповец: КнигоГрад, 2013. - 260 с.

4. Кислицына Т. Г. Русская семья: От рождения к вечности. - М., 2008.

5. Кислицына Т. Г. Русская семья, праздники и традиции. - М., 2009.

6. Погодина Е. В. Взаимодействие семьи и школы как одно из условий создания единой воспитательной среды. - Череповец, 2001.