"народные праздники как средство патриотического воспитания ребенка". Реквизит для военных учений. Вступительное слово ведущего


Татьяна Мартынова
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание в культуре, традициях, праздниках россиян»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам .

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы . Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей . Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма .

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Известны педагогические принципы : любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Проблема проекта –как помочь дошкольникам развить нравственно -патриотическую активность; любовь к Родине; интерес к традициям своего народа , праздникам ; развитие познавательного интереса к истории своей земли.

Цель проекта –формирование духовности, любви к традициям и культуре , формирование нравственно -патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта :

1) Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

2) Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3) Развитие интереса к русским традициям и промыслам ;

4) Формирование элементарных знаний о правах человека;

5) Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) .

6) Разработать содержание,методы, приемы, формы организации познавательной деятельной деятельности, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;

7) Создать предметно-развивающую среду;

8) Формировать нравственно -патриотические качества через традиции , искусство, культуру .

Средства патриотического воспитания :

Целевые прогулки, экскурсии

Театрализованная деятельность

Подготовка и проведение патриотических, народных праздников

Образовательная деятельность

Тематические занятия на патриотическую тему

Выставки

Создание проектов

Оформление развивающей среды

Тип проекта :

По доминирующей в проекте деятельности : познавательной, художественно-эстетической, игровой;

- по времени проведения : краткосрочный.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп , родители воспитанников , музыкальный руководитель.

Основные формы реализации проекта :

Занятия;

-праздничные мероприятия ;

Чтение рассказов, стихов о Родине;

Игровая деятельность;

Экскурсии;

Работа с родителями;

Изобразительная деятельность детей.

Значимость данного проекта заключается в применении интегрированного подхода в образовательных отношениях по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к семейным и народным традициям , истории и культуре России , уважение и любовь к своему народу, а также активное участие родителей в разработке и презентации семейных проектов .

Обеспечение :

-методическое :

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе д/сада, Т. Ц. «Учитель» 2004

2. Матова В. И. «Краеведение в детском саду» - Детство- Пресс,2013

3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Детство Пресс 2015

4. Синова И. В. «Герб, гимн, флаг России » -изд. дом «Литера» 2010

5. Шорыгина Т. А. «Познавательные сказки» -ТЦ «Сфера» 2014

6. Хрестоматия для старшей группы -«Самовар» 2015

-материально-техническое :

1. Гимн, флаг, герб России ;

2. Герб, флаг Мордовии;

3. Альбом «Роспись России » ;

4. Карточки «Животные России » ;

5. Карточки «Растения России » ;

6. Куклы в национальных костюмах;

7. Плакаты.

Ожидаемые результаты

Для успешной реализации поставленных задач данного проекта мной взята модель взаимодействия педагог - дети - родители, впоследствии которого у детей сформируются и разовьются такие качества :

Развитие музыкально-эстетического вкуса;

Проявление любви к Родине, народной культуре , традициям ;

Проявление заботы, доброты, взаимопомощи по отношению к ближним; формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде; способность принимать точку зрения товарища;

В процессе осуществления проекта родители - непосредственные участники и источники информации приобретут такие качества :

Повышение интереса и внимания к музыкальной деятельности ребенка;

Сближение с детьми и педагогами, интерес к событиям, происходящим в детском саду;

Изменение приоритетов родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей .

У педагогов подразумеваются развитие таких качеств :

Совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;

Определение влияния традиционных и народных праздников , которые послужат средством воспитания эмоциональной отзывчивости;

Желание после проведённого проекта продолжить работу в этом направление,

заинтересованность других воспитателей проектным методом .

Ход проекта:

1 этап : подготовительный (разработка проекта ) .

Срок : декабрь

Определение проблемы, постановка цели и задачи;

Определение методов работы;

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала;

Подбор материала для дальнейшей деятельности;

Составление перспективного плана мероприятий.

Совместная с детьми деятельность :

Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта ;

Проведение праздников .

2 этап : исследовательский (выполнение проекта ) .

Срок : январь-май.

Закрепление знаний, умений, навыков при решении проблем;

-, культуре своего народа .

Раздел программы Формы и методы работы

Художественно-эстетическое развитие Рисование : «Дымковская игрушка» ,

«Искусство гжельских мастеров» ,

«Городецкие узоры» , «Украшение посуды мордовским узором» , «Хохломские чудеса» , «Жостовский орнамент» , «День защитника Отечества» ,

«Флаг Республики Мордовия» , «кукла в Мордовском костюме» , «День Победы»

Лепка : «Блюдо с мордовским узором» ,

«Русская Матрешка»

Аппликация : «Закладка с мордовским орнаментом» , «Русская изба» , «Во поле березка стояла»

Познавательное развитие Природный мир :«Животные России » , «Растения России »

Развитие речи, познавательное развитие Чтение худож. литературы : «Малые фольклорные формы : пословицы, поговорки, загадки» ; Б. Житков «Что я видел?» ; С Есенин «Белая береза»

Социально-коммуникативное развитие «Я и моя семья» , «Я люблю тебя, Россия , «День Победы»

Физическое развитие, игровая деятельность Эстафета «Самый быстрый, ловкий, сильный» к празднику 23 февраля ;

Подвижные игры : «Мороз –Красный нос» , рус. нар. игра «Салки» , «Лапта»

Д/игры : «Каких животных мы знаем?»

«Растения моей Родины»

-Воспитание интереса к традициям , праздникам культуре своего народа .

