План кружка по аппликации в средней группе. Рабочая программа кружка по аппликации «Цветная фантазия» в младшей группе


Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №44 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Рабочая программа кружка по аппликации

«Умелые ручки»

Воспитатель: Ермакова Н.И.

Г. Нефтекамск

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами:

чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлин ский.

Пояснительная записка

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле, является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 9 месяцев.

Ожидаемые результаты работы:

Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.

Литература : И.В Новикова «Объёмная аппликация в детском саду»

И.В.Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в

Детском саду»

А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду»

Интернет – ресурсы

Тема

Задачи

Материал

Сентябрь

« Фруктовый сад»

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, обмакивая в клей, приклеивать их к картону.

½ белого картона с изображением дерева, цветная бумага (зеленый, коричневый цвет), бумажные салфетки красного цвета, клей кисть, салфетки.

Октябрь

«Осенние листочки»

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный).

Альбомный лист с изображением дерева, цветная бумага (желтая, оранжевая, красная), клей, кисть, салфетки.

«Ветка рябины»

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику.

½ лист картона, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки.

Ноябрь

«Осенний букет для мамы»

(коллективная работа)

Закреплять приём раскатывания, аккуратно прижимать жгутики пластилина, наклеивать пряжу на листочек, продолжать формировать желание делать приятное для своих мам.

Ватман, пластилин,

Разноцветная пряжа,

Заготовки кленовых листочков, клей, салфетки.

«Петушок – золотой гребешок»

Упражнять в комковании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток. Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных жгутиков на силуэт хвоста, комочков на туловище)

½ тонированного альбомного листа с силуэтом петушка бумажные салфетки, клей.

«Медвежата»

Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону.

½ картона с контурным изображением медведя, клей, салфетки.

Декабрь

«Сугробы, снег на деревьях»

(коллективная работа)

Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

½ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги, клей, салфетки.

«Зимняя картина»

Отрабатывать приёмы работы с разным материалом: бумагой, ватными дисками. Самостоятельно создавать композицию

размещая дерево и снеговика на листе

Образец аппликации,

Фон (1/2 альбомного листа) голубая, синяя или фиолетовая бумага;

Клей, ватные диски,

Простой карандаш,

Фломастеры, ножницы,

Полоски белой и коричневой бумаги,

Салфетка.

«Зайка беленький сидит »

Закреплять умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из других геометрических форм

(круг из квадрата, овал- из прямоугольника);

Создавать образ зайца.

Заяц – игрушка,

Бумага чёрная (1/2 альбомного листа) – фон

Заготовки белые размером 6х4 см, 3х4см, 1,5х1,5 см

Полоски размером 1х6 см, 1х4 см, ножницы, клей, карандаш простой,

Салфетка.

«Новогодняя елочка»

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем.

½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов, фантики, клей, салфетки, кисти.

Январь

«Зайка»

(обрывная аппликация)

Продолжать учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

½ тонированного альбомного листа, белая бумага, ватные диски разрезанные на части, клей, кисти, салфетки.

«Валентинка»

Упражнять в работе по шаблону, вырезании по линии контура

Образец, шаблон сердечка, картон красного цвета 10х10см.

Квадрат из белой бумаги 4х4см., круг диаметром2см, обрезки зелёной бумаги, клей, ножницы, простой карандаш.

«Снегирь на ветке рябины»

Создавать объёмную аппликацию выполняя ягоды рябины в виде комочков и приёмов вытачки и частичного приклеивания крыла снегиря. Упражнять в разрезывании бумаги на узкие полоски. Отрабатывать приемы работы с шаблонами.

Образец, шаблоны фигуры снегиря,1/2 альбомного листа для фона, красная салфеточная бумага, ножницы, клей, коричневая бумага для веточки, фломастеры.

Февраль

«Неваляшка, пирамидка»

Упражнять в умении детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Закрепить знания основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

½ альбомного листа, цветная бумага (красная, желтая, синяя, зеленая), клей, кисти, салфетка. Игрушки неваляшка, пирамидка.

«Украсим рукавички»

Самостоятельно составлять узор на середине и по краю изделия; выбирать элементы украшения, развивать творчество, воображение.

Рукавички с вариантами украшения, цветные полоски бумаги, ножницы, клей.

