Как воспитывать мальчика с рождения. Становление характера через игру. Правильное отношение к женщинам


Как правильно воспитывать мальчика, чтобы вырастить из него настоящего мужчину? Этот вопрос неустанно волновал всех мам во все времена. Кто оказывает основное влияние на мальчика?

Психологи не могут однозначно ответить на данный вопрос. Однако определенно доказана первостепенная роль матери в формировании характера ребенка в ранний период его жизни.

В раннем детстве (дошкольный период) именно мама постоянно находится рядом с ребёнком и её роль в жизни малыша является наиболее значимой.

В раннем возрасте к каждому ребенку независимо от его половой принадлежности необходима материнская забота, ласка и любовь. Чем больше любви дарит мать своему ребенку, тем более эмоционально и физически здоровой личностью он вырастает.

Правильное воспитание мальчика в 2 года

Необходимо заметить, что пока ребенку не исполнилось два года, нет существенной разницы в воспитании мальчиков и девочек. Воспитание будет одинаковое, так как в столь раннем возрасте малыш ещё не идентифицируют себя по половому признаку.

Но к двум годам положение вещей меняется, так как мальчик начинает уже относить себя к мужскому полу и понимать что он пусть маленький, но мужчина. В два года у мальчика улучшаются двигательные навыки и координация движений, он уже значительно лучше бегает и прыгает.

Ни в коем случае не нужно ограничивать двигательную активность малыша, а наоборот необходимо создавать все условия для благоприятного физического развития.

К двум годам у мальчика появляется стремление во всем помогать маме. Необходимо всячески поощрять интерес ребенка к домашнему труду.

Огромное значение в жизни двухлетнего ребенка занимает игра.

Поэтому с помощью игры можно привить ребенку общественно значимые навыки и качества, такие как организованность, аккуратность, чистоплотность, трудолюбие.

При общении с ребенком мужского пола не следует в своей речи по отношению к нему употреблять такие уменьшительно-ласкательные обозначения как «зайчонок» или «лапочка». Это может привести к чрезмерной изнеженности малыша, что не есть хорошо для мальчика.

Правильное воспитание мальчика в возрасте 3-ох лет

В три года малыш мужского пола уже четко осознает, что он маленький мальчик. И здесь в этом возрасте особенно необходимо сформировать у ребенка адекватную самооценку. Ребенок должен испытывать удовольствие от осознания того, что он маленький мужчина и гордится этим.

Папам не нужно отстраняться от общения с сыном, считая его еще слишком маленьким. Потому что в возрасте 3-ох лет для маленького мальчика именно папа как никто другой становится примером для подражания. Мальчик начинает проявлять повышенный интерес к папе и хочет во всём на него походить.

Мальчики в три года очень активные, подвижные и неугомонные существа. Поэтому им необходимо обеспечить двигательное пространство. Рекомендуется как можно больше времени проводить с трехлетками на свежем воздухе, совершая длинные и увлекательные прогулки.

Хорошо если каждый раз это будут новые места, которые надо изведать вместе с ребенком.

Каждый день устраивайте для своего сына маленькое путешествие.

Развиваясь физически, пробуя свои силы, исследуя окружающий мир, маленький путешественник непременно будет развиваться и интеллектуально. Само разнообразие окружающей действительности, интересный и увлекательный мир вокруг будут давать богатую пищу для ума ребенка, развивая его кругозор.

Движение это жизнь! А для маленького ребенка движение это основа основ! Движение, свежий воздух, теплое ласковое солнце, голубое небо над головой, простая здоровая пища, чистая вода и любящий взрослый рядом, готовый ответить на все детский вопросы – вот, пожалуй, и все что необходимо для полноценного развития ребенка в данном возрастном периоде.

В возрасте 3-ох лет, как мальчики, так и девочки становятся крайне любопытными и начинают задавать много вопросов. Родителям нужно внимательно относиться к данной любознательности детей и стараться как можно полнее и интереснее отвечать на заданные вопросы.

Правильное воспитание мальчика в 4 года

4 года это важный этап в развитии личности ребенка. Маленький мальчик учится проявлять свои эмоции, то есть начинает развиваться эмоциональная составляющая его личности. И здесь очень важно для взрослого не подавлять эмоции малыша, а наоборот научить его адекватно их выражать.

Мальчикам здесь приходится особенно сложно, ведь им постоянно внушает окружающее их общество, что мальчики не должны плакать или слишком бурно радоваться, так как это прерогатива девочек. Однако эта позиция в корне неправильная!

Если мальчики будут постоянно подавлять свои эмоции, они вырастут скрытными и неуверенными в себе людьми.

Ведь если человек накапливает в себе всё негативное, все обиды и разочарования и не имеет моральной возможности выплеснуть хоть малую их часть наружу, то, неизбежно, что это отразится и самым тяжелым образом на его .

Правильное воспитание мальчика в 5 лет

Пятилетний мальчик уже полностью осознает себя маленьким мужчиной. В 5 лет у мальчика возникает романтическая привязанность к матери. Мама становится идеалом женщины.

Некоторые мальчики в этом возрасте начинают говорить своим мамам комплименты и замечать любые изменения во внешнем облике (новое платье, новый цвет волос).

Мальчики часто говорят своей маме, что она самая красивая. Нередко в этом возрасте мальчики заявляют своим мамам, что они на них женятся.

С пятилетнего возраста папа должен проявлять активное участие в развитии и воспитании сына. Выполняя мужскую работу по дому отцу желательно привлекать своего ребенка к активному участию.

Именно папа должен воспитывать и развивать в сыне мужские качества характера.

Мама же может способствовать развитию у сына таких качеств личности как доброта и сострадание, взаимопомощь и поддержка, рыцарское отношение к представительницам прекрасной половины человечества.