Календарь планируемых мероприятий :

Декабрь «Моя малая Родина» -совместное мероприятие со 2 группой, «Новогодний утренник»

Январь «Святки : колядки, песни, гадания»

Февраль «День защитника Отечества» -эстафета

Март «Широкая Масленица» -совместное мероприятие со 2 группой; «Международный женский день»

Апрель «День Космонавтики»

Май «Пасха» , «День Победы»

3 этап : заключительный (обобщающий) .

Срок : май

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

Обобщение результатов работы, формулировка выводов;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Победа русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении. День защитника Отечества. Разгром советскими войсками немецких войск в Сталинградской битве. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

    реферат , добавлен 11.02.2010

    Понятия "Отечество" и "защитник Отечества" с позиций идеи национальной самобытности и культуры, национального характера приднестровцев. Концепция комплексной целевой президентской программы Приднестровья "Увековечение памяти защитников Отечества".

    реферат , добавлен 10.01.2013

    Проблема возникновения человечества. Расселение людей на территории Отечества и особенности их жизнедеятельности. Процессы становления истории и государственности России. Проблемы охраны памятников древнейшей истории.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2006

    Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Битва за Кавказ 1942-1943 гг. Битва под Москвой 1941 - 1942 гг. День защитников Отечества как память о героизме боевого состава советских войск. Подвиг крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец".

    контрольная работа , добавлен 15.02.2010

    Организация Комитета Государственной Безопасности СССР. Создание пятой линии. О диссидентстве. Идеалы служения Родине. Суровые правила тоталитарного режима. На страже подлинных интересов народа и Отечества.

    реферат , добавлен 12.10.2006

    Изучение одной из славных страниц истории Отечества - освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов в 1612 г. Описание штурма турецкой крепости Измаил, Ледового побоища 1242 г.

    реферат , добавлен 14.02.2010

    Патриотические качества личности обучающихся, воспитание любви к своей Родине. Война и ее след в каждой семье. Те кто приближал Победу, ровесники наших учеников, сыновья полков, партизаны, подпольщики. Знакомство с творчеством композиторов военных лет.

    разработка урока , добавлен 24.10.2010

    Ознакомление с фактами с жизни и деятельности Вениамина Петровича Семёнова–Тян–Шанського. Характеристика структуры монографии "Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Верхнее Поднепровье и Белоруссия". Историческое значение творчества.

    Слайд 1 : Народные праздники – эффективное средство гражданско-патриотического воспитания.

    Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом воспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.

    На историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время наблюдается "дефицит нравственности" во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Он уступил место западным моделям, так называемой толерантности и глобализации. Подлинная революция произошла в информационном пространстве с внедрением и подключением к глобальной сети Интернет, имеющий как позитивные, так и негативные последствия.

    Слайд 2

    В сознании личности получает широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению, государству. Русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.

    Слайд 2

    На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы,

    Слайд 2

    героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. По радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки, черепашки - ниндзя, бэтмэны. Новый год наступает с приходом Санта-Клауса и уже в меньшей степени Деда Мороза.

    Слайд 2

    Как же наши чудесные мультфильмы, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?

    Слайд 3

    «Русский народ не должен терять своего народного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом», - сказал академик Д.Лихачев.

    В современном мире ребенок, имея ограниченный запас социального опыта, по большей части дезориентирован и просто теряется среди множества вариантов и форм поведения.

    Именно поэтому первая ступень института социализации ребенка - детский сад должен активизировать работу по патриотическому воспитанию.

    Слайд 4

    Патриотизм – это чувство. Чувство причастности к месту, в котором живешь, к природе родного края, к людям, которые живут рядом, это чувство любви к Родине, гордости за свой народ.

    К основным понятиям патриотического воспитания можно причислить :

      духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.

      духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

      духовно-нравственные отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

      воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

    Однако существует необходимость в творческом, неординарном подходе к данному вопросу.

    Слайд 5 Цель проводимой мной работы – поиск эффективных форм и методов, способствующих воспитанию патриотизма у дошкольников.

    Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма .

    Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия “патриотизм” в современном мире.

    Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста – это формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувствовать сопричастность к окружающему, развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

    Слайд 5

    Так как в рассмотрении данной темы можно выделить очень много различных аспектов, я ограничилась следующими задачами :

      Проанализировать сущность основных понятий патриотического воспитания.

      Проанализировать психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать при формировании патриотизма.

      Определить наиболее эффективные методы деятельности по формированию патриотизма.

      Рассмотреть праздник как отражение социокультурной жизни общества, его роль и место в формировании патриотических качеств;

      Выявить особенности патриотического воспитания дошкольников.

      Провести диагностику гражданско-патриотической воспитанности детей.

      Изучить роль праздников в процессе патриотического воспитания дошкольников;

    Анализируя психические и физиологические особенности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ведущими особенностями этого возраста являются эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию . В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

    Чрезвычайно важно процесс воспитания патриотизма начинать в дошкольном возрасте.

    Слайд 6

    Чтобы выявить уровень сформированности знаний о родном доме, культурном наследии, о нашей стране и родном городе, в котором мы живем, индивидуально с каждым ребенком была проведена беседа. В процессе беседы детям были заданы следующие вопросы:

    1. Как называется страна, в которой мы живем?

    2. Какой город является столицей нашей Родины?

    3. Как называются люди, которые живут в нашей стране?

    4. Как называется область, в которой мы живем?

    5. Как называется город, в котором ты живешь?

