1 годик мальчику развитие. Моторное развитие ребенка в год и месяц. Развитие мелкой моторики у детей в год


Остался позади первый и самый значимый год после появления на свет вашего малыша. Сейчас он вполне самостоятельный маленький человечек, снующий по квартире в поисках интересного занятия. Насколько кроха бодр и весел в течение дня зависит от того, какой запас энергии он приобретает, употребляя в пищу определённые продукты. Важно, чтобы питание ребёнка в 1 год было правильным.

Грудное вскармливание

Чем можно кормить малыша? Прежде всего, маминым грудным молоком. Кормление грудью может продолжаться и после достижения ребёнком 1 года. Чаще всего оно происходит утром и перед сном. Можно также покормить малыша ночью.

Нет причин для беспокойства по поводу длительного грудного вскармливания: материнское молоко позволяет сберечь зубки малыша от кариеса, сформировать правильный прикус, пополнить организм полезными микроэлементами и укрепить иммунитет, особенно в зимний период, когда риск подхватить инфекцию велик.

Грудное молоко – это очень важный источник:

  • белка;
  • кальция;
  • натрия;
  • хлора;
  • фосфора и других микроэлементов.

Все эти вещества необходимы для нормального развития костной ткани и здорового функционирования желудочно-кишечного тракта.

Если грудное вскармливание по каким-то причинам пришлось отменить, и малыш употребляет специальную адаптированную под возраст смесь, то после 1 года нужно перейти на смеси, рассчитанные на деток 1–3 лет.

Они обеспечат поступление в организм необходимых питательных веществ. Суточное количество молока или специальных смесей может составлять 550–600 мл в сутки.

Какие продукты необходимы годовалому малышу

Что можно кушать малышу? Какие продукты допустимы в его возрасте? Режим и питание ребёнка с 1 года должны претерпеть изменения. Рацион питания малыша должен быть разнообразным и сбалансированным, особенно в период активного роста. Поэтому к вопросу о том, чем кормить ребёнка после года, нужно подойти весьма серьёзно. Пища и продукты, предлагаемые малышу, должны быть полезными и соответствовать потребностям организма.

Фрукты и овощи

Кормить ребёнка в годик уже можно и даже нужно фруктами, ягодами и овощами. Все эти продукты должны быть свежими и качественными. Лучше всего, если вы сами будете выращивать их на своём приусадебном участке в летний период. В любом случае старайтесь приобретать овощи и фрукты у известного вам поставщика или фермера.

Ягоды, фрукты и овощи полезнее всего давать малышу в сезонное время, отдав предпочтение выращенным в той местности, где вы проживаете. С 1 года можно употреблять зелень.

Свежие фрукты и овощи должны присутствовать в рационе ребёнка в виде пюре или порезанными на небольшие ломтики. Кроха может есть их в сыром виде, если фрукты или овощи достаточно мягкие.

Можно употреблять их и в обработанном виде, например, отварном или запечённом. Лучше всего, чтобы половина нормы фруктов съедалась малышом в свежем виде. Что же касается овощей, то здесь пропорция может быть меньше.

С осторожностью нужно подойти к употреблению ребёнком цитрусовых, так как на них чаще всего у малышей бывает аллергия. Чтобы избежать проблем, лучше отложить их введение в прикорм на более позднее время. Или попробуйте дать малышу сначала совсем маленький кусочек и внимательно понаблюдайте за реакцией организма.

Крупяные блюда

Каши – важный элемент детского рациона. Наиболее полезными считаются гречневая и овсяная крупа. Годовалому ребёнку также можно кушать манную, рисовую, пшённую, кукурузную кашу.

В возрасте одного года лучше отдать предпочтение специальным кашам, изготовленным для малышей с соблюдением всех норм. Обычно их употребляют на завтрак, спустя полчаса или час после пробуждения малыша.

Супы

Кормить ребёнка в год можно также супами и бульонами. Очень хороши и полезны первые блюда на овощном бульоне. Готовить их легко и просто, а польза невероятная. Кроме того, попробуйте разнообразить рацион супами-пюре. Этот вид супа наиболее любим малышами, которые пока не знакомы с кусковой пищей.

Напитки

Соки, компоты, травяные чаи ребёнок может выпить после еды. Не нужно забывать о чистой питьевой воде, её не заменят никакие другие напитки. Воду можно кипятить или тщательно очищать. Кипячёную воду малышу можно давать по мере необходимости в неограниченном количестве.

Другие продукты

Кушать ребёнку любые сладости промышленного изготовления не рекомендуется. Наиболее приемлемым вариантом из сладкого меню считается мёд, патока, натуральные сиропы и сухофрукты. Сахар лучше заменить фруктозой. Для подслащивания каши лучше использовать сладкие фрукты.

Подсаливать блюда также нежелательно. Допустимая норма для годовалого карапуза – 1 грамм в сутки.

С годика ребёнка можно познакомить с хлебными изделиями. Отдать предпочтение стоит пшеничному хлебу, а с ржаным пока подождать, так как он может вызывать процессы брожения в кишечнике.

Продукты, от которых лучше воздержаться до трёх лет

Чем кормить ребёнка в 1 год? Несмотря на то, что карапуз уже не такой маленький, спешить с вводом в рацион ребёнка некоторых продуктов не следует. Более того, от них лучше вовсе отказаться, пока малышу не исполнится три года. Ну а некоторые вредны абсолютно всем независимо от возраста.

  • грибы;
  • орехи;
  • любые полуфабрикаты;
  • газированные напитки;
  • фастфуд;
  • маринованные и солёные продукты;
  • консервы;
  • копчёные и жареные блюда;
  • магазинные десерты;
  • приправы и специи;
  • кофе и какао.

Необходимо упомянуть и о продуктах, к которым нужно подойти с осторожностью.

Помимо цитрусовых, о которых мы уже говорили, это:

  • виноград, которыйусиливает процессы брожения и даёт избыток углеводов;
  • сырая капуста, которая может вызвать вздутие и колики;
  • мёд, ананасы, клубника, киви способны вызвать аллергию;
  • сухофрукты;
  • любые витаминно-минеральные комплексы (если ребёнку не назначил их педиатр).

Суточные нормы пищи

Объём желудка годовалого ребёнка равен примерно 250 миллилитрам. Это необходимо учитывать в размере порции. Один приём пищи не может превышать данный объем.

Оптимальный режим питания ребёнка в 1 год – это принятие пищи 4 раза в день. Перерывы между кормлениями должны составлять не менее 3,5 часов.

Суточный объём пищи для детей до полутора лет – 1000–1200 мл. Рекомендуется распределить его в течение дня следующим образом:

  • четверть съедается за завтраком;
  • 35% выделяется в обеденный приём пищи;
  • 15% ребёнок съедает во время полдника;
  • ужин составляет 25% от всего объёма.

Педагогический прикорм

Сегодня многим стало известно такое понятие как педагогический прикорм. Это вовсе не введение прикорма по строгим стандартам.

Педагогический прикорм – это методика, по которой детям разрешается пробовать еду из тарелки родителей. При этом важно, чтобы папа и мама питались здоровой пищей. Ребёнок, понемногу пробуя «взрослую еду», постепенно к ней привыкает, и перевод на общий стол происходит плавно и гармонично.

