Экологическое воспитание дошкольников. Современное экологическое образование. Сущность модели экологического воспитания детей дошкольного возраста


Статью подготовила воспитатель дошкольной группы МБ ОУ С (К) НШ-ДС№2 г. Нерюнгри РС (Якутия) Байдина Наталья Петровна

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Наверное, все помнят слова известного писателя А. де С. Экзюпери «… все мы родом из детства» .

Если посмотреть на сегодняшних детей, то можно увидеть, что иной ребенок не понимает, что все, что нас окружает – это живая природа, наша Земля, наш дом, и мы должны научиться все это любить и беречь. И от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (повернуть реки, вырубить кедровый лес) всего один шаг. И чтобы этот шаг не был сделан, надо уже в дошкольном возрасте формировать основы экологического воспитания.

Приобретенные в детстве представления о природе, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес, расширяет знания, способствует формированию характера, делает их добрее и терпимее.

И в этом нас убеждают биографии многих знаменитых людей: ученых-естествоиспытателей К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина; известных поэтов, писателей, художников, композиторов – А.Пушкина, В.Бианки, М. Пришвина, Г.Скребицкого, П.Чайковского и многих других. Очень хорошо, когда детям читают стихи, сказки, рассказы о природе – дошкольники стараются понять, осмыслить прочитанное, задают вопросы, строят свои ответы на основе своего пока еще небольшого жизненного опыта. И если малыши больше любят непосредственное общение с природой, то старшие дошкольники уже могут рассуждать о более глобальных проблемах, которые касаются взаимодействия с окружающей природой.

Как вы знаете, XXI век спрогнозирован как информационно-экологический. Этот факт подтверждает приоритетность экологического воспитания и образования дошкольников и учащихся.

Однако, как считает генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор, решить эту проблему можно, но только «посредством глобального воспитания» т.е. постановкой экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных учреждений.

А ведь постановка в такой плоскости вопроса не случайна - экологическое образование не достигло высокой результативности. Что касается дошкольного образования, то до сих пор ведется поиск эффективных стратегий, технологий, рассматриваются самые разнообразные подходы.

Одни специалисты считают, что необходимо ввести тематические занятия, поскольку экологическое образование не тождественно биологическому. Другие ратуют за эфективную «экологизацию» всего воспитательного процесса. И надо заметить, что второй подход сегодня получает все большую поддержку.

Как отмечают современные экологи С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего должен быть экологизирован сам человек во всех сторонах его деятельность – в быту, воспитании, обучении. Рассматривают две модели вхождения в новую реальность - через развитие личности на основе «активного наступательно-утверждающего» отношения к окружающему миру (С. А. Рубинштейн) и на способности к созиданию на благо человечеству (А. Н. Леонтьев) .

При постановке экологических задач решаются вопросы умственного, эстетического, нравственного, этического, физического воспитания.

Умственное развитие происходит в процессе образования у детей знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших; доступных чувственному восприятию детей; связью между объектами и явлениями природы.

Нужно показывать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на органы чувств. Надо также воспитывать интерес детей к наблюдаемым явлениям. Необходимо показывать, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращать внимание на внешний вид - движения, повадки, таким образом формируются не только знания о природе, но и отношение детей к ней.

Исследования последних лет показывают, что развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных, устанавливать связи между строением отдельных организмов и условиями жизни растений и животных.

В нравственном развитии ребенка особое место уделяется развитию бережного, заботливого отношения ко всему живому.

Эстетическое отношение выражается в развитии умения видеть красоту, многообразие красок природы. Можно заметить, что отсутствие у дошкольников знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожению детьми «некрасивых» насекомых, пресмыкающихся. Это наносит вред не только природе, но и неокрепшей психике ребенка, ожесточает его. Вот почему важно с самых ранних лет детям получать верные сведения об окружающем нас мире.

Но экологическое воспитание несколько шире по своему содержанию. Оно строится на осознании деятельности человека для окружающей среды.

Экологическое воспитание возможно при следующих условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе (о животных и растения как живых существах; о единстве организма и среды; о сущности взаимодействия человека и природы) ; понимания важности охраны окружающей среды; воспитании гуманно- деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам; в осознании выполнении определенных норм поведения.