    6. Знаешь ли ты название реки, на которой расположен наш город?

    7. Знаешь ли ты название улицы, на которой ты живешь?

    8. Какие достопримечательности своего города ты знаешь?

    9. Какие интересные места ты посетил с родителями?

    10. Знаешь ли ты символ нашего города?

    Ответы детей на вопросы оценивались по 3 бальной системе, по следующим критериям:

    Беседа проходила в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы экспериментатором были использованы наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, которые являлись подсказками ответов на вопросы.

    Слайд 7

    Анализ ответов детей показал следующее.

    Дети лучше всего знают свой адрес, хотя был мальчик, который не назвал своего адреса. Хуже всего дети знают герб города и символы, изображенные на нем. Одна девочка ответила, что на гербе изображены два пушистых черных зверька с высунутыми языками, похожие на кошку.

    Из интересных мест, которые дети посещали с родителями самое популярное – зоопарк. Зачастую ребята не различают понятия «россияне» и «русский».

    Слайд 8

    Изменились ведущие методологические подходы к проблеме патриотического воспитания. Появились новые программы музыкального воспитания и образования дошкольников. В настоящее время существует множество программ, я работаю по программе «Гармония» под общей редакцией К.Л.Тарасовой с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и по программе «Малыш» В.А.Петровой с детьми младшего дошкольного возраста, в которых отражена современная концепция нравственно-патриотического воспитания человека за счет обновления и расширения музыкального материала. Введен фольклор, классические произведения известных композиторов, привлечены другие виды искусства (так называемые интегрированные занятия). Важнейшая роль в этих программах отводится чувствам и эмоциям, которые являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность ребенка к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

    Слайд 9

    В своей многолетней педагогической деятельности я использую большой спектр форм музыкального воспитания дошкольников: различные виды занятий (по составу детей – фронтальные, индивидуальные, объединённые; по содержанию - традиционные, тематические, доминантные, комплексные, интегрированные);

    Слайд 10

    дидактические игры, праздничные утренники, досуги, вечера развлечений, концерты, конкурсы,

    Слайд 11

    экскурсии и прогулки,

    Слайд 12

    театрализованные представления.

    На своих занятиях я стараюсь пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

    Серьезную помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору. Фольклор - это отдельная, богатая, многообразная область культуры. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок сердцем познает родной народ, становится духовным наследником его традиций, без чего немыслимо стать настоящим человеком.

    Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания я отдаю тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям;

    Слайд 13

    Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни.

    Поэтому поиск путей и возможностей воспитания дошкольников на материале народной культуры, считаю наиболее интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.

    С богатейшими традициями русского народа мы начинаем знакомить детей с раннего возраста, постепенно переходя от малых форм (потешек, присказок, колыбельных) к крупным – участие в праздниках.

    Почему именно праздник?

    Праздник является одним из существеннейших элементов человеческой культуры, это день, наполненный радостью, весельем; р адость ребенка, получившего долгожданную игрушку из рук живого Деда Мороза, радость от встречи с героями любимых сказок. Праздник – это день, когда люди объединяются. Взрослые и дети в праздничные дни чувствуют эмоциональный подъем, одновременно создаются условия для выражения радости, хорошего настроения, предоставляются возможности открытого выражения своих чувств. В праздник происходит духовное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие творческих сил. Праздник – это настрой на добро и радость. Именно в праздник всем хочется делать что-то приятное друг другу. По старинным обычаям праздник – это прощение всех обид, примирение врагов.

    Слайд 14

    Каким бы тусклым и серым было бы детство без праздников.

    Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус. Дети с удовольствием участвуют в оформлении своих групповых комнат, музыкального зала, готовят костюмы, разучивают песни и пляски, участвуют в играх. Совместная деятельность детей и взрослых позволяет ярче раскрыть талант ребенка. Праздник способствует формированию активной позиции у детей, изучению традиций русского народа.

    Как уже говорилось выше, понятие патриотизм очень обширно. Оно включает в себя не только любовь к родной земле и Отечеству, но и к малой родине, к своей семье. Исходя из этого, важным ресурсом воспитания патриота становятся праздники, имеющие патриотическую направленность. К ним относятся:

    Слайд 15 государственно-гражданские праздники.

    Праздники официально принятые на государственном уровне.

    Слайд 15 Любой из нас, конечно, ждет

    Веселый праздник – Новый год.

    Но больше всех на свете

    Ждут этот праздник дети.

    Слайд 15

    Так в канун праздника Защитников Отечества в деском саду проводится праздник- конкурс «Армейские учения», где ребята исполняют известные военные песни, показывают свои физические и интеллектуальные знания , исполняют известные военные песни .

    Аты-баты, шире шаг,

    Эй, держи равнение.

    Скоро в армии родной

    Будет пополнение.

    Слайд 15 День Победы – праздник дедов,

    Этот праздник твой и мой.

    Пусть же чистым будет небо

    У ребят над головой.

    Слайд 16 Международные праздники

    Слайд 16 В марте солнце заиграло на снегу,

    Вместе с солнцем заглянула к нам весна,

    Дети к мамам с поздравленьями бегут,

    Мамин праздник отмечает вся страна.

    Слайд 16 День защиты детей.

    Слайд 17 Праздники, ставшие традиционными в определённом социуме: День рождения детского сада.

    День рождения отмечаем -

    Караваем угощаем.

    Слайд 17 День моды

    Наше поле каменисто,

    Нельзя полюшком идти.

    Наши девочки форсисты –

    Нельзя близко подойти.