Начинаем жевать

К годику кроха уже успел обзавестись 6–8 зубами, а это значит, что теперь он способен сам пережёвывать мелкие кусочки пищи. Никто не торопит вас отказываться от овощных и фруктовых пюре, их также можно употреблять. Однако затягивать с приёмом твёрдой пищи не следует. Процесс жевания позволяет правильно сформироваться челюстному аппарату, воздействует на развитие правильного прикуса и готовит малыша к «взрослой жизни».

Процесс приёма пищи годовалым ребёнком – занимательное зрелище. Маленький первооткрыватель то и дело пытается отобрать у мамы ложку и желает действовать дальше самостоятельно. могут сами есть руками, учатся пить из кружки, «кормят» родителей или игрушку.

Часто кормление ребёнка превращается в баловство. Чтобы этого не происходило, можно воспользоваться некоторыми советами:

  • Заставлять ребёнка есть, если он совсем этого не хочет – не очень хорошая идея. Отпустите его поиграть. Проголодавшись, он сам прибежит на кухню и с удовольствием покушает.
  • Торопиться при кормлении не следует, пусть малыш принимает пищу в удобном для него темпе.
  • Совместные ужины, обеды и завтраки послужат не только хорошим способом сплочения семьи, но могут стать и хорошей традицией. Более того, ребёнок будет следовать примеру взрослых и стараться вести себя за столом правильно.
  • Красиво оформленное блюдо съедается малышом с большей охотой. Поэтому можно применять фантазию и преподносить малышу привычные блюда в необычной форме.

Чтобы малыш был здоров, бодр и весел, нужно прислушаться к нескольким полезным рекомендациям по организации питания малыша 1 года:

  • Ежедневно принятие пищи должно осуществляться в одно и то же время. Стабильный режим кормления ребёнка в 1 год обеспечит чёткую работу всей пищеварительной системы. Отклоняться от установленного графика допустимо в пределах получаса.
  • Питание в год ребёнка должно быть организовано с учётом индивидуальных потребностей, тогда вам не придётся прилагать усилий, чтобы накормить упрямого малоежку и «затолкнуть» ложку с нелюбимой кашей в рот своего чада.
  • Введение любых новых продуктов в рацион питания ребёнка в 1 год нужно начинать постепенно, начиная с небольшой дозы. При этом важно вести наблюдение за реакцией организма ребёнка.
  • Продукты, предназначенные для ребёнка, должны быть свежими. Нежелательно также повторно разогревать детские блюда.
  • Правильное питание всей семьи позволит крохе лакомиться прямо из вашей тарелки. Результат: здоровая семья и отсутствие необходимости готовить ребёнку отдельно от остальных домочадцев.

Видеть счастливыми своих детей – мечта всех родителей. Помните, что их здоровье в ваших руках. Баловать детей, возможно, и стоит, но точно не посредством организации питания. Залог крепкого здоровья – правильное и сбалансированное питание детей и родителей.

Часто нам, родителям, кажется — новорожденный карапуз еще долго останется крошкой. Но вот позади первая улыбка, первый зуб, первый шаг, первое слово. Он понимает наши слова, выполняет задания, бурно проявляет эмоции. И мы с удивлением отмечаем — 1 год на исходе и близится первый день рождения малыша. Его достижениями мы гордимся, а некоторые моменты вызывают беспокойство. Так какой же он, будущий именинник? Что умеет кроха и чему предстоит научиться?

Активность ребенка в 12 месяцев не знает предела: то он в комнате лезет на диван, то на кухне вынимает кастрюли, а через минуту в прихожей примеряет папины ботинки. Свобода передвижения дает силы малышу на новые «подвиги». Развитие ребенка 1 года включает набор определенных навыков и умений в самых разных направлениях.

К 1 году рост малыша от рождения стал больше на 20-25 см и к году составляет в среднем около 75 см, вес – примерно 10-10,5 кг. Среди физических достижений стоит отметить следующие:

  • уверенно садится из положения лежа;
  • использует ползание, чтобы быстрее добраться до нужного места и предмета;
  • умеет вставать самостоятельно на ножки и уверенно держится на ногах без посторонней помощи;
  • самостоятельно ходит, но часто просит взрослого дать руку, ощущая таким образом уверенность;
  • свободно сидит в детском стульчике;
  • умеет подниматься по лестнице, держась руками за поручни;
  • приседает за упавшей игрушкой и поднимается обратно;
  • умеет спускаться и забираться на диван, кресло, в кроватку.

К 12 месяцам у малыша обычно появляется 12 зубов. Однако это не норма, а просто ориентир. Некоторые дети уже в 3 месяца имеют 2 зуба, а другие только в год. Главное, сделать питание ребенка сбалансированным и содержащим достаточное количество кальция и фосфора, необходимых в процессе формирования здоровых зубов.

Привычные действия

Важное значение у малыша 1 года по-прежнему имеет режим дня. Ребенку необходимо знать: утром необходимо умыться, после прогулки мыть руки, игрушки убираются на полки, а мама обязательно споет на ночь песенку. Так формируются хорошие привычки.

К году малыш обычно спит примерно три часа один раз днем и не менее 10 часов ночью.

Находиться постоянно дома малышу теперь бывает скучно, поэтому он с большим удовольствием отправляется на прогулку. Желательно находиться на свежем воздухе подольше, даже осенью и зимой. Температура до -15°С не помеха небольшой прогулке возле дома. А дождь – очень интересно: лужи, капли, резиновые сапоги и зонтик. Одевайте малыша соответственно погодным условиям и гуляйте в удовольствие.

Купание ребенку кажется интересной игрой с собственными правилами и игрушками. Он теперь не боится воды и вволю плещется и брызгается, с удовольствием переливает воду из разных емкостей. Правда, мытье головы до сих пор способно вызывать отрицательные эмоции.

В год ребенок не настолько беспомощен и овладел элементарными бытовыми навыками:

  • кушает ложкой (а также руками, благодаря чему развивает мелкую моторику), конечно, не совсем аккуратно, но гордится собственной самостоятельност ью и действиями, «как у взрослого»;
  • способен пить из чашки, бутылки, непроливайки;
  • моет ручки под контролем взрослого;
  • пытается одевать простые вещи: носки, шапки;
  • пользуется горшком, но не всегда просится, однако мокрые штанишки вызывают недовольство и спешит сообщить о проблеме маме.

Питание

Вопросы питания особенно важны в начале второго года жизни ребенка, ведь к году многие мамы решают прекратить грудное вскармливание. Делать ли подобное – вопрос спорный и неоднозначный. Ответ же каждой маме необходимо дать самой. Когда грудное вскармливание по-прежнему доставляет удовольствие и ей и ребенку, то почему бы не продолжать ГВ к общей радости. Но в случае ряда показаний или жизненных обстоятельств (например, мама выходит на работу) невозможность и нежелание женщины кормить грудью малыша после года – исключительно ее решение. Главное – обеспечить нормальное полноценное питание крохи.

В 12 месяцев в рацион ребенка входят:

  • молочные продукты: кефир, нежирная сметана и творог, молочные каши;
  • многообразные овощи и фрукты — и в свежем виде, и в виде пюре и соков;
  • нежирное мясо;
  • рыба;
  • яйца;
  • печенье, хлеб.

Не стоит давать ребенку конфеты, колбасу, копчености и соленья в столь раннем возрасте, поверьте, подобная еда не добавит здоровья Вашему малышу. Лучше приучать сначала к здоровым и полезным продуктам.

Порции, предназначенные малышу, не делайте большими, лучше он попросит добавки. И не заставляйте ребенка съедать все предложенное ему. Отнеситесь с пониманием к нежеланию ребенка кушать, возможно, он заболевает, а возможно, просто еще не голоден, тогда в следующее кормление он порадует Вас отменным аппетитом. Оптимальный режим питания 5 раз в сутки с перерывом между приемами пищи 2,5-3 часа.

