Ребенок в 6 лет не отпускает маму. Ребенок никуда не отпускает от себя маму – что делать? Преодолеваем излишнюю привязанность


Из-за современной ситуации в обществе большинству мам приходится заниматься уходом за малышом и его воспитанием вплоть до трехлетия и даже старше. В то время как отцы занимаются заработком денег, чтобы прокормить семью. Таким образом, ребенок проводит с мамой практически все время, сильно привыкая к ее обществу. Поэтому совсем неудивительно, что бывая с родительницей почти полные сутки, малыш готов находиться только рядышком с ней. И когда рядом появляется посторонний, кроха настораживается и прижимается к маме. Но может случиться такая ситуация, что мамочке будет необходимо отлучиться по делам без любимого чада. И тогда нередко бывает, что малыш, привыкнув не отпускать маму ни на минутку, закатывает нянькам (бабушкам, тетям или дядям) целые истерики и скандалы, требуя возвращения любимой родительницы. Естественно, что последняя желает скорейшего взросления ребенка, что позволит постоянно отлучаться для решения различных проблем, даже самого простого, например, сходить на часик-второй на базар за продуктами. Поэтому у многих возникает вопрос, можно ли изменить ситуацию? Об этом и пойдет речь.

Боязнь «чужих» - откуда она берется?

С самого рождения младенец полностью отождествляет себя с родной мамой, считая себя единым с ней целым. Но семь-восемь месяцев – это как раз тот возраст, когда у детей-грудничков начинает работать механизм разделения окружающих людей на так сказать «своих» и «чужих». Причем при этом ребенок не руководствуется слепо маминым мнением, так сказать, собственной точкой зрения, то есть чисто интуитивно.

При нормальном развитии со временем кроха начинает взрослеть и постепенно расширять круг знакомств. Но если такая проблема остается и в старшем возрасте, родителям стоит серьезно задуматься. Дело в том, что если ребенок не отпускает маму ни на минуту, это, как правило, связано с рядом причин:

  • пережитый психологический стресс и чувство незащищенности;
  • появление фобий различного характера;
  • нестабильность семейной обстановки (например, ссоры между родителями, с тещей или свекровью);
  • смена в положении ребенка, если долгое время он был манипулятором;
  • низкая самооценка у малыша, когда в присутствии мамы он чувствует себя гораздо увереннее.

Что делать, если ребенок не отпускает маму ни на минуту?

Если в вашей семье кроха «монополизировал» маму по тем соображениям, что с ней постоянно проводит время, рекомендуется как можно чаще приглашать родственников или друзей семьи, чтобы в присутствии родительницы ребенок привыкал к новому обществу и видел позитивное отношение матери к гостям.

По мере взросления кроха будет притираться к новым людям и даже оставаться на некоторое время с ними в компании. Но отучать от мамы нужно постепенно – сначала оставить на несколько минут наедине с новым человеком, затем на 10 минут, 30 минут и даже час. Карапузам от 2-3 лет рекомендуется даже объяснить о цели ухода мамы и о том, что она очень скоро вернется, даже пообещать сладость или игрушку по приходу.

Обычно с двух, чаще с трех лет у карапуза проявляются искорки – желание самому одеться, поесть, сходить в туалет, поиграть и побыть без мамы в том числе.

Если проблема остается у ребенка предшкольного возраста, специалисты рекомендуют обратиться к невропатологу. Дело в том, что, например, малыши с раздражительны и плаксивы, а потому заведомо негативно относятся к новичкам в окружении.

А вот решение проблем с ухудшением психологической обстановке в семье или появлением фобий – это прерогатива детского психолога.

Имейте в виду, отучение от сильной привязанности с мамой должно проходить постепенно, резкая разлука приведет к усилению стресса и замкнутости ребенка.

Трудно найти двух совершенно одинаковых малышей. Бывают очень независимые и самостоятельные дети, которые способны сами себя занять, просто посмотреть мультфильмы, пока мама чем-то занята. А еще встречаются так называемые мамины «хвостики», бегающие за матерью по пятам, не отпускающие ее ни на шаг.

Конечно, любой женщине приятно чувствовать себя самым главным человеком для своего ненаглядного сына или дочки. Но что делать, если кроха чрезмерно зависим от вас, постоянно требует вашего внимания, не дает спокойно заняться домашними хлопотами?

Сегодня мы поговорим о широко распространенной проблеме, когда в семье подрастает маленький «хвостик», всюду следующий за мамой.

Мама и ребенок: особенности взаимоотношений в раннем детстве

У младенца в первые месяцы жизни начинает формироваться принятие или непринятие других людей, иначе говоря – базовое доверие к окружающей действительности. Этот возрастной период чрезвычайно важен для дальнейшего развития малыша.

Если родители (особенно мама) относятся к нему с вниманием, заботятся и любят его, то кроха положительно относится к миру.

У деток до трех лет часто встречается боязнь незнакомцев, страхи перед новой обстановкой и отдалением от матери. Именно такие опасения заставляют малыша ходить за родительницей по пятам и следить за каждым ее движением.

Обычно к трехлетнему возрасту ребенок способен отпустить маму и других важных для него взрослых.

В это же время появляется упрямство, желание самостоятельност и, восприятие себя как отдельного человека. Однако неблагоприятные условия воспитания, особенности темперамента приводят к тому, что малыш и мать становятся практически единым организмом.

Почему ребенок не отпускает от себя маму?

Кажется, пора привыкнуть, что мамочка после короткой разлуки всегда возвращается обратно. Однако кроха каждый раз начинает реветь и впадать в истерику.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо установить возможные причины его поступков.