Правильное воспитание мальчика подростка

Где-то между 11 и 14 годами жизни милые и послушные мальчики становятся просто бунтарями. Мальчики начинают отдаляться от родителей, так как больше не считают их авторитетными людьми. Родителям здесь не стоит обижаться.

Необходимо понимать, что ребенку самому сейчас крайне не просто, так как в его организме происходят колоссальные изменения. Мальчик начинает превращаться в юношу и этот процесс довольно болезненный и не простой.

Здесь взрослому крайне важно находить время и возможности для полноценного общения со своим сыном. И это общение должно быть не в форме нотаций и поучений, а на равных с уважительным и достойным отношением к личности ребенка.

В заключение можно сделать вывод, что воспитание мальчика дело не простое и требует со стороны родителей (воспитателей) большого терпения, разнообразия методов и форм воспитания в зависимости от возраста и, конечно же, безусловной любви и абсолютного принятия личности своего ребенка.

Как правило, этапы развития личности ребенка делят на три этапа: до года, от года до шести, от шести до тринадцати лет, и от четырнадцати и старше. Это связано с тем, что в эти периоды проявляются свои особенности.

В возрасте до года младенец – не имеет значения, мальчик или девочка – привязан к маме. И в принципе, основные составляющие режима малыша предполагают участие мамы. Естественно, все члены семьи поочередно помогают искупать младенца, сходить с ним на прогулку и т.д. Но каждые два часа ему нужна мама. И это справедливо и в отношении девочек, и в отношении мальчиков.

Дальше подходит время готовить ребенка в ясли, кто желает, или в детсад – тогда еще есть время для этого. Но, по мнению психологов, мальчиков отдавать в ясли как раз не желательно. И если есть возможность хотя бы до трех лет оставить его дома, стоит этот шанс использовать. Дело в том, что мальчики гораздо хуже девочек переносят разлуку. И время адаптации в детском саду (а в среднем оно составляет не меньше месяца) у мальчиков дольше – вплоть до года. А девочки привыкают к новому коллективу и обстановке гораздо легче и быстрее.
Говорят, что мальчики вообще гораздо больше нуждаются в проявлениях любви, словно напитываются ею в семье. Очень важно, чтобы мамы мальчиков больше разговаривали с ними и вместе играли. В возрасте до трех, и даже до шести лет мама для мальчика стоит на первом месте. Хотя это вовсе не означает, что папам стоит в первые шесть лет отстраниться. Любому ребенку нужна полноценная семья. Тем более, что без папиной твердой руки и дисциплины преодолеть кризис трехлетнего возраста было бы сложно. Ведь мамы гораздо легче идут на поводу у маленького капризули, а это может осложнить отношения с малышом и аналогично – его с окружающими людьми на многие годы.

Воспитывая сыновей, далеко не все родители четко понимают как правильно воспитывать мальчика и когда заканчивается одна стадия взросления и начинается другая. Но когда пытаешься отслеживать изменения в характере ребенка из года в год, понимаешь, что отчасти психологи правы. Так, некоторые мамы, в одиночку воспитывающие сыновей, огорчаются, что в определенном возрасте сын стремится больше времени проводить в мужском коллективе. В идеале – с отцом, если его нет – с дедушкой и т.д. И действительно, это особенно заметно, когда ребенок идет в школу. Не случайно, в общении мальчиков десяти-тринадцати лет беседы об отцах достаточно частое явление.

Итак, до шести лет сын вполне комфортно чувствует себя в обществе мамы, лет с шести и до тринадцати-четырнадцати на первом месте у мальчика мнение и авторитет отца. Но нужно быть готовыми к тому самому переходному возрасту, когда родители уходят на время на второй план, когда сложившаяся в семье система отношений между родителями и сыном начинает давать сбои. В это время, как показывает опыт многих поколений, крайне важно найти достойного наставника для сына. Раньше это был опыт ученичества, когда подростков на два-три года отдавали на обучение другому мужчине.

И действительно, пытаясь самоутвердиться, подросток принципиально не слышит советов родителей, потому что не желает, чтобы к нему относились, как к ребенку. И тот же совет от другого человека – может казаться ему не лишенным смысла. Собственно, задача наставника – подготовить подростка к взрослой жизни, научить принимать взвешенные решения и помочь поверить в свои силы.

И все-таки разные

Сегодня в моде «унисекс», гендерное равенство и прочие новомодные ценности. Но, что бы нам ни внушали средства массовой информации, мальчики и девочки с рождения играют в разные игры, и даже в кубики играют по-разному: мальчики строят башни, а девочки – выстраивают горизонтальные конструкции. Девочки гораздо чаще стремятся поддержать новеньких в коллективе, а мальчикам для знакомства нужно гораздо больше времени, они предпочитают держаться в стороне. Казалось бы, дети есть дети. Но опыт многих поколений показывает, что различия в воспитании мальчиков и девочек неизбежны. И учитывать это крайне важно для них самих.

Роль отца и матери в воспитании мальчика 6-13 лет

Сейчас все чаще дети воспитываются в неполных семьях. И мальчиков часто воспитывают мама, бабушка, в лучшем случае дед. А ведь лет с шести для мальчика крайне важно видеть рядом с собой мужчину, который сможет его научить, собственно, мужчиной стать.

Нам, матерям, нужно быть крайне внимательными в этот момент. Ведь даже наши отзывы о мужской половине могут отпечататься в мозгу ребенку и впоследствии отравить ему жизнь. И мы должны, что называется, следить за своими высказываниями в адрес мужчин. Ведь на кону не только психологическое здоровье собственного ребенка, но и отчасти картина его будущей жизни. Да, одинокая мать может вырастить прекрасного сына, главное своей чрезмерной опекой и заботой не превратить его в неженку, или «мимозу».

Если же есть папа или дедушка, дядя или старший брат, то роль образца мужественности в жизни ребенка предстоит сыграть им. Но что делать? И как правильно воспитывать мальчика?