Характер и эмоции

В год маме виден темперамент и характер ребенка. Но иногда малыши могут покапризничать, особенно не получая того, чего хотят. Тогда в ход пойдут слезы, возмущенные крики, топанье ножкой. Безудержно плачущего ребенка нельзя наказывать и ругать, а лучше постараться ласково успокоить. Возьмите кроху на руки, обнимите, поцелуйте, погладьте. Спокойствие и доброжелательнос ть взрослого помогут ребенку справиться с истерикой.
У эмоционального развития детей 1 года тоже существуют нормы, в соответствии с ними малыш должен уметь:

  • проявлять чувства любви и радости к маме и папе, домашним питомцам, любимым игрушкам;
  • узнавать родственников и друзей;
  • выражать негативные эмоции;
  • чувствовать страх, видя нечто необычное, незнакомого человека;
  • проявлять любопытство, исследуя содержимое шкафов, комодов и полочек;
  • кривляться и строить рожицы;
  • пританцовывать и подпевать любимым песенкам;
  • «копировать» взрослых в их повседневных делах: подметать, готовить кушать, говорить по телефону и др.

Общение

Слуховое восприятие и навыки речи с каждым месяцем больше совершенствуются. Скоро малыш станет полноценным собеседником со собственным мнением и интересными вопросами, сбивающими с толку любого взрослого. А пока ребенок умеет:

  • говорить примерно с десяток слов;
  • понимать смысл вопроса, отвечать словами, звуками, жестами, движениями;
  • повторять интонацию взрослых и воспроизводить ее в похожих ситуациях;
  • показывать и приносить предметы, о которых спрашивают малыша;
  • выполнять обращенные к нему просьбы;
  • знать близких по именам;
  • понимает значение слов «нельзя» и «можно».

Часто в речи ребенка присутствует не слово целиком, а первый либо ударный слог. Но вы говорите с ребенком правильными словами, а не повторяйте за ним упрощения. Общение с ребенком сделайте постоянным. Не оставляйте без внимания ни одного вопросительного звука, ведь чем больше слов и их значений услышит, тем быстрее наполнится и усовершенствуетс я речь.

Игры и развитие

Игры, направленные на развитие детей в 12 месяцев, выполняют ключевую роль: учат их чему-то новому, вследствие чего должны быть разной направленности:

  • подвижные

Развитию навыков ходьбы способствуют различные каталки, позволяющие толкать их перед собой, тащить на веревочке. Детям нравится наблюдать, как, прилагая усилия, заставляют предмет двигаться туда, куда захотят. Подобные игрушки помогут также развить координацию. Почаще просите малыша принести любой предмет, ему необходимо самостоятельно проделать весь путь туда и обратно. Очень полезны игры с мячом.

  • логические

Научите малыша строить башню из кубиков, пусть пока невысокую, собирать пирамидку, вкладывать меньший предмет в больший, прятаться. Показывайте ребенку карточки с разными картинками животных, овощей, фруктов, играйте в лото, домино.

  • ролевые

Кроха с удовольствием побудет мамой, готовящей кушать, моющей полы, пылесосящей, кормящей ребенка, говорящей по телефону. Увидев на улице грузовик, разгружающий песок, предложите в песочнице повторить действия с игрушечной машиной.

  • Пальчиковые

Развитию мелкой моторики детей помогут игры с сыпучими продуктами: фасолью, макаронами, гречкой, горохом. Их можно насыпать ложкой в миску, пересыпать в чашку, собирать со стола в банку. Предложите ребенку лепить из пластилина и соленого теста, рисовать пальчиковыми красками. Конечно, шедевра у малыша не получится, но, даже просто помяв пластилин, почувствовав на пальчиках краску, кроха получит новые тактильные ощущения.

Малыш с энтузиазмом примется за любое занятие, предложенное вами. Его энергии остается только удивляться. Сравнивая умения малыша в 1 год с установленными нормами, не переживайте, если он чего-то не умеет. Тут нет повода расстраиваться, а лишь направление развития. Ребенок сможет и осилит многое, но задача родителей — показать ему, как надо делать.

Обновление: Декабрь 2018

С момента достижения ребенком годовалого возраста, его питание постепенно расширяется и изменяется. Но это совершенно не значит, что после года ребенка нужно переводить на взрослое питание, его пищеварительная система еще не готова к перевариванию многих продуктов взрослого стола, а ферменты поджелудочной железы и желчь еще не полностью функционально активны.

Питание детей до полутора лет

Питание ребенка после 1 года изменяется, постепенно и плавно приближаясь к столу взрослых. В чем особенности питания после года:

  • дети становятся более активными и аккуратными за столом, они обучаются использованию столовых приборов, питью с чашки, использованию салфетки
  • дети активно пьют воду, запивая ею еду, делая это многократно за время приема пищи
  • дети могут принимать пищу в движении, зачастую их сложно удержать за столом, и они периодически подбегают к матери, берут кусочки пищи, и продолжают движение, вертятся в стуле, разбрасывают еду
  • проявляют избирательность в еде, могут перебирать пищу, выкидывая из тарелки то, что, по их мнению, невкусно, устраивают «забастовки», требуя определенной пищи.

Это особенности пищевого поведения детей, все родители переходят через эти этапы становления вкуса и пищевых привычек ребенка.

Обычно в возрасте после года дети переходят на пятиразовый прием пищи. Обычно режим питания ребенка выглядит как:

  • Завтрак (8.00-8.30)
  • Второй завтрак (10.30-11.00)
  • Обед (12.30-13.00)
  • Полдник (15.30.-16.00)
  • Ужин (18.30-19.00)

В перерывах между приемами пищи могут быть небольшие перекусы фруктами или легкими десертами, соками, компотами. Важно в эти перекусы не давать детям калорийных продуктов (сладкое печенье, булки, сладости, шоколад, конфеты), чтобы к очередному приему пищи у ребенка возникал аппетит.

Обычно дети на первом году жизни в качестве основного питания получают грудное молоко или адаптированные молочные смеси. Питание ребенка после 1 года претерпевает некоторые изменения в особенности от типа вскармливания:

  • При грудном вскармливании молоко матери постепенно в дневное время вытесняется продуктами прикорма и становится дополнительным питанием. Но, по мнению ВОЗ, кормление грудью после года завершать не нужно, желательно продолжать его до полутора-двух лет, постепенно и плавно отлучая ребенка от груди. В период до полутора лет кормления грудью еще могут сохраняться в дневное время перед сном и как перекусы между приемами пищи, постепенно кормления сводятся к сосанию груди на ночной сон и ночью, а также прикладывания к груди не для питания, а большей частью для общения и успокоения.
  • При нахождении ребенка на адаптированных смесях , происходит переход на смеси-троечки, особые молочные продукты, которые призваны заменить в этом возрасте коровье молоко, не рекомендованное в питании детей раннего возраста из-за высокой аллергенности. Смесь в основном дается на ночь, днем заменяясь на обычные продукты.

Почему меняется рацион питания детей. Особенности пищеварения детей.

Расширение рациона и смена режимов питания обуславливается особенностями развития пищеварительного тракта ребенка. После года происходит активное прорезывание зубов жевательной группы (их должно быть 12 штук), происходит резкое повышение концентрации пищеварительных соков и активности ферментов кишечника и поджелудочной железы. Это способствует облегчению переваривания новой и более плотной пищи, ее активное усвоение.

