Предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний в доу. Виды и причины детского травматизма. Меры по предупреждению детского травматизма в ДОУ. Обслуживающему персоналу запрещается


Профилактика детского травматизма дома

Конечно, полностью искоренить детский травматизм невозможно - от несчастного случая, увы, не застрахован никто. Но задача родителей - максимально обезопасить своего ребенка. Ведь большинство травм происходят именно по вине родителей - недоглядели, недообъяснили.

Способы профилактики детского травматизма зависят от возраста ребенка. В грудном возрасте, например, особо важен постоянный надзор. Конечно, тяжело уследить за ребенком 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, но чем младше ребенок, тем важнее не выпускать его из вида. Детский травматизм в младенческом возрасте целиком и полностью на совести родителей. Младенец еще не знает, что такое «опасно», и объяснить ему это нельзя. Так что если малыш проглотил пуговицу или - не дай Бог! - выпал из стоявшей на балконе коляски, виноваты родители.

Ребенок растет, начинает ходить, гулять с вами на улице, так что теперь ваша задача - максимально оградить его от травмоопасных предметов. Дома - спрятать от него хрупкие и острые предметы, спички, нагревательные электроприборы, химикаты (чистящие средства, краски, лаки и пр.). Розетки закрываются специальными заглушками. Нужно закрывать окна (или хотя бы снабдить их прочными сетками) и не подпускать ребенка к плите и другой опасной бытовой технике.

Кроме того, в этом возрасте нужно уже учить ребенка самостоятельно определять степень опасности. Расскажите ему, что спичками и утюгом можно обжечься, ножом - порезаться, а кипятком - ошпариться. В этом возрасте дети уже вполне способны воспринимать аргументацию, и лучше пусть он узнает об опасности с ваших слов, чем на собственном опыте. Только рассказывайте спокойно, не надо запугивать ребенка.

Чем старше становится ребенок, тем большую важность приобретает объяснение правил техники безопасности. Когда ребенок идет в детский сад, родители часто перекладывают ответственность за детский травматизм на воспитателей. Да, воспитатели несут ответственность за ребенка, но родители сами должны ознакомить свое чадо с правилами дорожного движения и другими правилами безопасности. В конце концов, воспитатель отвечает за целую группу, очень тяжело уследить за 20 детьми. У вас же только один ребенок - и в ваших силах сделать так, чтобы он не пытался выбежать на проезжую часть или выкинуть еще что-нибудь опасное.

Охрана здоровья детей — важнейшая задача, как воспитателей, так и родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма.

Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию. В первичной профилактике детского травматизма большая роль отводится родителям. По частоте полученных детьми травм на первом месте – падение на ровном месте. Ребенок зацепился за что-то ногой или обул новые ботинки на скользящей подошве и т.д. Обыденность ситуации притупляет бдительность родителей, и не внимательность детей часто приводит к печальным результатам. И чтобы это произошло надо объяснить детям в доступной форме, как надо беречь себя, защищать.

Иногда виновниками травм бывают сами родители. Неисправные домашние электроприборы, розетки, не выключенные утюги, щипцы для завивки волос-все это может стать причиной страданий детей. Не следует забывать о ребяческой любознательности — сколько желающих сунуть шпильку или гвоздь в розетку, чтобы узнать: «А что там внутри?».

Очень часто травма — результат ушиба. На ребенка может случайно упасть картина, если она плохо закреплена; цветочный горшок, если он неудачно поставлен на полке; вешалка, если дети во время игры прячутся там, где висят вещи. Серьезные ранения можно получить при ушибе качелями.

Ранения обычными предметами очень частая травма, которые получают дети. Ранения вовремя работы ножницами, рисование карандашами или красками… Дети любят мастерить, рисовать, но у них не хватает умения, движения их размашисты. Они могут нанести травму не только себе, но и рядом сидящему ребенку. Утром, отправляя своего ребенка в детский сад, необходимо проверить, не взял ли он предметы: мелкие игрушки или пуговицы, острые игрушки и т.д. Даже мелкие заколки для волос у девочек могут привести к печальным последствиям. Мелкие предметы дети очень часто толкуют в нос, уши, проглатывают их. У девочек бывают травмы ушей и из-за длинных сережек, которые мешают при одевании или снимание вещей. А так же, может зацепиться, во время игры (другим ребенком или самой) и также нанести травму.