Папа в центре внимания

Лет с шести мальчики просто обожают находиться именно в мужской компании. И хотя они по прежнему любят маму, стараются ассоциировать себя с мужской половиной семьи. Походы в гараж, езда на велосипеде, игра в футбол и так далее – становятся любимыми занятиями для мальчика, особенно те из них, которые предпочитает папа или дедушка.

Конечно, в это время папам настоятельно рекомендуют присмиреть и олицетворять собой эталон мужчины. Но это женский взгляд на проблему воспитания. Мальчикам рано или поздно придется вливаться в социум, и они должны знать, как себя вести в той или иной ситуации, учиться общаться с разными людьми. И конечно же, своего папу или деда они любят и знают такими, какие они есть. Стоит ли ради «идеального результата» экстренно перевоспитывать всю семью? Ведь главное, чтобы это общение между сыном и папой доставляло удовольствие им обоим.

Равнодушие хуже ненависти

Психологи и ученые не раз доказывали, что равнодушие – самая опасная эмоция в отношениях. Подтверждение тому – поведение мальчиков, которых игнорируют собственные отцы. Иногда это происходит в силу занятости, частых командировок или сдержанного темперамента отца.

Но результатом такого равнодушия может стать крайне агрессивное поведение ребенка. Если сын раз за разом устраивает в школе провокации, дерется со сверстниками, грубит учителям, эту причину стоит рассмотреть в первую очередь. Мальчику после шести лет общение с отцом крайне необходимо. И поскольку речь идет о собственном сыне, родителям нужно позаботиться о том, чтобы оставалось время и силы для общения мальчика с мужской половиной семьи. В идеале – с отцом или дедом.

Мама как мама нужна всегда

Многие мамы, сами того не замечая, перестают проявлять нежность к своим повзрослевшим сыновьям. Особенно, если в семье есть более младшие дети. Но парадокс в том, что чем старше становятся сыновья, чем ближе к переходному возрасту, тем большая уверенность в маминой любви им нужна. Представьте, если даже взрослому человеку для эмоционального комфорта нужно не меньше восьми объятий в день, можно ли лишать проявлений нежности своего сына! Если мама в силу воспитания или темперамента эмоционально холодна, у сына во взрослой жизни могут возникнуть проблемы в общении с противоположным полом. В дальнейшем такие люди замыкаются в себе, скупы на проявления чувств и часто эгоистичны. Да и со своими сверстниками тоже.

Так хочется, чтобы наши дети всегда чувствовали себя любимыми и полноценными. Да, безусловно, зависит их мироощущение не только от них самих, но и от того вклада, который в его становление внесли родители. Будет ли сын открыт миру, или оградится от него. Будет ли он открыт для общения или замкнется в себе на долгие годы. Многое зависит и от нас, родителей.


Особенности воспитания сына от четырнадцати и старше

Как бы ни модно было рассуждать о гендерном равенстве, совершенно очевидно, что воспитание мальчика и воспитание девочки должны строиться на разных принципах. Да, переходный возрастсложный период и в жизни подростка и в жизни его родителей. Это как болезнь. Ее просто надо пережить. Как бы нелегко это ни было.

Наверное, многие помнят свои 14-16 лет, когда появляется непонимание между тобой и родителями, когда ты задумываешься о многих жизненно важных вещах – от самосознания до своей роли в обществе. Когда ты мечешься между одиночеством и доказать свое право быть собой. Но когда ты подросток, проблемы видятся иначе. И попытки родителей достучаться и помочь советом просто бессмысленны – в это время вы чаще всего говорите на разных языках.

Но оставить попытки достучаться до своего повзрослевшего ребенка тоже не выход. Да, он пытается вести себя как взрослый, он ищет себя в этом мире, но пока его нельзя упускать из вида. Слишком мало жизненного опыта, его еще нет, и слишком много соблазнов и желающих воспользоваться юношеской наивностью. Вы должны деликатно направлять своего мальчика. А он – знать, что в любой ситуации у него есть надежный тыл, что его поймут и поддержать. И выручат.

Не пугайтесь, это гормональный взрыв

Сложно представить, но в подростковом возрасте уровень гормонов, а поскольку речь идет о мальчиках, то тестостерона резко увеличивается – примерно в 5-8 раз. Значительные перемены происходят в характере. Если когда-то нам, родителям, пришлось пережить первый переходный возраст ребенка – трехлетний рубеж, теперь все эмоции и связанные с этим сложности помножьте на n. И если тогда было достаточно уговоров и родительской принципиальности, теперь потребуется терпение и дипломатия. В противном случае ребенок может просто отстраниться и сложные проблемы, с которыми столкнется, будет пытаться решать на стороне. И кто окажется рядом – вопрос…

Достойные примеры со стороны?

Кажется парадоксальным, но найти общий язык членам одной семьи редко удается. Отчасти потому, что родители по инерции требуют от сына беспрекословного подчинения, им сложно преодолеть стереотипы и начать воспринимать своего сына-подростка как личность, принять его право на собственное мнение.

В то же время подросток стремится уйти из под опеки, и если раньше воспринимал советы родителей спокойно, сейчас реагирует на них неадекватно и жаждет противоречий. Что делать? Утверждают, что в древности или у разных племен и народов мальчиков-подростков отдавали в ученики к чужим людям. Как правило, такими учителями и наставниками на пути взросления для них становились другие мужчины. В этом случае наладить личностный контакт было легче и подростку, и взрослому. И к родителям он возвращался лишь через два-три года, когда переходный возраст оставался позади, а характер был уже сформирован.

В том, что есть в этом опыте рациональное зерно – сомневаться не приходится. Конечно, в современном мире чаще всего такими учителями становятся тренеры, учителя. Особенно в тех случаях, когда отношения между воспитанником и тренером были более-менее доверительные.