Появление зубов требует повышения жевательной нагрузки на них для правильного и полноценного формирования зубочелюстного аппарата и скелета лица. Ребенок в этом возрасте учится пережевывать кусочки пищи размерами около 2-3 см и относительно неплотной консистенции. Жевание помогает в развитии мышц и костей челюсти, что формирует правильный прикус и полноценное измельчение пищи для ее активного переваривания.

  • Ребенок начинает потреблять большие объемы пищи в виду увеличения объема желудка примерно до 250-300 мл, при этом его опорожнение от пищи происходит примерно каждые 3-4 часа с момента предыдущего приема.
  • Это и обуславливает формирование нового режима приема пищи, сначала пятиразового, а по мере взросления – перехода на четырехразовое питание к возрасту трех лет.
  • В сутки объем пищи составляет в этом возрасте около 1200-1300 мл, объем средней порции питания при пятиразовом питании примерно равен 250 мл с небольшими отклонениями в пределах 30-50 г.
  • Консистенция пищи с появлением зубов должна постепенно уплотняться от кашицеобразной к привычной пище мягкой консистенции (отварные овощи, крупы, макароны, мясные котлеты, тефтели и тд.), которую можно кусать и жевать.

В этот период формируются пищевые привычки и пристрастия в еде, поэтому сейчас самое время предлагать ребенку на пробу разнообразные (разрешенные, полезные) продукты, чтобы он научился есть разную пищу. При приеме пищи активно вырабатываются пищеварительные соки, что помогает в активном усвоении пищи. В этом возрасте важно строгое соблюдение режима питания, что помогает к определенному времени «включать» пищеварение и адекватно усваивать все компоненты пищи.

Особенности приготовления пищи для детей раннего возраста

  • пища должна быть полноценно термически обработана, продукты не должны быть переварены, предпочтительно паровое приготовление или варка на медленном огне
  • пищу готовят непосредственно к ее приему, недопустимо ее разогревание и хранение даже сутки в холодильнике, это резко снижает ее пищевую ценность и повышает риск ее порчи, обсеменения опасными микробами и пищевых отравлений, особенно в теплое время года
  • супы и каши готовят в протертом виде, овощи и фрукты разминают вилкой, мясо и рыбу дают в виде фарша, рубленых изделий или суфле
  • блюда готовятся в отварном, тушеном или паровом виде без добавления к ним специй, чеснока и перца.

Основные требования к рациону питания детей

Питание ребенка в возрасте до полутора лет должно быть:

  • правильным и сбалансированным по всем основным компонентам
  • меню должно быть разнообразным, составленным на неделю с разными блюдами и продуктами
  • выверенным по белкам, жирам и углеводам, витаминам и минеральным компонентам.

Это достигается комбинацией в ежедневном рационе овощей и фруктов, мясных или рыбных блюд, молочной продукции, мучных изделий и круп.

Важно сразу же определиться, какие продукты можно ребенку, учитывая состояние здоровья и особенности раннего развития.

В период первого года жизни у ребенка могла быть выявлена пищевая аллергия или индивидуальная непереносимость продуктов, что в период до двух-трех лет будет исключать эти продукты из рациона. По мере взросления их аккуратно можно будет пробовать вводить в рацион питания под контролем переносимости.

Сравнительная характеристика рациона питания до 3 лет

Основные характеристики С 1 до 1.6 лет С 1.6 до 3 лет
Количество зубов у ребенка 8-12 шт, передние резцы и жевательные премоляры. Возможно откусывание и пережевывание только мягкой пищи. 20 зубов, вся групп зубов как для откусывания, так и измельчения и пережевывания пищи
Объем желудка 250-300 мл 300-350 мл
Количество приемов пищи 5-разовое питание 4- разовое питание
Объем одного приема пищи 250 мл 300-350 мл
Суточный объем питания 1200-1300 мл 1400-1500 мл.
Распределение калорийности приемов пищи
  • Первый завтрак – 15%
  • Второй завтрак 10%
  • Обед – 40%
  • Полдник – 10%
  • Ужин – 25%.
  • Завтрак – 25%
  • Обед – 35%
  • Полдник – 15%
  • Ужин – 25%.

Также необходимо знать, какие продукты можно ребенку в возрасте до полутора лет, и какими основными характеристиками должны обладать продукты питания для детей. Приведем примерный список этих продуктов.

Необходимые продукты для ребенка до полутора лет

Можно Не желательно Сколько примерно гр. в день
Овощи
  • капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и др.
  • картофель (не более 40% от суточной нормы овощей)
  • зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу
  • редис, редька, чеснок
  • с осторожностью бобовые (чечевицу, горох, фасоль)
200 -300 гр.
Фрукты
  • яблоко, груша, вишня, слива, абрикос, персик
  • протертые ягоды — крыжовника, смородины, малины, клюквы, клубники
  • виноград
  • цитрусовые
  • другие экзотические фрукты
100-200 гр.
Молочные продукты
  • кефир — 2.5-3.2%
  • йогурт – 3.2%
  • сметана – 10%
  • сливки – 10%
  • творог – 5-9%

сметана, сливки, сыр — для заправки в супы, салаты, гарниры

  • молоко
  • любые молочные продукты с добавками, с длительным сроком годности
Каждый день:
  • кефир, йогурт: 200-300мл.

Через день:

  • творог 50-100гр.

Всего молочка 400 мл. в день

Крупы, хлеб, макароны
  • безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза)
  • содержащие глютен (пшеница, овес, рожь), артек, геркулес, манка, полтавка
  • черный хлеб: 10гр.
  • белый хлеб: 40гр.
  • макароны, каши на гарнир: 100 гр.
  • каши 200-250 гр.
Рыба
  • треска
  • хек или минтай
  • судак
  • морской окунь
1-2 раза в неделю, 100 гр.
Мясо, птица
  • индейка, кролик
  • телятина, говядина
  • курица
  • ягненок
  • субпродукты: язык, печень, сердце
  • любые мясные полуфабрикаты (сосиски, сардельки, колбасы, пельмени и пр.) промышленного производства
  • сало, баранина, жирная свинина
  • мясо диких животных, диких водоплавающих птиц
100 гр.
Яйцо
  • куриное
  • перепелиное
1 шт. куриное, 2 шт. перепелиное

О молочных продуктах

Молочные продукты должны быть непременными компонентами рациона ребенка до полутора лет. Однако, самый главный вопрос на сегодня — ? ЖКТ малыша не способен полностью усваивать цельное молоко до 2 лет, поскольку еще нет необходимых ферментов (у кого-то этот фермент не вырабатывается и в дальнейшем на протяжении всей жизни). В связи с этим, введение цельного коровьего молока не рекомендуется ранее 2-3 лет. Кроме того, сегодня наблюдается массовая аллергизация населения, особенно среди детей, в том числе растет число случаев развития . Особенно осторожными с молоком нужно быть:

  • детям с атопическим дерматитом
  • при наличии непереносимости молока родителями ребенка
  • детям с нарушениями пищеварения.

Детям на грудном вскармливании цельное коровье молоко не нужно по определению, они получают молоко матери. Детям на искусственных смесях лучше заменить прием коровьего молока специальными молочными смесями-троечками, кисломолочной продукцией.