Детский травматизм - серьезная проблема, но если родители будут следить за своим ребенком и научат его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.

Профилактика детского травматизма в детском саду

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, беспокоятся по поводу возможных травм, которые он может там получить. В СМИ регулярно появляются сообщения о случаях травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ), закончившихся увечьем или гибелью. Задача персонала ДОУ — предупредить травмоопасные ситуации, обеспечить детям полную безопасность во время пребывания их в детском саду.

Одна из наиболее частых травм, получаемых малышами, — падение. Последствиями падений могут быть ушибы, переломы костей и серьезные травмы головы.

Зона повышенной опасности в детском саду — качели. Прыжок с качелей редко заканчивается безопасным приземлением на ноги. От резкого соприкосновения с грунтом может случиться перелом лодыжек, берцовых костей, вывих голеностопных суставов. Результатом падения с качелей становятся тяжелые травмы.

Каждый ребенок должен знать, что при падении с качелей необходимо плотно прижаться к земле и отползти как можно дальше, чтобы избежать дополнительного удара.

К падениям также могут привести:

— катание на ногах с ледяных горок, на санках;

— перемещение в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, на площадках, не очищенных от снега и льда и не посыпанных песком;

— подвижные игры на площадках с невысокими пеньками сломанных деревьев, ямками и выбоинами;

— катание на лыжах, коньках, самокатах;

— занятия на шведских стенках без страховки воспитателя.

В большинстве случаев падения можно предотвратить, если внимательно следить за воспитанниками, не разрешать им находиться и играть в опасных местах. Необходимо строго соблюдать требования санитарного законодательства к помещениям, оборудованию и детским площадкам, устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

Разбитое стекло может стать причиной порезов, заражения и потери крови. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Дети могут пораниться также льдом, сухими ветками, сучками на кустарниках, металлическими или деревянными предметами, торчащими из земли; получить занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок.

Ножи, лезвия и ножницы должны храниться в недоступных для воспитанников местах. Старших детей надо учить осторожному обращению с этими предметами. Можно избежать многих травм, если регулярно объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно.

Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать причиной заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.

Удушье от малых предметов

Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки — это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья.

Для детей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям в качестве игрушек. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши.

За детьми также нужно присматривать во время еды. Малышам не следует давать блюда с маленькими косточками или семечками.

Если у ребенка затруднено дыхание, нельзя исключать вероятности попадания мелких предметов в дыхательные пути малыша, даже если никто не видел, как он клал что-нибудь в рот.

Отравления

Ядовитые вещества, отбеливатели, кислоты ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов — дети могут по ошибке их выпить. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза или даже на одежду.

Отбеливатель, яды для крыс и насекомых, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть.

Лекарства ребенку нужно давать только по назначению врача и в дозировке согласно возрасту. Медицинские препараты, предназначенные для старших детей и взрослых, могут оказаться смертельными для малышей. Хранить медикаменты необходимо в местах, недоступных для детей.

Поражение электрическим током

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Чтобы предотвратить удар электрическим током,

розетки необходимо закрывать. Электрические провода должны быть недоступны детям – обнаженные их участки представляют особую опасность.

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Чтобы предотвратить удар электрическим током, розетки необходимо закрывать. Электрические провода должны быть недоступны детям — обнаженные их участки представляют особую опасность.

Из всевозможных видов травм каждая двухсотая связана с пребыванием ребенка на улице или в транспорте. Последствия их очень серьезные. Самое опасное транспортное средство — стоящая машина. Как правило, ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие оказываются под колесами другой машины.

Травматизм на дороге

Из всевозможных видов травм каждая двухсотая связана с пребыванием ребенка на улице или в транспорте. Последствия их очень серьезные. Самое опасное транспортное средство – стоящая машина. Как правило, ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие оказываются под колесами другой машины.