Берегите нервы!

Нам, родителям, часто трудно признать, что даже имея самые демократические отношения с ребенком, справиться с проблемами его взросления нам не по плечу. И в этом возрасте просто необходим арбитр, который во время жарких споров и препирательств с собственным ребенком смогут занять нейтральную позицию. Наверное, не случайно к аналогичному выводу приходили разные поколения и разные народы.

«Женщин жалко. Постоянно жалуются, что мужиков вокруг нет.
Женщин не жалко. Воспитывают своих сыновей как девочек.
Результат закономерен.»

Первое правило
Воспитанием мальчика должен заниматься отец. Причем, с самого рождения. Своего рождения, а не с рождения сына.
Потому как воспитание в семье - это не нравоучения. Мальчик копирует образец поведения своего отца, а не его слова.
ВОПРОС МАМАМ - хотите ли вы, чтобы ваш сын стал таким же как ваш муж?

Второе правило
Мужчина должен быть сильным. А что это значит? Уметь принимать решения и брать на себя ответственность за эти решения.
ВОПРОС РОДИТЕЛЯМ - учится ли ваш сын самостоятельно принимать решения и отвечать за них?

Третье правило
Принимать решение и нести ответственность - две стороны одной медали. Свобода с одной стороны. Ограничение свободы с другой.
ПРИМЕР.
Мужчина принимает решения, но несет за них ответственность его женщина. Это не мужчина, а маменькин сынок. Мужчинка.
Мужчина не принимает решения, но несет за них отвественность. Это не мужчина. А подкаблучник. Мужичок.

Четвертое правило
Свобода начинается с самоограничения.
Есть такая восточная поговорка «Первыми пьют воду верблюды, потому как у них рук нет. Вторыми пьют мужчины, потому как у них терпения нет. Последними пьют женщины».

СХЕМА ВОСПИТАНИЯ (ДЛЯ ПАП!!) :

«Лучшее - маме. Потому что она девочка. Затем коту - потому, что он беспомощен и зависит от нас. А затем уже нам с тобой. Потому что мы мужчины».

Пятое правило
В каком возрасте младенец становится мужчиной?
С момента осознания себя как личности. Психологи знают этот возраст. Три года. Да, мамочки. Три года.
Именно с этого возраста необходимо постоянно внушать сыну - «Ты - мужчина!».
Именно с этого возраста необходимо учить его нормальному мужскому слову «Должен!»

Мужчина должен. Уметь терпеть. Уметь преодолеть себя. Уметь ошибаться. Уметь быть нежным. Уметь быть грубым. Уметь быть разным. Уметь отвечать за свои слова. Мужчина должен уметь БЫТЬ.

Шестое правило

К ребенку надо относится как к взрослому. Это не значит, что с ним не надо играть, не прощать его ошибки, не нежить его, не улыбаться ему.

Седьмое правило

Ребенку можно ошибаться. Он исследует мир вокруг себя, исследует его границы. Знаете, почему мужчины похожи на детей? Потому как мужчины тоже раздвигают границы этого мира. Мужчина должен быть беспокоен. Он движущая сила человечества. А женщина - сила сохраняющая, если что.
Нельзя наказывать пацана за ошибки. Их нужно исправлять. Ему. Самому. Самостоятельно. Но с вашей подсказкой и помощью.с

Когда ребенок растет, он проходит несколько этапов своего развития, характеризующихся психологическими и физическими особенностями.

Чтобы узнать, как вырастить мужчину, почитайте советы психологов, которыми мы с Вами поделились.

Как нужно воспитывать ребенка-мальчика в один и два года

За первые 2 года жизни ребенок превращается из совершенно беспомощного младенца в маленького человечка, который уже обладает чертами характера.

Ребята в возрасте 1-2 лет обладают высокой двигательной активностью. Едва начав ходить, сыновья начинают с большим интересом осваивать пространство вокруг себя. Сначала комнату, потом всю квартиру и улицу.

В этот период необходимо:

  • Создать условия для активного образа жизни. Это значит, что нужно больше гулять, разрешать бегать, лазить, прыгать. Не надо слишком ограничивать ребенка, а если его действия представляют опасность, то переключить его внимание на другое занятие. Старайтесь подниматься вместе с ребенком по лестнице, не носите его на руках, когда он хочет идти пешком. Купите несколько мячей разного размера, учите бросать их в цель и ловить. Многие любят залезать на стулья и диваны. Разрешайте всё, что способствует физическому развитию малыша. В это есть и большая психологическая составляющая – ребенок учится преодолевать трудности, бороться со страхом и включать смекалку, чтобы например, залезть куда-то.
  • Поощрять самостоятельность. Маме придется набраться терпения, чтобы дождаться, когда сын сам снимет одежду, или с мамой дойдет до квартиры. В таких ситуациях можно немного помочь, но ни в коем случае нельзя делать дело за ребенка. Если вы, например, соберете за него пирамидку, над которой он сидел пол часа, то напрочь убьете все желание что-либо делать самостоятельно.
  • Поощряйте стремление к домашнему труду. Малыши старше 1,5 лет очень любят повторять за взрослыми и помогать им делать какие-то дела. Одним нравится возить тряпкой по полу, другим – греметь кастрюлями, третьим – тереть морковь как мама. Разрешите Вашему чаду попробовать сделать то же, что и вы, и не важно, что на полу будет лужа воды и натертая морковь. В детском возрасте такие занятия способствуют развитию как физических навыков, так и воспитанию характера.

К двухлетнему возрасту появляется необходимость выработать некоторые запреты, так как иногда желания малыша могут нанести вред здоровью и жизни. Кроме того, с 2 лет нужно постепенно прививать нормы поведения и ввести систему ограничений и наказаний.