    Слайд 18 И всё же лучшим «воспитателем» подрастающего поколения был и остаётся традиционный народный праздник , т.к. именно он приобщает ребёнка к культурному наследию нашей страны.

    На Руси законом было

    Щедро зиму провожать,

    Всех блинами угощать

    И аж целую неделю

    Масленицу-Просковею

    Прославлять и величать.

    Так, при помощи фольклорного персонажа, являющегося проводником исторических знаний и вызывающего доверие у детей, в процессе общения с ними, дети все больший интерес проявляли и к реальной действительности.

    Слайд 18

    Программа праздника обсуждается и утверждается на педсовете, уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий. Роль ведущего в процессе праздника велика. Именно он должен объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для этого он должен быстро реагировать на всё происходящее, быть эмоционален и искренен.

    Так давайте славить Осень

    Песней пляской и игрой.

    Будут радостными встречи.

    Осень, это праздник твой.

    Слайд 18 Мы вокруг березки хороводом встали,

    Яркие платочки высоко подняли.

    Слайд 19

    Недопустимы в празднике муштра и бесконечные репетиции. Если ведется планомерная, последовательная работа, репетиции не нужны. Логично, когда дети вводятся в праздничное действие естественно, с тем репертуаром, который накоплен к этому дню. Праздник не готовится для гостей, а устраивается для детей!

    Не надо бояться, что дети собьются в танце, вдруг неслаженно начнут петь или забудут слова... Должна быть такая обстановка, при которой ребята чувствуют себя спокойно и уверенно, доверяют взрослым, уверены в их поддержке, чуткости и доброжелательности.

    Вся работа по развитию и воспитанию патриотических качеств дает хорошие результаты :

      Дети осмысленно, активно, с удовольствием участвуют в народных праздниках;

      У них появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям того края, где они родились.

      Знают историю возникновения русских праздников, традиций.

      Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

      Праздник отражает не только мировоззрение людей, но и политику государства, трудовую культуру.

    Слайд 20

    Вывод : народный праздник является той средой, на которой легко формируются гражданско-патриотические чувства дошкольников. Он олицетворяет в себе лучшие культурные достижения общества и как нельзя лучше влияет на развитие патриотизма дошкольника.

    «Народ, не знающий своего прошлого,

    Не имеет права на будущее!»

    А.Пушкин

    Праздники — это особые даты в нашей жизни, когда люди чтят друг друга, своих родных и близких, вспоминают какие-либо особые дни, в которые случились памятные события.

    Некоторые из них отмечаются по всей Земле. Другие — в отдельных государствах, третьи — в коллективах и семьях. Праздники бывают религиозные, государственные, народные, спортивные, профессиональные и другие.

    К настоящему времени государственных праздников становится все больше и больше. Люди любят их, отмечают и веселятся. Опишем главные даты, которые отмечаются в нашей стране.

    Праздники в России

    Праздники в России являются неразрывной частью культуры, истории и духовной жизни государства. Со временем они превращаются в традицию для людей. Это торжества, которые отмечают каждый год в одни и те же дни. Они посвящены событиям различного характера. Государственные праздники России — это те, которые имеют государственный статус. При этом дни, на которые они выпадают, являются выходными.

    Праздники играют важную роль в сближении людей, прививают чувство патриотизма, демонстрируют силу и значимость государства на мировой арене. В честь них отдаются почести символам государственной власти, героям нации, награждаются отличившиеся граждане, издаются акты амнистии и так далее. С глубины веков у нас сохранилось согласие и единение народа в эти особенные дни. На трибунах появляются государственные деятели, проводятся торжественные церемонии и награждения.

    Выходные и нерабочие дни

    Официальный праздник делает день нерабочим. В различных странах эта процедура проводится по-разному. В одних государствах издаются специальные нормативные акты, в других — на каждый день имеется свой правовой документ, в третьих — устанавливаются общие нормы, которые регламентируют управление.

    Государственные праздники России определены в Трудовом кодексе, в статье 112. Ими являются: новогодние каникулы, Рождество Христово, День защитника Отечества, День Победы, День России, День народного единства, Международный женский день, праздник Труда.

    Если выходной и нерабочий дни совпадают, то первый переносится на последующий рабочий. Могут быть и другие переносы. Если, к примеру, праздник будет во вторник, то понедельник сделают выходным днем, а субботу перед ним — рабочую.

    Новый год

    Первого января наступает Новый год. К празднику наряжается елка, готовится много вкусных блюд, дети ждут сказочных подарков и сюрпризов от Деда Мороза и Снегурочки. Девушки садятся за гадания. Много людей загадывают в ночь с тридцать первого декабря на первое января заветные желания и верят, что они непременно исполнятся.

    Этот праздник берет свои истоки со времен, когда начинались земледельческие работы на реках Тигр и Ефрат. Событие отмечалось двенадцать дней, и работать тогда было нельзя. Позже иудеи, греки и европейцы переняли этот обычай.

    Известно, что на Руси Новый год праздновали с началом весны, когда пробуждалась природа. Но обычай постепенно прекратил свое существование с переносом Нового года на первое января.

    День России

    Двенадцатое июня стал праздником с 1990 года. День занимает особое место и значение. Появилось новое поколение, не живших в Советском Союзе. День России стал выражением патриотизма, люди гордятся своей страной и демонстрируют это.

    Но сначала этот праздник не принимали в народе, его считали обычным выходным днем. Сегодня же он превратился в символ единения народа, свободы, мира, независимости и согласия.