Эти правила дети хорошо усваивают в дидактических, экологических играх, запоминают, как нужно себя вести и что нужно делать, чтобы не причинить вред природе.

И конечно, не только детское образовательное учреждение воспитывает и образовывает в экологической сфере, но и родители в первую очередь прививают нормы поведения своим детям – и в театре, и в лесу. Так что напоследок можно сказать, что каким вырастет маленький человечек - зависит от тех мыслей и поступков, которые ему «вложат» в душу и в сердце близкие люди. И будет ли он сопереживающим, чутким и внимательным по отношению к природе – тоже зависит от того, чему его научили в детстве.

Библиография

  1. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 224 с., ил.
  2. Горощенко В.П. Природа и люди., М.: Просвещение, 2006 г.
  3. Дмитриев Ю.Д. Земля у нас одна., М.: Детская литература, 2007 г.
  4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве., М.: Просвещение, 2009 г.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения воспитания детей и молодежи. Одной из первых появилась программа С. Николаевой «Юный эколог». Далее выходит программа Рыжовой «Наш дом природа», которая нацелена на воспитание активной и творческой личности детей 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных и социальных условий, национальных традиций. Примером может служить программа «Непреходящие ценности природы» Е.В. Пчелинцевой – Ивановой, а также региональная программа Ставрополья «Планета детства», в которой представлена программа «Азбука экологии» и ее научное обоснование (автор И.Е.Грекова). Обзор ряда экологических программ демонстрирует понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе. Современные подходы к организации процесса обучения нашли широкое отражение в научной литературе, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новых подходов и методик, отвечающих современным требованиям общества. Изменения, происходящие в современном мире и отечественном образовании, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам. В соответствии с современными требованиями, педагоги должны изучать новые технологии и внедрять их в свою практику. На сегодняшний момент существуют различные виды образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие виды технологий такие как: - проектные методы; - социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга); - использование компьютерных технологий; - мультимедийные презентации. Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Ребенка многое интересует в окружающем него мире. Применяя принцип наглядности становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников.) Может быть различным по продолжительности (кратковременным - до трех недель, долговременным - до года). Работая по теме «Экологическое воспитание» педагоги учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Могут быть проведены выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», « К нам сказка пришла», «Это поможет природе» и другие. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Современной формой работы по экологическому воспитанию детей является использование моделирующей деятельности, использование графических моделей в процессе ознакомления с природой. Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего - либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельности. Например, глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Географическая карта – это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта – предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или воспитательном процессе. Второй тип графического моделирования – создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях. Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т.е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и старшего возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается – ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.

В настоящее время в педагогической практике широко используются такие нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга).Следующей формой экологического воспитания дошкольников являются экскурсии. На них ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой. Экскурсии с детьми в природу дают детям ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков и т.д.

Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции – социально значимые мероприятия, которые, могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а также при участии родителей. Акции можно приурочить к каким либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, например, относятся «Зеленая елочка – живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, и значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережного и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей. Экологическая тропа - это тоже одна из современных форм обучения. Это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Создание мини – фермы, фито - поляны, «уголка нетронутой природы» и других «экологических пространств» позволит проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период. Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки. Еще одной из форм современных технологий экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Задачи экологического театра: - привлечение внимания к проблемам окружающей среды; - развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в активную природоохранную деятельность. В рамках экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.). Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок (но не чаще одного раза в два месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком. В заключение следует отметить, что современные технологии экологического образования - это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей

МДОУ № 67

Сообщение на тему:

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

воспитатель: Чадова Л.В.

2016 у. г.