  1. Обычно прячутся за мамину юбку и осторожничают в общении маленькие меланхолики. Им спокойнее и привычнее, когда мать рядом. Если окружающие люди к тому же незнакомы, то ребенок вообще старается не отходить ни на шаг. Такое происходит, если в младенчестве у меланхолика не развилось базовое доверие к миру.
  2. Еще одна причина – дети все свое время проводят с мамой. Она является единственным воспитателем, так как другие помощники (папа, бабушка) не могут в силу занятости сидеть с крохой. Неудивительно, что лишь рядом с матерью он ощущает себя в безопасности, а когда она пропадает, начинает беспокоиться.
  3. Страх одиночества появляется, если родители применяют «запрещенный» прием – угрожают расшалившемуся малышу: «Будешь еще кусаться – я тебя здесь оставлю». Регулярно слыша подобную фразу, ребенок начинает воспринимать уход матери как желание от него избавиться.
  4. Еще одним источником повышенной тревожности является недостаточное желание самой женщины отделиться от своего чада. Вспомните, как часто в детском саду при расставании плачут оба – и мама, и малыш. Благодаря крепкой эмоциональной связи он ощущает мамину тревогу и сам начинает беспокоиться.
  5. Нежелание отпускать часто связано с недостатком родительского внимания. Кажется, мать всегда близко, но не вместе с ребенком: разговаривает с подружкой по телефону, общается на или занимается разными домашними делами. А когда хочет ненадолго отойти, кроха напоминает о себе криками и слезами.
  6. В раннем возрасте плач не всегда вызван желанием побыть с мамочкой или обычными капризами. Просто дети и в девять месяцев, и даже в два годика могут выражать свои переживания и неудобства исключительно ревом. Необходимо приглядеться, возможно, карапуз захворал, у него приболел живот или режутся зубки.

Что делать, если ребенок не отпускает маму?

Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, потребуется немало усилий. Но избавляться от чрезмерной зависимости малыша от матери необходимо, поскольку женщина не принадлежит самой себе, а кроха лишен общения с ровесниками, испытывает трудности с вхождением в коллектив.

Представьте, какие сложности ожидают ребенка-хвостика при адаптации в детском саду или школе.

Специалисты советуют изменять эту ситуацию последовательно и, самое главное, постепенно.

Излишне решительные перемены могут испугать малыша, что чревато возникновением еще большей тревожности и замкнутости. Что же делать уставшей маме?

  1. Начните изменения с внутрисемейных отношений – привлекайте к общению с ребенком ближайших родственников, в первую очередь, отца. Организуйте совместный отдых, попросите папу поиграть с малышом в подвижные игры. Может быть, именно ваш супруг станет лучшим рассказчиком сказок на сон грядущий.
  2. Затем привлекайте к общению с маленьким «хвостиком» других близких людей и друзей. Сначала они могут поиграть с крохой в вашем присутствии. Когда он начнет ощущать себя комфортно в обществе родных и знакомых, перестанет за вас прятаться и сидеть на коленях, переходите к следующему шагу – походу по магазинам.
  3. Объясните своему чаду, что пока он так весело играет с папой или бабушкой, вам нужно на несколько минут отойти в магазин. Прибегните к небольшой хитрости – расскажите, что дома закончилось любимое детское печенье, а после игры всем захочется попить чай. Говорите утвердительно, не спрашивая разрешения у ребенка отлучиться ненадолго. Понемногу увеличивайте продолжительност ь похода за покупками.
  4. Ни в коем случае не сбегайте тайком из дома, даже если необходимо отлучиться всего на пару минут. Чувствительный малыш придет в ужас, когда обнаружит пропажу любимой мамочки. Будьте уверены, что в следующий раз он вас так просто не отпустит.
  5. Полностью исключите из описания своего чада такие слова, как «застенчивый», «необщительный», «замкнутый», «веревочка», «плакса» и т.д. Ребенок является тем, кем его называют и считают родители. Напротив, почаще говорите, что он открытый, общительный и веселый малыш.
  6. Ну и, наконец, увеличивайте расстояние, на котором находитесь вы и ваш «хвостик» – постепенно приучайте его оставаться одному в комнате, пока вы заняты на кухне. Главное условие – кроха должен быть уверен, что вы в любой момент придете ему на помощь, если он не справится с чем-то. Когда он привыкнет, применяйте это правило на прогулке и детской площадке.

Обязательно предоставьте ребенку возможность общаться с другими детками. Готовьтесь к поступлению в детский садик, расширяя социальные контакты малыша.

Еще можно разработать собственный ритуал прощания. Например, почесаться носиками или два раза подпрыгнуть и сказать «пока-пока» друг другу.

Кстати, не следует идти на поводу артистичного спектакля, который порой устраивают дети при расставании. Слезы и крики направлены на то, чтобы манипулировать любящей мамочкой. Поэтому наберитесь терпения и помните, что проблему, скорее всего, быстро решить не удастся.

И напоследок, мама тоже должна над собой работать. Научитесь доверять своего любимого малыша близким родственникам, найдите себе интересное занятие на время разлуки с ним.

Если вы будете в себе уверены, то такая же уверенность появится и у ребенка. В этом случае ваше чадо обязательно вырастет самостоятельным!

Как отпустить маму на работу без слез

«До того, как я снова вышла на работу после декретного отпуска, – рассказывает мама четырехлетней Ани, – Анечка была счастливым и беззаботным существом. Но теперь каждое утро, когда я пытаюсь выйти из дома, она цепляется за мои ноги с криком: «Не уходи! Мамочка, не уходи!» И каждый раз я, обливаясь слезами, выхожу из дома. Как долго это может продолжаться?»

Не исключено, что ваша дочь будет вести себя так еще очень долго. Необходимо как можно скорее предпринять то, что отменит этот ежедневный утренний ритуал.

Утром, как обычно одеваясь, чтобы идти на работу, скажите: «Сегодня я хочу доставить тебе удовольствие и взять с собой. Ты пойдешь в мамин офис, чтобы увидеть место, где я работаю целый день».

Очень важный момент: не произносите эту фразу с вопросительной интонацией. Ни в коем случае не спрашивайте: «Не хочешь сегодня сходить к маме на работу?» Потому что дадите своей малышке возможность ответить «нет», что она, естественно, и сделает (а если быть точнее, то вы услышите: «НЕ-Е-Е-Е-ЕТ! Не хочу идти-и-и-и!»).

Здесь стоит упомянуть об одном из общих принципов взаимоотношения родителей и детей, актуальном во многих житейских ситуациях: никогда не задавайте вопроса, ответ на который не соответствует планам воспитания ребенка. Поощряйте независимость мышления вашей малышки, но только в том случае, если уверены, что результат этой свободы не противоречит родительским планам.

Наихудшим вариантом развития этой ситуации будет стремление малышки выразить совершенно неприемлемое для вас мнение. Это может запутать ребенка, потому что впоследствии он не сможет отличать моменты, когда нужно разумно и результативно выразить свое желание.