«Летят самолеты»

Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму.

½ тонированного альбомного листа (в виде российского флага), заготовки самолетов из цветной бумаги (прямоугольники, полоски).

Март

«Цветы в подарок маме»

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рванная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

½ тонированного альбомного листа с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая и красная цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

«Смотрит солнышко в окно»

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Альбомный лист с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, клей, салфетки.

«Кот и мышка»

Упражнять детей в скручивании жгутиков разных размеров из бумажных салфеток и использовании их в аппликации, создавать образы животных.

Образец. Фон – плотная

Бумага1/2 альбомного листа, бумажные салфетки разного цвета, ножницы, клей

«Декоративный поднос»

Знакомить детей с жостовской росписью, называть элементы узора, традиционные цветовые оттенки; выполнить элементы украшения из цветной бумаги.

Силуэты подноса овальной и круглой форм, цветные полоски, ножницы, клей, образцы.

Апрель

«Космос»

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный темный фон.

картон черного цвета, бумажные салфетки желтого и белого цвета, клей, салфетки.

«Веточка вербы»

Продолжать формировать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

½ цветного картона, Желтого цвета бумажные салфетки, коричневая цв.бумага, клей, салфетки.

Май

«Божьи коровки»

Продолжать формировать умение отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную картинку. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

½ зеленого цвета картона с контурным изображения Божьей коровки, цветная бумага красного и черного цвета, клей, салфетки.

«Одуванчики в траве»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад № 29 Орджоникидзевского района

Городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Тематическое планирование кружковой работы

«Умелые ручки»

на 2014-2015 учебный год

Группа: средняя № 2 «Солнышко»

Руководители: Егорова Э.Р.

Уфа – 2014 г.

Направление кружковой работы: художественно-эстетическое.

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи кружка:

1.Развитие личности качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта(внимания, памяти) и творческих способностей.

2.Формирование общих представлений о мире, создание умом и руками человека, о взаимосвязях человека с природой-источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов.

3.Реализация самостоятельной конструктивно-модельной деятельности.

Методическое обеспечение.
Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение,2010.-224 с.: ил.
Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».

Месяц

Тема занятия

Материал

Программное содержание

Литература

СЕНТЯБРЬ

1.«Весёлый клоун»

Клей, цветная бумага, альбом

Закрепить умение складывать и наклеивать готовые формы, сопоставлять их с образцом, соотносить по размеру и цвету.

Малышева А.Н.

стр.27

1 занятие

2 занятие

2. «Пирамидка»

Клей, цветная бумага, альбом

Учить составлять пирамидку, сопоставляя формы и размеры кругов, закрепить знание основных цветов.

Малышева А.Н.

стр.21

3 занятие

3. «Травушка-муравушка»

Познакомить детей с ножницами и основными правилами при работе тренировочного упражнения.

конспект

ОКТЯБРЬ

4 занятие

1.«Разноцветная матрёшка»

Клей, цветная бумага, альбом, рисунок силуэта матрешки

Учить располагать узор в пределах основы неправильной формы (силуэт матрёшки).

Малышева А.Н.

стр.28-34

5 занятие

2. «Полосатый коврик»

Клей, цветная бумага, альбом, ножницы

Учить подбирать гармоничные цветовые оттенки. Правильно держать ножницы, сжимать, разжимать кольца. Техника безопасности при работе.

6 занятие

3. «Волшебные палочки»

Клей, цветная бумага, альбом, ножницы

Продолжать осваивать работу с ножницами, правильно держать их. Составлять

7 занятие

4. По замыслу

Клей, цветная бумага, альбом, ножницы

изображения из полосок.

Продолжать составлять изображения по замыслу. Творческие способности, умение самостоятельно составлять фигуры.

НОЯБРЬ

8 занятие

1.«Праздничные флаги»

Закрепить умение разрезать полосы поперёк и составлять композицию из флажков в виде гирлянды, красиво сочетать элементы по цвету.

Богатеева З.А.

стр.96

9 занятие

2. « Шарфик для Мишутки»

Клей, цветная бумага, ножницы

Учить располагать подготовленные фигуры, чередуя их по величине и форме. Продолжать отрабатывать умения правильно держать ножницы.