Причины травматизма в детском саду

Основными причинами детского травматизма в детском саду можно считать, во-первых, отсутствие должного присмотра за детьми и, во-вторых, недостаточно проработанную либо отсутствующую систему профилактики травматизма. Рекомендации по созданию такой системы приведены в приложении.

Администрация ДОУ обязана создать травмобезопасную среду в детском саду и обеспечить постоянный жесткий контроль охраны жизни и здоровья детей. Работники ДОУ должны сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в детском саду, но и дома, на улице.

Профилактика детского травматизма в ДОУ

Профилактика детского травматизма

Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми.

Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления — иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка. Лестничные марши должны иметь ограждения. Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми.

Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, в физкультурном или музыкальном зале), также должны быть надежно закреплены.

Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям.

Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным. Уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега.

Требования к работникам дошкольного учреждения

Работники дошкольного учреждения должны поставить перед собой задачу — сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в стенах своего учреждения, но и дома, на улице, на отдыхе в лесу, парке и т. п.

Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались вилкой, другими предметами.

Обслуживающему персоналу запрещается:

привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;

оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).

Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех несчастных случаев и травм у детей данного учреждения в специальном журнале и ежеквартально сдавать сведения заведующему детского сада.

Требования к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

Во время образовательного процесса, особенно на занятиях по развитию кругозора, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях. Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими тематику травматизма.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума.

Работа детского сада с семьей

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасные ситуации, влекущие за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

Тема детского травматизма — деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.

Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.

Оформление уголка по профилактике травматизма

В каждой возрастной группе рекомендуется оформить уголок по предупреждению травматизма у детей. Это может быть красиво оформленный стенд или папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы должны периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или приемной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.

Травматизм на занятиях физической культуры — явление, не совместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта.

В установленном законодательством РФ порядке детский сад несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач педагога, воспитателя по физической культуре, администрации ДОУ.

ПРИЧИНЫ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций по проведению занятий по физической культуре, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников. Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности детей.

Причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части занятия, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок.

Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация воспитанников.

Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм педагогов. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям воспитанников без прохождения врачебного осмотра, невыполнение педагогом и воспитанниками врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.

Подводя итог причинам травматизма можно выделить следующие группы:

Причины методического характера:

  • Неправильные организация и методика проведения физкультурных занятий;
  • Выполнение сложных, незнакомых упражнений;
  • Занятие без разминки или недостаточной разминки;
  • Отсутствие сосредоточенности и внимания у воспитанников.

Причины организационного характера:

  • Отсутствие должной квалификации у педагога;
  • Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
  • Неудовлетворительная воспитательная работа с воспитанниками;
  • Нарушение правил врачебного контроля;
  • Неблагоприятные метеорологические условия.

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Возникновение спортивных травм зависит от ряда факторов.

У девочек меньше травм, чем у мальчиков. Чем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше воспитанник и выше его спортивная квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент занимающихся, условия проведения, методика занятий. У занимающихся по государственным программам физического воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у занимающихся в спортивных секциях по авторским программам.

Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, столкновением, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат и т.п.

В детском саду резко растет двигательная активность и увеличиваются физические возможности ребенка. Что требует от педагога возрастающего внимания за ходом занятия, на правильное поведение на занятии, надежно охраняемое ребенка от неосторожного падения, опрометчивых поступков, ведущих к травмам.

О НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ТРАВМАТИЗМА

Причины, которые приводят к несчастью, укладываются в сравнительно небольшое число типичных штатных ситуаций, которые можно предупредить.

Частой причиной возникновения травм являются падения. Это происходит, когда воспитанники затевают игры без оговоренных правил. Травмы, возникающие при падении, могут быть самые разнообразные: переломы конечностей, тяжелые сотрясения головного мозга, разрывы внутренних органов и так далее. Дети устраивают игры без правил, не сознавая их опасности. Необходимо помнить, что падения, нередко заканчиваются серьезными повреждениями, поэтому требуют определенных спортивных навыков.

Все травмы, связанные с беспечностью, неосторожностью, лихачеством — это беда. Но нередко случается так, что за необузданные, необдуманные поступки одних расплачиваются другие.