Молочные продукты богаты легко усваиваемым животным белком, животным жиром, а также набором витаминов и минеральных компонентов, необходимых для роста и развития малыша. Кисломолочные продукты содержат полезные бактерии, помогающую работе кишечника, поддерживающую рост и работу собственной микрофлоры и стимулирующую иммунитет.

  • Ежедневно должны быть в рационе молочные продукты — кефир, йогурт, простокваша
  • Через день — творог, сыры, сметана или сливки
  • Для детей с нормальной массой тела не рекомендован прием обезжиренных или пониженной жирности молочных продуктов.
  • Суточный объем молочных продуктов, с учетом их расходов на приготовление блюд, составляет не менее 400 мл.
  • Учитывается расход молока в каши, творога в блюда, сметаны и сливок в блюда.

Стоит учитывать тот факт, что сегодня в России многие производители для сокращения издержек производства включают в состав молочной продукции пальмовое масло, которое значительно дешевле молочного жира, причем не всегда оно указано в маркировке товара (или указано просто растительные жиры). Поэтому очень дешевые молочные продукты (сливочное масло, сыр, сметана, творог и пр.) скорее всего его содержат. Споры о вреде и пользе пальмового масла ведутся уже давно, и однозначно утверждать, что оно безвредно для детского организма не приходится.

Понятно, что, чем меньше срок годности продукции и чем он свежее (сегодняшний, вчерашний), тем лучше. В летнее время очень много случаев отравлений малышей именно молочной продукцией, теми же творожками, сметаной, йогуртами, поскольку в жару по халатности торговых сетей не редко возникают простои товара без холодильника (транспортировка, хранение, ожидание погрузки, разгрузки и пр.). Поэтому, прежде чем давать ребенку молочный продукт убедитесь в его свежести, пробуйте продукт сами.

Какие молочные продукты можно ребенку

Йогурт

Детям после года необходимо давать специальные детские йогурты, которые сбалансированы по количеству жиров и углеводов. Они приготовлены с применением специальной йогуртовой закваски (термофильный стрептококк и йогуртная (болгарская) палочка). Эти йогурты не обработаны термически, имеют очень малый срок хранения (хранятся только в холодильнике), что позволяет им сохранять свои полезные свойства. Йогурты, имеющие длительный срок хранения, либо были обработаны термически, либо содержат консерванты, прием таких йогуртов детям крайне нежелателен. Полезных бактерий в них нет, а дополнительные компоненты могут навредить детскому организму.

Кефир

Этот кисломолочный напиток помогает в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника за счет содержания в своем составе особых молочнокислых микробов и бифидофлоры. Эти микробы помогают росту полезной микрофлоры кишечника, что будет улучшать пищеварение и работу иммунитета. При этом кефир обладает высокой кислотностью и закрепляет стул, особенно при длительном его хранении, прием его стоит ограничивать количество в 200-300 мл в сутки.

Творог

Творог является для ребенка источником белка и кальция, но он очень трудно переваривается из-за большого процента белка. Поэтому, объем творога в сутки не должен превышать 50-100г. Полезным для полноценного усвоения кальция будет только творог с жирностью не менее 5-9%, творог нулевой жирности не так полезен, поскольку кальций без наличия жиров практически не усвоится. Творог можно употреблять в чистом виде или с добавлением фруктов, в один прием с творогом калорийных и белковых блюд больше не дают.

Сыр, сметана и сливки

Эти продукты рекомендовано давать ребенку в ограниченном количестве или использовать в приготовлении блюд для детей. Сметана и сливки зачастую даются в виде заправки к супам или вторым блюдам, сыр может быть добавлен к гарнирам. По мере прорезывания зубов можно давать ребенку кусочки несоленого твердого сыра для жевания.

Рыба

В питании детей один-два раза в неделю рекомендовано применение рыбных блюд. Детям до полутора лет разрешены такие виды рыбы как треска, хек или минтай, судак, морской окунь, но если ребенок аллергик, стоит отказаться от рыбы хотя бы до 2-3 лет. Рыбу можно предлагать в виде детских специализированных рыбных консервов, суфле из рыбы, отварной рыбы с гарниром или паровых котлеток.

Рыба полезна детям из-за легко усваиваемого белка и наборе витаминов и микроэлементов, йода и фтора, фосфора и кальция, полезных для роста скелета и зубов. Но, категорически запрещены в этом возрасте супы на рыбном бульоне – в бульон при варке переходят экстрактивные и вредные вещества из тушки рыбы.

Мясо

  • Мясо – основной источник животного белка для малыша и должно пребывать на столе ребенка не реже пяти раз в неделю.
  • Разные сорта мяса и птицы можно вводить в рацион питания детей количеством 100г.
  • Мясные блюда могут быть в виде фарша, фрикаделек, паровых котлет или мясных консервов для детей.
  • Важно помнить, что мясо длительно усваивается и его необходимо вводить в первой половине дня – в обед.
  • После года рацион расширяется за счет субпродуктов – языка, печени, сердца.
  • Также полезно мясо птицы и кролика, индейки, ягненка

Исключено из питания детей раннего возраста сало, мясо баранины и жирная свинина, мясо водоплавающих диких птиц и животных. Категорически запрещено детям до 3 лет введение колбас и сосисок, сарделек, даже с маркировкой детские (чаще всего детские названия на них — уловки производителей, это обычные сосиски и сардельки). На детских сосисках обязательно должна быть надпись «специализированный продукт для детского питания» и указан возраст ребенка (для колбасных изделий это обычно 3+).

Яйцо

Источником белка являются яйца, в них помимо белка много полезных аминокислот, микроэлементов и витаминов. Яйца дают ребенку после года ежедневно, при отсутствии аллергии или патологий желчной системы. Можно добавлять яйцо в блюда или давать отваренным вкрутую, приготовить из него паровой омлет. Запрещено детям раннего возраста давать яйца всмятку или в мешочек, жареную яичницу. При аллергии к белку куриного яйца отличной альтернативой могут стать перепелиные яйца. Их можно в день до 2 шт.

Масла

В питании детей должно быть достаточно жиров в виде растительных масел и сливочного масла. Сливочное масло можно давать с мягкой булочкой в виде бутерброда или добавлять в готовые каши и овощные пюре, чтобы масло не подвергалось термической обработке и не теряло своих полезных свойств. Количество сливочного масла в сутки не более 10-15г.

Растительные масла применяют для приготовления блюд и заправки готовых блюд, заправляют ими салаты и блюда из овощей. Лучше использовать не рафинированные масла — оливковое первого отжима, подсолнечное. Норма растительных масел не более 10 г в сутки.

Крупяные блюда

После года в питании детей используют как безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза), так и содержащие глютен (пшеница, овес, рожь). Крупы употребляют как в виде каш, так и в виде крупяных гарниров ко вторым блюдам. Особенно полезными для детей будут гречневая, кукурузная и овсяная каши, мультизлаковые каши.

После года постепенно можно добавлять к меню ребенка манную и пшенную каши, но манку стоит давать нечасто – она очень калорийная. Каши обычно подают на завтрак и их количество составляет не более 200-250 мл. Объем гарнира для вторых блюд должен составлять около 100-150г.

Хлеб, макароны

Детям поле года можно предлагать хлеб из белой и ржаной муки, при этом белого хлеба можно давать до 40 г, а ржаного не более 10г. Белый хлеб переваривается лучше, избыток ржаного хлеба может привести к вздутию живота крохи.

В питании детей до полутора лет можно включать детскую вермишель, паутинку или яичную лапшу. Количество макарон не должно превышать 100г в сутки.