На этом этапе воспитания нельзя окутывать ребенка чрезмерной заботой, ограничивать его двигательную активность и любознательность, за исключением случаев, представляющих опасность.

Если малыш еще не начал разговаривать, то не давите на него, не заставляйте говорить и не показывайте недовольство. Учитывайте, что по сравнению с девочками, мальчики начинают разговаривать позже.

Главной задачей воспитания малыша до 2 лет является развитие моторики, физических качеств и любознательности.

Главное занятие карапуза в этом возрасте – игры, которые он любит. Если ребенок предпочитает активные занятия – бег, мяч или лазанье, и не любит собирать кубики и рисовать, то не нужно его заставлять. Периодически предлагайте ему это, но не навязывайте.

Воспитание трехлетнего малыша

К трехлетнему возрасту малыши уже осознанно выполняют простые операции, разговаривают и общаются со сверстниками. В это время происходит четкая дифференциация по полу, то есть ребенок осознает мальчик он или девочка. Для сына все еще главным человеком остается мама.

Задачи воспитания трехлетнего малыша следующие:

  • Привить любовь к себе и принадлежности к мужскому полу. Важно дать ребенку понять, что мужчиной быть хорошо. Подкрепляйте это словесно: ты храбрый, сильный, ловкий и так далее. Нельзя называть сына трусом или слабаком. Такой посыл стимулирует ребенка больше обращать внимания на отца и стараться ему подражать. Маленькие дети, которых воспитывают таким образом восхищаются своими папами, стремятся больше времени проводить с ними. Когда ребенок достигает трехлетнего возраста, отцу следует больше времени уделять воспитанию сына и быть терпеливым. На этом этапе закладываются отношения между ними, и то, как они начнутся, будет во многом определять характер малыша и его качества. Если папа проявляет излишнюю резкость и раздражительность по отношению к сыну, уклоняется от занятий с ним, ребенок будет искать внимания у матери, и тянуться к ней.
  • Продолжать улучшать физическое развитие и обеспечить активный образ жизни. Расширяйте пространство малыша. Для нормального физического и психологического развития мальчишке необходимо достаточно места определенная свобода. Накапливающаяся энергия требует выброса, а лучший способ – активные игры. Другое дело, когда малыш гиперактивный. В этом случае подход к воспитанию немного меняется. Такие дети не усидчивы, импульсивны, не могут до конца доделать какое-то дело и занимаются то одним, то другим. Гиперактивные малыши требуют особого внимания, у них отсутствуют навыки саморегуляции, поэтому следует уберегать их от переутомления. С таким ребенком лучше больше рисовать, лепить, строить. Делать это необходимо совместно.
  • Поощрять исследовательский интерес. Здесь главный принцип – можно всё, что не опасно. Разбирать игрушки можно, даже если после этого они сломаются. Не ругайте за порванные штаны, сломанные машинки и разбитые тарелки. Интерес должен быть удовлетворен, если это не опасно. В противном случае Вы рискуете вырастить равнодушного и безразличного человека.

Воспитание ребенка в 4 года

К четырем годам у детей начинает формироваться эмоциональность.


Воспитание в этом возрасте заключается в следующем:

  • Проявляйте любовь и ласку к ребенку. Многочисленные проведенные исследования показали, что четырехлетних мальчишек хвалят в 4 раза меньше, чем девочек, а наказывают гораздо чаще. Поэтому не стоит забывать, что в 4 года Ваш сын – еще ребенок, которому присущи страхи, волнения, и справиться с ними он пока не может. Поэтому проявляйте терпение к малышу, показывайте, что Вы его любите. Не стоит думать, что в этом случае он вырастет тюфяком.
  • Учите правильно выражать эмоции. Не требуйте сдержанного поведения от ребенка. Особенности психологического развития в этом возрасте не позволяют ему контролировать эмоции все время.
  • Расширяйте пространство. Ребенок растет, и для дальнейшего физического развития ему необходимо больше пространства. Приобретите сыну спортивный уголок, чаще водите на спортивные площадки, катайтесь вместе на велосипеде. Всеми этими занятиями лучше заниматься папе, или организовывать их всей семьей.

В четырехлетнем возрасте заканчивается формирование представления о собственной личности, как о представителе мужского пола. В 4 года малыш уже ясно понимает, что он мальчик, и относит себя к категории мужчин.

Принципы воспитания ребенка 5-6 лет

В этом возрасте ребенок уже освоился в детском саду, если он его посещает, и выработал навыки поведения и общения со сверстниками. Наступает подготовительный период к школе.

К продолжению физического развития добавляются новые задачи воспитания:

  • Психологическая подготовка к началу учебной деятельности. Необходимо сформировать желание ходить в школу. Тогда адаптация пройдет быстрее и легче. Рассказывайте только в положительном ключе, избегайте пессимистичных разговоров с супругом в присутствии ребенка о предстоящих трудностях, ведь дети все слышать и воспринимают.
  • Усиление роли отца в воспитании. Как правильно воспитать отцу из мальчика настоящего мужчину, что говорит психология ? Найдите совместное хобби, которым Вы будете заниматься дома, например, выжигание, лепка, резка по дереву и так далее. Не забывайте о подвижных играх. Некоторых детей в этом возрасте уже записывают в спортивные секции, но это индивидуально и зависит от характера и готовности ребенка.
  • Покупка полезных игрушек. Приобретайте сыну игрушечные инструменты, конструкторы с гайками и ключами.
  • Формирование навыков домашнего труда. Привлекайте сына для помощи по дому. Лучше, если это будет помощь отцу в мужских делах – починить кран, повесить полку, что-то разобрать.

Принципы воспитания подростка

Подростковый период – переломный и сложный момент не только для родителей, но и для ребенка. Но не все дети тяжело переживают возраст 13 – 14 лет, для некоторых переходный период проходит практически незаметно.