Неправильно вырванный мяч у соперника, сильный залом руки назад. Грубая остановка соперника недозволенным приемом. Поставил подножку — в результате тяжелый перелом бедра со смещением. Получил неожиданный удар баскетбольным мячом по голове. Тяжелое сотрясение головного мозга.

ГИПОКИНЕЗИЯ И ТРАВМАТИЗМ

Малоподвижный образ жизни способствует развитию у воспитанников отклонений в состоянии здоровья, таких, как нарушение осанки, зрения, повышенного артериального давления, накопление избыточной массы тела.

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против травм. Все это способствует мобилизации жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и координации движений), таких качеств как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и своих силах.

Для ликвидации последствий гипокинезии в занятия необходимо включать упражнения на растягивание.

ГИПЕРКИНЕЗИЯ И ТРАВМАТИЗМ

Чрезмерные физические нагрузки отрицательно влияют на состояние здоровья и являются причиной детского травматизма.

Иногда при проведении врачебно-педагогических наблюдений приходится констатировать случаи чрезмерных двигательных нагрузок у детей при плановых уроках физкультуры. Особенно часто это встречается у молодых педагогов.

Откуда же перегрузки? Ведь упражнения соответствуют плановым заданиям по программе и по возрасту. Дело в том, что большинство детей вели и продолжают вести малоподвижный образ жизни, поэтому даже нормальный двигательный режим может стать для них на первых порах чрезмерной нагрузкой. Во избежание перегрузок на занятиях физической культуры медработник должен определить биологический возраст, адаптацию к физическим нагрузкам воспитанников и распределить их по состоянию здоровья на медицинские группы.

Педагог должен получить в начале учебного года от медицинского работника ДОУ полную информацию в письменном виде о состоянии здоровья каждого воспитанника. В дальнейшем педагог совместно с медработников регулярно проводят врачебно-педагогические наблюдения в целях определения адаптации детей к физическим нагрузкам, правильного построения занятия и назначения индивидуальных заданий на уроке физической культуры. Во время занятий педагог контролирует физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений и по внешним признакам утомления.

Деление на спортивные группы определяет режим занятий и степень физических нагрузок индивидуально для каждого ребенка. А врачебно — педагогические наблюдения способствуют определению рациональной физической нагрузки.

Глубинные механизмы детского спортивного травматизма, связанные с гиперкинезией, справедливо связывают с перенапряжением локомоторного аппарата.

Перенапряжение локомоторного аппарата это по существу, является частным проявлением перенапряжения организма в целом, так как локомоторный аппарат ребенка нередко наиболее слабое звено в общей функциональной системе, формирующейся в организме для достижения высокого результата.

Практика показывает, что для предупреждения срыва этого слабого звена в условиях ранней узкоспециализированной подготовки необходимо использовать сбалансированные нагрузки на все локомоторные структуры.

Поскольку перенапряжение растущего организма и его локальные проявления связаны с нерациональным учебным процессом, неадекватными нагрузками, то рычаги профилактики спортивного травматизма кроются в оптимизации двигательных режимов на уроках физической культуры.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом:

  • к занятиям допускаются воспитанники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях;
  • при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;
  • аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале или у медицинского работника;
  • перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:воспитанники должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;
  • убрать все посторонние и выступающие предметы;
  • проверить чистоту пола;
  • наличие освещения и вентиляции в зале;
  • убедиться в исправности инвентаря;
  • проветрить помещение;
  • проверить температурный режим в зале;
  • проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;
  • перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;
  • начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;
  • занятие должно быть организовано согласно плана — конспекта занятия;
  • необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;
  • в конце занятия провести заминку;
  • учить воспитанников правильному и безопасному выполнению упражнений;
  • осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;
  • по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности воспитанников;
  • не оставлять детей без присмотра во время занятия;
  • чередовать нагрузку и отдых во время занятия;
  • вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю;
  • уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;
  • при плохом самочувствии освободить воспитанника от занятия;
  • не допускать входа и выхода в зал без разрешения педагога до, во время, и после занятий;
  • требовать от воспитанников прекращения выполнения упражнений по первому сигналу педагога;
  • в процессе занятий и игр воспитанники обязаны соблюдать правила занятий и игр;
  • избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;
  • при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы самостраховки;
  • при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации ДОУ, а воспитанников вывести в безопасное место;
  • при получении воспитанником травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации ДОУ и родителям;
  • после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;
  • проводить детей в группу.