Овощи и фрукты

В рационе детей до полутора лет овощи и фрукты должны присутствовать в обязательном порядке ежедневно. Они являются источником витаминных и минеральных веществ, пектинов, фруктовых кислот и сахаров, а также растительной клетчатки для стимуляции пищеварения. Овощи и фрукты применимы как в термически обработанном (отварном, паровом, запеченном), так и в свежем виде.

Овощи

Суточный объем овощей и фруктов должен доходить до 300-400 г., из них овощи должны составлять не менее половины объема.

Можно Нежелательно
  • Доля картофеля составляет не более 40% от всего объема овощей из-за высокой калорийности и избытка крахмала.
  • Полезными овощами для детей этого возраста будут: капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и т.д.
  • В блюда стоит добавлять огородную зелень – зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу.
  • В этом возрасте нежелательно давать такие овощи как редис, редька, чеснок, осторожно нужно вводить зеленый горошек и фасоль, чечевицу. Они могут давать боли в животе, вызывать вздутие и понос.
  • Салаты нельзя заправлять майонезом, только растительными маслами, сметаной или фруктовым свежевыжатым соком.

Фрукты

Ассортимент фруктов после года существенно расширяется, но стоит вводить местные фрукты по сезону и изначально в малом количестве, следя за реакциями.

  • До двух лет с осторожностью относится к клубнике и экзотическим фруктам (цитрусовые, киви и др.). Количество этих фруктов не должно превышать 100г.
  • Полезными будут после года ягоды крыжовника, смородины, малины, клюквы и других. В протертом виде.
  • Стоит отказаться от употребления винограда хотя бы до двух лет, он приводит к брожению в животе и может давать расстройства пищеварения.

Сладости

До трех лет не стоит баловать детей шоколадом, кондитерскими изделиями, конфетами из-за нагрузки глюкозой поджелудочной железы, избытка химических веществ в составе этих продуктов, излишней калорийности и риска кариозного поражения зубов. Также не стоит употреблять торты с кремом, пирожные и песочное печенье. Из кондитерских изделий можно давать пастилу, зефир и мармелад.

Не поощряйте тягу малыша к сладкому: не редко родители побуждая малыша доесть овощи или мясо, обещают конфетку в качестве поощрения. Подмена вкусовых ценностей происходит очень быстро и ребенок вскоре будет отдавать предпочтение сладостям вместо здоровой пищи.

Стоит максимально отказываться в питании детей от сахара, заменяя его на мед (при отсутствии аллергии) или сладкие фрукты. Да, конечно сладости полезны для мозга, это источник быстрых углеводов и удовольствия для детей, но стоит задуматься об отдаленных последствиях нерационального приема сахара.

  • При потреблении сладостей, из кишечника глюкоза активно и быстро всасывается в кровь, повышая свои концентрации в два-три раза. Такие резкие колебания уровня глюкозы крови приводят к напряжению работы поджелудочной железы в выработке инсулина. Глюкоза активно утилизируется в ткани, где перерабатывается в жиры, что ведет к избытку веса и метаболическим сдвигам, настраивающим организм в дальнейшем на работу в «аварийном» режиме.
  • С раннего детства программируется склонность к атеросклерозу, диабету и ожирению.
  • Кроме того, по данным последних исследований, избыток сахар в пище приводит к снижению иммунитета, выведению из организма полезных микроэлементов – хрома, магния и , меди.
  • Также сахар провоцирует в организме детей формирование аллергии с кожными, кишечными и легочными симптомами.

Не стоит забывать и о потенциальном вреде сахара для зубов, особенно молочных. Сладости, а именно сахара, будут одной из главных причин формирования кариеса у ребенка. За счет анатомо-физиологических особенностей молочных зубов – нежная тонкая эмаль, отсутствие совершенных механизмов защиты, кариес приобретает молниеносное течение, и быстро развиваются осложнения: воспалительного характера (пульпиты, периодонтиты), в результате чего часто происходит преждевременное удаление зубов – патологии прикуса.

Кариес – это инфекционные процесс, и основным возбудителями будут некоторые стрептококки. Питательной средой и местом обитания которых будет зубной налет. Сахара и сладости, особенно липкие (печенья с большим содержанием маргарина, «чупа-чупсы») создают на поверхности зубов липкий слой, который плохо счищается и длительно остается на зубах. Эти условия обеспечивают развитие кариеса и его последствий.

Кроме того, кариозные зубов постоянные источники инфекции, и могут стать причиной развития тонзиллитов, инфекционных заболеваний почек и других внутренних органов.

Наши предки, не употреблявшие сахара, а использовавшие мед и фрукты в качестве сладостей, были не в пример нам здоровее. Это говорит о том, что с раннего возраста стоит контролировать потребление сахара, ограничивая его или заменяя более полезными натуральными продуктами. И тем более не стоит давать детям напитки, пресыщенные сахаром (газированные сладкие напитки, кола, пепси, магазинные соки), и тем более позволять грызть кусковой сахар.

Сегодня крайне трудно контролировать потребление рафинированного сахара членами семьи, поскольку он содержится во многих готовых продуктах на прилавках супермаркетов и какое количество его содержится в конкретном продукте трудно рассчитать. Но стоит сократить потребление сахара хотя бы при приготовлении пищи в домашних условиях.

Повторимся, что в идеале не стоит давать сладкое ребенку ДО 3 ЛЕТ. Если не получается, хотя бы ограничьте его потребление 4-5 чайными ложками в сутки, с учетом сладких продуктов.

Примерное меню на один день для ребенка 1.5 лет

  • Первый завтрак : овсяная каша с бананом, булочка белая с маслом сливочным, чай/с молоком
  • Второй завтрак: банан, сок яблочный, сушки
  • Обед : салат из огурца с помидором и оливковым маслом, борщ вегетарианский, овощное рагу с паровой котлетой из телятины,
  • Полдник : творожная запеканка с яблоком, йогурт
  • Ужин : пюре из цветной капусты и картофеля, кефир, печенье, яблоко.

Стоит оговорится, что приведенные ниже нормы - это лишь примерное количество, которое в среднем может съесть ребенок в этом возрасте. Но, к примеру, хрупкие, стройные девочки (малоешки) едят гораздо меньше мальчишек, поэтому если ваш малыш наедается меньшим количеством пищи - это нормально, не стоит паниковать. Каждый ребенок индивидуален и набор веса зависит от комплекции и роста ребенка. Чтобы контролировать нормальный набор веса малыша можно пользоваться (мальчики и девочки рост до 115 см) в другой нашей статье.

Прием пищи Состав блюда Количество
Завтрак

Овощное блюдо, каша

Творожное, рыбное, мясное блюдо, омлет

Салат или фрукты

Напиток: компот, слабозаваренный чай, свежевыжатый разбавленный сок, молоко (но не рекомендуется)

Второй завтрак

Фрукты, печенье, булочка

Йогурт, творожок, кефир, сок

Обед

Закуска или салат из овощей

Первое блюдо (суп, щи, борщ на овощном бульоне)

Второе блюдо из птицы, рыбы или мяса

Полдник

Йогурт, кефир, сок, компот

Творог, крупяное, овощное блюдо

Выпечка, печенье, сушки

Фрукты, ягоды

Ужин

Творожное, овощное блюдо, каша

Кефир, йогурт

126 комментариев

Развитие ребенка в 1 год не менее важный период, чем первый год жизни крохи. Годовалый карапуз, достигнув определенных свершений в развитии и научившись самостоятельно передвигаться, восходит на последующую ступеньку развития, которая знаменуется проведением исследований и совершением всевозможных открытий. Поэтому на данной вехе развития главным для него будет являться ознакомление с реалиями огромного внешнего мира. Такое ознакомление будет происходить посредством разнообразных экспериментов, изучения предметов, наблюдений и тренировок.