Воспитание подростка базируется на нескольких принципах:

  • «Нет» тотальным запретам. В детском возрасте достаточно было сказать «нельзя» и коротко объяснить причину запрета. Для подростка это серьезный повод для конфликта. Поэтому стоит избегать тотальных запретов. Необходимо выстраивать диалог с ребенком, но и он должен быть правильным. Диалог не должен превращаться в нотацию. Аргументируйте свою позицию, приведите разумные доводы. Лучше, если беседу проведет папа, так как в подростковом возрасте диалог двух мужчин будет более плодотворным. Юноши уже ощущают себя мужчинами, поэтому зачастую не хотят слушать маму и подчиняться, лишь потому, что она женщина.
  • Общение. Несмотря на то, что Ваш сын уже довольно взрослый и самостоятельный, не пренебрегайте общением с ним. Беседуйте на разные темы, интересуйтесь его делами, друзьями, поддерживайте хорошие идеи и поощряйте правильные занятия.
  • Равноправие. Будьте на равных с ребенком, возможно, возраст, когда Вы были учителем уже прошел, и настал период партнерства. Просите помощи в том, в чем сын лучше разбирается. Например, помочь с компьютером, печатью документов и так далее. Те ребята, которые с детства занимались спортом, музыкой или посещали другие занятия, возможно, захотят их бросить. Причины могут быть разные, но часто это – лень, нежелание идти, потеря интереса, замещение играми и компьютером. Здесь родителям важно проявлять твердость и убедить продолжить занятия.

В подростковом возрасте юноша пытается показать свою самостоятельность и значимость, поэтому примите его как равного.

Огромное место в жизни ребенка занимает мама. В течение первых нескольких лет, мама для него – весь мир. Ребенок зависит от нее не только физически, но и психологически. В процессе взросления значимость мамы и то, как воспринимает её ребенок меняется.


Чтобы Ваш сын воспринимал Вас правильно, мы дадим несколько советов.

  • Оставайтесь женщиной. Даже если Вы очень любите машинки, конструкторы и увлекаетесь спортом, в глазах сына Вы должны быть женщиной. Через Вас у него формируется восприятие женского пола и отношение к нему. Просите помощи с сумками, открыть двери, выглядите женственно.
  • Будьте другом. Привлекайте сына к помощи по дому, и тогда у Вас всегда найдется время смастерить поделку с сыном, поболтать с ним и узнать о его делах.
  • Никогда не говорите презрительно о мужчинах. Никакие проблемы, разлады в семье или даже развод не должны заставить Вас плохо говорить о мужчинах при сыне. Он ведь тоже представитель мужского пола, и ему это очень обидно. В подростковом возрасте это может привести к внутреннему конфликту ребенка.


Подведем итоги: что мы узнали о воспитании сыновей

Главные принципы воспитания на всех возрастных этапах – поощрение активности, любознательности и стремления к труду. В детском возрасте запрещается только то, что опасно и выходит за рамки поведения в обществе.

Активно подключайте мужа к воспитанию сына. Это поможет ему получить важные практические навыки, общения и мужского поведения.

Не бойтесь, что проявлением любви избалуете мальчика и он вырастет нежинкой. Доказано, что дети, к которым родители проявляли любовь и ласку, вырастают уверенными и самодостаточными людьми.

Воспитание мальчика до трех лет

Казалось бы, как воспитывать мальчика с года, если он ещё только учится ходить, познает мир, как материю, и вроде бы и не понимает взрослых.

До трех лет ребенок неосознанно копирует родителей: мальчик – отца, девочка – мать. Мальчик на подсознательном уровне изучает привычки отца, и особенно те, которые отец осуществляет легко и непринужденно, те привычки, которые приносят ему радость.

Ребенок чувствует эмоциональное удовлетворение отца и запоминает то, что приносит ему это позитивное состояние. Поэтому, милые папочки, старайтесь получать удовлетворение от правильных вещей: жены, ребенка, книг, познания, труда, семьи. Потому что, если удовольствие состоит в бутылке пива и телевизоре, вы опускаете духовный и интеллектуальный уровень ребенка на более низкую ступень старта в будущее. И, вместо того, чтобы получать наслаждение от позитивных вещей, имеете проблему в виде его стремления остановится на алкоголе и бездеятельности.

Никогда, дорогие папочки, не перекладывайте воспитание свого сына на жену. С самых ранних лет младенца вы должны помнить, что женщина не сделает из него мужчины. Она может только поддерживать вас в вашем воспитании, помогать, организовывать быт и возможности для этого воспитания. Здесь секрет в том, что, качества человека, с которым ребенок больше общается, он вбирает в себя.

В полтора-два года (у девочек раньше, чем у мальчиков) начинается активный период становления речи. Запас слов до года – около тридцати. Вопросы «Где?», «Как?» исполняют специфические функции организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения ситуации («Дай!»). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути – они глаголы.

Не спешите отгонять от себя малыша. Ему нужно познавать мир, запоминать. Сейчас он проходит настройку (адаптацию) в нем.

Теперь, после , он – полноправный член рода. И ему за очень короткий период нужно понять этот мир. Более того, выучить столько слов и понятий! Поэтому помогите ему. Особенно его вдохновляет общение с отцом, ведь это доверие к нему, познание его, изучение мужской энергии. Всё это крайне необходимо маленькому мужчине на первых ступенях его сознательной жизни.

Во время обучения речи с ребенком нужно говорить четко, выразительно, чтобы передавать ему навыки правильного произношения, показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения речи происходит успешнее, когда ребенку в этом помогают родители.

До трех лет происходит разделение психического развития мальчиков и девочек. Им свойственны разные типы главной деятельности. У мальчиков формируется наглядная деятельность, которая включает манипуляцию с предметами человеческого производства, задатки конструирования, вследствие чего у мужчин лучше развито прямое, логическое, абстрактное мышление.

