Конспекты занятий по развитию восприятия. Индивидуальное занятие по развитию зрительного восприятия и ориентировки в пространстве


Этот конспект корекционо-развивающего занятия, направлен на развитие зрительного восприятия. Возрастная категория- дети старшего дошкольного возраста. данный конспект был представлен на конкурсе "Методическая копилка" в 2016 году. Будет полезен педагогам-психологам, а также воспитателям, работающим в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы в том, что в настоящее время внимание многих психологов в мире привлечено к проблемам развития ребёнка-дошкольника. И это не случайно, так как именно дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Актуальность темы также связана с тем, что одним из важнейших показателей психического развития детей дошкольного возраста является уровень зрительного восприятия.

Исследованиям развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста посвятили свои работы Л.В. Фомичева, А.М. Витковская, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина, Л.П. Григорьева и др..

Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, а также совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. При этом оно рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира .

Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до осознания и присвоения данной информации в виде образов восприятия. Далее в результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации, обучения и действия в окружающей действительности .

Роль зрительного восприятия огромна. Развитие зрительного восприятия даёт возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснить существующие между ними связи и отношения .

Зрительное восприятие обеспечивает усвоение и анализ детьми сенсорных эталонов – это значит, что у них формируются представления об основных разновидностях каждого свойства предмета и дальнейший их анализ друг с другом. Зрительное восприятие совершенствует удовлетворительное развитие сенсорных способностей (ощущение, восприятие, представление, память). С их помощью дошкольники могут распознать предметы на ощупь, что способствует развитию мелкой моторики рук. Дошкольники, видя перед собой предмет, могут назвать все его характерные особенности. Оно также направлено на то, чтобы научить дошкольников точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.) .

Также зрительное восприятие имеет и познавательное значение: ребенок получает широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире, что способствует формированию знаний, навыков и умений, которые необходимы для практической ориентации в окружающем мире и осуществлении различных видов деятельности. Формирование зрительного восприятия является основой становления образных форм познания ребенка-дошкольника на следующем этапе возрастного развития (школьном возрасте).

Зрительное восприятие имеет и регулятивное значение: обеспечение регуляции позы, удержания равновесия, регуляции поведения у ребенка.

Следует заметить, что именно с восприятия(непосредственно зрительного восприятия) предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, воображения. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и зрительное восприятие в частности.

Кроме того, зрительное восприятие должно развиваться в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды .

Вывод: зрительное восприятие – это одна из основополагающих психических функций и в дошкольном возрасте этот познавательный процесс превращается в особую познавательную деятельность (имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления). Однако если эта деятельность развивается стихийно, сама по себе, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, она нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Именно поэтому необходимо проводить целенаправленную и систематическую коррекционную работу по развитию зрительного восприятия ребенка-дошкольника. Эта работа важна для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления будущей учебной деятельности, успешной адаптации к окружающей его физической и социальной среде.

Цель: развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие зрительного и предметного восприятия у детей.

2. Расширение зрительных представлений ребенка о предметах животного мира (группа «Птицы»), а также повышение информированности ребенка о разных видах птиц.

3. Формирование навыка по проведению линий по определенному предметному контуру и дальнейшее узнавание изображенного предмета

4. Развитие зрительного внимания и наблюдательности.

5. Обучение детей умению зрительно обследовать и анализировать предмет, по заданному описанию его основных признаков (цветовая гамма).

6. Развитие эмоционального положительного отношения к играм.

Оборудование: игрушки – Солнышко, Птица, Бабушка-Загадушка, мяч, картинки с изображением птиц, картинка с изображением «волшебной поляны», бланк с точками, ленты зеленого, синего и желтого цвета, цветные карандаши (по количеству детей).

Форма организации занятия: подгрупповая (3-4 ребенка)

Возрастная группа: старшая или подготовительная.

Занятие построено в игровой форме, с использованием сказки и представляет собой небольшое, но увлекательное путешествие. Также на занятии была создана психологом проблемная ситуация (надо помочь найти птицу), которая тесно связана с выбранной мною тематикой.

Тема «Птицы» выбрана не случайно, так как согласно проведенной результатам диагностики (информированности об окружающем мире, который включает вопросы на данную тематику) выявилось то, что дети испытывают затруднения при назывании различных видов птиц. В основном информированность в данном направлении ограничивается названием 2-4 птиц, которые наиболее известны детям (например, петух, курица, воробей, снигирь и т.д.). Именно поэтому появилась идея создать специальное занятие, которое посредством выбранной темы не только повысит осведомленность ребенка на данном направлении, но и одновременно будет способствовать развитию зрительного восприятия (см. задачи занятия).

Для того, чтобы дети проявляли интерес к разрешению этой непростой ситуации, использовались: специальные куклы-помощники (они включаются в занятие постепенно, так как большое количество зрительных стимулов может отвлечь ребенка от выполнения главной задачи-разрешения проблемной ситуации), а также увлекательные упражнения и игры, которые непосредственно способствовали развитию зрительного восприятия.