    Единство народа

    С 2005 года государственные праздники России пополнились новым, который известен, как День народного единства, отмечаемый четвертого ноября.

    Двадцать второго октября по старому календарю 1612 года народное ополчение под руководством Минина и Пожарского взяли Китай-Город штурмом. Дмитрий Пожарский вошел туда с иконой Казанской Божьей Матери. Несколько дней спустя интервенты подписали капитуляцию и сдались.

    В 1649 году по указу царя был учрежден день иконы Казанской Божьей Матери, который объявлялся государственным праздником и отмечался вплоть до 1917 года.

    Эту же дату (двадцать второе октября по юлианскому календарю, или четвертое ноября по григорианскому) снова выбрали государственным праздником России - Днем народного единства.

    Мужской день

    Двадцать третьего февраля отмечается День защитника Отечества. Женщины поздравляют всех мужчин, прошедших или проходящих службу в армии или других силовых структурах. Этот праздник демонстрирует любовь к Родине, готовность ее защищать и при необходимости отстаивать.

    В 1918 году, когда рабочий класс узнал о том, что Отечество находится в опасности, началось формирование Красной Армии. А двадцать третьего февраля она уже дала отпор Германии под Псковом и Нарвой. Этот день и считается рождением Красной Армии.

    Сейчас идут разговоры о том, чтобы праздновать День защитника Отечества шестого мая, в день Святого Георгия, который покровительствует войнам. Однако двадцать третье февраля был и остается праздником мужчин, который отмечают в военных традициях.

    Женский день

    Любимый праздник женщин всех возрастов — Восьмое Марта. В этот Международный женский день сильная половина человечества задаривает слабый пол подарками, поцелуями и цветами. Женщины покупают и надевают свои лучшие наряды, чтобы в первые дни весны выглядеть солнечно, радостно и весело.

    Нечасто кто-то задумывается об истории возникновения праздника. Началось все относительно не так давно, и причина была не такая уж радужная. Восьмого марта 1857 года женщины в Нью-Йорке устроили демонстрацию. Они требовали улучшить условия труда и равных себе прав по сравнению с мужчинами. Шествие тогда разогнали, но женщины были такими шумными и настолько раструбили о своей акции, что в результате его прозвали Женским днем.

    На проведенной вскоре международной конференции он был объявлен уже как Международный женский день солидарности.

    С 1913 года его стали праздновать ежегодно. А в 1965 году в Советском Союзе праздник был объявлен нерабочим днем.

    Однако в истории женщин почитали и раньше. Так, например, в Римской империи также им был посвящен день, когда дамы получали подарки от мужчин, и последние окружали их своей заботой, вниманием и любовью.

    Даже рабыни тогда получали дары и могли отдыхать. Женщины облачались в лучшие одежды, а свои головы украшали венками.

    Первое мая

    Праздник Весны и Труда (ранее он носил другое название) появился в конце девятнадцатого века, когда, устроив забастовку, рабочие Чикаго потребовали перейти на восьмичасовой рабочий день. Она длилась пятнадцать часов. Шесть рабочих и восемь полицейских погибли во время потасовки. Еще несколько человек были приговорены к смертной казни. В память о них в Париже Конгресс Интернационала объявил первое мая Днем солидарности трудящихся во всем мире.

    После Октябрьской революции семнадцатого года Праздник Весны и Труда стал отмечаться и у нас.

    Первое мая стало обязательным мероприятием. Трудящиеся шли по главной улице с флагами и транспарантами. В Москве демонстрация проходит на Красной площади.

    В настоящее время праздник Первомай перестал быть политическим. Его переименовали. Тем не менее профсоюзы, партии и различные движения проводят в этот день акции, выступая под разными лозунгами.

    День Победы, Памяти и Скорби

    На этом пятом месяце года не заканчиваются государственные праздники России. Май богат на них. Девятое мая — День Победы СССР над фашистской Германией. На Западе праздник отмечается восьмого числа.

    Нерабочим день стал лишь в 1965 году, в честь двадцатилетия Победы. На Красной площади ежегодно устраивают военные парады. К памятникам возлагаются венки. Встречаются ветераны и проходят концерты в честь Победы.

    С недавних пор началась акция «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк». Миллионы людей не только в России, но и за рубежом прикрепляют символ Победы себе на одежду или автомобиль. Сделав фотографии своих родственников, погибших во время Великой Отечественной войны, люди проходят по центральным улицам городов, демонстрируя, что ничто не забыто и никто не забыт.

    Такие акции очень актуальны и необходимы, так как в западных странах с каждым годом усиливаются попытки фальсифицировать историю. Переписываются учебники для школьников, перевираются факты. Большинство молодых американцев уверены, что это США выиграли Вторую мировую войну, а вовсе не Советский Союз. Половина японцев считают, что атомную бомбу на них сбросили русские, а не американцы. Так называемые развитые европейские страны всячески пытаются уменьшить роль СССР в победе над фашизмом. Поэтому массовые акции простых людей показывают таким политикам тщетность их попыток.

    Двадцать второго июня отмечается другой день. Более семидесяти лет назад началась война. День памяти и скорби был учрежден восьмого июня 1996 года.

    В России и других странах ближнего зарубежья проводятся траурные мероприятия по погибшим во время войны. Государственные флаги приспускаются, а по радио и телевидению воздерживаются от развлекательных передач.

    В каждую семью тогда постучалась война и нарушила мирную жизнь. Ценой многих миллионов жизней советский народ отстоял свою родную землю. Мужья, отцы и дети защитили своих родных и близких и разгромили фашистов.