Теперь вернемся к нашей ситуации. Итак, вместо того, чтобы как обычно исчезнуть из дома в восемь часов утра, вы объявляете своей малышке, что сегодня все будет по-другому, и она отправится на работу вместе с вами. Заранее договоритесь с няней или с бабушкой о времени, где и когда она встретит вас. Отведите как минимум полчаса или даже час для того, чтобы показать своей дочке место, где вы проводите свой рабочий день.

Если ваш начальник и коллеги не возражают, покажите ей остальной офис. Разрешите попечатать на машинке, посидеть на своем вращающемся стуле и покрутите ее на нем несколько раз, а потом выпейте воды из забавного треугольного бумажного стаканчика. Покажите ее фотографию на вашем столе и телефон, по которому вы звоните домой, чтобы узнать, как у нее дела. Позвольте малышке задать вопросы о том, где и как вы делаете свою работу, и дайте на них простые ответы.

Если вы считаете, что пояснения о вашей работе слишком сложны для понимания маленького ребенка, заранее подумайте о том, как проще объяснить основной смысл ваших занятий. Кстати, объяснение того, чем вы на самом деле занимаетесь, позволит вам попутно выявить положительные и отрицательные моменты вашей деятельности.

А теперь попросите малышку оставить вам рисунок или отпечаток руки. Заверьте ее, что, находясь на работе, вы часто думаете о ней, что она всегда в вашем сердце и мыслях. Это – самая легкая часть дела.

Дальше наступает самое трудное. В заключение вашего «похода» няня (или бабушка) должна будет забрать ребенка домой. Возможно, ваше расставание будет новой версией хватания за платье, крика и слез, обычно происходящих дома. Чтобы избежать подобной сцены на вашем рабочем месте, пройдите вместе с няней и ребенком до машины или автобусной остановки.

На следующее утро, готовясь к уходу на работу, напомните ей, что вы вместе делали в офисе. Пообещайте ей позвонить – и обязательно сделайте это, если уверены, что ваш звонок действительно не нарушит душевного комфорта ребенка. Прежде чем взять на вооружение эту методику (как, впрочем, и большинство остальных, предлагаемых в данной книге), подумайте об индивидуальных особенностях и темпераменте собственного ребенка.

Не ждите, что скандалы при расставании исчезнут сами собой только потому, что малышка теперь каким-то образом связана с вашим рабочим местом. Изо дня в день вы должны повторять ей то, чем вы будете заниматься на работе, и делать это до тех пор, пока она не запомнит ваши слова, как стихи. После этого попрощайтесь и отправляйтесь на работу, быстро закрыв за собой дверь (можно попросить мужа, бабушку или няню в момент прощания находиться рядом с малышкой и придержать ее, чтобы она не побежала следом за вами).

Если вы снова выходите на работу после долгого пребывания дома и решили не отдавать ребенка в детский сад, а нанять няню, то для вашего ребенка очень важно привыкнуть и найти общий язык с няней за несколько дней (и даже недель) до вашего первого рабочего дня. Идеальный вариант – нанять няню за месяц до этого, чтобы не только дать ребенку возможность привыкнуть к новому человеку, но и чтобы самим определить, достаточно ли хороший выбор вы сделали, и в случае необходимости произвести замену.

Одно огромное «НО» должно быть в вашем сознании: первый день работы няни в доме ни в коем случае не должен совпадать с первым днем вашего выхода на работу. Вы не должны допустить, чтобы малыш одновременно оказался перед необходимостью привыкать к двум новым ситуациям, – это большое испытание даже для самых общительных и самостоятельно мыслящих детей.

Няня должна особенно постараться, чтобы время, проведенное без вас, было для малыша как можно более приятным. Заранее договоритесь с няней, чтобы она предприняла что-то особенное – к примеру, сходила бы с ребенком на новую детскую площадку, причем такие прогулки должны происходить с утра, чтобы направить мысли ребенка в приятное русло и отвлечь его внимание от факта, что вас нет дома.

Вниманию родителей чрезмерно робких и застенчивых детей: вам необходимо поручить няне, чтобы она придерживалась привычного распорядка дня. В таких случаях ребенку всегда помогает «переходный» предмет: любимое одеяльце, плюшевый мишка или другая игрушка, с которой малыш чувствует себя особенно комфортно в стрессовой ситуации. Посоветуйте ему держать эту вещь рядом во время вашего отсутствия. Поговорите с игрушкой сами, причем очень уважительно. Скажите: «Ты сегодня прекрасно проведешь время с Аллочкой, ждите меня, пока я не вернусь с работы!»– и на прощанье поцелуйте игрушку, чтобы показать малышке, что вы цените все, что она любит, а значит, и все ее чувства.

Совершенно очевидно, что после выхода на работу не следует отучать малыша от привычек или действий, которые он находит удобными для себя.

Не начинайте приучать ребенка к горшку, отбирать соску-пустышку или запрещать сосать палец; пусть он, если хочет, хоть каждый день надевает старую вязаную шапку, даже если на дворе стоит июльская жара, – позвольте ему это. Даже если вы захотите внести некоторые изменения в утренний распорядок дня ребенка, остальную часть времени он должен проводить как обычно: няня должна уложить его спать в обычное время и приготовить еду, к которой он привык, причем неплохо в первые несколько дней давать ему любимые блюда.

Не позволяйте няне требовать от ребенка в это время соблюдения каких-то новых правил или ограничений. Ведь намного труднее привыкнуть к отсутствию мамы, если заменяющий ее человек ругает тебя за то, на что мама не обращала внимания. Поговорите с няней, предупредите ее о том, что вы позволяете малышу, а чего – нет, чтобы между ними не возникло непонимания.

Особо нервным родителям, беспокоящимся о том, как пережил ребенок утреннее расставание, хорошо сделать краткий звонок домой сразу же по прибытии на работу.

Предположим, что няня делает все возможное для того, чтобы помочь малышу пережить этот переход. Но и вам следует проявлять терпение. Все обязательно будет хорошо.

Возможно, вы полагали, что недели через две сможете уходить из дома без слез, а малыш плачет все сильнее. Вот уж почти месяц прошел – и никаких признаков улучшения ситуации. Значит, настало время изменить тактику.

Попытайтесь применить радикально отличающийся подход: встаньте примерно на час раньше, оденьтесь и отправляйтесь на работу, пока ребенок не проснулся. В таком случае он не сможет заставить вас наблюдать эту душераздирающую сцену, испытывая чувство вины, а проснется в новой реальности, которую придется принять.