На занятии использованы наглядные яркие картинки, которые очень заинтересовывает детей, и они с интересом отыскивают нужные предметы; также использованы загадки и физкультминутка (подобраны по тематике занятия), рисование по контуру – рисунок бабочки (кроме зрительного восприятия задействована мелкая моторика рук). Кроме того, психолог старается побуждать их к активной речевой деятельности с помощью дополнительных вопросов (например, стихи-связующие звенья между упражнениями, задание про бабочку, и последующая беседа о ней и т.д.). Рассмотрим основные составляющие коррекционно-развивающего занятия:

1. Игра-приветствие. Основная цель – создать благоприятную и доброжелательную атмосферу в начале занятия, а также настроиться на совместную деятельность, общение. Во время ритуала педагог-психолог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

2. Основной этап. Включает в себя следующие элементы

1. Сказка. В ней происходит, во-первых, знакомство со сказочными героями: Солнышком, солнечной птичкой, зайчиком (этот персонаж находится только при чтении сказки в основной части занятия). Во-вторых, в ней описывается сказочная проблемная ситуация: как найти солнечную птичку, которая улетела и которую нужно найти Солнышку (с помощью психолога и детей). В третьих, при выявленной проблемной ситуации и благодаря дополнительной речевой активизации со стороны психолога, у ребенка появляется желание ее разрешить в положительном ключе. Кроме того, у него появляется мотивация, которая также способствует активному включению ребенка в процесс занятия. Для того, чтобы разрешить проблемную ситуацию, дети выполняют различные упражнения и игры развивающего плана.

2. Развивающие упражнения. Эти упражнения направлены не только на развитие необходимых познавательных процессов (зрительного восприятия, наблюдательности, зрительного внимания и т.д.), но и помогают ребенку эмоционально включиться в предлагаемую психологом интересную для ребенка деятельность. На занятии использовался следующий наглядный материал: волшебная полянка, яркие и красочные картинки с изображением птиц, бланки с точечным «образцом» бабочки. На занятии они легко заинтересовывают детей, помогают им познавать мир на наглядных примерах, формируя зрительный образ изучаемого материала, умения сравнивать этот материал, что необходимо для эффективного усваивания представленного тематического материала.

3. Загадки и Бабушка-Загадушка. Загадка– это замысловатое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека. Загадка указывает на важнейшие признаки предмета, его свойства, не называя предмета, а сравнивая его с другим. Бабушка-Загадушка (как ведущий помощник в этом упражнении), не только задает загадки, но и активизирует их речевую деятельность (чтобы они сами смогли рассказать о тех видах птиц, которые они знают). Когда все загадки отгаданы, а наглядные картинки разложены, Она указывает на верный путь, который является одной из ступенек к разрешению проблемной ситуации.

4. Связующие звенья занятия. Каждое упражнение или игра составляют основное содержание занятия. Чтобы оно было интересным, динамичным и связным, необходимы «звенья», которые логично и в непринужденной игровой форме соединяют каждое упражнения друг с другом в единое целое. С этой целью используются: разноцветные дорожки (ленты), стихи (тематические, например, о веселом доме, солнечной птичке, заключительный стих).

5. Физкультминутка. Физкультминутки – это набор полезных ребёнку физических упражнений в виде весёлых игр и тематических стихов. При выполнении таких упражнений у ребёнка улучшается кровообращение, работа сердца, лёгких, повышается и поддерживается на должном уровне умственная активность и работоспособность, восстанавливается положительное эмоциональное состояние, поддерживается интерес к занятию. Благодаря ей, можно обучить чему-то полезному. В данном случае была использована тематическая физкультминутка «Птички и ветер», которая непосредственно связана с основной темой занятия.

3. Заключительный этап. Основная цель– создание «завершающей» благоприятной и доброжелательной атмосферы при проведении ритуала прощания, подведение итогов и рефлексия занятия, разрешение проблемной ситуации для детей, а также эмоциональный отклик на нее.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Приветствие. Игра «Мячик»

Дети встают в круг.

Психолог: давайте поздороваемся. А поможет нам в этом мячик. Я передам его тому, с кем встречусь глазами. Я встретилась глазами с Машей, кивнула головой в знак приветствия, и бросаю ей мячик от меня к ней. Теперь Маша встреться с кем-нибудь взглядом…(Все дети по очереди встречаются взглядами и бросают мяч). Замечательно! А теперь я прочитаю вам интересную сказку.

  1. Основная часть

2. Сказка «Солнышко и птичка»

Жило-было в своем домике солнышко. Оно было очень большое, желтое, очень-очень теплое и дружелюбное. Его другом была птичка. Она была небольшая, зато такая же красивая и веселая, как и солнышко и поэтому ее называли солнечная птичка. Птичка тоже любила солнышко, потому что, когда оно выходило, то дарило миру тепло и свет. Но вот подул северный ветер, появились на небе тучи, пошел дождь, стало очень холодно, и птичка улетела. Загрустило Солнце. Оно говорит: где же ты, солнечная птичка? Тут подошел к Солнцу зайчик и говорит: не грусти. Твоя солнечная птичка улетела в волшебную страну. Попасть в нее можно только проходя по зеленой дорожке, и она приведет тебя на полянку.