Малышева А.Н.

стр.16

10 занятие

3. «Грузовичок»

Научить создавать знакомые предметы, срезая углы у прямоугольника и квадрата, закрепить знание геометрических фигур.

Малышева А.Н.

стр. 33

ДЕКАБРЬ

11 занятие

1.«Мозаика»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Развивать воображение, чувство цвета и умение трансформировать геометрические фигуры.

«Аппликация в детском саду»- стр.59

12 занятие

2. «Украсим рукавичку»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом, узор рукавички

Составлять узор на основе, самостоятельно выбирать элементы украшения.

Малышева А.Н.

стр.35

13 занятие

3. «Ёлочки растут в лесу»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом, основа елки

Учить вырезать треугольники и составлять из них ёлочку, варьируя величину частей, наклеивая на основу, украшать фон снежинками.

Богатеева З.А.

стр.97

14 занятие

4. « Новогодняя открытка»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить аккуратно наклеивать элементы, не размазывая клей на основу.

«Аппликация в детском саду»- стр.70

ЯНВАРЬ

15 занятие

1.«С Рождеством!»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить аккуратно, наклеивать элементы сюжетной композиции, не размазывая клей на основе.

Малышева А.Н.

стр.40

16 занятие

2. «Снеговики»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Тренировать умение срезать углы, равномерно закругляя их, развивать воображение, глазомер, мелкую моторику рук.

17 занятие

3. « Домик для Снегурочки»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Формировать умение вырезать части домика и наклеивать их, украшая узором. Закрепить приемы вырезания.

Богаиеева З.А.

стр.97

ФЕВРАЛЬ

18 занятие

1.«Строим дом»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Продолжать работать с геометрическими фигурами, составляя из них изображение конкретного предмета(дома).

Малышева А.Н.

стр.37

19 занятие

2. « Открытка папе»

Клей, цветная бумага, ножницы

Закрепить умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из других геометрических фигур, создавая сюжетную композицию к празднику.

20 занятие

3. «Микроавтобус»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Научить составлять композицию из геометрических фигур, изображая автобус. Тренировать, срезая углы, закругляя их.

Малышева А.Н.

стр.39

21 занятие

4. «Красный цветок для мамы»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить вырезать круги и овалы. Составлять из них цветы, бутоны и стебли с листьями. Учить радоваться результату.

Богатеева З.А.

стр. 100

МАРТ

22 занятие

1.«Подари маме -декоративная закладка»

Клей, цветная бумага, ножницы

Учить осваивать основные приемы с бумагой: складывание полоски бумаги гармошкой, срезание углов, закругление их по контрольной линии.

Малышева А.Н.

стр.38

23 занятие

2. «По замыслу»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Закрепить приемы складывания бумаги гармошкой, срезание и закругление углов в сюжетной композиции.

24 занятие

3. «Одуванчики расцвели»

Клей, цветная бумага, ножницы

Учить вырезать круги и полоски. Составлять из них образ одуванчиков, варьируя по высоте, Воспитывать любовь к природе.

Богатеева З.А.

стр.99

АПРЕЛЬ

25 занятие

1.«Скворечник»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить вырезать части скворечника и наклеивать их в определённой последовательности. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Богатеева З.А.

стр. 97

26 занятие

2. «Заюшка»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Закрепить умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из других геометрических фигур (круг из квадрата, овал из прямоугольника).

Малышева А.Н.

стр.42

27 занятие

3. «Пирамидка»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить вырезать округлые формы из прямоугольника (плавно срезая углы). Составлять пирамидку и располагать изображение аккуратно, ровно на листе.

Малышева А.Н.

стр.43

МАЙ

28 занятие

1.«Праздничные шары»

Клей, гофрированная бумага, ножницы

Учить вырезать и различать круг и овал. Составлять композицию в виде связки шаров разного цвета и размера. Вызвать радостное ожидание праздника.

Богатеева З.А.

стр.100

29 занятие

2. «Идёт бычок, качается»

Цветная бумага, ножницы

Итоговое занятие. Закрепить различные приёмы вырезания и сгибания бумаги и правила техники безопасности при работе с ножницами.

Малышева А.Н.