Дошкольное воспитание и экологическое воспитание детей – понятия, которые нередко в последнее время объединяют наиболее талантливые педагоги, находясь в поиске оптимального вида обучения подрастающего поколения. Конечно же, давно известно, что взаимосвязь человека и природы должна быть разумно-рациональной и приносить обществу и окружающей среде исключительно пользу. Однако на данный момент такого взаимовыгодного сотрудничества практически не существует: пользуясь своим преимуществом и новейшими технологическими разработками, человек бездумно использует природные ресурсы, загрязняя окружающую среду и способствуя вымиранию редких видов флоры и фауны. Как результат – с каждым годом количество экологических катастроф растет: выбросы нефти в океан, заражение питьевой воды, превращение озер и морей в пустыни, гибель целых экосистем вследствие захвата или уничтожения лесных массивов.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: концепция и задачи

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть осознанной и не противоречить основным законам природы, рассказать о которых может специальная экопрограмма, рекомендуемая многим детским учреждениям в качестве основы дошкольного воспитания. Основной ее целью является освещение экологических проблем взаимодействия человека и природы при помощи ярких примеров, доступных пониманию каждого малыша, а также особый акцент на том факте, что уничтожение природы равносильно самоуничтожению, поскольку мы являемся неотъемлемой частью окружающей нас среды. Известные ученые и педагоги - как отечественные, так и зарубежные – считают, что эковоспитание должно остановить стихийное воздействие человека на природу, формируя у детей особую – экологическую - культуру поведения.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста наряду с аналогичным воспитанием младших дошкольников способно полностью изменить отношение к природе людей. Однако для этого дошкольные учреждения должны проявить определенную настойчивость и последовательность при воспитании подрастающего поколения деток, представляя окружающий наш мир как объект постоянной заботы, а не своеобразный «магазин» для удовлетворения различных потребностей человечества. Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения в данном ракурсе является формирование специфического экологического сознания. Только таким образом можно остановить хищническое использование ресурсов природы и заменить его на взаимовыгодный симбиоз.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста подразумевает также формирование более ответственного отношения к собственным поступкам и умение понимать последствия своей деятельности. Наглядные примеры оставляют глубокий след в детском сознании, развивая творческое начало и обучая основным правилам общения с живой природой. Умело расставленные акценты, сочетание различных методов преподнесения дидактического материала, активная физическая деятельность, осознание своей пользы и ценности, - все это способно дать малышам экологическое воспитание. Оно может идти как отдельным направлением обучения, так и комбинироваться с различными методиками раннего .

Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста вовсе не нова. Еще в 1950-х годах советские детские психологи представили на рассмотрение теорию о необходимости создания системы взаимосвязанных знаний, которая отображала бы закономерности протекающих в природе процессов. Благодатной основой для восприятия такой системы должно было послужить наглядно-образное мышление, преобладающие у малышей дошкольного возраста.

Однако на тот момент данная теория не была подкреплена соответствующими материалами – книгами, учебниками, иллюстрационным материалом, поэтому особого энтузиазма не вызвала, хотя и привела к изменению некоторых рекомендаций в брошюрах для воспитателей доу (детских образовательных учреждений). После распада СССР появилась возможность более активно работать над созданием теоретической и практической базы дошкольного эковоспитания: и у нас, и за рубежом начали создаваться специальные программы и проводиться съезды и конференции по вопросам экологического обучения дошкольников.

Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста

Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста построены на совместной деятельности обучаемых деток и непосредственно воспитателя. Педагог знакомит своих подопечных с природой, используя для этого:

1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр кинофильмов, диапозитивов. Считается, что именно эти методы наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные – очень яркие – представления о природе

2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя таким образом свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.

3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и/или воспитателя. Основная функция их – расширение знаний о а также формирование положительного отношения к ней.

Полноценное экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста подразумевает широкое использование всех указанных выше методов. В каждом отдельном случае выбор соответствующих методов и сочетание их с другими элементами эковоспитания определяется педагогом. При этом обязательно учитывается возраст детей и суть изучаемого на определенном занятии явления или объекта природы. Допускается проведение импровизированных уроков, когда объектом наблюдения становится то, что в данный момент окружает детей, однако более эффективным считается предварительная подготовка занятия, подкрепленная иллюстрациями и живыми примерами.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста и самообразование родителей

В основе экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста лежит наблюдение - самый главный и чрезвычайно важный наглядный метод. Он способствует формированию полноценного экосознания у детей, поскольку, к примеру, узнать об образе жизни каких-либо животных, специфике определенных явлений природы (дождь, град, снег, роса, иней и т.п.), стадиях развития растения без наблюдения за ними просто невозможно. Наблюдение относится к методам чувственного познания, отвечая за непосредственный контакт с живыми объектами, природой, окружающей средой. В детском образовательном учреждении воспитатель должен специально организовывать планомерное и длительное восприятие детьми явлений/объектов природы в рамках темы занятия.