Возможно, вы убедитесь, что няне недостает изобретательности или опыта, чтобы помочь ребенку пережить этот переход. Если неподалеку от места работы есть хороший детский сад, возможно, будет лучше устроить малыша туда. К тому же тогда вы сможете отвозить его сами, что несколько отдалит момент расставания, и он попадет туда, где другие родители тоже будут оставлять своих детей, так что это может стать удачным вариантом.

Еще одним преимуществом детских садов является то, что там день ребенка будет четко распределен; уход и обучение будут осуществлять профессионалы, и особый упор делается на обучение и развитие необходимых навыков. Если вы хотите, чтобы ваш малыш осознал, что он ходит в садик каждый день, как папа и мама на работу, тщательно подыскивайте детский сад, который, по вашему мнению, сможет обеспечить вашему ребенку благотворную среду для воспитания и обучения.

Ну а если же ваш малыш по-прежнему боится расставаться с вами? Как поступить в этой ситуации?

«Дима без проблем привык к тому, что меня в течение рабочего дня не было дома. Он прекрасно ладил с няней, которая оставалась с ним. Однако, как только он пошел в детский сад, все изменилось: когда я оставляю его там, он ведет себя так, как будто пришел туда в первый раз. Я уж подумываю забрать его оттуда и подождать еще год. Как думаете, это хорошая мысль?» – спрашивает мама трехлетнего Димы.

Найдите хороший детский центр, основательно изучите его возможности, а затем доверьте профессиональным воспитателям оказание помощи вам и вашему ребенку в переходный момент к новому этапу в его жизни. Это не будет самодеятельностью. А если вы все же попытаетесь действовать самостоятельно, то можете только усугубить ситуацию.

Однако это вовсе не означает, что теперь вы ничего не можете сделать. Вот некоторые действия, которые дополнят усилия воспитателей и которые помогут вашему ребенку приспособиться к новому образу жизни.

С сегодняшнего дня и в дальнейшем продолжайте соблюдать краткий ритуал прощания. Выйдя из машины или пройдя с малышом до двери, крепко обнимите и поцелуйте его; ну, может быть, добавьте: «Веселого тебе дня!» – но и только. Не поддавайтесь искушению ответить на просьбу поцеловать его еще раз или подождать еще только одну минуточку, чтобы ребенок не надеялся таким образом продлить время прощания с вами.

Сделайте так, чтобы в детском саду ребенку было интересно и весело. В хорошо оборудованном детском учреждении предоставляется широкий выбор разнообразных занятий, благодаря которым ваш малыш вскоре с удовольствием будет находиться там.

Позвольте малышу взять с собой любимый домашний предмет. Это может быть плюшевый мишка, одеяльце или какая-нибудь другая игрушка, которую он обычно брал с собой в кроватку. Не во всех детских учреждениях разрешается делать это.

Некоторые специалисты считают, что все эти вещи относятся к младенческому миру, и когда начинается дошкольный период, их следует оставить в прошлом. Во многих, точнее сказать, в большинстве детских центров запрещают приносить соски-пустышки и пытаются бороться с привычкой сосать палец во время дневного сна.

Выбирая детское учреждение для своего малыша, вы должны быть уверены, что воспитатель с пониманием отнесется к его любимым вещам и в случае необходимости ребенок обязательно получит поддержку.

Зачастую ребенку, чтобы чувствовать себя спокойно в стрессовой ситуации, обязательно нужно знать, что его любимая кукла находится рядом в уютном домике или в коробочке.

Постарайтесь заранее познакомить малыша с воспитателями детского сада: хотя бы один раз он должен поиграть в классной комнате или на детской площадке. Это должно произойти не за несколько месяцев до того, как он начнет посещать детский сад (потому что, если это случится слишком рано, то ребенок все забудет), но и не перед самым началом посещения – иначе у малыша не останется времени привыкнуть к мысли, что для него наступает новый детсадовский период. Попытайтесь раздобыть список группы, которую будет посещать ваш малыш, и пригласите к себе домой или на ближайшую детскую площадку одного или двух будущих его товарищей.

За неделю до первого дня посещения (а может быть, и раньше) ежедневно говорите с малышом о детском садике. Не пытайтесь увещевать и подбадривать его, что там он будет без мамы и папы, – это может напугать и утвердить в его сознании страх. Ваши успокаивающие слова и фразы понадобятся после того, как малыш сам почувствует, как это страшно – остаться одному в новом месте. Вместо этого говорите, причем как можно подробнее, о том, чем дети занимаются в детском саду. Если, к примеру, в группе есть живой уголок с кроликами или хомячками, обязательно расскажите об этом. Говорите все это бодрым и уверенным тоном, чтобы вселить в малыша мысль: детский сад – это неотъемлемая часть жизни каждого ребенка. Расскажите, как вы сами любили ходить туда, когда были маленькими, а если это было не так – ничего не случится страшного, если вы немного пофантазируете. Выдуманные истории помогут ребенку свыкнуться с мыслью, что ходить в детский сад – это весело и не страшно.

Если все же у ребенка возникает страх при расставании, он начинает кричать и плакать – подавите все свои природные материнские и отцовские инстинкты броситься ребенку на помощь. Не говорите ему, что заберете его домой раньше, чем других детей. Не позволяйте своему малышу цепляться за вашу руку, тащить в комнату или как-то иначе препятствовать вашему уходу. Не оставайтесь в помещении дольше, чем считает нужным воспитатель. Если садик хороший, вы должны доверять его персоналу.

Не торопитесь делать вывод, что ваш ребенок не готов к пребыванию в дошкольном учреждении. Посетите с малышом консультанта по дошкольному обучению или специальный исследовательский центр, сотрудники которого способны оценить готовность ребенка. Ваш малыш пройдет тестирование, состоящее из многочисленных элементов: игра в мяч, умение слушать рассказ, рисование картины, складывание из кубиков различных фигур и другие «игры», в которые легко и весело играть. Собранные воедино, они позволяют создать полную картину уровня навыков и умений ребенка, включая и его эмоциональное развитие.