Для крохи становятся более значимыми все слышимые новые звучания и зрительные образы в описываемый период. Речь его имеет связь больше с эмоциональными проявлениями и скорее напоминает междометия. Ребенок большую часть времени беседует с собой, однако со стороны родни понимание его лепета и соответственные поступки родителей для него довольно важны. Также чадо на родительские просьбы с удовольствием откликается адекватными действиями. Кроме этого, годовалая кроха научилась различать, когда ее бранят, а когда поют дифирамбы. На данной стадии карапуз все чаще обнаруживает самостоятельность и норовит на своем настоять, не получив желанное и не совладав с собственными эмоциями, может закатить истерику, которая заключается в падании на пол, пронзительном вопле и битье ногами.

Раннее развитие ребенка от 1 года

Годовалый карапуз характеризуется активностью и подвижностью. Ему не сидится в одной позе и на одном месте. Ведь кроха старается познать мир доступными ему способами при этом, совершенствуя приобретенные физические навыки.

Раннее развитие ребенка от 1 года характеризуется быстрым темпом. Малыш уже умеет производить различные действия с предметами, он может складывать их или, наоборот, разбрасывать, умеет стучать ими. Карапуз научился забираться вверх на низкие ступени или иные возвышения, кидать большой легкий мячик и неуклюже ловить его. Он уже активно проявляет заинтересованность всевозможными предметами небольшого размера. Ему интересно открывать двери, закручивать крышечки и осуществлять иные манипуляции при помощи пальчиков. Также он может выполнять несложные задания, такие как: покормить куклу, найти спрятанный предмет, бросить мячик. В играх кроха стремится подражать родительскому поведению. Кроме того, наблюдается активное развитие речи ребенка в 1 год. Малышу нравится слушать, когда родители читают детские книжки или поют веселые песенки вместе с ним.

Также новообразованием этого периода становится устремленность к самостоятельности. В годовалом возрасте очень важно поддержать карапуза в его стремлениях, чтобы в дальнейшем из непослушного и шебутного бутуза выросла самостоятельная и самодостаточная личность. Родителям необходимо стараться уделять максимум внимания чаду: читать ему книжки, играть и рисовать с ним, другими словами стараться развить всевозможными способами заложенный потенциал.

Развитие ребенка в 1 год предполагает, прежде всего, развитие его речи и обогащение словарного запаса, координацию движения, выработку мелкой моторики рук. Активное развитие речи ребенка в 1 год происходит, благодаря занятиям, направленным на разработку мелкой моторики рук. Для развития моторики применяются всевозможные пальчиковые игры, крупные пазлы, игрушки-вкладыши и другие.

Особенности развития ребенка 1 года включают следующее:

— без проблем вставать на нижние конечности;

— без помощи родителей ходить;

— при поддержке родителей за ручки бегать;

— копируя взрослых, воспроизводить некоторые несложные действия и развлекаться этим;
без сторонней помощи из чашки пить;

— выговаривать отдельные элементарные слова;

— понимать требования взрослых;

— называть имена родителей и остальных членов семьи, нередко, сильно коверкая их;
проситься на горшок.

Годовалый карапуз стремится к познанию новых звуков и изучению различных предметов, поэтому он с удовольствием стучит по стакану или тарелке ложкой, экспериментирует с собственным голосом и игрушками. Ему нравится перемешивать что-нибудь ложечкой, рисовать картины едой, переворачивать банки, коробки и прочие емкости, высыпая из них содержимое или засыпая туда, дергать за веревку игрушку. В общем, все действия крохи направлены на обучение пользованию предметами соответственно их назначению.

После достижения крохой годовалого возраста набор веса и увеличение роста замедляются. Ведь малыш начинает больше двигаться, вследствие чего практически вся энергия направлена на обеспечение двигательной оживленности.

его происходит посредством игрового процесса. В годовалом возрасте он напоминает исследователя к лаборатории – все пробует на вкус и зуб, изучает все предметы в поле зрения. Поэтому обычным явлением на годовалом этапе будет стремление бутуза вывалить все из открытого шкафа и попытаться постигнуть значение вываленных предметов или вещей. Это для него лучшая забава!

По-прежнему, зависит от эмоций, а также сознания, включаемого в работу. В это время карапуз начинает осознавать, что означает совместная игровая деятельность, проявляется интерес к ровесникам.

Ребенок 1 год и 4 месяца развитие его характеризуется активным проявлением собственного характера. Эта фаза развития считается самой капризной в детском развитии: кроха самостоятельно стремится выбирать еду, которая ей нравится, при этом может попробовать пару ложек и моментально отвергнуть яство. На этом этапе чадо еще более переменчивое, чем английская погода. Поэтому родителям следует тренировать терпимость, а также стараться тщательно наблюдать за пристрастиями карапуза.

Развитие ребенка в 1, 5 года подразумевает еще большую самостоятельность бутуза. Поэтому семнадцать месяцев считается временем активного постижения мира. Малыш уже научился координации движений, и поэтому вовсю топает, а сферы его интереса поистине бескрайние. Полуторагодовалый бутуз заметно окреп физически, более осмысленным стало выражение его лица. Задачей родителей на этой возрастной стадии является помощь чадам осваивать и постигать окружающую действительность и пространство, при этом необходимо следить за соблюдением безопасности наряду с поддержанием его максимальной самостоятельности.

Развитие ребенка 1, 6 лет заключается в переходе от ходьбы к неуверенному бегу, что является важнейшей характеристикой двигательного развития. Кроме этого не менее важная задача данной фазы формирования лежит в развитии активной речи. Только благодаря коммуникациям с взрослым окружением у восемнадцати месячного карапуза зарождается так называемая «автономная» речь. Он пытается говорить на упрощенном языке. Каждый малыш имеет свой язык, понятный лишь его близкому окружению.

Ребенок в 1, 6 лет заявляет о себе в качестве равноправного собеседника, рассчитывая на общение с взрослым близким окружением. Автономная речь является этапом, выводящим кроху на более серьезную ступень коммуникативного взаимодействия. Карапуза в этот период просто переполняет радость от деятельного общения с окружающей средой, желание постичь все посредством собственного опыта. Эта ступень развития проходит под лозунгом «Я сам!». Карапуз старается не потерять ни секунды прожитого времени. Ведь так много вокруг еще непознанного! Ребенку становится совсем небезразлично, что взрослые ему показывают, о чем говорят, чему учат его, а также как делают повседневные дела.

Развитие ребенка 1, 6 лет характеризуется большими ожиданиями малыша от взрослого окружения. Вследствие чего родителям следует уделять их чаду больше внимания, чтобы выстроить базис для его будущих способностей.

Развитие ребенка 1, 7 года характеризуется осознанием малышом собственных предпочтений. Например, ему нравятся игры с машинками, и совершенно не нравится укладываться спать днем. Кроме этого, он вдруг начинает не слышать, когда ему говорят родители «нет», если он с этим не согласен.

Особенность развитие ребенка 1, 7 года предполагает осознание себя малышом в качестве личности. Он уже способен узнавать собственное отражение в зеркале, а также любит повторять и принимать участие во всех домашних делах. Родителям нужно поддерживать кроху во всех начинаниях, а не отмахиваться от него.