Половое отличие в поведении детей обусловлено не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Направленность мальчиков и девочек на разные виды деятельности задается самым обществом вследствие усвоения культурных образцов. Поэтому, начиная с трех лет важно, чтобы в воспитании и познании мальчика принимал участие отец. Важно, чтобы ребенка сознательно готовили к половому самоопределению.

Так до трех лет у детей появляются задатки самосознания, самооценка. Ребенок прорабатывает 90% работы по усвоению речи. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у младенца до года. Это – представление о частях свого тела, но обобщить их малыш пока еще не может. При направленном обучении взрослыми ребенок до полутора лет может узнавать себя в зеркале, усваивает самоопределение отображения своей внешности.

До трех лет – новый этап самоидентификации. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе сегодня. Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает власть над самим собой.

Трехлетний ребенок интересуется всем, что с ним связано, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особенном интересе к людям, которые носят это же имя.

До трех лет ребенок осознаёт уже, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него те, кто его окружает. Выяснение ребенком принадлежности к определенному полу происходит в первые два-три года, и присутствие отца при этом чрезвычайно важно. Для мальчиков потеря отца после четырех лет мало отражается на усвоении социальных ролей. Потому что время усвоения себя как мужчины длится именно до трех лет.

И потому еще раз напоминаем, милые отцы, пример мужчины вы закладываете в сына именно сейчас, а не потом. Поэтому не поленитесь, отложите все дела и научитесь отдыхать с сыном, общаясь с ним, играя в игры, рассказывая сказки о мужественных воинах, о достойных мужских подвигах. Не важно, поймет малыш или нет, но необходимые образы «загрузятся» в его сознание автоматически.

До трех лет ребенок проявляет начало самоосознания. У него развивается стремление достичь признания со стороны взрослых. Позитивно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах ребенка, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Словарный запас детей в полтора года содержит обычно около десяти слов, в 1.8 года – 50 слов, в два года – около двухсот. До трех лет словарный запас составляет уже 900-1 000 слов. Современные психологи установили прямую зависимость между количеством и качеством общения в семейном кругу и качеством развития речи ребенка в три года.

Критическим периодом в развитии детской речи является возраст от десяти месяцев до полутора лет. Именно в этот период нужны спокойные развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении речи дети всех народов проходят стадии односложных, двусложных и многосложных слов. Во всех существующих на Земле языках существуют правила грамматики, синтаксиса, семантики. Сначала дети полностью обобщают или игнорируют эти правила. Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у «ходящих» детей является их телесно-двигательная активность. Дети одного-двух лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который состоит из нескольких разделов.

1 – 1,5 года – экспериментирование с предметами. Главная цель деятельности – в самих экспериментах. Малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену подсознательно-инстинктивному поведению приходит настоящая умственная деятельность, ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

1,5 – 2 года – появление символического мышления. В этот период у ребенка появляются способности отображать в мозгу психические образы (символы предметов) и воспринимать их в тот или иной момент. Т.е., теперь ребенок может взаимодействовать не только с явными предметами, но и с воображаемыми, представленными предметами. Он уже может решать простые задачи в голове, не прибегая к методу попытки. Кроме того, физические действия тоже благоприятно действуют на успешную работу мышления.

Для восприятия внешнего мира на данном этапе умственного развития характерен эгоцентризм . Ребенок в полтора-два года уже осознает свое обособление, он отделен от других людей и предметов, также он понимает, что некоторые события могут происходить независимо от его желаний. Но он продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия малютки: «Я – центр Вселенной!», «Весь мир крутится вокруг меня!».

У детей в возрасте от одного до трех лет количество страхов намного больше, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается всё новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут побаиваться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может их понести за собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, воздушный шар, который медленно сдувается, – всё это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или машинами, которые двигаются. Поэтому многие дети боятся спать одни.

Эти страхи со временем исчезают сами по мере усвоения ребенком более глубоких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпение, гнев родителей могут только усилить детские страхи и содействовать появлению у ребенка чувства обездоленности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Лучшим способом является постепенное приучение к общению с предметами, которые вызывают страх, а также собственный наглядный пример общения с ними.

Поэтому, когда мальчик чего-то боится, не спешите жестко относиться к нему, потому что он – мужчина. Прежде всего, ребенку необходимо объяснить, чтобы в его сознании возникло понимание сущности вещей и действий, которых он боится. Помогите ему пересилить страх, зайдите вместе в темную комнату, которой он боится, возьмите в руки ту вещь, которая пугает сына. Но не тыкайте это ему под нос, подождите, пусть он овладеет своим страхом и сам потянется руками, чтобы дотронуться. Вот где победа над его страхом. Насильно заставляя его погладить кошку или собаку, вы вводите его в состояние аффекта, которое ничего хорошего не даст. А наоборот, проникнет глубоко в подсознание, и будет проявляться страхом перед определенными животными и недоверием к отцу до конца его жизни.

Учите его справляться со страхами, и когда это получилось хорошо, - он сам взял в руки страшную вещь или вошел в комнату, - порадуйтесь вместе с ним, проявляя яркие эмоции на лице и в глазах. Это вдохновит его снова преодолевать страхи. И результат, который он всегда будет ожидать, - блистательная победа.

Но помните, есть вещи, с которыми ребенок не может справиться сам. Поэтому вы должны донести в его сознание, что есть то, что нужно делать только с родителями. Это поможет ему уже рационально разделять опасность и не бросаться бессмысленно к действию.

Дети в возрасте от одного до трех лет все еще зависят от родителей. Они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. В это время для мальчика тоже очень важно и мамино общение, и мамина любовь. Мама учит своего сына получать женскую любовь. Часто мужчины говорят, что нельзя нежить сына. Но пусть они сами задумаются, сколько женской любви и внимания требует уже взрослый мужчина. Интимная любовь – это тоже нежность и проявление чувств женщины, уже не говоря о ласковых словах, объятиях и т.п.