Если у вашего малыша обнаружатся какие-то особые проблемы адаптации или развития, консультант направит вас в детское учреждение, располагающее необходимыми для него условиями, или же посоветует программу помощи в домашних условиях для подготовки к посещению детского сада в более поздний срок.

Моя племянница пошла в детский сад в три года и девять месяцев. В первый день она поднялась рано утром, вся сияющая. Мы одели ее и бодро сообщили, что настало время отправляться в детский сад. За несколько недель до этого мы водили ее туда, и она прекрасно провела время. Аллочка восприняла это известие с большим энтузиазмом и даже стала что-то взволнованно лепетать. Когда мы вошли в садик, то подумали, что все складывается очень здорово: там повсюду веселые детишки забирались на различные гимнастические снаряды, карабкались вверх, скакали и прыгали. Улыбаясь от удовольствия, наша малышка устроилась на качелях среди других детей. Она настолько погрузилась в игру, что едва обратила внимание, когда мы попрощались с ней и ушли.

«Это же просто чудесно! – думали мы. – Совершенно никакого беспокойства при расставании!» Все оказалось намного проще и легче, чем мы ожидали. Наверное, мы ее очень хорошо подготовили, с чем мы себя и поздравили.

На следующее утро мы разбудили Аллу и сказали, что пора собираться в детский сад. На этот раз вместо радостного прыжка из кровати она закричала: «Нет!», и мертвой хваткой вцепилась в перекладину кровати. После десятиминутной борьбы нам, наконец, удалось оторвать Аллочку от кровати и втолкнуть в одежду. Когда мы пришли к садику, нам пришлось практически тащить ее в помещение, а затем и в раздевалку.

Что крылось за этим сопротивлением? Очевидно, она думала, что все прежние разговоры о детском садике и наши посещения его летом были подготовкой к однодневному событию. Она побывала там, весело провела время, и этим дело закончилось. Она совершенно не собиралась делать все это снова! Мы не предупреждали ее, что это будет на следующий день и во все дни недели! В этот раз, когда мы попрощались с ней, она бросилась на пол и стала колотить по нему руками и ногами. Успокоить ее было невозможно.

Мы стояли, ошеломленные и совершенно беспомощные, не зная, что делать, убежденные только в одном: мы не можем оставить ее здесь в таком состоянии. Однако воспитательница Аллочки, наблюдавшая всю эту сцену, не сомневалась в том, что следует предпринять. «С ней все будет прекрасно, – заверила она нас, – Попрощайтесь и быстро уходите, она тут же встанет. Так бывает всегда».

Нас проводили в другую комнату, организованную специально для родителей, не желающих оставить плачущего ребенка. Здесь нас ожидала директор детского сада, которая сказала нам, что мы можем обойти здание с обратной стороны и осторожно наблюдать за нашей малышкой через затемненное окно.

Мы сделали это и увидели, что Аллочка уже не лежит на полу, а стоит у мольберта, одетая в халатик. Она была хмурой, но усердно рисовала. Успокоенные тем, что все будет хорошо, мы отправились на работу.

Когда мы забирали ее вечером, она взяла с собой рисунок. Мы ахали и охали, называя его шедевром (он и на самом деле был таковым; мы сохранили его для нее и собираемся хранить всегда).

Но на следующее утро все повторилось. На третий день было не лучше. Каждое утро нам приходилось отрывать Аллу от кровати, с борьбой готовить к выходу и вести в детский сад. И каждый раз – протесты и рыдания. И каждый раз, когда мы подглядывали через затемненное окно, видели, что через минуту-другую, полагая, что мы уже ушли, наша малышка вставала, шла к своему мольберту и принималась рисовать.

В конце первой недели мы всерьез задались вопросом: готова ли она посещать детский сад? Может быть, все же стоит забрать ее оттуда и подождать, пока она все больше привыкнет к этой мысли… Эта ежедневная драма и борьба не идут ей на пользу…

Охваченные смущением и беспокойством, мы не замечали очень слабых, но совершенно определенных признаков некоторого улучшения. С каждым днем она протестовала все меньше и все меньше плакала. К середине второй недели, просыпаясь по утрам, Алла больше не плакала, а в конце этой же недели, отправляя ее в классную комнату, мы вдруг осознали, что, прощаясь с нами, она не пролила ни слезинки. В конце третьей недели она уже улыбалась по утрам, а к концу четвертой всем, кто ее спрашивал, говорила, что любит свой детский сад.

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

О ПОЛЬЗЕ СЛЕЗ Кому не приходилось видеть такую сцену: ребенок играл, никому не мешая, не требуя к себе внимания. Но вот, он заметил, что вы наблюдаете за ним, тем более - любуетесь им, - и его словно подменяют: его глаза начинают блестеть, он начинает носиться, бросать вещи,

Из книги Сдайтесь… и станьте стройной! Диета «Доктор Борменталь» автора Кондрашов Александр Валерьевич

Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

Шаг 5. Принять и отпустить прошлую тревогу Вы в силах контролировать свои мысли, вы в состоянии контролировать свое дыхание, но вы не можете контроли­ровать адреналин. Как только адреналин выбрасывается в кровь, вы начинаете испытывать тревогу и физический дискомфорт,

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Про маму Мама – смиренная личность, подобная той, которая так ярко описана у Карен Хорни в ее книге «Невроз и личностный рост».Про мое детство мама говорит так: «До 5 лет ты была идеальным ребенком, а потом тебя как будто подменили». Мне же вспоминается череда контрастов. С

Из книги Управляя изменениями [Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни] автора Адизес Ицхак Калдерон

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

Отношения закончились, претензии остались, или Как отпустить призрак Самое худшее в расставании с негодяем – это непрошеные чувства. Ты знаешь, что разрыв пойдет тебе на пользу. Умом ты прекрасно понимаешь, что он тебе не подходил, что у вас не было будущего и что это

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Но отпустить не так-то легко Я не понаслышке знаю, как трудно бывает простить и отпустить. В детстве меня силой увез какой-то незнакомец, оскорблявший и бивший меня, колотил отец-алкоголик, я был жертвой расизма наоборот, мои работники обворовали меня, присвоив немалые

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Любую мысль можно отпустить Наличие мыслей – это, конечно, неплохо, но как же часто они сбивают нас с пути! Мы принижаем себя, мы осуждаем других, мы волнуемся о будущем. Так не должно быть! Мы полностью отвечаем за свои мысли, – знайте это, – и всегда сможем управлять

Из книги Любить или не любить? автора Курпатов Андрей Владимирович

КАК ПРОСТИТЬ И ОТПУСТИТЬ? Здравствуйте, доктор Курпатов. Мне 47 лет, у меня две дочери от первого брака, 27 и 17 лет. Одиннадцать лет я жила гражданским браком с мужчиной. Практически постоянно он испытывал финансовые трудности, я тащила весь этот груз на себе. Год назад он

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Отпустить прошлое В свои сорок пять Лори была одинока. Недавно она пережила тяжелый развод и сходила на несколько неприятных свиданий. Ее ситуация казалась ей безнадежной. Она потеряла веру в то, что может привлечь достойного мужчину, и совершенно не желала подвергаться

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Нет времени для слез Кульминацией моего третьего года обучения на медицинском факультете стала важная практика по терапевтической медицине. Считалось, что ее результаты определяют твое профессиональное будущее. Я был на лекции, когда врач-ординатор, у которой я был

Из книги Я знаю, как меня воспитывать. И я вам честно об этом расскажу автора Ладитан Банми

Игры без слез О-о-о, ваше детство закончилось! Как печально! Единственный способ улучшить жизнь – повысить уровень счастья своего малыша. Давайте поиграем! Чтобы сделать этот опыт более радостным (для малышей), я великодушно составил для вас краткое руководство – если

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Оставаться с нянечкой – не повод для слез По разным причинам некоторые родители не могут отдать ребенка в детский сад. И если у бабушек и дедушек нет возможности сидеть с внуками, то приходится нанимать няню. Не всегда все проходит гладко. «Мы проводили собеседование с

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Как прожить без ссор и слез Многие родители считают, что дети не должны бежать каждый раз к родителям, сделав последних своеобразными арбитрами в их ссорах. Они должны сами улаживать свои конфликты и сглаживать острые углы в своих отношениях. По-своему взрослые правы: при

Из книги автора

Как расстаться без слез с любимой одеждой Точно так же, как бывает трудно расстаться с соской или любимой игрушкой, многим малышам тяжело расстаться с любимыми вещами. «Изо дня в день моя трехлетняя дочь надевает одно и то же полосатое платье. Вначале я думала, что это

Из книги автора

Захочет ли Запад «отпустить» свою колонию? А вот теперь по поводу войны… Ну неужели Запад так легко отпустит такую драгоценную колонию? Мы представляем для США большую ценность, чем Индия – для британской короны в 19 веке. Разница в том, что для британцев были важны и сами

Достаточно сильная привязанность ребенка к матери в детстве вполне естественна, но порой она приобретает уж слишком глобальные масштабы. Одно дело - когда малыш спокойнее и увереннее чувствует себя в присутствии мамы, другое - когда он не отпускает ее ни на шаг, и если она оказывается вне поля его зрения, то у него начинается паника, истерика, нервная дрожь, слезы и тому подобное. В этой статье мы постараемся рассказать вам, почему нечто подобное может происходить, и как можно пытаться решить эту проблему.

Почему малыш не отходит от матери ни на шаг?

В любом вопросе всегда полезно разобраться в причинах. Ведь, возможно, отчасти в них кроется эффективное решение. Конечно, каждый случай индивидуален, но чаще всего дети не хотят отпускать мам от себя по одной или нескольким из следующих причин:

Страх быть обиженным

Если ребенок перестал отпускать маму от себя, то, возможно, он достаточно некомфортно и неуверенно чувствует себя в окружении сверстников и людей другого возраста, и подсознательно ожидает от них чего-то плохого. Не ощущает в себе сил, чтобы защитить себя, и потому всегда держит рядом «личного телохранителя» - маму. Чаще всего это связано с недостаточно развитыми коммуникативными навыками.

Страх быть брошенным

Взрослым это может показаться абсолютно иррациональным и нереалистичным, но на практике очень многие малыши боятся, что родители их бросят. Не вообще и не в экзистенциальном смысле, а здесь и сейчас. Ребенок думает: «мамы нет рядом - значит, она меня бросила». Не «пошла в магазин», не «встречается с друзьями», не «гуляет с папой», а именно «бросила». А вот вариантов того, почему у ребенка развивается такой иррациональный страх, может быть немало. Но все они сводятся примерно к одному: отсутствию безусловной уверенности в любви своих родителей, в том, что малыш им действительно нужен.

Болезненная привязанность самой матери

Именно так: вполне возможно, это не столько ребенок не отпускает маму ни на шаг, сколько она сама буквально растворяется в нем, видит в нем единственный смысл жизни, посвящает всю себя заботе о нем и его воспитанию. Маленькие дети - очень чуткие, хотя они далеко не всегда могут объяснить то, что чувствуют. И если ребенок ощущает, что маме без него не по себе, грустно, одиноко, то он может не отпускать ее от себя просто потому, что не хочет, чтобы она печалилась. Причина проблемы здесь очевидна: гиперопека и обесценивание собственной личности.

Недостаток внимания, любви и ласки

Малыш может никуда не отпускать маму из-за того, что ее в его жизни слишком мало. Происходить это может даже тогда, когда формально она рядом, а по сути - очень далеко. Это касается матерей, которые постоянно работают, общаются с подругами по телефону, смотрят что-то по планшету, и даже занимаются домашними делами. Они вроде бы как рядом, но общаются, играют, обучают ребенка всякой всячине далеко не столько времени, сколько ему бы хотелось. В результате он чувствует себя одиноким, и пытается добиться хотя бы того, чтобы мама всегда была рядом физически, если уж психологически она часто отсутствует.

Отсутствие глубокой привязанности к другим родственникам

Тесная эмоциональная связь с матерью - это, по большому счету, хорошо. Тут, как и везде, стоит избегать крайностей, но речь сейчас не об этом. Речь о том, что у ребенка должны быть теплые доверительные отношения и еще с кем-то. Это может быть папа, дедушки и бабушки, тети, дяди, сестры, братья - все семьи разные. Если же крепкая связь у малыша только с мамой, то в ее отсутствие мир вполне ожидаемо кажется ему страшным и враждебным, пустым, полным опасностей, а сам ребенок ощущает себя лишенным опоры.

Страшилки родителей

В каком бы количестве статей ни писали психологи, что не стоит пугать детей фразами вроде «если ты сейчас же не успокоишься, я уйду, а ты останешься здесь», все равно многие мамы и папы постоянно пичкают малышей подобными угрозами: уж очень они популярны в нашем обществе. Проблема таких угроз - сразу в двух аспектах. Во-первых, они не способствуют эффективному воспитанию. Потому что вы никогда не уходите и не оставляете ребенка одного посреди оживленной улицы - следовательно, врете. Или сдаетесь под воздействием его капризов. Или в принципе не имеете склонности поступать логично. А это значит, что и слушаться вас не надо.

Во-вторых, где-то в подсознании подобные фразы все же откладываются. И, пусть такие угрозы никогда не сбываются, постепенно у ребенка вырисовывается логическая схема: «если я буду вести себя плохо, то мама уйдет и оставит меня одного», следовательно, «если мама хочет уйти и оставить меня одного, значит, она наказывает меня за плохое поведение». Соответственно, попытку матери куда-то уйти малыш расценивает как наказание, и всеми силами пытается его избежать, не отпуская маму в магазин, на работу, погулять и так далее.

Физический дискомфорт

Порой причина того, что ребенок не отпускает маму ни на шаг, более чем банальна: это могут быть прорезающиеся зубы, дискомфорт в животике, начинающаяся простуда и любые другие недомогания, которые родители еще не заметили, а сам ребенок не может объяснить. В таких ситуациях он просто подсознательно тянется к тем, кто должен о нем заботиться, и в первую очередь - к маме.

Что делать, чтобы ребенок перестал нервничать, когда мамы рядом нет?

Чрезмерная привязанность малыша к маме - это, несомненно то, что нужно исправлять. Особенно после двух лет, когда дети в принципе должны начинать более активно общаться со сверстниками, а многие вскоре пойдут в детский сад. Процесс решения такой проблемы потребует времени, но задача вполне выполнима. Предпринять необходимо следующее:

  • Если вы уделяете ребенку мало внимания, постарайтесь скорректировать свой распорядок дня, чтобы проводить с ним больше времени. Поверьте, он будет гораздо счастливее, если вы поиграете с ним в куклы или машинки, или посмотрите вместе мультики (именно посмотрите, что-то объясните, о чем-то спросите, а не просто посидите рядом, уткнувшись в телефон), чем если вы купите ему новую одежку или игрушку.
  • Если проблема, наоборот, в чрезмерной опеке, научитесь находить время и душевные силы на себя. Понятно, что в первые месяцы жизни малыша у вас буквально не было такой возможности, но он уже подрос, и вы вполне можете заняться любимым хобби, восстановлением рабочих навыков, учебой, спортом, уходом за собой - тем, что для вас интересно и важно. Само собой, уделяя достаточно времени и ребенку. Но если он увидит, что вы тоже личность, и перестанет чувствовать, что вы в нем растворяетесь - вероятно, болезненная привязанность тоже сойдет на нет.
  • Увеличивайте дистанцию постепенно. Сначала ребенок должен играть рядом с вами, потом - в другой части комнаты, потом - в другой комнате, потом - вообще на улице, и т.п. Распределяйте собственные дела и давайте малышу поручения так, чтобы добиться этого поэтапного расширения физического пространства между вами.
  • Объясняйте, куда уходите. Если вам необходимо уйти, а ребенок вас не пускает, постарайтесь предельно точно и понятно рассказать ему, куда и почему вы идете. И когда вернетесь. Причем последнее нужно крайне тщательно соблюдать: если вы сказали малышу, что придете домой через час, то вы не должны прийти хоть на несколько минут позже. Так он только начнет чувствовать себя еще более тревожно и неуверенно. К слову, время отсутствия также рекомендуется увеличивать постепенно: сначала это могут быть 10 минут, потом 20, потом 30, потом - целый час, и так далее.
  • Оставляйте малыша с другими родственниками. Поначалу это будет сопровождаться истериками, но постепенно время, проведенное с папой/дядей/тетей/бабушкой/дедушкой в отсутствие мамы, станет для ребенка не менее интересным и спокойным, и он научится отпускать вас гораздо проще.

  • Помогайте ребенку социализироваться. Водите его на детские площадки и в другие общественные места, рассказывайте ему, как общаться с детьми и взрослыми, стимулируйте его к тому, чтобы он пробовал находить новых друзей. Так он, во-первых, не будет бояться людей, а во-вторых - постепенно поймет, что весь мир - это не только мама, пусть она и самая любимая.
  • Помните, что малыш все чувствует. А чувствовать он должен уверенность, спокойствие и вашу любовь. Поэтому не стесняйтесь демонстрировать ее на практике, а когда уходите от ребенка - улыбайтесь, целуйте-обнимайте его, можете выработать свой ритуал прощания (равно как и приветствия). Потому что выражение лица, которое малыш может воспринять как грустное, заставит грустить и его.
  • Следите за здоровьем ребенка. Наблюдайте за ним сами, спрашивайте о том, как он чувствовал себя днем в садике. И если у вас возникает подозрение на то, что с ним что-то не так - своевременно обращайтесь к врачу.

Таким образом, исправить ситуацию, когда ребенок не отпускает маму ни на шаг, вполне возможно. Главное - запастить терпением и неуклонно следовать изложенным выше советам, как бы ни пытался малыш этому помешать. И со временем вы почувствуете, что при всей теплоте и важности ваших отношений вы можете спокойно, в гармонии с самими собой быть порознь, чтобы потом вновь испытать радость встречи.

Большинство детей дошкольного возраста боятся расставания с родителями, они капризничают, плачут и всеми возможными способами стараются этого избежать, и это нормально.

Однако есть дети, для которых разлука с мамой непереносима, они слишком привязаны к матери. При повышенной привязанности к маме малыш не способен находиться вдали от нее даже непродолжительное время, а когда она рядом, старается держаться как можно ближе, или напротив играет в такой тяни-толкай: то «липнет» к маме, то отталкивает её. Для трех-четырехлетнего ребенка такое поведение уже не является нормой.

Окружающие люди о таких детях часто с некоторым пренебрежением говорят: «цепляется за мамину юбку» или «приставучка». Мне кажется, что дети и их родители, которые сталкиваются с проблемой повышенной привязанности к матери, заслуживают сочувствия и уважения, ведь такая ситуация никогда не возникает на пустом месте, и имеет веские причины.

В этой серии статей мы поговорим о том, что считается повышенной или тревожной привязанностью к матери, почему она возникает, и что делать, чтобы нормализовать привязанность, как помочь такому ребенку пережить разлуку с мамой.

Признаки повышенной привязанности к матери

Повышенную привязанность называют еще тревожной (ребенок постоянно встревожен) или тревожно-требовательной (ребенок всем своим поведением «требует», чтобы мама постоянно была рядом) или симбиотической.

Родители, чаще всего мамы, сами замечают, если что-то не так. Обычно от матери ребенка с тревожной привязанностью можно услышать примерно такое описание ребенка:

«Моей дочери 3,5 года, она меня никуда не отпускает. Если мне нужно куда-нибудь уйти, и она остается с кем-то из родственников, то до тех пор, пока я не приду, стоит около дверей и ждет меня, хорошо, что сейчас перестала плакать, раньше и плакала, и звала меня. Я не могу отдать её в детский сад, что мне делать?»

«Моему сыну 4 года, и он практически не отпускает меня от себя. Я вынуждена оставить работу, и даже в выходные мы с мужем не можем никуда пойти вдвоем. Наш сын даже с бабушкой и дедушкой остается при условии, что один из нас будет дома. Я очень устала от этого. Как мне приучить сына к самостоятельности и не нанести ему травму?»

«Мой ребенок (2,5 года) не отпускает меня, если я ухожу, она постоянно плачет и спрашивает: «Где моя мама?» А один раз я ее оставила в садике на два часа, так у нее была истерика, которая привела к запору, причем к запору с болями. Я теперь боюсь оставлять ее одну даже на 15 минут, пока иду в душ…»

Наиболее ярко привязанность к матери проявляется именно в момент расставания. Хотя практически все дети плохо переносят момент расставания и разлуку с мамой, для тревожной привязанности к матери характерны особые признаки. Рассмотрим их подробнее, чтобы точнее понимать, когда привязанность перестает быть “нормальной”

Повод для беспокойства :

  • ребенок в разлуке с мамой отказывается от еды;
  • ребенок без мамы плохо спит;
  • ребенок спит слишком много (некоторые малыши “бойкотируют” ситуацию, находя убежище во сне);
  • после ухода матери ребенок не проявляет интереса к тому, что его окружает: не играет, с трудом вступает в контакт с людьми;
  • у ребенка после расставания с мамой появляются необъяснимые с медицинской точки зрения недомогания;
  • ребенок без мамы постоянно плачет, тоскует, капризничает и не дает себя утешать.

Если хотя бы один из этих признаков становится постоянным атрибутом расставания и разлуки с мамой, значит, ребенок нуждается в помощи. Лучше посоветоваться с врачом или детским психологом.

Поскольку все мамы (а также папы, бабушки и дедушки ) очень тяжело переносят то, что ребенок расстраивается, плачет и возмущается, расставаясь с мамой, они временами склонны любое недовольство ребенка расценивать как признак чрезмерной привязанности к матери.

Обозначим поведение ребенка, которое взрослые чаще всего ошибочно расценивают как тревожно-требовательное, хотя нет повода для беспокойства.

Всё в порядке, если:

  • Ребенок (в возрасте до 4 лет) громко плачет и кричит, расставаясь с мамой, но через несколько минут успокаивается, отвлекается на игры, общается с другими людьми.
  • Иногда ребенок «вдруг» начинает особенно болезненно реагировать на разлуку с мамой, хотя до этого реагировал спокойно. Это «вдруг» проходит через несколько дней и обычно предшествует «прорыву» в развитии.
  • Внезапные приступы «прилипчивости» к маме связаны с резким изменением обстоятельств жизни (переезд, привыкание к детскому саду, рождение младшего брата или сестры, приезд родственников). По мере того, как жизнь входит в привычное русло, и ребенок привыкает к новой ситуации, привязанность к маме тоже становится нормальной.
  • Ребёнок приболел, очень устал или перевозбужден: хочет спать, но не может уснуть. Как только причина устранена, ребенок спокойнее отпускает маму.
  • Ребёнок переживает возрастной кризис: В некоторые возрастные периоды происходит естественное обострение привязанности к матери и страха ее потерять: обычно такие периоды приходятся на 7-12 месяцев, затем в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, затем около 3-3,5 лет, и накануне поступления в школу - около 7 лет.

Обычно мама гораздо тяжелее переживает такие возрастные приступы повышенной привязчивости, чем сам ребенок. Обычно от мамы ребенка в такой возрастном кризисе можно услышать:

Мой ребенок, которому 1 год и 10 месяцев не хочет отпускать меня на работу. Он с няней с 6 месяцев. И всегда спокойно меня отпускал – целовал в щечку и махал ручкой. А тут вдруг раз – и слезы градом, и истерика… Как только я ухожу, все сразу прекращается. Но это расставание меня сильно расстраивает каждое утро. Хочется все бросить и остаться дома…

Разумеется, все дети - разные, и возрастные рамки и тяжесть прохождения этих кризисов очень индивидуальны.

В раннем детстве важные этапы в развитии сменяют друг друга с необыкновенной быстротой, и каждый скачок в развитии предваряется внутренним беспокойством ребенка. Ребенок стремительно растет, развивается, и в какой–то момент ощущает острую необходимость в маме, ее надежных объятиях, уютных и безопасных, чтобы почерпнуть в них уверенность и энергию для новых «вылазок» в большой мир. Поэтому когда ребенок вдруг становится слишком привязчивым, чаще всего это означает, что он вскоре порадует родителей новым достижением.

Такие периоды просто нужно пережить. Ребенку поможет пройти такие трудные периоды жизни любовь, забота и доступность родителей. Если родители смогут проводить с ребенком много времени, с пониманием отнесутся к его стремлению вернуться «под мамино крыло», чаще будут обнимать и целовать ребенка, такой ребенок быстрее преодолеет трудности роста, и снова станет достаточно самостоятельным и независимым.

Почему же Ответить на этот вопросы можно, если последовательно рассмотреть, как формируется привязанность ребенка к матери, а затем то, какие причины могут помешать естественному ходу развития привязанности.

Наталья Гусева, кандидат психологических наук, практикующий психолог-консультант.

Запись на консультацию:
(возможно очно в Санкт-Петербурге и по скайпу: уточните в комментарии ниже)