стр.45

30 занятие

3. «На птичьем дворе»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Закрепить умение составлять сюжетную композицию из геометрических фигур и отработку навыка работы с ножницами.

Малышева А.Н.

стр.46


Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 87

Центрального района Санкт - Петербурга

Рабочая программа

кружка

«Разноцветная планета »

для детей среднего дошкольного возраста

Разработала Спирова Н.А.

2016-2017 гг

  1. Пояснительная записка……………………………………………..3
  2. Цели и задачи………………………………………………………..4
  3. Основные формы и методы работы………………………………..5
  4. Материально-техническое обеспечение…………………………...5
  5. Учебно-тематический план…………………………………………6
  6. Перспективный план кружка……………………………………….7
  7. Заключение…………………………………………………………11
  8. Литература…………………………………………………………12

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.

Учебная программа реализуется по средствам основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и дополнена программой под ред. А.Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой обучения дошкольников работе с бумагой в средней группе в детском саду. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом школьного образования требованиями.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Этому я хочу научить детей своей группы. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Актуальность и новизна кружка заключается в том, что используются разные формы работ подходы.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно, у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила, что дети моей группы плохо владеют ножницами, не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клей во время работы с аппликацией.

2.Цели и задачи

Создавая программу кружка «Разноцветная планета» перед собой поставила цели и задачи.

Цели:

1. Развивать мышление, воображение

2. Мелкую моторику рук;

3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Задачи :

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.

4.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

5.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.

6.Способствовать развитию конструктивной деятельности.

7.Развивать твёрдость рук, технические навыки.

8.Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.

Возраст детей: 4-5 лет.

Срок реализации: 1 год.

Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек- раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок.

В программу кружка «Разноцветная планета» входит ряд разделов:

  • Работа с бумагой и картоном ;
  • Работа с тканью и нитью ;
  • Работа с природным материалом ;
  • Работа с бросовым материалом ;

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду. В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

3.Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • частично- поисковый;
  • практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

4.Материально-техническое обеспечение:


1. Наглядные материалы:
Иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги
Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.
Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.
Простые и цветные карандаши
4. Методическое обеспечение.
Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил.
Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».

5.Учебно-тематический план

Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня.

Месяц

Тема занятий

Кол-во

Октябрь

Вводное занятие

Мозаичная аппликация

Ноябрь

Обрывная аппликация

Декабрь

Объемная аппликация из бросового материала

Январь

Аппликация из ваты

Февраль

Аппликация из крупы, ниток, яйца, макарон

Март

Подделки из природного материала

Апрель

Аппликации из цветной и гофрированной бумаги

Май

Аппликации из ткани

6.Перспективный план кружка

Месяц

Тема занятия

Цели, задачи

Октябрь

(мозаичная аппликация)

1.Вводное занятие

2.Беседа «Как появились ножницы».

3.«Яблочко».

4. «Листик».

3. Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.

4. Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками.

Ноябрь

(обрывная аппликация)

1.« Деревья».

2 .« Яблочный сад».

3.« В саду много ягод и цветов».

4. «Зверюшки».

1. Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.

2. Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки); развивать воображение.

3. Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. (Коллективная работа).

4. Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.

Декабрь

(объёмные аппликации из бросового материала)

1. «Зимушка, зима».

2.Украшением на елку (снежинка).

3. Открытка «Веселые хоровод».

4.«Елочка»

1. Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.

2. Воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность.

3. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

4. П родолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда.

Январь

(аппликация из ваты)

1.« Зайчик»

2. «Барашек»

3. «Веселый снеговик».

4. «Картина зимний лес».

1. Учить на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.

2.Продолжаем учиться делать аппликацию из ваты, скатывать кружки и приклеивать к цветному картону.

3. Уточнить и обобщить знания детей о зиме;

4. Закреплять умение придумывать сюжет

Февраль

(аппликация из крупы, яиц, макарон)

2.«Цыплёнок». (Аппликация из крупы).

3.«Экзотические рыбки». (Аппликация из семян тыквы).

4.«Открытка ко дню защитника отечества».

(Аппликация из макарон).

1. Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество

2.Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.

3. Учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.

4. Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон.

Март

(аппликация из природного материала)

1.«Зверушки».

2.« Ёжик».

3. «Веточки с листьми»

4. «Беседа о флористике. Картина из листьев»

1. Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.