    День памяти и скорби демонстрирует, что подвиги солдат, женщин и детей в тылу не забыты. Новое поколение гордится стойкостью и героизмом своих предков.

    Двадцать второе июня навечно останется Днем памяти народа по всем погибшим во время кровопролитной войны. Всем, кто погиб на поле боя, умер в госпиталях или в концлагерях, вечная слава!

    Другие праздники

    Есть праздники, которые отмечаются в России со времен Советского Союза. В других — изменили даты, в честь которых они были учреждены. Например, день мелиоратора в России празднуется так же, как и при Советской власти. Также отмечается, например, День гражданской авиации, День работников геодезии и картографии, метеоролога, геолога, даже студентов и так далее тоже празднуются в те же даты, как и в Советском Союзе. А вот День российской науки отмечается в другой день. Есть праздники, не отмечавшиеся в СССР, но учрежденные в современной России. К таковым относится День военного переводчика. Он празднуется 21 мая с 2000 года и был предложен Военным институтом.

    В 1999 году был учрежден День российской науки. Он празднуется 8 февраля, в день основания Российской академии наук по указу Петра Первого с 1724 года.

    День науки в Советском Союзе отмечали в третье воскресенье апреля, когда Ленин в 1918 году составил «Набросок плана научно-технических работ», признавая тем самым науку. И в наши дни многие научные деятели отмечают свой праздник так, как это было в советское время.

    Праздники вооруженных сил

    Во флоте, авиации и других вооруженных силах имеются собственные профессиональные праздники. В честь особо памятных событий учреждаются дни воинской славы. Даже у призывников есть праздник, который отмечается 15 ноября.

    Сухопутные войска отмечают свой день первого октября.

    Флот

    В стране отмечается День Северного, Балтийского, Тихоокеанского и День Черноморского флота ВМФ России.

    Восьмого апреля 1783 года Екатерина Вторая подписала указ о формировании флота на Черном море. Главной причиной послужило присоединение к России Крыма. И вот тринадцатого мая одиннадцать кораблей Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту. Позднее там был построен город-герой Севастополь. Черноморский флот отлично воевал с Турцией, Францией и другими государствами. Но в Крымской войне он проиграл. Россия утратила свое право на нахождение в Черном море, а потом вновь восстанавливала его.

    Тринадцатого мая празднуется День Черноморского флота. ВМФ России отмечает даты и других флотов.

    Петр Первый издал указ о сооружении в Архангельске первого фрегата с двадцатью четырьмя пушками, а уже спустя столетие от Норвежского до Карского морей патрулировали военные корабли. Тем не менее полноценная Северная флотилия появилась намного позже. Североморцы осуществляли подводные плавания, переходы от Заполярья на Дальний Восток, несколько сот раз побывали на Северном полюсе. Поэтому они вполне заслужили для себя отдельный праздник — День Северного флота, который празднуется первого июня.

    Появление Балтийского флота также связано с именем Петра Первого. В начале 1701 года он приказал построить на Ладожском озере пушечные корабли. И вскоре они, расположенные на базе в Кронштадте, уже отражали удары со стороны Швеции.

    Кроме военных действий, мореходами осуществлялись изобретения, экспедиции, открытия. Штаб этого флота размещен в Калининграде, но основное базирование находится в Ленинградской области.

    День Балтийского флота отмечается восемнадцатого мая.

    Двадцать первого мая 1731 года императрица приказала заселить Охотск и организовать на нем верфь и пристань. Было создано первое Дальневосточное подразделение. В этот день и сегодня поздравляют военнослужащих Тихоокеанского флота, в состав которого входят подводные лодки стратегического назначения, атомные, ракетные, дизельные, надводные корабли, истребительная ракетоносная противолодочная авиация, сухопутные и береговые войска.

    Десант

    ВДВ в России называют «голубыми беретами» и «крылатой пехотой». Сами десантники именуют себя «Войсками дяди Васи». Бойцы этого рода войск ассоциируются с надежностью и мужественностью.

    Второго августа празднуется день воздушно-десантных войск — день ВДВ. Именно тогда, в 1930 году было впервые выброшено подразделение десантников с парашютами.

    Служба эта тяжела и опасна, но десантники — это братья, помогающие друг другу и способные защитить собою товарища от пуль.

    Предназначением ВДВ является нахождение десантников в таких местах, где другие войска быть просто не могут. Это, например, горячие точки и тропы Афганистана и Чечни.

    История ВДВ складывалась из мужества, доблести и чести своих героев. Миллионы россиян прошли эту службу. Поэтому праздник стал по-настоящему всенародным.

    Авиация

    В третье воскресенье августа празднуется день Авиации. В эту дату проводятся показательные выступления и разные представления военно-воздушных сил.

    Большинство людей хоть раз в жизни пользовались услугами авиации и находились в пассажирском лайнере. Самолеты ежедневно перевозят огромное количество пассажиров по всему миру. Девятого февраля 1923 года в России появился воздушный флот, который стал перевозить людей по служебным и личным делам, а также почту и различные грузы. День гражданской авиации в России стал отмечаться в этот день. Получают поздравления пилоты, бортпроводники, диспетчеры и технические работники. Именно они обеспечивают в стране воздушное движение, когда сотни самолетов поднимаются в воздух.

    МВД

    Все сотрудники Министерства внутренних дел РФ отмечают свой праздник - День Внутренних войск МВД России - двадцать седьмого марта. Тем не менее это рабочий день.