Каждую ночь взрослый мужчина получает женское тепло, прикасаясь к любимому телу. Так же и мальчик-ребенок. Ему очень нужна материнская любовь и ласка. Она словно наполняет его силой и уверенностью в себе, а также эмоциональной зрелостью для новых свершений. Теперь, когда ребенок наполнен любовью, отец может обучать его и тренировать мужество. Только это общение должно быть один на один, без участия матери, чтобы ребенок не чувствовал, что есть кто-то, кто может пожалеть, и где он может расслабиться.

Когда ваше общение закончилось, и вы достигли нужных результатов, можете похвалить сына и оставить его одного. Пусть самостоятельно играет или отдыхает. Нельзя сразу же отдавать его матери, особенно, если ему было очень тяжело, и он проявлял негативные эмоции.

Ребенок на примере отца должен увидеть, как реагировать на страх, боль, как проявлять свои эмоции. Поэтому именно отец должен его успокоить и помочь перейти эмоциональный барьер. В противном случае, как только появятся трудности, он будет бежать к женщине, чтобы она решала за него проблемы и жалела его. Мать проявляет любовь, когда ребенок просыпается, когда кормит его, когда обучает, когда укладывает спать. Но когда воспитывает отец, она не должна вмешиваться в мужское обучение.

Конечно, дорогие отцы, нельзя переступать границу и в обучении. Часто бывает, что отец не воспитывал постоянно, систематически своего сына, а раз в неделю, когда у него появилось настроение, взялся за воспитание. Как правило, такого общения, какого он желал бы у него не получится. Как следствие, на ребенка и мать выливается отцовская агрессия, что у него сын – баба, что жена испортила всё воспитание. Заканчивается всё тем, что отец отдаляется от сына вообще. Помните: воспитание – это длительный процесс. Поэтому, чтобы не было подобных ситуаций, ребенка нужно приучать к урокам с отцом постепенно, проводить их систематически и с хорошим настроением. Тогда и у вас, и у ребенка всё будет хорошо.

В воспитании ребенка принимает участие весь мир. Кроме мамы и отца, есть бабушки и дедушки, сестры и братья, тети и дяди, такой опасный телевизор и мир природы. Родители должны осознать, что всё вокруг них направлено на воспитание их ребенка. Поэтому нужно в полной мере использовать эти возможности.

Женщина-мать учит сына любить, принимать и проявлять любовь. Она печется о комфорте ребенка (кушать, спать, быть в чистоте и т.д.)

Мужчина-отец учит сына мужеству, принимать, анализировать и отдавать знания. Все мужские качества ему вкладываете вы, дорогой наш отец.

И кто из родителей не дорабатывает, те качества и будут в ребенке слабо проявлены. Поэтому, когда вы видите, что мальчик ведет себя не как мужчина, это значит, что отец совершил промах в его воспитании. А ещё это значит, что он копирует отца. Просто себе трудно признаться, что вы себя ведете «как баба», а ребенку бросить это слово в состоянии агрессии запросто.

Если ваш сын не проявляет в себе мужские качества, это значит, что этих качеств нет и у вас. Потому что, когда ему было от одного до трех лет, он не имел объекта копирования мужских качеств. Да, вы можете возразить: «Я – вот такой, такой… Достиг того и того!». Но вы не забывайте, что ваш ребенок ещё не того возраста, что вы, и у него свои жизненные задачи.

Поэтому, дорогой папочка, сядьте и задумайтесь, как вы себя проявляете в мире. Не видят ли вас люди таким, каким вы видите своего сына? Спросите у жены. Но так спрашивайте, чтобы она не боялась вашей агрессии или неудовольствия от честного ответа.

Женщина всегда чувствует, насколько муж является мужчиной. Если она не будет бояться вашего разочарования и это не повлияет на ваши отношения, то она всегда поможет увидеть вам правду о себе. Но никогда не нужно падать духом. Так случилось, что эти такие нужные вам черты, не вложил в вас ваш отец. Но можно же работать над собой. А это уже немало. Ведь есть для чего. Если вы станете лучше, ваш сын станет настоящим мужчиной!

Помните: никогда не поздно. Мы знаем много случаев, когда мать и отец работой над собой меняли характер и поведение сыновей, которым уже далеко за пятнадцать. Поэтому работать нужно уже сейчас.

Вернемся все же к нашему трехлетнему малышу. В его развитии есть критические моменты, на которые нужно обратить внимание, чтобы воспитание проходило приятно и без стрессов. Итак, в этот период ребенок может проявлять:

- негативизм. Это реакция не на содержание предложений взрослых, а на то, что оно исходит от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

- упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого пожелал, он связан своим первичным решением.

- норовистость. Она безличностна, направлена против норм воспитания, способа жизни, который сложился до трех лет.

- своеволие . Стремится всё делать сам.

- протест-бунт . Ребенок в состоянии войны с окружающими.

- симптом обесценивания . Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, раздражать и обзывать родителей.

- деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать всё, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется, как ревность.

Такое поведение протекает, как кризис социальных отношений и связано со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция: «Я сам!». Ребенок узнает разницу между «нужно» и «хочу».

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффектной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, независимость, самостоятельность. Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся делать выбор сами. Чувство стыда и неуверенности вместо независимости возникает тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают любые попытки самостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в получении «могу». Он должен научиться соотносить свое «хочу» с «нужно» и «нельзя» и на этом основании определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запрещения). Следует дать ребенку сферу деятельности, где он мог бы проявлять самостоятельность.

Эта сфера деятельности – в игре. Игра с её особенными правилами и нормами, которые отображают социальные связи, служит для ребенка тем безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость и самостоятельность.