2. Учить детей изготавливать ёжика из каштана, проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.

Апрель

(аппликация из цветной и гофрированной бумаги)

1.« Первые цветы».

2.« Ракеты и кометы».

3.« Нарядные крылышки» (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).

4.«Аппликация корзина с цветами ».

1. Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

2. Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).

3. Приготовить разные цилиндры размером с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.

Май

(аппликация из ткани и нити)

1.«Беседа откуда нитки к нам пришли. Аппликация Верба»

2.«Морковка».

(Аппликация из ниток).

3.«Валентинки».

(Аппликация из резаных ниток).

4.« Красивое платье».

(Аппликация из ткани).

1. Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.

2. Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

3. Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками.

4. Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

В результате обучения в кружке дети должны получить знания:

  • О материалах, инструментах;
  • О правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
  • О видах декоративно - прикладного искусства ;
  • Об особенностях лепных игрушек;
  • О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, ткань и т.д.)
  • О проектной деятельности.

7.Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

8.Литература

  1. Агнешка Байраковска-Пженёсло «Чудесные поделки из макарон», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
  2. Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.
  3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение»,1991г.
  4. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
  5. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
  6. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
  7. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
  8. Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
  9. Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
  10. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.

«Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.


Кружок по нетрадиционной технике аппликации

«Мастерская чудес»

Цель: Сформировать у детей умение видеть необычное в обычных вещах.

Задачи:

  • Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
  • Развивать способность детей к использованию в аппликации всех средств выразительности (форму, цвет, композицию, строение) ;
  • Познакомить детей с нетрадиционными приёмами выполнения аппликации;
  • Побуждать к созданию, оригинальных образов в аппликации, используя правила композиционного построения соответственно возрасту.

Тематическое планирование занятий по аппликации в подготовительной группе

Материал

Сентябрь

«Солнечная полянка»

Учить работать с новым материалом, развивать фантазию, усидчивость, моторику, аккуратность в работе.

Ватные диски

Весёлые цыплята

Учить более точно передавать форму, окраску предметов.

Цветная соль

«Дары осени - фрукты» (скатывание бумаги)

Учить более точно передавать форму, строение, окраску предметов; располагать элементы на основе, подбирая их по цвету, величине

Гофрированная бумага

Осеннее дерево

Цветная соль

«Цыплёнок»

Учить продумывать работу. Упражнять в нарезании пряжи, в аккуратном нанесении клея на картон, накладывании тонким слоем, чтобы она закрывала нарисованный контур. Учит аккуратно прижимать рукой. Развивать внимание, аккуратность.

Шерстяные нитки

Учить самостоятельно подбирать материал для работы: семена, листья, цветы. Упражнять в симметричном расположении рисунка на листе бумаги, аккуратно приклеивать, прикреплять пластилином, пользоваться салфеткой. Развивать воображение, внимание, аккуратность.

Природный материал (семена)

Грибы «Мухомор»

Учить работать работы с яичной скорлупой, развивать мелкую и общую моторику рук, совершенствовать навык аккуратной работы

Яичная скорлупа

Рисунки из круп и зёрен «Цветы»

Крупа, семена

Цветная соль

Учить самостоятельно подбирать материал для работы. Развивать у детей творческое воображение, логическое мышление, мелкою моторику.

Природный материал (листья)

Учить использовать крупы и зёрна как мозаику, составлять разнообразные композиции. Упражнять в нанесении клея на карандашный рисунок и выкладывать крупинками контура или целостного контура. Развивать умение прикреплять зерна на пластилин при помощи стеки.

Цыплёнок

Учить самостоятельно подбирать материал для работы. Развивать у детей творческое воображение, логическое мышление, мелкою моторику.

Шерстяные нитки

Букет цветов

Учить самостоятельно подбирать материал для работы. Развивать у детей творческое воображение, логическое мышление, мелкою моторику.

Макароны

Развивать у детей творческое воображение, логическое мышление, мелкою моторику.

Салфетки

Новогодняя ёлка

Карандашная стружка

Весёлый снеговик

Воспитывать творческое воображение, цветовосприятие, развивать моторику рук

Цветная соль

Учить самостоятельно подбирать материал для работы. Развивать у детей творческое воображение, логическое мышление, мелкою моторику.