    Праздник был учрежден в 1996 году по указу президента. Исторически день связан с созданием Внутренней стражи по указу Александра Первого в 1811 году.

    Роль внутренних войск трудно переоценить. Сотрудники охраняют мирную жизнь людей, обеспечивают охрану стратегических объектов и узлов транспортного сообщения.

    В этот день высшие чины поздравляют своих подчиненных и награждают званиями, наградами, подарками, грамотами и благодарностями отличившихся во время службы кадров.

    Радио и печать

    Седьмого мая русским физиком А. С. Поповым было показано миру, как работает радио. В этот день стали праздновать День радио. Но впервые его отметили лишь на тридцатилетие в 1925 году. Полноценным праздником день стал с 1945 года.

    Множество инноваций и нововведений было придумано с тех пор. День радио отмечают на телевидении, радиовещании, почте, его соблюдают все те, кто вещает о важных событиях, происходящих в стране и мире.

    Однако седьмого мая праздник отмечается именно в России. Тринадцатого февраля 1946 года в ООН впервые состоялся радиоэфир. Тогда и был учрежден международный день радио.

    В 1991 году принято решение праздновать тринадцатого января день российской печати. Дата связана с 1703 годом, когда вышел первый номер печатной газеты «Ведомости». Этот праздник был учрежден взамен Дня советской печати, проходящего пятого мая, когда вышел первый номер газеты «Правда». В Беларуси он отмечается пятого мая.

    Религиозные праздники

    В России уживаются люди разных верований и конфессий. Христиане, мусульмане, иудеи - все они граждане одной страны. Тем не менее подавляющее большинство населения составляют православные христиане. Много религиозных торжественных дат празднуется в России. Среди них можно выделить Рождество, Пасху и День крещения Руси.

    Рождество

    Это один из главных праздников для верующих. Католики празднуют этот день двадцать пятого декабря, а Русская Православная Церковь и другие, которые используют юлианский календарь, — седьмого января.

    Точно установить дату рождения Иисуса пока не удалось никому. Скорее всего, он появился на свет между седьмым и пятым годами до нашей эры. В 221 году Юлий Африкан впервые указал дату рождения Иисуса — двадцать пятое декабря.

    Пасха

    Воскресение Христово, или Пасха, является главным религиозным праздником у христиан. По поверьям, в этот день Иисус Христос воскрес из мертвых. Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, а именно после дня весеннего равноденствия.

    Двадцать восьмого июля чтят память князя Владимира. В 2010 году этот день стал новой памятной датой.

    В 988 году состоялось Крещение Руси.

    Князь Владимир, или Красное Солнышко, сначала правил землей Новгородской. Но вскоре в результате распрей стал единодержавным князем. Взяв Херсонес, Владимир потребовал руки царевны Анны у византийских императоров. Но когда князь увидел ее, то вдруг потерял зрение. Анна предложила ему креститься, что Владимир сделал, и как будто прозрел. Он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!» По прибытии в Киев Владимир крестил всех своих двенадцать сыновей. После этого он стал искоренять язычество из сердец русского народа.

    С тех пор на Руси, а потом в России стали чтить христианство и верить в Иисуса Христа.

    Несмотря на большое количество праздников, выходных дней в нашей стране не так уж много. В государственные праздники России люди отдыхают, а в остальные дни приходится трудиться.

    Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. В наши дни воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста значимая задача.

    Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

    Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.

    В детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности. Используются при этом различные формы, методы и приёмы.

    Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с государственными праздниками должна носить комплексный характер. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители) , продолжающийся в системе.

    Государственные праздники и символы России утверждены уже достаточно давно – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания праздников и символов государства Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной. В последнее время многое в российском обществе было переосмыслено, представления о государственной символике страны стали более глубокими. Овладение теоретическими основами поможет педагогам в процессе работы с детьми и их родителями грамотно использовать термины и понятия, отвечать на возникающие вопросы, избежать методических ошибок при проведении занятий. При ознакомление с государственными праздниками можно использовать различные формы, методы и приёмы работы.

    23 февраля в нашей стране очень важный государственный праздник. Это День защитника Отечества. Поэтому перед нами стоит задача как можно доступней, более развёрнуто познакомить детей с этим праздником. Форма работы может быть различной. На занятиях окружающего мира знакомим с праздником: это беседы о родах войск (у каждого рода войск есть своя форма, своя техника, условия службы и т.п.) , дидактические игры и игровые упражнения: «Военные профессии» , беседы о различной боевой технике на тему «Спецмашины» , «Наши защитники в мирные дни» (слайды № 2, 3, 4, 5, 6, 7) . По этой тематике можно разучить песни, например «Самолёт» , «Наша Родина сильна» , «С добрым утром» , стихотворения, рассказы: А. Барто «На заставе» , Н. Некрасова «Наша армия родная» , В. Косовицкий «Будущий мужчина» т. д. Сделать на занятие аппликации - подарки для пап и дедушек, нарисовать рисунки.

    Организовать сюжетно – ролевые игры, например «Пограничник» , «Лётчики на аэродроме» .

    Провести праздничный досуг, на который пригласить пап и дедушек.

    9 мая – День победы – самый главный праздник в нашей стране. В этот день весь российский народ чтит память павших героев. Все считают своим долгом принести цветы к могилам неизвестных солдат и мемориалам. Формы работы с деть могут быть различными:

    Беседа «Город в блокаде» , «Города – герои» , «Балаково в Великую Отечественную войну» .

    Организовать конкурс стихов «Салют победы» между подготовительными к школе группами.

    Провести конкурс рисунков, поделок сделанных совместно с родителями. Этим самым мы проделываем работу по взаимодействию с родителями. Провести сюжетно–ролевую игру «Смена караула» , «Пограничники» . Организовать торжественный утренник посвящённый Великой Отечественной войне.

    Организовать экскурсию к обелиску, чтобы отдать дань глубокого уважения тем, кто погиб за свободу народа и возложить живые цветы как символ бессмертия их подвига. В этот день все поют фронтовые песни и чествуют ветеранов. В определённый час по всей стране наступает минута молчания (слайд № 10, 11) .

    День России - это один из самых «молодых» государственных праздников в нашей стране. А появился этот праздник 12 июня 1990 года. Это означало, что Россия стала отдельным, самостоятельным государством.

    12 июня – День России, день рождения Российской Федерации – свободного, самостоятельного государства. Это – главный праздник нашей страны.

    При ознакомление с праздником можно использовать различные формы работы.

    Это могут быть беседы, что во главе нашего государства стоит Президент.

    Дать информацию энциклопедического характера о гербе. Что символизирует изображение, почему именно такой герб нашей страны.

    На музыкальном занятие знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть дети выучат его уже в начальной школе. С помощью педагога и музыкального работника дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной.

    Объяснить детям, что как правило, гимн звучит во время вступления в должность президента, руководителей органов государственной власти, при подъёме государственного флага и других официальных церемоний.

    Когда звучит гимн, присутствующие должны стоять, а мужчинам следует снять головные уборы. Если при этом происходит поднятие флага, присутствующим нужно повернуться к нему лицом.

    Также можно сделать детям самодельные пазлы герба, которые ребята будут складывать.

    Провести дидактические игры: «Найди герб России» , «Герб Саратовской области» , «Составь свой герб» .

    Нарисовать рисунки, сделать поделки.

    День рождения Российского флага (слайд № 14, 15) .

    Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага. Российской Федерации - это особый и сравнительно молодой праздник.

    При ознакомление с праздником перед нами стоят задачи:

    • Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага.
    • Формировать элементарные представления о происхождении знамен.
    • Продолжать знакомить с символическим значением флага России; воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.

    Рассказать детям что раньше, когда наша страна еще называлась СССР, у нее был красный флаг, в верхнем углу которого были изображены звезда, серп и молот. Затем появилось новое государство, появился новый Государственный флаг. Флаг Росси представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной.

    Расшифровка цветов гласит: белый символизирует благородство и откровенность, синий цвет – верность, честность, безупречность и целомудрие, а красный цвет – мужество, смелость, великодушие и любовь

    В детском саду в ходе предварительной работы на группах можно создавать центры патриотического воспитания, где представлены Государственный герб, флаг, гимн, портрет Президента России, Премьера- министра.

    С детьми провести обсуждение, где можно увидеть флаг России (на государственных зданиях, на военных парадах, на кораблях, самолетах и т. д.)

    Также ознакомление происходит через дидактические и сюжетно-ролевые игры такие как «Флаг России» , «Узнай наш флаг» , «Собери флаг России» , «Выложи флаг» .

    Как известно, 4 ноября отмечают 2 великих праздника, которые связаны с одним событием - освобождением Москвы от польского владычества. Очень важно объяснить детям, что же это за праздник такой и чем он так важен для народа.

    Можно пересказать вкратце исторические события, как жилось в те времена (XVI-XVII столетия) людям на Руси, через какие испытания пришлось пройти каждому жителю земель русских. Также показать иллюстрации, более детально расскажет, как все происходило в то тяжелое время.

    Беседы о разных народах и национальностях России, о национальных костюмах и традициях, о праздниках разных народов (слайд № 16, 17) .

    Провести сюжетно – ролевую игру «Праздник разных народов» . Дидактические игры «Назови правильно» , «Укрась поднос» , «Найди лишнее» , «Собери матрёшку» .

    Дать детям понять, что россияне - это единая нация, у которой есть общее историческое прошлое и корни; что без единства нельзя построить крепкое и могущественное государство.

    Можно также нарисовать, слепить, сделать коллективную работу по аппликации.

    Перед воспитателем стоят следующие задачи:

    Формировать представления о том, что Конституция РФ является основным законом государства, который необходимо соблюдать.

    Познакомить детей с некоторыми правами обязанностями людей.

    Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам.

    Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации. Активизировать знания детей о своей Родине, ее символике и гимне.

    Использовать рассказ воспитателя о Дне Конституции РФ. Что в Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности. По конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом. И каждого из нас защищает государство. Через милицию и суд. В Конституции прописаны права ребёнка записаны: право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на всестороннее развитие. В группе сделать уголок, который будет называться «Государственные праздники»

    В подготовительной группе работу по ознакомлению с государственными праздниками систематизировать, включив детей и родителей в игру «Новостная лента» . Лента из трех цветов это белый, синий, красный. Лента размещается на стене, на которую прикрепляются картинки, иллюстрации, фотографии, символизирующие государственный праздник. Каждый раз, перед государственным праздником дать 2 – 3 детям домашнее задание на тему предстоящего праздника. Ребята дома у родителей расспрашивают про праздник, приносят вырезки, записи, фотографии, и утром в беседе дети рассказывают и показывают то, что подготовили. Затем всё, что есть по этому празднику прикрепляется к «Новостной ленте» .