ПРОФИЛАКТИКА СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

В нашей стране проводится много мероприятий по предупреждению травм при занятиях спортом и физической культурой.

Борьба с детским травматизмом — обязательная составная часть работы педагога по охране и укреплению здоровья детей. Травматизм еще занимает значительное место в воспитательном процессе. Всероссийская Межведомственная комиссия по снижению травматизма и предупреждению травматизма среди детей отмечает, что низкая эффективность работы по профилактике детского травматизма связана с недостатками систематического воспитания, следствием чего является отсутствие у них прочных навыков правильного поведения в различных ситуациях.

Во все правила соревнований внесены пункты по охране здоровья спортсменов. Меры предупреждения травм преподаются в учебных заведениях.

Введены для всех спортивных организаций и других общественных организаций обязательные санитарно — гигиенические требования к содержанию мест занятий и соревнований и условиям их проведения с целью предупреждения травм.

Большое значение для предупреждения травм имеют тщательный учет, расследование и анализ причин травм.

В обеспечении мер по предупреждению травм должны участвовать руководители организаций, сами спортсмены, но основная роль отводится педагогу, тренеру.

Педагог не допускает к занятиям лиц, не прошедших врачебного обследования в установленном порядке.

Перед началом всех занятий необходима беседа по профилактике травматизма.

При комплектовании групп, проведении занятий следует учитывать состояние здоровья, физическое здоровье и физическое развитие спортсменов, приспособленность к нагрузкам, пол, возраст, весовые категории, не допускать к занятиям больных.

Особую ценность в предупреждении травм имеет педагогический контроль, позволяющий определять степень утомления занимающихся в процессе учебно-тренировочного занятия.

Важно строгое соблюдение педагогом методических указаний, определяющих содержание и порядок проведения занятий и соревнований, нарушение которых может причинить вред здоровью воспитанников.

Педагог перед каждым занятием проверяет место занятий и следит за тем, чтобы не было посторонних предметов, посторонних лиц, во время занятий следят за поддержанием нормальной температуры, обеспечением достаточного освещения и вентиляции, контролируют качество инвентаря и оборудования, проверяют защитные приспособления.

Проверяет соответствие спортивной формы и обуви воспитанников.

Необходимо строгое выполнение принципов рациональной методики обучения занимающихся: постепенности в дозировании нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода; обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.

Нельзя разрешать воспитаннику выполнять неподготовленные действия.

Перед основной частью занятия, перед соревнованиями нужна достаточная разминка. При выполнении ряда упражнений необходима страховка и знание элементов самостраховки.

Здоровье — залог того, что человек сможет быть полезным членом общества.

Несмотря на целый ряд мер, направленных на профилактику травматизма, несчастные случаи встречаются часто.

Строгая дисциплина на занятиях должна быть законом. Недопустимо выполнение физических упражнений воспитанников при отсутствии педагога.

Для сохранения здоровья, быстрого восстановления организма после перенесенной травмы большое значение имеет правильное и своевременное оказание первой доврачебной помощи. Каждый педагог, должен уметь определить характер травмы, знать ее признаки, а также хорошо владеть приемами оказания первой помощи.

Сформулируем следующие правила:

  1. Знание и соблюдение правил Техники Безопасности.
  2. Врачебный контроль.
  3. Правила личной гигиены.
  4. Качественная разминка и разогрев мышц.
  5. Правильное выполнение техники движений.
  6. Адекватный расчет сил и возможностей, соблюдение режима дня.
  7. Баланс между силой и гибкостью.
  8. Соблюдение методических принципов.
  9. Квалификация педагога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, так необходимы для предупреждения травматизма. При этом важно, чтобы сами игры не только интересовали детей, но и чтобы в них были заложены элементы творчества.

Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. Именно к таким относится ставшая остросоциальной во всех странах мира проблема детского травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах после того, как удалось резко снизить заболеваемость детскими инфекциями, основными причинами смертности детей стали травмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика травматизма в ДОУ

Немного истории

Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. Именно к таким относится ставшая остросоциальной во всех странах мира проблема детского травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах после того, как удалось резко снизить заболеваемость детскими инфекциями, основными причинами смертности детей стали травмы. Они же во многих случаях приводят к инвалидности. В США, например, ежегодно госпитализируется около 300 тыс. детей, получивших травму головы, и примерно 20 тыс. из них всю жизнь страдают от ее последствий.

В 1960 г. в Москве создается научно-методический центр ортопедии и травматологии при Главном управлении здравоохранения Мосгорисполкома, по данным которого в 1970 г. детский травматизм составлял уже 20% от травматизма всего населения Москвы.

С 1972 г. при Министерстве здравоохранения СССР действует Всесоюзная межведомственная комиссия по борьбе с детским травматизмом, а с 1983 г. - Всесоюзный научно-организационный центр по профилактике бытового и детского травматизма при Центральном научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова.

За последние годы работа по предупреждению детского травматизма заметно активизировалась. Расширились и укрепились деловые контакты органов народного образования и здравоохранения с Государственными автомобильной и пожарной инспекциями; к работе подключились средства массовой информации, общественность.

Повысилась эффективность стационарной и поликлинической помощи детям, получившим травмы. При детских больницах организованы травматологические пункты с кабинетами долечивания, что значительно улучшает качество оказания помощи детям и снижает число детей, нуждающихся в госпитализации.

Научно-исследовательские и институты травматологии и ортопедии оказывают организационно-методическую и практическую помощь при лечении детей, получивших различные травмы.

Тем не менее уровень детского травматизма в стране, особенно в крупных городах, продолжает оставаться высоким.

В настоящее время бытовые нетранспортные травмы составляют от 80 до 90% всех случаев. На травматизм дошкольников падает 1/4 часть всего детского травматизма, хотя дети этого возраста в основном все находятся под присмотром взрослых.

Создание безопасных условий в дошкольном учреждении

В настоящее время 17,3 млн. детей охвачены общественным дошкольным воспитанием. В этой связи резко возрастает необходимость в проведении в дошкольных учреждениях профилактической работы по предупреждению детского травматизма.Воспитатели, медицинские работники, родители, общественность должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды.Основная "вакцина" против травматизма - правильное воспитание, оно всецело зависит от воспитателей. В воспитании детей мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма. Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми.

Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления - иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка. Лестничные марши должны иметь ограждения. Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, эстампы, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми. Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, на участке, в физкультурном или музыкальном зале), также должны быть надежно закреплены.

Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям.

Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным. Уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега.

На участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников.

Категорически запрещается использование ядовитых химических веществ для обработки и подкормки деревьев, кустарников, растений цветников и огородов во избежание отравлений детей и персонала дошкольного учреждения.

Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючими листьями.

Оборудование на участках и в помещениях детского учреждения должно быть надежно и устойчиво закреплено и исключать все возможные случаи травмирования детей.

Организация и проведение занятий с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.

Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено.

Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.

В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения - уступить, пропустить, предупредить и т.д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте - с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).

В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.

Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику.

Работа детского сада с семьей

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасные ситуации, влекущие за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.

Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия.

Таким образом, работа с родителями должна строиться с учетом возраста детей и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.

Прежде всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи. Главными из них являются:

расширение знаний родителей о психофизиологических особенностях ребенка данного возраста, его поведения в окружающей среде;

воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного обращения с ребенком;

формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей данного возраста; какие и когда возможны повреждения;

обучение необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему ребенку;

чем и как заниматься с ребенком дома.

Тема детского травматизма - деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.

Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.

Необходимо систематически проводить с родителями беседы о возможных случаях травматизма в помещениях, на улице, у реки, об опасности игры с огнем, о правилах поведения на дорожно-транспортных магистралях. Нужно объяснить родителям, какие последствия влекут за собой падения с высоты, отравления, серьезные ранения, ожоги, избегая в беседе сугубо медицинских терминов.

Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы, ссадины), а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.

Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у ребенка-дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т.д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.


Людмила Пихтовникова

«Предупреждению детского травматизма в ДОУ »

На протяжении многих лет педагогами нашего детского сада ведется работа по оздоровлению воспитанников и по . Основные черты, характеризующие детский травматизм , – распределение по полу , возрасту и видам травм . В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек. В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы и травмы , полученные на улице.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма , в нашем детском саду проводятся целенаправленно. Анализ показал, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины травм и травмоопасные ситуации .

Для малышей - наиболее опасны мелкие предметы ; основные двигательные навыки у них еще не достаточно сформированы, поэтому травмы в этом возрасте обусловлены падениями. У малышей необходимо развить двигательные навыки и умения ориентироваться в окружающей обстановке, играть с игрушками. С возрастом изменяется характер повреждений : увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Для детей дошкольного возраста характерно активное участие в окружающей жизни, основным местом происшествия для них становится двор. Увлекаясь, они теряют над собой контроль и поэтому наиболее часто получают травмы в игровых ситуациях А различные колющие и режущие предметы при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Основной причиной несчастных случаев с воспитанниками является слабый контроль со стороны взрослых. Большое внимание при работе с педагогами уделяем ознакомлению со статистикой травм и проведению тщательного анализа причин травм воспитанников . В целях предупреждения детского травматизма в ДОУ создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса : педагогов, воспитанников и родителей.

Главная цель этой работы – формирование у воспитанников осознанного умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ. В любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада , но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ : должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня, согласно требованиям СанПиН к организации режима дня; в тоже время должен научить малышей быть осторожными, вести себя грамотно в любой ситуации.

В работе по профилактике детского травматизма наш детский сад придерживается следующей системы :

I. Организационно-профилактические мероприятия.

1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада :

Оборудование, расположенное на территории дважды в год осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с составлением актов проверки;

Воспитатели и администрация ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок;

Постоянно проводятся мероприятия по уборке мусора, декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

В зимний период проводятся мероприятия по очистке от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок , посыпанию песком.

Воспитатели постоянно ведут контроль и страховку воспитанников во время игр,

Старшая медицинская сестра принимает участие на занятиях по ОБЖ.

Инструктор по ФК организуют физкультурные досуги по ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ.

Музыкальный руководитель организуют праздники, развлечения по ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ.

Мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования;

II. Организационно-профилактические мероприятия с педагогами.

1. Заведующая ДОУ проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей; 2. Администрацией ДОУ проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения экскурсий,прогулок,походов за пределами детского сада .

3. Составлен план работы ДОУ по предупреждению детского травматизма . 4. В группах оформлены «Уголки безопасности» 5. Для педагогов проводятся консультаций : «Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма у дошкольников ». 6. В группах составлены картотеки художественной литературы, дидактических игр по ПДД и основам безопасности жизнедеятельности. 7. Проводится анкетировании педагогами.

8. Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является задача : совершенствовать работу по охране жизни и здоровья детей с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для ДОУ 2.4.1. 2660-10 от 22.07.2010 г., формирование навыков и умений безопасного поведения воспитанников. ДОУ имеется методический комплект пособий по обучению детей правилам безопасного поведения : Программа Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность» ; Методическое пособие Т. Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения в быту» ; Методическое пособие Голиценой Н. С. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» ; Учебное пособие В. В. Колбанова «Уроки Айболита. Расти здоровым» ; Методическое пособие С. Н. Черепанова «Правила дорожного движения» ; Методическое пособие Н. В. Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет» ; и другие учебно-методические пособия. Учитывая данный методический комплект были разработаны тематические планы для всех возрастных групп.

III .Организационно-профилактические мероприятия с воспитанниками.

Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм.

1. НОД по образовательным областям : безопасность, здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическая культура. Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием видеофильмов и аудио записей.

2. Беседы индивидуальные, под групповые («Осторожно Дорога» , «Встречи на улице» , «Внимание – Огонь не игрушка» , «Игры во дворе» , «Откуда может прийти беда» , т. д.).