Макароны

Совушка-сова

Совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей

Закреплять умения отрезать часть от ватного диска по прямой и округлой линии по разметке, делать небольшие надрезы и вырезы.

Ватные диски

Воспитывать творческое воображение, цветовосприятие, развивать моторику рук

Цветная соль

«Подводный мир» (ниткография)

Учить выкладывать нить картину нитками. Совершенствовать зрительное восприятие детей, развивать зрительно-моторную координацию,
формировать плавность, ритмичность и точность движений

Шерстяные нитки

«Рыбки в аквариуме»

Учить работать с карандашной стружкой. Развивать фантазия, мелкую моторику пальцев и творческое воображение.

Карандашная стружка

(тычкование)

Гофрированная бумага

Роза для мамы

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к салфеточной аппликации, желание порадовать любимого человека неповторимым сюрпризом.

Салфетки

«Ваза с вербой»

Вата, салфетки

Воспитывать творческое воображение, цветовосприятие, развивать моторику рук

Цветная соль

Упражнять в тесном приклеивании салфеток друг к другу. Развивать мышление, творческое воображение, мелкую моторику.

Салфетки

Утки в пруду

(коллективная работа)

Воспитывать творческое воображение, цветовосприятие, развивать моторику рук

Цветная соль

Бабочка красавица

(тычкование)

Упражнять в работе с гофрированной бумагой, развивать моторику рук; воспитывать аккуратность, усидчивость

Гофрированная бумага

Цыплята на лугу

Формировать умение детей составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе; изображать предмет из нескольких частей

Развивать чувство цвета, фантазию и мелкую моторику рук посредством выполнения аппликации.

Шерстяные нитки

Лебеди в пруду

Развивать воображение и фантазию, творческие способности

Ватные диски

Одуванчик

(тычкование)

Упражнять в работе с гофрированной бумагой, развивать моторику рук; воспитывать аккуратность, усидчивость

Гофрированная бумага

«Рыбки в аквариуме»

(коллективная работа)

Закреплять умение работать с яичной скорлупой, развивать мелкую рук, совершенствовать навык аккуратной работы

Яичная скорлупа

«Волшебные ручки ».

Пояснительная записка

окружающей действительности

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план кружковой работы в младшей группе по аппликации: «Волшебные ручки».»

МБДОУ « Центр развития ребенка – детский сад № 184»

Перспективный план кружковой работы в младшей группе по аппликации: « Волшебные ручки ».

Воспитатель:

Шумкова М.С.

Воронеж 2017

Пояснительная записка

Программа кружка по аппликации , направлена на развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности , пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности.

Актуальность

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности , пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в аппликации . Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством аппликации . Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Цель:
Развивать фантазию, воображение, творческие способности детей 3-4 лет.

Задачи:

    знакомство с аппликацией как с техникой декоративно-прикладного искусства;

    знакомство с материалами, используемыми в аппликации (бумага, ткань, кожа, растительные и прочие материалы).

    Развитие сенсорных эталонов формы, величины, цвета.

    Развитие у детей тактильной чувствительности, мелкой ручной моторики, эстетического вкуса.

    Воспитание аккуратности;

    Формирование умения доводить начатое дело до конца.

    Совершенствование коммуникативных навыков.

    Умение самостоятельно ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)

Подготовка предметно–развивающей среды:
Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;
Краски, клей, ножницы, лак, фломастеры, карандаши, кисточки;
Природный раздаточный материал: зерна, горох, семечки и пр.
Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и пр.

Литература
1. Е. Румянцева. «Аппликация «Простые поделки»
2. А.С. Галанов. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».
3. А. Алексеевская. «Волшебные ножницы».
4. И.М. Петрова. «Объемная аппликация
5. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн»
6. Евстигнеева Н.В. »Изобразительное искусство и художественный труд»
7. Дорожин Ю. « Искусство – детям »

План на год

Месяц

Задачи

Сентябрь

Вводное занятие

Знакомство детей с бумагой, ее свойствами, с клеем, с салфеткой

« Витамины в банке»

Знакомство с предметами круглой формы. Учить наклеивать готовые формы.