Интересно, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста способствует самообразованию их родителей, поскольку активный интерес к внедрению подобных программ появился только сейчас и большинство мам и пап четко не представляют себе сути экообразования. Расширение знаний малыша о природе и возникновение у него различных вопросов стимулирует родителей к пополнению знаний об окружающем мире. Получается, что дошкольное эковоспитание косвенно влияет и на формирование соответствующего сознания и у детей,и у взрослых. В таком случае роли в семье на некоторое время могут меняться, давая малышу возможность продемонстрировать свою наблюдательность, научить родных чему-то новому и лучше закрепить пройденный материал.

Формы воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста

Дидактические формы экологического воспитания детей дошкольного возраста достаточно многообразны, что позволяет воспитателю всесторонне осветить тему, а детям – надежно закрепить в памяти изучаемый вопрос. К ним относятся следующие виды образовательного процесса:

1. Занятия – ведущая форма организационной работы, позволяющая всесторонне ознакомить дошкольников с особенностями природных явлений. При использовании данной формы эковоспитания педагог имеет возможность систематизировать знания детей об окружающей среде, учитывая при этом локальное природное окружение и возраст малышей. Занятия могут быть первично-ознакомительные, обобщающие, углубленно-познавательные и комплексные.

2. Экскурсии, походы – наиболее интересные и познавательные для малышей педагогические мероприятия. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, проводимое с использованием данных форм, позволяет одновременно решать такие задачи как оздоровление, обучение, развитие новых нравственных и эстетических качеств. Кроме того, экскурсии и походы дают детям навыки планирования, поскольку вылазки на природу или посещение заповедников и парков требуют предварительного обдумывания и тщательной подготовки. Наиболее рационально организовывать подобные мероприятия в разное время года, чтобы дети могли сравнить и проанализировать происходящие в природе изменения. Ведущим методом эковоспитания в данном случае будет выступать наблюдение, направлять и корректировать которое – главная задача педагога.

3. Экопраздники и досуги – вызывают у детей формирование положительного эмоционального отклика на какие-либо природные явления, в дальнейшем воздействующего на становление личности в целом. В результате такие проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста как негативные ассоциации и субъективная оценка окружающей среды эффективно решаются путем применения данных форм эковоспитания. Праздники, как правило, посвящаются смене времен года («День осени», «Зимний утреннник», «Весна пришла!» и т.п.), но вполне могут быть связаны и с другими торжественными мероприятиями – 8 марта, сбором урожая, праздником ледяной скульптуры, новым годом, Пасхой и т.д. Позитивные эмоции, полученные дошкольниками в процессе экологического торжества, прочно закрепляются в сознании ребенка и в будущем позволяют выработать конструктивные, а не деструктивные взаимоотношения с окружающей средой. Единственный нюанс – такие праздники и досуги должны проводиться регулярно, а материал, на основе которого строится их программа, должен быть знаком детям.

4. Знакомство с природой в повседневной жизни – обычно происходит во время ежедневных прогулок. Относится к основам экологического воспитания детей дошкольного возраста, так как доступно восприятию даже самых маленьких из них. Дети очень любят эту форму эковоспитания, поскольку она предполагает непосредственный контакт с природными материалами или живыми объектами – песком, водой, листьями, плодами, домашними животными и т.п. Благодаря правильно построенным прогулкам дошкольники накапливают определенный опыт, развивают наблюдательность и получают огромное удовольствие от общения с окружающей средой. К данной же форме эковоспитания относится и работа старших дошкольников на огороде и в цветнике.

Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста

Элементарный поиск – представляет собой совместную работу детей и педагога, направленную на решение возникающих в процессе учебной деятельности или повседневной жизни познавательных задач. Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагают широкое использование элементарного поиска в работе с малышами, поскольку это позволяет не только познакомить их с особенностями природы, но и получить практические навыки логического мышления, непосредственно влияющие на результат поисковой деятельности. Успешность использования такой формы эковоспитания зависит от приемов, выбранных педагогом для усиления активного восприятия детей. Задания должны соответствовать возрасту дошкольников и быть тщательно подготовлены и продуманы. Наиболее интересны для детей варианты элементарного поиска, оформленные в виде квестов.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • пробуждение и закрепление в сознании гуманного отношения к окружающей среде в рамках нравственного воспитания;
  • создание специфической системы представлений и знаний об экологии в рамках интеллектуального развития;
  • акцент на умении видеть красоту природы, выражать свое восхищение ею, эстетическое восприятие действительности;
  • привлечение детей к посильной для них экологической деятельности (уход за растениями и животными, охрана и защита природы).

Все элементы комплексного подхода к эковоспитанию в дошкольном учреждении существуют в тесной взаимосвязи. Невозможно воспитать гуманное отношение к объектам живой и неживой природы без понимания красоты и неповторимости окружающего нас мира. А закрепление определенной – конструктивной – модели взаимоотношений человека и природы происходит в процессе решения практических задач.

Сущность модели экологического воспитания детей дошкольного возраста

Тем не менее, раскрыть сущность экологического воспитания деткам дошкольного возраста достаточно сложно. Родители и педагоги сами должны уметь жить, не нарушая гармонии природы, дабы дать малышам достойный пример для подражания. Дети чрезвычайно наблюдательны и как зеркало готовы отражать и положительные, и отрицательные действия взрослых. А почувствовать искреннюю любовь к природе можно только через определенный душевный настрой, интуитивное понимание и познание ее глубинных и поверхностных процессов.

Именно поэтому модель экологического воспитания детей дошкольного возраста будет нежизнеспособна без личного примера родителей и педагогов, демонстрирующих разумное и гуманное отношение к окружающей среде, и по мере сил и возможностей участвующих в природоохранной деятельности. Кроме того, отношение взрослых и их эмоциональный настрой также ложатся в основу экологического сознания малышей. Удовольствие от полезного труда, оценка результатов своей деятельности, ощущение нужности и востребованности своих действий помогает закрепить ассоциативные связи между природой и радостью, отличным настроением, получением позитивных эмоций. Соответственно, во многом – практически на 70-80% - успешность формирования положительного экосознания детей зависит от окружающих их взрослых – родителей и педагогов.

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста: презентации в ДОУ

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста обусловлены тем, что данный возраст относится к самоценным этапам развития экокультуры человека. Именно в этот период происходит закладка основ личности и начинается формирование позитивного отношения к окружающему миру, природе. Одновременно малыш начинает отделять себя от окружающей среды, проявляя эмоционально-ценностное отношение к ней. Именно поэтому знания об определенных нормах и правилах взаимодействия с природой, сопереживание к ней и активный интерес к решению определенных экологических проблем столь актуальны для дошкольников.

Основной практической деятельностью воспитателей детского сада в границах эковоспитания дошкольников является подготовка материалов и оборудования для полноценной реализации всех методов и форм программы. В частности, разработка презентаций по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, которые были бы интересны как взрослым, так и малышам. Кроме того, в обязанности педагога входит составление планов работы с группами детей, организация походов, экскурсий и открытых занятий. Также воспитатель должен тщательно продумывать стратегию программы эковоспитания, принимая во внимание возраст своих подопечных и их способность к восприятию и воплощению определенных элементов экологического образования. Таким образом, достигается максимальная эффективность взаимодействия воспитателя и детей.

Правильно организованное экологическое воспитание детей раннего возраста в ДОУ дает возможность сформировать начальные понятия экокультуры у малышей, включающие в себя разумно-гуманное отношение к природным явлениям и объектам. Кроме того, дети развивают свои интеллектуальные и творческие способности, учатся анализировать, проводить эксперименты и делать выводы. А самое главное - у дошкольников появляется желание не только постоянно общаться с окружающим миром, но и выражать свои впечатления в различных видах деятельности. Однако достичь такого результата невозможно без дополнительных установок, формирующихся за пределами детского образовательного учреждения.

Что предполагает экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье не менее важно, нежели знания и умения, получаемые детками в ДОУ. В идеале оно предполагает работу с определенной художественной и научной литературой о животных, растениях и различных явлениях природы, выполнение практических заданий, творческое осмысление окружающего мира. Очень важны прогулки с детьми, поскольку в данном случае ребенок находится не в группе, и высокий уровень личного контакта позволяет ему более глубоко усвоить преподносимые мамой или папой сведения. К тому же, совместное чтение книг, рассматривание иллюстраций, посещение зоо- и дендропарков и ботанических садов не только помогают формированию правильного экосознания у детей, но и расширяют их кругозор, улучшают речь, снимают психологическое напряжение и повышают самооценку.

Статья прочитана 73 601 раз(a).

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии — это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшие людей в последнем столетии, — вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

К плохой среде обитания, загрязнённым воде и воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях. Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом населения — его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. имеет важное социальное значение для всего общества. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Многолетнее накопление теоретического и практического материала, а так же апробирование его в работе с детьми 4-7-летнего возраста позволило нам создать систему работы направленную на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры. Основная цель, которой — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем следующие задачи :

  • развивать познавательный интерес к миру природы.
  • направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
  • воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
  • формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе

Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста

Формы и методы работы с детьми

  • региональный компонент
  • научность и доступность понятий
  • принцип «спирали»
  • междисциплинарности и интеграции
  • содержания — занятия и уроки;
  • экологические минутки;
  • экскурсии;
  • экологические сказки;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • реклама;
  • эксперименты и опыты;
  • развивающие дидактические игры.
  • выставки

Работа с родителями

  • ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
  • ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
  • туристические походы на природу, соревнования.

Развивающая экологическая среда

  • зимний сад;
  • уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
  • растительный мир на участке;
  • учебно-наглядные пособия;
  • живой уголок

Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:

  • формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
  • помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий . На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.

Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе я знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 цветов и 6 бабочек. На вопрос: "Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?" — дети ответили: "Пусть прилетит еще одна бабочка, и будет поровну, по 7". "А еще как?" — спрашиваю я. И тут один мой воспитанник говорит: "А больше никак, потому что цветы срывать нельзя!". Я испытала чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало.

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы стараемся строить занятия таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель занятия мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для этого мы разнообразили структуру и методы проведения занятий, способствующих развитию логического мышления и активности детей. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают : урок-путешествие, занятие-сказка, викторина, игра, и т.д. Проводим такие занятия в группе, в учебном классе, в зимнем саду, если позволяют погодные условия на участке, в парке.

На таких занятиях широко используем :

  • блицопрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы);
  • проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание») ;
  • практическую работу и поисковую деятельность;
  • игровые приемы.

В утренние часы традиционным стало проведение экологических минуток . Их цель — создание проблемных ситуаций или моделирование биоцинозов. Биоциноз — это совокупность всех живых организмов, обитающих на данной территории. С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме. Например, биоциноз зимнего леса, где объекты помещены в нетипичное положение (рыжая белка, серый заяц, насекомые, растения, птицы). Задание для детей: найти ошибки и обосновать ответы.

Большое значение в экологическом развитии придаем экскурсиям .

Детям очень нравятся экскурсии в океанариум, где они могут увидеть множество необычных жителей водного мира

На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей: Приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям , которые необходимо выполнять гостям природы.

  • 1 заповедь : соблюдение тишины (Л.П. Симонова).
  • 2 заповедь : терпение (умение длительное время наблюдать за растением, животным).
  • 3 заповедь : внимательность (учим находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).

Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.

Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.

Практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Природоохранные акции — это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:

  • «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)
  • «День цветов» (создание цветочных клумб)
  • «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)
  • «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
  • «Чистое утро» (уборка территории)
  • «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т.д.

С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

Реклама — это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу и играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я дятел, живу в лесу. У меня красивый клюв, с его помощью я лечу деревья, уничтожаю вредных насекомых. Без меня лес пропадет».

Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры . Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Игра "Пищевые цепочки водоёма"

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

Комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба

Игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Игра «Гимн природе» Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть осенними листочками, капельками дождя и т.д.

В нашем дошкольном учреждении силами педагогов и родителей создана развивающая экологическая среда для повышения эффективности экологической работы с детьми. Элементы развивающей среды, представленные в таблице, способствуют:

  • познавательному развитию ребенка;
  • эколого-эстетическому развитию;
  • оздоровлению ребенка;
  • формированию нравственных качеств ребенка;
  • формированию экологически грамотного поведения;
  • экологизации различных видов деятельности ребенка.

Для полноценного осуществления экологического развития детей, наша система работы в ДОУ сочетается с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам природного и растительного мира. Разработанные нами рекомендации для родителей направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье.

  • Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально - чувственному опыту ребёнка.
  • Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем чётче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.
  • Учёт жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.
  • Объяснение сущности природы, её явлений и механизмов.
  • Осуществление процессов приобщения к природе: в домашне-бытовых условиях, общественно- трудовой деятельности в рамках семьи.

Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:

  • Уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);
  • Оснащение необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско- практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.
  • Фотографии на тему "природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

Итоги работы

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.

Таким образом, видно, что разработанная нами система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании - личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Сегодня, в эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, стали невольно задумываться: «Как сохранить планету чистой?» Очевидно, что если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы этого не произошло, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры. И начать с воспитания себя и своих детей. Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве, сформируются в чёткие убеждения. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки вокруг нас. Наши практические рекомендации - для думающих родителей, которым важно, в каком мире будет жить их дети.

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание понимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать её богатства, пониманием важности приумножения природных ресурсов. Сегодня, в современных условиях необдуманного потребления природных ресурсов, экологическое воспитание становится основой процесса гармонизации .

Выдающийся французский мыслитель Вольтер писал: «Надо возделывать наш сад». Эта фраза могла бы стать лозунгом экологического воспитания. Философ говорил о саде внутреннего мира человека, без возделывания которого не стать настоящей, цельной личностью, которая развивается, не нарушая законов природы, а стремясь приумножить её. Экологическое воспитание и культура занимают ведущую позицию в формировании современной Личности.
Экологическая воспитательная сфера детей широка и базируется на таких компонентах:

  • воздействие семьи, где огромное значение при воспитании принадлежит матери
  • воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, школе
  • влияние СМИ (средств массовой информации)
  • многофакторная и разноплановая сфера стихийного воспитания.

Экологическая культура

От чего зависит уровень экологической культуры? От воспитания, основная задача которого - подготовка детей к жизни. А чтобы стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной среде. Именно культура приводит в соответствие деятельность человека.
Экологическая культура ребёнка - это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры ребёнка - непростой и длительный процесс, начинающийся практически с рождения малыша и подразумевающий под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды.
Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания – вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура».

Опыт стран, в которых высокоразвита экологическая культура общества, показывает, что это ещё и выгодно в экономическом плане. В таком обществе продолжительность жизни людей выше, число заболеваний - улучшаются гораздо меньше, а в целом - экологическая ориентированность граждан способствует значительной экономии и приумножению природных богатств . В идеале - прививать экологическую культуру проще, если государственная политика нацелена на это, а именно: запущены нормативные и экономические механизмы, глубоко внедрены основы экологического воспитания в систему образования, работают принципы экологического просвещения. Однако, как показывает , всё-таки основную роль в воспитании экологически культурного ребёнка играет семья.

«А знаете ли вы, что, чтобы отравить более чем 4 млн литров чистой воды, достаточно лишь 4 литра машинного масла?»

Воспитываем экологически ребёнка в семье

Именно ваше отношение к миру, ваши взгляды и ценности формируют вашего ребёнка. , впитанные с детства, являются основополагающими в дальнейшей жизни малыша. Легко откреститься от ответственности за воспитание вашего ребёнка и переложить её на государство, детский сад, школу, улицу, бабушек и дедушек. Помните, что воспитание и закрепление правильных экологических убеждений зависит только от родителей.


Семья является микросоциумом, где его члены самовыражаются, демонстрируя индивидуальное отношение к окружающей среде, идеи, жизненные установки, совершая поступки. Члены семьи взаимодействуют с окружающей природной средой, проявляя в поступках своё отношение к ней. Родители - большой авторитет для ребёнка. В связи с этим, ребёнок принимает за чистую монету любой поступок мамы или папы, будь то уход за цветами или бездумно брошенная обёртка мимо урны. Именно потому, что дети склонны наследовать всё, что делают их родители, семейному экологическому воспитанию должна уделяться ведущая роль .

Прививаем культуру детям дошкольного возраста

«А знаете ли вы, что период разложения безобидной на первый взгляд алюминиевой банки достигает от 200 до 500 лет?»

Развиваем детей школьного возраста

В школьном возрасте экологическое просвещение и воспитание реализуется в процессе изучения основных учебных предметов, факультативных курсов, внеклассной деятельности (клубы, кружки, объединения, секции, тематические лагеря и прочее). Для школьников важно:

  • приобрести опыт творческой деятельности, проектирования и повышения экологической безопасности окружающей среды
  • выработать чёткую экологическую позицию, направленную на сохранение природной среды, экологическое разнообразие и экобезопасность
  • накопить опыт для формирования здорового образа жизни
  • научиться участвовать в дискуссиях по актуальным экологическим проблемам.

В основными источниками информации в сфере экологического просвещения становятся научная и техническая информация как по общеобразовательным дисциплинам, так и гуманитарного характера (право, культура, этика, взгляды отдельных личностей). Ведущими видами деятельности у школьника становятся исследования, организационная и коммуникационная работа, творчество, труд, профессиональная ориентация.
Экологическое воспитание в разном школьном возрасте имеет свою специфику, и развивать его необходимо, опираясь на возрастные психологические особенности и на изменение основных видов деятельности. Выполняя эти рекомендации, можно с самого раннего возраста успешно воспитывать экологически сознательного человека.

«Это интересно. В конце ХХ века компания Nike организовала экологически ориентированную программу «Reuse-A-Shoe», направленную на утилизацию старых кроссовок. Этот материал идёт на изготовление покрытия для спортивных площадок. Программа работает и сегодня».

С чего начать?

  1. Поддерживаем уют в доме. Вместе с детьми сажаем цветы и ухаживаем за ними! Ведь цветы - это не только особая атмосфера домашнего уюта и тепла, но ещё и среда, которая воспитывает ребёнка и сохраняет его здоровье. Красота окружающей среды разовьёт эстетический вкус, воспитает уважение и любовь природе. Вместе делаем уборку, поддерживаем чистоту.
  2. Гуляем всей семьей в лесу. Сколько интересного в лесу: ручейки, растения, причудливой формы колоды, звуки птиц и насекомых. Лесное разнообразие увлекательно: любознательности ребёнка не будет предела. Подготовьтесь основательно: приведите ребёнку интересные сведенья о природе. Разъясните самые правила поведения: не рвать цветы, не мусорить, не разжигать костры.
  3. и журналы о природе. Полезно иметь или брать в библиотеке книги Джеральда Даррелла, Виталия Бианки и Бернгарда Гржимека. Приобретайте периодические издания о нашей планете, её природе и обитателях: “Geo”, “Geoлёнок”, “National Geographic”, «Вокруг света», «Природа и человек», «В мире животных», «Домашний любимец», «Свирель», «Филя», «Юный натуралист» и другие.
  4. Общаемся с животными. Сходите в зоопарк, съездите в деревню к бабушке или заведите собственного питомца. Общение с животными действует успокаивающе, вызывает чувство радость и восторга, а также прививает навыки экологической ответственности.
  5. Смотрим телевизор разумно. Лучше всего, если это будут образовательные передачи природоведческого характера. Но если в них недостаток – можно обсуждать экологические проблемы с ребёнком при просмотре новостей, мультфильмов или детских кинофильмов.

Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов. Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель. А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества школьного и семейного воспитания.

Видео, которое можно использовать как методический материал для занятий или проектов на экологическую тематику