3. Целевые прогулки, экскурсии, походы.

4. Встречи с интересными людьми.

5. Игры : подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые,

6. Праздники, досуги, развлечения, КВН, викторины, акции, конкурсы.

7. Просмотр презентаций, фильмов; прослушивание аудио записей.

IV.. Организационно-профилактическая работа с родителями.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Проблему безопасности ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада без участия родителей. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания, а предметы домашнего обихода , бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить в семье.

В ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия с родителями :

Родительские собрания;

Материал на стендах «Уголков безопасности» ;

Проведение бесед индивидуальных, под групповых;

Показ выставок детских рисунков , поделок, макетов;

Дискуссионные встречи с интересными людьми за «круглым столом» ;

Анкетирование родителей;

Выпуск газет и памяток для родителей.





Консультация

«Предупреждение детского

травматизма в ДОУ»

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма , в нашем детском саду проводятся целенаправленно. Анализ показал, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины травм и травмоопасные ситуации .

Для малышей - наиболее опасны мелкие предметы ; основные двигательные навыки у них еще недостаточно сформированы, поэтому травмы в этом возрасте обусловлены падениями. У малышей необходимо развить двигательные навыки и умения ориентироваться в окружающей обстановке, играть с игрушками. С возрастом изменяется характер повреждений: увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Для детей дошкольного возраста характерно активное участие в окружающей жизни, основным местом происшествия для них становится двор. Увлекаясь, они теряют над собой контроль и поэтому наиболее часто получают травмы в игровых ситуациях. А различные колющие и режущие предметы при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Основной причиной несчастных случаев с воспитанниками является слабый контроль со стороны взрослых. Большое внимание при работе с педагогами уделяем ознакомлению со статистикой травм и проведению тщательного анализа причин травм воспитанников . В целях предупреждения детского травматизма в ДОУ создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитанников и родителей.

Главная цель этой работы – формирование у воспитанников осознанного умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ. В любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада , но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ : должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня, согласно требованиям СанПиН к организации режима дня; в тоже время должен научить малышей быть осторожными, вести себя грамотно в любой ситуации.

В работе по профилактике детского травматизма наш детский сад придерживается следующей системы:

Организационно-профилактические мероприятия.

В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада :

оборудование, расположенное на территории осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с составлением актов проверки;

воспитатели и администрация ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок;

постоянно проводятся мероприятия по уборке мусора, декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

в зимний период проводятся мероприятия по очистке от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок , посыпанию песком.

воспитатели постоянно ведут контроль и страховку воспитанников во время игр,

содержат выносной материал в исправности и соответствии требованиям безопасности;

старшая медицинская сестра принимает участие на занятиях по ОБЖ.

инструктор по ФК организуют физкультурные досуги по ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ.

музыкальный руководитель организуют праздники, развлечения по ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ.

мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования;

Организационно-профилактические мероприятия с воспитанниками.

Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм.

1. НОД по образовательным областям : безопасность, здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическая культура. Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием видеофильмов и аудио записей.

2. Беседы индивидуальные, под групповые («Осторожно Дорога» , «Встречи на улице» , «Внимание – Огонь не игрушка» , «Игры во дворе» , «Откуда может прийти беда» , т. д.).

3. Целевые прогулки, экскурсии, походы.

4. Встречи с интересными людьми.

5. Игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые,

6. Праздники, досуги, развлечения, КВН, викторины, акции, конкурсы.

7. Просмотр презентаций, фильмов; прослушивание аудио записей.

Организационно-профилактическая работа с родителями.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Проблему безопасности ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада без участия родителей. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания, а предметы домашнего обихода , бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить в семье.

В ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия с родителями:

родительские собрания;

материал на стендах «Уголков безопасности» ;

проведение бесед индивидуальных, под групповых;

показ выставок детских рисунков , поделок, макетов;

дискуссионные встречи с интересными людьми за «круглым столом» ;

анкетирование родителей;

выпуск газет и памяток для родителей;