Физического плана позволяет ему без труда взбираться на ступени лестницы при этом спуск еще может вызывать затруднения. В двадцать месяцев кроха не только уверенно ходит, но и неуклюже бегает. Также кроха способен частично самостоятельно раздеваться. Взрослым рекомендуется позволять детям самостоятельные попытки раздевания. Если ранее родители старались приучить кроху к горшку, то на этом этапе он будет проситься на него.

Развитие ребенка 1,9 года предполагает умение бросать мяч вдаль или вниз, подбрасывать его двумя руками. Малыш уже может понять небольшой рассказ о ближайшем прошлом, выполнить последовательность действий по просьбе взрослого. Словарный запас состоит приблизительно из 350 слов. Карапуз осознает свою половую принадлежность.

Его позволяет делать около 5 шажочков на носках без поддержки, ударить мячик нагой таким образом, чтобы он покатился. Некоторые малыши уже умеют двумя ногами на месте подпрыгивать, не падая. Карапуз уже должен уметь самостоятельно одеваться частично: натягивать носки или шапку. Количество и качество бытовых умений растет. Малыш может контролировать физиологические потребности.

В целом развитие ребенка от 1 до 3 лет предусматривает разделение на три периода. От двенадцати до восемнадцати месяцев длится первый период, который знаменует о некоторой доли самостоятельности крохи и его исследовательских склонностях. От восемнадцати до двадцати четырех месяцев длится второй период, в котором бутуз совершенствует обретенные ранее умения, определяет собственное место в мире. Третий период заключается в наиболее активном интеллектуальном формировании ребенка.

Развитие детей от 1 до 2 лет

Годовалый карапуз довольно любознателен, порой даже любопытен, и характеризуется высокой познавательной активностью. Чадо взяло курс на проведение всевозможных экспериментов с предметами, попавшими в его поле видения. Также немалый интерес у него вызывают все движущиеся предметы и механизмы. На этом возрастном этапе кроха уже умеет объединять одни игрушки с другими, выстраивать из кубиков башни, собирать картинку, разрезанную на несколько частей, сравнивать схожие предметы.

Развитие детей от 1 до 2 лет жизни осложняется рядом кризисов, связанных с взрослением. Ребенок на этой фазе развития начинает ощущать себя в качестве отдельной от матери особи и познавать себя, искать собственное «Я». Каждое новое детское свершение является, своего рода, скачком. Нередко, у отдельных чад, такие мини-кризисы провоцируют так называемые сбои в поведении. К примеру, некоторые дети начинают капризничать или у них нарушается сон.

Большинство психологов убеждено, что единственным периодом, в котором допустимы истерики, является годовалый возраст карапуза. Ведь у него не хватает словарного запаса для объяснения своих желаний и поведения, а также истерики являются обычным для него способом ведения себя. Он попросту по-другому не умеет. Еще пару месяцев назад, ему стоило лишь захныкать, и родители моментально прибегали к нему, успокаивали его, утешали, выполняли желания. А сегодня, хотя он и немного повзрослел, другим способом привлечения внимания он еще не владеет. Родителям нужно понимать, что карапуз сам не сможет совладать с , он просто не сумеет успокоиться самостоятельно, поэтому следует поднять на руки чадо и прижать к себе. А кричать, шлепать по попе, ругаться – это неправильно и вредно для дальнейшего развития чада.

Ребенку 1 год и 2 месяца развитие его продолжает идти вперед семимильными шагами, вследствие чего кроха начинает отрицать родительский авторитет тем самым, стремясь утвердить собственную самостоятельность. Родителям может показаться, что четырнадцатимесячные малыши специально все раскидывают вокруг, но это не так. Они просто скрупулезно изучают среду и знакомятся с неизведанными объектами. К концентрации внимания малыш еще не способен.

Ребенку 1 год и 3 месяца развитие предполагает улучшение моторки. Малыш может захватывать всей кистью карандаш и даже черкать им, он начинает получать удовольствие от игровых манипуляций с песком или водой, рисует свои первые каракули на бумаге. Ребенок в 1 год и 3 месяца стоит устойчиво, приседает, поворачивается, держит чашку уверенно двумя ручками и практически, не проливая, пьет из нее, пытается самостоятельно кушать ложкой густую кашу из тарелки.

Ребенок 1 год и 4 месяца и его развитие характеризуется следующими особенностями: сформированностью способности вспоминать и воспроизводить действия другого субъекта, произошедшие ранее. Вследствие чего появилась возможность у малыша учиться, основываясь на увиденном.

Развитие ребенка в 1, 5 года является временем активного познания среды. Поэтому малышам очень сильно необходимо постоянное присутствие мамы. Нужно больше времени проводить с ребенком на данном этапе. В физическом развитии также появились улучшения: он ходит уже уверенно и по разным поверхностям, реже падает, а при падении умеет правильно группироваться.

В возрастном периоде восемнадцать месяцев можно заметить существенные положительные сдвиги в детском поведении. Можно отметить появление избирательности и целенаправленности в действиях крохи. Теперь, желая пощупать неизведанный предмет, в безвредности которого малыш не уверен, он будет осторожно прикладывать вначале один пальчик, а затем уже ладонь целиком.

Ребенок 1 год 8 месяцев развитие характеризуется следующими особенностями: улучшением памяти и увеличением диапазона бытовых умений. Дети отлично знают, в каком месте лежат их вещи. С этого возрастного периода следует приучать кроху собирать игрушки, после игры.

Развитие ребенка 1,9 года предполагает его эмоциональную уравновешенность на протяжении дня. Карапуз становится чутким к различным интонациям, при расставании с матерью он скучает, в незнакомой обстановке становится напряженным, обижается в ответ на наказание, пирамидку может собрать в правильной последовательности, ориентируется приблизительно в четырех цветах.

Ребенок 1 год 10 месяцев развитие предполагает приобретение способности перемещаться по ступеням вверх и вниз без использования опоры или помощи родителей, играть в мяч, самостоятельно частично одеваться и кушать, удерживая правильно в ручках столовый прибор, поворачивать дверные ручки, пользоваться носовым платком или салфеткой, после маминой указки.

Развитие ребенка от 1 до 3 лет не должно носить насильственный характер. Не все дети развиваются одинаково, и ничего нет страшного, если кроха научится кушать самостоятельно немного позже, зато у него, к примеру, словарный запас выше нормы.

До 12 месяцев ребенок находится в тесной эмоциональной связи с мамой и воспринимает себя как ее часть. А в год он становится более автономным, его личность начинает формироваться. В этот период у ребенка происходит первый внутренний конфликт: с одной стороны, он привык к тому, что мама всегда находится с ним рядом и исполняет все его желания, но в то же время ему хочется самостоятельности. Когда у него что-то не получается, он может начать капризничать, плакать и злиться. Родителям необходимо поддерживать малыша в его , грамотно корректируя его поведение.

Что умеет ребенок в 1 год?

Годовалый малыш способен:

  • произносить самостоятельно легкие слова и имитировать звуки;
  • ходить без поддержки;
  • откусывать и жевать твердую пищу;
  • собирать пирамиду, строить несколько фигур из кубиков;
  • делать лепешки, катать колбаски из пластичного материала;
  • комментировать то, чем занят;
  • пользоваться чашкой и ложкой.

Ребенок в один год имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия. Он по-разному ведет себя с разными людьми и проявляет самостоятельность в выборе и действиях, а также активно выражает эмоции, в том числе негативные.