«Что нам осень принесла»

Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов

«Лоскутное одеяло»

Декоративная аппликация с использованием конфетных фантиков Вызвать интерес к созданию лоскутного одеяла из красивых фантиков и составление коллективной композиции из них

«Подсолнухи выросли»

Коллективная работа с использованием природного материала Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала. Вызвать интерес и бережное отношение к природе.

«Мы милашки, куклы- неваляшки»

Учить наклеивать готовые формы (круглые), пользоваться клеем, салфеткой, создавать образ игрушки

«Красивая тарелочка»

Декоративная аппликация
основа- одноразовая пласт. тарелка Продолжать знакомить с предметами круглой формы. Учить выкладывать узор: чередуя по цвету и форме маленькие круги

«Гость из леса»

Конструирование (поделки из природного материала) Создать образ сказочного персонажа из природного материала

Коллективная работа с использованием природного материала Продолжать учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала, работать вместе

«Коробка с кубиками»

Знакомство с предметами квадратной формы. Закреплять приемы наклеивания, знания цветов

«Зайчик»

Создавать условия для положительных эмоций, совершенствовать умения работать ножницами, кистью, клеем

« Пчелка»

Учить детей аккуратно создавать сюжетную картинку из разных геометрических форм, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение пчёлки, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный) .

«Пирамидка из квадратиков»

Закрепление знаний детей о предметах квадратной формы.

«Новогодняя красавица»

С использованием техники обрывания Закреплять представления детей о геометрических фигурах (треугольнике), выкладывать из них образ елочки.

Елочная игрушка «Зайка»

Изготовление новогодних подарков с использованием компьютерных дисков Создавать у детей радостное настроение в ожидании новогоднего праздника, желание самим сделать елочные украшения. Учить создавать образ зайчика из различных деталей.

«Снеговик»

Воспитывать трудолюбие учить доводить работу до конца. (Ватные диски)

«Зайчонок»

Продолжать создавать образ из ладошек , формировать интерес к аппликации . Самостоятельно создавать игровые ситуации и обыгрывать их.

«Узоры на стекле»

Развитие фантазии и воображения

«Варежка для Деда Мороза»

Декоративная аппликация. Учить раскладывать узор из геометр. фигур по замыслу детей, пользоваться клеем и салфеткой

«Угадай, кто это?»

Работа по образцу воспитателя (Геометр. Фигуры) Показать детям создания образов животных из геометр. фигур, пользуясь готовым образцом.

«Дружный паровозик»

Коллективная работа. Развивать у детей замысел, принимать участие в коллективной работе. Закреплять умение раскладывать и наклеивать готовые формы, дорисовывать детали

«Лягушонок»

Учить детей составлять изображение предмета из одинаковых форм (ладошек ) . Продолжать учить детей пользоваться аппликационными материалами , аккуратно наклеивая детали изображения.

«Цветок в горшке»

Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая

Продолжать учить детей наносить клей на детали и наклеивать их на ладошки . Учить создавать фигуру птицы из ладошки , добавляя характерные для неё детали (из кругов и треугольников). Воспитывать заботливое отношение к птицам

«Флажки на нитке»

Учить детей составлять линейную композицию из флажков, чередуя их по цвету и форме.

«Цветущая весна»

Уточнить знания о строении дерева

«Платье для матрешки»

Декоративная аппликация. Закреплять у детей умение составлять узор, наклеивать готовые формы

«Полосатый кот»

Учимся создавать образ кота из бумаги путем обрыва.

Разрывать бумагу на квадратики и наклеивать их на силуэт птички, добиваясь создания образа птички. (Мозаика)

«Мы построили скворечник – дом веселого скворца»

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, развивать замысел способом аппликации из частей сделать скворечник

«Пасхальные яички»

Коллективная аппликация. Учить декорировать предмет, используя различный материал (семена, бусины, блестки, бумага и др.)

«Ракета летит в космос»

Учить детей, используя образец воспитателя выкладывать из геометр. фигур ракету и наклеивать ее на лист картона.

«Аквариум»

Учить малышей составлять коллективную работу. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

«Весёлая ладошка»

Учить раскладывать узор из геометр. фигур по замыслу детей, пользоваться клеем и салфеткой. Развивать замысел. Воспитывать аккуратность

«Дракон»

Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много, качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.

«Здравствуй лето»

Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать.