Режим дня в дошкольном образовательном учреждении. Значение режима дня в жизни дошкольника


Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И.П. Павлов называл внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Что же такое режим дня? Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение ребенка в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Нарушение же режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности.

Почему же необходимо четкое соблюдение режима дня, особенно в дошкольном возрасте? Воспитание здорового ребенка, всестороннее развитие его психических и физических качеств в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности дошкольника. Деятельность является основным фактором развития растущего организма ребенка.

Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам.
Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека, анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма.

Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов.

Физиологические особенности дошкольника определяют один из гигиенических принципов построения правильного режима дня - строгое его соблюдение, недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.

Содержание режима и суммарная продолжительность всех режимных моментов (суточный бюджет времени) определяются вторым гигиеническим принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма. Характер и длительность различных видов деятельности должны соответствовать функциональным возможностям детского организма. Отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Немаловажным для дошкольника является режим дня в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ). Режим дня в ДОУ - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение 12-часового пребывания в детском саду. Основным принципом построения режима в ДОУ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного ДОУ (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.).

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим ДОУ, тем комфортнее он себя чувствует тем лучше его настроение и выше активность.

Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.

Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма

Режим в детском саду – одно из явлений, характеризующих отечественные детские сады. Все подлежит четкому расписанию, несколько минут задержки – и ребенок выбивается из привычной колеи. Очевидная польза режима детского сада подкрепляется и фактами, которые приводят специалисты – педиатры, невропатологи и диетологи.

Невропатологи и педиатры в один голос твердят о том, что режим в детском саду необходим: распорядок, повторяющийся изо дня формирует у ребенка стабильное психическое и физиологическое здоровье. Среди многих причин детских заболеваний, как рахит или скарлатина, называется именно нарушение дня режима, который в свою очередь нарушает обменные процессы и понижает устойчивость организма к инфекциям.

Прогулять дневной сон, что обычно любят дети, может быть чревато нервными расстройствами. Во время сна клеточки головного мозга восстанавливаются – поэтому после пробуждения ребенок лучше воспринимает новую информацию. Если невыспавшегося ребенка «загрузить» (причем, это не обязательно могут быть занятия или уроки, а просто какое-то яркое эмоциональное событие), то это может спровоцировать различного рода тики и гиперактивность.

В дополнение ко всему, специалисты Чикагского университета пришли к выводу, что дети, не соблюдающие режим в детском саду и дома, склонны… к ожирению. Недостаток сна приводит к неправильному распределению гормонов грелина и лептина, а это провоцирует повышенный аппетит у ребенка.

И только, пожалуй, в стороне останутся психологи. Любое принуждение или навязывание чужой воли с точки зрения психологии – насилие над ребенком, подавление его индивидуальности. Хотя и здесь можно парировать тем, что

режим в детском саду систематизирует ребенка, приводит его к порядку и во многом способствует быстрейшей адаптации к дошкольному учреждению .

Малыш, приходя впервые в детский сад, оказывается в новом для себя мире. Выполнение одних и тех же действия день за днем в положенное время раскрепостит ребенка, он будет знать, что за обедом следует сон, после сна – занятия и прогулка, а там и мама с папой придут. Безусловно, окунувшись в мир детского сада, ребенку будет трудно быстро принять ритм жизни дошкольного учреждения. Поэтому воспитатели настоятельно рекомендуют перед посещением ДОУ внести в домашнее расписание коррективы согласно режиму.

Режим в детском саду можно посмотреть на сайте ДОУ, куда вы собираетесь отправлять ребенка или же в Программе воспитания в детском саду, которой придерживается дошкольное учреждение. Типовой режим рассчитан на 12-часовое пребывание в дошкольном учреждении. В зависимости от географического положения/климата заведующая может вносить незначительные поправки в режим, однако общие положения о времени бодрствования, количестве и длительности занятий должны оставаться неизменными, как прописано в СанПине (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.2660 – 10):

12.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3-х лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

12.10. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) – 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) – 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 17 занятий.

Режим дня в детском саду зависит от возраста ребенка и его состояния. Например, детям с пониженным питанием назначают режим предыдущей группы: таким детям старшего дошкольного возраста подойдет режим средней группы и т.д.

Во многом соблюдение режима зависит от сотрудников детского сада. Работники пищеблока должны успеть приготовить еду, заранее расставить тарелочки с горячим супом, чтобы он остывал, затем – без заминок подать второе и третье. Воспитатели и педагоги накануне занятия пишут конспект, продумывая деятельность, чтобы уложиться в четко установленные временные рамки. Помощники воспитателя должны заранее подготовить кроватки перед сном, проветрить помещение.

Для теплого и холодного времени года предусмотрены 2 вида режимов. Они различаются тем, что в теплое время года детей встречают воспитатели на улице, а также большинство физической активности проводится именно на свежем воздухе.

Приводим типовые режимы, рассчитанные на разный возраст детей :

ТЕПЛОЕ ВРЕМЯ ГОДА (в таблицах)

Воспитатель: Погодина О.В.

г. Ярославль

Консультация для воспитателей ДОУ:

«Режим дня, его значение в жизни и развитии ребенка».

    Режим жизни детей, его значение во всестороннем развитии ребенка.

дня , это размеренный распорядок действий на весь день.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания здорового ребёнка и правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Важнейшим условием всестороннего и гармоничного развития детей является рациональный режим дня. Это точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Однако понятие режима в дошкольном учреждении только этим не ограничивается. В него входят также условия проведения и содержание каждого из указанных процессов.

Количественные и качественные показатели режима должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, способствовать укреплению его здоровья, улучшению физического и психического развития. В целом режим дня в дошкольном учреждении является оздоровительным, формирующим личностные качества ребенка, такие, как самостоятельность, ответственность, аккуратность, чистоплотность и т.п.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

    Физиологические основы режима дня.

Правильный режим основывается на главной закономерности жизненных процессов - их периодичности. Еще И.П.Павлов обратил внимание на то, что в живом организме все подчинено ритму, цикличности и соразмерности физиологических функций.

Иван Петрович Павлов

При правильной организации режима дня под влиянием разнообразных воздействий внешней среды происходят сложные изменения в центральной нервной системе. Многократное повторение одних и тех же безусловных рефлексов способствует образованию миелиновой оболочки вокруг нервного волокна, благодаря чему скорость передачи возбуждения возрастает. Ребенок отвечает на обращение не только быстрее, но и более адекватно в результате того, что возбуждение, поступающее в кору, ограничивается одним центром, а не распространяется на другие. Сила нервных процессов также увеличивается. Происходит совершенствование органов чувств, восприятия и ответных реакций.

Проведение каждого режимного процесса в одной обстановке и в одно и то же время сопровождается образованием цепи условных рефлексов, которая создает определенный динамический стереотип. Это и является физиологической основой режима дня. Ребенок прочно усваивает последовательность действий. Так, например, вымыв руки перед едой, он сразу садится за стол, а не бежит к игрушкам. Сев за стол, сразу начинает есть, потому что сама подготовка к еде условно рефлекторно повышает аппетит. Создается аналогичная настройка и на все другие режимные процессы. Это способствует достижению лучших результатов при более экономной трате сил.


Правильно организованный режим создает оптимальную возбудимость центральной нервной системы, способствует ее высокой работоспособности и вызывает преобладание положительного эмоционального настроя. Все это является непременным условием здоровья и гармоничного развития ребенка.

    Значение каждого режимного процесса.

Как бы целесообразно ни строился режим - с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребенка неизбежно снижаются, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика призвана «будить» организм ребенка, настраивать его на действенный лад, но в то же время умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность систем организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки и т. д. Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду.

Сон

Сон - это очень сложное явление. Изучение физиологии сна выявило, что он состоит из двух, сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного сна более продолжительная, это фаза глубокого сна, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут. Вторая фаза - это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации, поступившей за день, ее анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти. Таким образом, во время сна мозг продолжает работать, увеличиваются его кровоснабжение и потребление кислорода.

Очевидно значение сна для детей дошкольного возраста, поэтому его организация требует должного внимания. При правильном распорядке дня фактор времени приобретает свойства условного сонного раздражителя и способствует нормальному засыпанию.

Закаливание

Важным элементом режима дня является закаливание - научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. К нему лучше всего приступить с детского возраста.

Наиболее существенными средствами закаливания являются естественные природные факторы - воздух, вода, солнечные ванны. Процедуры закаливания проводятся с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и развития. Сила закаливающего фактора воздуха, воды, солнца увеличивается постепенно, не допуская переохлаждения. Закаливание осуществляется регулярно в течение всего года, учитывая особенности климата, сезона, погоды. Все закаливающие процедуры применяются на фоне положительного эмоционального настроения.

С помощью закаливания можно избежать многих болезней. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.

Прием пищи

Обязательным компонентом режима является прием пищи, который организуется с учетом перерывов между завтраком, обедом, полдником и ужином в пределах четырех часов. Строгое соблюдение установленных часов приема пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит. Даже небольшая задержка завтрака, обеда или ужина затрудняет четкое выполнение последующих режимных процессов, создает предпосылки для нарушения у детей аппетита.

Прогулка

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.

Занятия (НОД)

Занятия (НОД) являются не только ведущей формой обучения, но и средством всестороннего развития детей, они способствуют формированию у ребенка разнообразных навыков и умений, готовят его к школе. На занятиях дети накапливают систематизированные знания об окружающих явлениях жизни, учатся трудиться, у них развиваются познавательные способности, любознательность, совершенствуется работоспособность. Организованное обучение создает условия для нормального психического и физического развития дошкольников, и от того, насколько рационально и эффективно реализуется этот вид деятельности, зависит уровень развития детей.

Игра

Игра ребенка, по данным советских психологов, является ведущей формой деятельности в дошкольном детстве. Помимо воспитательного и образовательного значения, игра, в первую очередь подвижная, представляет собой и важное средство укрепления здоровья.

Во второй половине дня в ходе подъема детей, умывания, полдника, подготовки и проведения прогулки продолжается работа по закаливанию, воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности у детей, формирование у них волевых и моральных качеств личности.

Правила при выполнении всех режимных процессов:

    Индивидуальное обращение по имени к каждому ребенку.

    Замечания нужно делать индивидуально, не в присутствии других детей группы.

    Не использовать повелительную форму.

    Речь педагога должна быть спокойной, неторопливой, не громкой, выразительной.

    Не допускать, чтобы дети долгое время находились без движения.

    Мебель и оборудование должны соответствовать росту детей.

    Нужно учитывать дни недели.

    Единство воспитательных требований.

    Индивидуальный подход.

    Принцип постепенности.

    Учет индивидуальных особенностей детей при организации и проведении режима (гибкий режим).

Гибкий режим - конкретные действия, направленные на обеспечение психического благополучия ребенка, во время его пребывания в детском дошкольном учреждении. Это комфортное, оптимальное состояние ребенка.

Установленный для всего коллектива режим, общие требования программы детского сада не всегда совпадают с уровнем и особенностями развития некоторых детей, типами их высшей нервной деятельности. Общий режим в полной мере не отвечает также возможностям детей с отклонениями в состоянии здоровья. Такие воспитанники больше других нуждаются в индивидуальном подходе. Особого внимания к себе требуют и дети, перенесшие острые респираторные заболевания. Ослабленные дети нуждаются в щадящем режиме. Прежде всего, им нужно увеличить продолжительность сна, укладывая первыми и поднимая последними. Учитывая трудность засыпания, следует оберегать их от волнений, создать спокойную обстановку в группе. При необходимости для отдельных детей (в целесообразных пределах и на определенный период времени) изменяют режим дня, приблизив его к режиму предыдущей возрастной группы. При этом нужно помнить, что повышение требований, предъявляемых к ребенку в процессе воспитания, и перевод его на общий режим в течение года должен осуществляться постепенно.

Нужно вместе с родителями провести анализ обычного поведения ребенка, начиная с утреннего пробуждения и далее вплоть до вечернего засыпания, важно обратить внимание на особенности дневного сна. В результате можно установить временную динамику многих психологических и других качеств, среди которых следует выделить работоспособность и эмоциональное настроение ребенка. Индивидуальные биоритмологические околосуточные особенности следует учитывать при реализации любого воспитательного мероприятия. Особенно это касается занятий. Наибольшую значимость правильное проведение занятий приобретает в старших и подготовительных группах. Основное биоритмологическое правило ежедневной организации и проведения занятий,заключается прежде всего в регулировании степени умственной и эмоциональной нагрузки в зависимости от времени дня и соответствующих проявлений биоритмов. «Жаворонки» успешно справляются с заданиями на первых занятиях, тогда как «совам» необходимо время, и довольно длительное, для того чтобы войти в оптимальный рабочий ритм. Поэтому от таких детей не обязательно добиваться полных и правильных ответов в утренние часы, лучше часть работы с ними перенести на дневное или даже более позднее время. Примерно такая же динамика свойственна и эмоциональным реакциям детей с повышенной плаксивостью и раздражительностью, у «сов» по утрам, а у «жаворонков» во второй половине дня, что необходимо учитывать родителям и воспитателям при планировании и проведении воспитательно-образовательной работы с детьми.

Условия гибкого режима:

    Учитывается состояние здоровья детей.

    В соответствии с погодными условиями (-18 С)

    Самочувствие детей.

    Утомляемость детей.

    Перевозбуждение детей.

    Карантин.

    Желание родителей.

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.
Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
время пребывания на воздухе в течение дня;
продолжительность и кратность сна;
продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.
Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время.
Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче).
В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа. Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня.
В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.
Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.
Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый - адекватная физическая подвижность, обеспечивающая оптимальную механическую нагрузку на костно-мышечную систему растущего организма ребенка.
Так, избыточная физическая нагрузка, например, при переносе тяжестей, тормозит рост. Поэтому важно постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни низкой физической подвижности, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.
Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка. Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух.
Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна.
Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.
В режиме дня младших (3-4 года) и средних (4-5 лет) групп детского сада предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). При постоянном режиме у ребенка вырабатывается динамический стериотип. Выполнение режима дня, соответствующего возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям, предотвращает переутомление. Если ребенок ест всегда в одно и то же время, то к привычному часу у него усиливается отделение пищеварительных соков, возникает ощущение голода. Сон также наступает быстрее, если ребенка укладывают в одни и те же часы. Вследствие возникающей в определенное время готовности есть, спать или играть предложения взрослых принимаются ребенком как должные, без капризов. В этом большое воспитательное значение режима дня. Его соблюдение создает у ребенка ощущение благополучия, комфорта.

РЕФЕРАТ

«ОРГАНИЗАЦИЯ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОО»

Подготовила: Пургина Дарья Викторовна

г. Новокузнецк

2018 г.

Введение …………………………………………………………………………….

раннего возраста в ДОО .

1.1. Понятие и значение режима дня……………………………………………3

1.2. Основные принципы построения режима дня в детском

саду………...4

1.3. Основные компоненты режима дня в детском саду…………………….5

1.4. Правила проведения режимных процессов……………………………...9

1.5. Режим дня на примере МБ ДОУ “Детский сад

№76”............................10

Заключение ……………………………………………………………………….12

Список литературы ……………………………………………………………..13

Введение

Раннее детство - особый период становления органов и систем и,

прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не

только фиксированы наследственно, они развиваются в результате

взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это

происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается

максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все

дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать

основы для полноценного развития и здоровья детей.

Основа нормального развития и правильного воспитания маленького

ребенка - режим. Режим - это распределение во времени и определенная

последовательность в удовлетворении основных физиологических

потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а

также чередование различных видов деятельности во время его

бодрствования.

Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую

продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех

гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и

самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует

нормальному функционированию организма, является основным условием

своевременного и правильного физического и нервно-психического развития,

бодрого настроения, спокойного поведения малыша.

В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления,

определенной их последовательности у ребенка вырабатывается

динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне

возникает в установленное время, и предложение взрослого идти спать, есть,

гулять не вызывает у малыша возражений. Правильный ритм охраняет нервную

систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и

длительность бодрствования.

Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень

развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест.

1. Режим дня как условие организации жизнедеятельности детей

раннего возраста в ДОО.

1.1. Понятие и значение режима дня.

Режим детской жизни - это рациональное, четкое чередование

бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся

ежедневно в определенной последовательности (В.И. Логинова).

Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность и

постоянство его основных элементов в течение определенного времени.

Рациональный режим строится на основе:

оптимального соотношения бодрствования и сна, во время

которого происходит перераспределение функций между участками коры

головного мозга, переработка полученной информации,

соотношения умственной и физической нагрузок, учета ритма

пищеварения.

(В.И. Логинова)

Значение режима в том, что он:

способствует нормальному функционированию внутренних

органов и физиологических систем организма,

обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка,

предохраняет нервную систему от переутомления,

создает благоприятные условия для своевременного развития,

формирует способность адаптироваться к новым условиям,

устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Отклонения в режиме сразу сказываются на самочувствии, а тем самым

и на поведении ребенка. Это объясняется рядом причин:

Растущий организм ребенка дошкольного возраста нуждается в

полноценном сне и регулярном питании, так как, кроме выполнения

энергетических затрат, израсходованных на ту или иную деятельность,

необходима дополнительная энергия, связанная с процессами роста и

развития.

Нервные клетки коры головного мозга ребенка не могут долго

находиться в деятельном состоянии. Генерализация нервных процессов,

которая у детей раннего возраста выражена особенно ярко, приводит к

быстрому истощению не только непосредственно действующих клеток, но и

всей коры в целом. Предел работоспособности нервных клеток головного мозга

ребенка значительно ниже, чем у взрослого.

Кора головного мозга в этот период активно формируется,

создается огромное количество условно рефлекторных связей, и это требует

дополнительных нервных затрат.

Ломка режима приводит к разладу в работе многих систем организма,

выводит его из состояния нервного равновесия: ребенок чувствует себя

уставшим, вялым или возбужденным, становится рассеянным и

невнимательным, у него пропадает аппетит, нарушается сон. Все это ослабляет

организм в целом, снижается его сопротивляемость к заболеваниям.

Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе

часто повторяющихся действий в определенное время и в определенной

последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее

целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками;

эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой,

более сложной деятельности.

Вместе с тем ребенку предоставляется широкая возможность

действовать самому. Это способствует развитию важнейших качеств личности:

самостоятельности, активности, инициативы.

Режим помогает воспитанию нравственных качеств и привычек: дети

приучаются к организованности, выполнению требований дисциплины.

Постепенно воспитывается умение укладываться в отведенное для разных

видов деятельности время.

Большое значение придавал режиму дня выдающийся советский педагог

А.С. Макаренко. Он считал, что режим - это средство воспитания; правильный

режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать

исключений.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка

режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное

осуществление разнообразной деятельности, предохраняющий от

переутомления.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе

наступает через определенные промежутки времени и сопровождается

ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов.

Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу,

поэтому она не вызывает переутомления.

В детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с

гигиеническими требованиями, и все виды деятельности проводятся на

высоком педагогическом уровне, показатели работоспособности и развития

детей высоки .

1.2. Основные принципы построения режима дня.

К основным принципам построения режима дня относятся:

Принцип соответствия возрастным психофизиологическим

особенностям дошкольника.Соответствие обуславливается удовлетворением

потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.

Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.

Принцип постоянства, последовательности и постепенности. Для

укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня

выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в ДОО, начиная с

раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и

постепенность в проведении режимных процессов.

Принцип организации режима дня с учетом теплого и холодного

периода года.

Режим дня детей разного возраста включает примерно одни и те же для

всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. От года к году

изменяется лишь содержание и объем некоторых нагрузок, продолжительность

сна и бодрствования.

Изменение режима с возрастом – это не только увеличение или

уменьшение времени на ту или иную деятельность, но и качественное

преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей.

1.3. Основные компоненты режима дня в детском саду.

К основным компонентам режима дня в детском саду относятся:

бодрствование;

прием пищи;

время прогулок.

Бодрствование.

Исследованиями (Н.М. Щелованов) установлены качественные

изменения и закономерности развития ребенка, бодрствования и сна у детей

раннего возраста. Бодрствование - это деятельное состояние коры больших

полушарий головного мозга и подкорковых отделов, находящихся в активном

взаимодействии с окружающей средой. Длительность периода бодрствования

определяется пределом работоспособности нервной системы. Наиболее

существенную роль в поддержании активного бодрствования играют

зрительные впечатления, полученные из наблюдений за окружающим миром.

После этого необходимы отдых, сон. Чем младше ребенок, тем короче периоды

его бодрствования и чаще сон.

В периоды бодрствования с детьми проводятся занятия, прогулки;

они играют, занимаются другой самостоятельной деятельностью.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через

организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной,

коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской и др.) или их

интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор

которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от

контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы

дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно

предметная деятельность и игры с составными и динамическими

игрушками;

экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,

тесто и пр.);

общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под

руководством взрослого;

самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями

(ложка, совок, лопатка и пр.);

восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание

картинок;

двигательная активность

Требования СанПин к организации образовательной деятельности в

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность

непрерывной НОД не должна превышать 10 мин.

Допускается осуществлять образовательную деятельность в

первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут).

Допускается осуществлять образовательную деятельность на

игровой площадке во время прогулки.

В середине НОД статического характера проводятся

физкультурные минутки.

Образовательную деятельность, требующую повышенной

познавательной активности и умственного напряжения детей, следует

организовывать в первую половину дня.

Сон - жизненная потребность человека. Он предохраняет нервные

клетки от переутомления: во время сна восстанавливается их

работоспособность. Сон характеризуется прекращением реакции на внешние

раздражители, понижением, ослаблением восприимчивости органов чувств

(слух, зрение, осязание), снижением двигательной активности.

Бодрствование и сон - взаимосвязанные состояния нервной системы:

после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон

обеспечивает активное бодрствование.

При недостатке сна выносливость нервных клеток у детей ослабевает,

наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может

привести к невротическим расстройствам.

Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно

продолжительностью не менее 3 часов. Общая продолжительность суточного

сна для детей раннего возраста от 12 -14 ч.

При организации сна учитываются следующие правила:

1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной,

шумные игры (эмоциональные, подвижные) исключаются за 30 мин до сна.

2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем,

чтобы затем они первыми ложились в постель.

3. Групповую комнату перед сном проветривают со снижением

температуры воздуха в помещении на 3 - 5 градусов.

5. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в

спальне обязательно.

6. Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут

полежать, но не задерживать их в постели.

После дневного сна детей поднимают постепенно. Тех, которые

засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимают

последними, дают им возможность поспать подольше, но и не задерживают в

постели больше положенного времени.

Процесс одевания не должен занимать много времени: у старших детей -

не более 15 мин., у малышей 20 - 25 мин.

Подготовка детей ко сну и время подъема используется педагогом для

воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития

самостоятельности.

Прогулка.

Продолжительность прогулки определяется дошкольной

образовательной организацией в зависимости от климатических условий.

половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом

детей домой.

Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости

ветра более 15 м/с для детей до 4 лет.

При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с

Прогулка состоит из следующих частей:

наблюдение,

подвижные игры,

труд на участке,

самостоятельная игровая деятельность детей,

индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности

Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут

сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться

сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными

навыками и умениями.

Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем

требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они

выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее

планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью.

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с

отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы

развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным

явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации

интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить

внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям

образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые

работают вблизи детского сада, например за строителями.

Во время прогулки, воспитатель следит за тем, чтобы все дети были

заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто

много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует

спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в

помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно

складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм

и прическу в порядок и идут в группу.

Правила проведения прогулки:

Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку

организовывается подгруппами, а продолжительность регулируется

индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными

условиями.

Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.

В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий - изменяется

и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если

в холодное время дети находились на занятии, требующем больших

умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести

подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки

было физкультурное или музыкальное занятие, то начинают с наблюдений,

спокойных игр.

Прием пищи.

Очень важно установить правильную последовательность в

удовлетворении основных физиологических потребностей ребенка. Наиболее

целесообразна очередность, при которой он сначала ест, затем активно

бодрствует и спит.

Ребенок может активно бодрствовать, если он выспался и поел. Кормить

его надо в период наивысшего возбуждения пищевого центра, лучше всего

после сна. Когда малыш сыт, возбудимость пищевого центра снижается, он не

утомлен, следовательно, создаются наиболее благоприятные условия для

активного бодрствования. Это лучшее время для общения с малышом, его

обучения. Полноценный сон, в свою очередь, возможен лишь после спокойного

и достаточно активного бодрствования. Равномерно и более полно пища

усваивается, когда малыш бодрствует, действует, двигается. И наоборот, если

процесс усвоения происходит во время сна, он беспокойно спит, сон неглубокий

и поэтому не обеспечивает полноценного отдыха.

При организации режима пребывания детей в дошкольных

образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием

пищи с интервалом 3 - 4часа.

Перед приемом пищи в группе должна быть создана спокойная

обстановка, чтобы малыши не были утомлены или возбуждены, чтобы у них

было хорошее настроение. Режим в детском саду строится с таким расчетом,

чтобы длительные прогулки, шумные игры заканчивались примерно за полчаса

до еды. Это время используется для спокойных игр и занятий. Особенно

осторожным нужно быть по отношению к легко возбудимым, нервным детям, не

перегружать их впечатлениями.

Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно, необходимые

замечания во время еды делает тихо, в доброжелательной форме.

Первыми умываются те, кто ест медленнее; они садятся за стол и

приступают к еде, не ожидая остальных.

В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил

мыть руки перед едой;

класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее

пережевывать;

рот и руки вытирать бумажной салфеткой;

после окончания еды полоскать рот.

4. Правила при проведении режимных процессов:

Полное и своевременное удовлетворение всех органических

потребностей детей (в сне, питании).

Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,

одежды, постели.

Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;

поощрение самостоятельности и активности.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных

процессов.

Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого

Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное

отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон

малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Режим дня в теплое время года

Режимные моменты

самостоятельная деятельность,

утренняя гимнастика

7.00 - 8.15

8.15 - 8.45

образовательной деятельности

8.45 - 9.00

ООД (физкультурное, музыкальное),

игры, досуг, кружки, индивидуальная

деятельность

9.00 - 9.10

(игры, наблюдения)

9.10 - 11.05

обеду, обед

11.05 - 12.00

Подготовка ко сну, сон

12.00 - 15.00

15.00 - 15.30

Прогулка, (игры, наблюдения), игры,

досуг, индивидуальная работа,

совместная, самостоятельная

деятельность, возвращение с

прогулки

15.30 - 16.55

Подготовка к ужину, ужин

16.55 - 17.25

Подготовка к прогулке, прогулка,

прогулки

17.25 - 19.00

Уход домой

Режим дня

(составлен в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО п.3.2.9)

Режимные моменты

Вторая группа раннего возраста

Утренний прием, осмотр детей, игры,

индивидуальная работа, совместная,

самостоятельная деятельность,

утренняя гимнастика

7.00 - 8.15

Подготовка к завтраку, завтрак

8.15 - 8.45

Игры, подготовка к организованной

образовательной деятельности

8.45 - 9.00

ООД (фронт., подгрупповая), игры,

досуг, кружки, индивидуальная

9.00 - 9.30

работа, совместная, самостоятельная

деятельность

Подготовка к прогулке, прогулка,

(игры, наблюдения)

9.55 - 11.05

Возвращение с прогулки, подготовка к

обеду, обед

11.05 - 12.00

Подготовка ко сну, сон

12.00 - 15.00

Подъем, подготовка к полднику,

15.00 - 15.30

ООД, игры, досуг, кружки,

индивидуальная работа, совместная,

самостоятельная деятельность

15.30 - 16.10

Подготовка к прогулке, прогулка,

(игры, наблюдения), возвращение с

прогулки

16.10 - 16.55

Подготовка к ужину, ужин

16.55 - 17.25

Подготовка к прогулке, прогулка,

(игры, наблюдения), возвращение с

прогулки

17.25 - 19.00

Уход домой

Заключение.

Организация жизнедеятельности в ДОО, как и в любом коллективе, очень

важна, так как она напрямую связана с режимом и распорядком дня, что просто

необходимо для полноценного, гармоничного развития и психо-физического

здоровья детей раннего возраста. Период раннего детства - очень важный

период в развитии детей, который имеет ряд отличительных особенностей:

быстрый темп психического и физического развития;

увеличивается подвижность нервных процессов,

совершенствуется их уравновешенность;

организм лучше приспосабливается к условиям окружающей

ребенок овладевает основными жизненно важными движениями

(ходьба, бег, лазание, действия с предметами);

овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками

самообслуживания;

овладевает родным языком, использует основные грамматические

осознает свою половую принадлежность;

испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах

со взрослыми, ярко выражает свои чувства;

появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет, что

находит выражение в самостоятельности и инициативности.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3 лет, основными

симптомами которого являются негативизм, упрямство, строптивость и

своеволие, бунт против окружающих. При правильном поведении взрослых

протекание кризиса можно смягчить, для этого нужно способствовать

возникновению и развитию у ребенка «образа Я», потребность в одобрении,

признании поддерживает уверенность в себе и в своих силах, в том, что он

хороший и его любят, конечно, и соблюдение рационального режима, как в

детском саду, так и дома является важным для нормальной жизнедеятельности

детей раннего возраста.

Список литературы.

«Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях»:

Учебное пособие для медицинских училищ / ред. Н.М. Щелованов, Н.М.

Аксарина; Москва; 1955

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН

2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

организаций. С изменениями 04.04.2014.

«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для

педагогов дошк. учреждений / ред. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева;

Москва; 2002

«Дошкольная педагогика»: Учебное пособие для студентов пед.

ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» / ред. В.И. Логиновой, П.Г.

Саморуковой.; Москва; 1983

«Дошкольная педагогика»: Учебное пособие / ред. Т.М. Бабунова;