Психолог: Давайте ребята найдем зеленую дорожку и пройдем по ней в полянку и поможем нашему солнышку найти птичку.

Дети и психолог идут по зеленой дорожке и приходят на «Волшебную поляну».

  1. Упражнение «Волшебная поляна»

Психолог: вот наше Солнышко отправилось в путь по небольшой дорожке, и она привела их на полянку. Но полянка не простая, а волшебная. На ней много-много знакомых вам предметов. Найдите среди них всех-всех птичек и покажите мне (Приложение 1).

Картинка, изображающая полянку, вешается на доску. Дети зрительно анализируют «волшебную поляну», отыскивая нужные предметы.

Молодцы, вы нашли всех птичек.

  1. Упражнение «Загадки про птиц»

Психолог: Солнышко отправилось по зеленой дорожке дальше и увидело небольшую избушку. В ней жила Бабушка-Загадушка.

Солнышко: Здравствуйте! Меня зовут Солнышко, а вас?

БЗ: Здравствуй, зовут меня Бабушка-Загадушка (далее БЗ).

Психолог: Здравствуй, Бабушка-Загадушка. Мы с детишками и Солнышком пришли к тебе за помощью. Скажи Бабушка-Загадушка, знаешь ли ты, как найти нам солнечную птичку-друга Солнышка?

БЗ: Знаю, но сначала скажите мне, каких вы знаете птиц? (дети отвечают) . Молодцы! Однако для вас у меня еще есть интересные загадки про птиц. Отгадайте их, и я вам скажу, где искать птичку.

Психолог: Давайте поможем Солнышку отгадать загадки Бабушки-Загадушки, чтобы она рассказала, где искать нашу солнечную птичку.

БЗ дает следующие загадки про птиц и дети их отгадывают.

Загадки про птиц

1. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -

Два могучие крыла

У хозяина... (Орла)

7. Она летом мошек ловит,

Гнёздышко из глины строит.

Коль летает высоко,

Значит дождик далеко,

Если же летает низко,

Это значит дождик близко. (Ласточка)

2. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

8. Эту птицу всякий знает:

На шесте её дворец,

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... (Скворец)

3.Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

9. Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

4. Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова)

10. Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

5. Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут ее... (Синичка)

11. Хищный нрав у этой птицы,

С ней вам лучше не водиться.

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

Когда дети отгадали названия птиц, БЗ показывает картинки соответствующих птиц (Приложение 2).

БЗ: молодец Солнышко. Молодцы ребята. Так и быть, скажу, где искать вам солнечную птичку. Идите по этой синей дорожке дальше, и увидите домик.

Дети идут по дороге, а психолог читает следующее стихотворение:

Домик этот не простой.

Он веселый, расписной.

Любят дети там играть,

Рисовать и движения выполнять!

Психолог: вот и подошли мы к домику, но домик это не простой, а волшебный и живет в нем одно интересное насекомое. Какое это насекомое, мы сейчас узнаем, если возьмем карандаш и соединим точки в определенной последовательности. Начинаем!

  1. Упражнение «Соедини по точкам»

Дети соединяют точки и появляется рисунок бабочки (Приложение 3).

Психолог: скажите, что у нас получилось?

Дети: бабочка.

Психолог: а чем похожи друг на друга бабочка и птичка?

Дети: умеют летать, имеют крылья, лапки, маленький размер и т.д.

Психолог: а что вы знаете о бабочках?

Дети отвечают, дают свои варианты : летать, прыгать, гулять, собирать нектар и т.д.

Психолог: молодцы, а вы знаете, что бабочка умеет не только (варианты, которые выделили дети) , но и еще выполнять веселую зарядку. Давайте вместе с бабочкой выполним веселую физкультминутку, которая называется «Птички и ветер»

  1. Физкультминутка «Птички и ветер»

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Дети выполняют физкультминутку и повторяют слова за психологом.

Психолог: молодцы ребята, замечательно выполняли все движения!

Осталось нам совсем немножко

Вот и желтая дорожка.

Найдем здесь нашу невеличку-

Солнечную птичку.

  1. Игра «Найди солнечную птичку»

Психолог: Вот ребята мы и пришли на последнюю полянку. Видите как много здесь разных красивых птичек. Так много, что солнышко растерялось и не знает где ее найти. Давайте поможем солнышку отыскать солнечную птичку. Я назову, какая она, а вы по описанию попробуйте ее найти: она имеет красный клювик и красные ножки, оранжевую головку, желтое тело и хвостик, крылья у нее разукрашены желто-красными линиями, кончик крылышка-желтый.

Психолог раскладывает на столе картинку с изображением 12 птиц различных расцветок, дети находят нужную птичку по описанию психолога (Приложение 4).

Психолог: верно, молодцы, смогли найти нашу птичку-невеличку-солнечную птичку.

3. Заключительная часть

Появляется кукла - солнечная птичка. Здесь же находится кукла-Солнышко.

Птичка: Спасибо ребята, что нашли меня. А я думала, что никогда не смогу найти свою полянку и друга-Солнышко.

Солнышко: молодцы ребята, нашли мою солнечную птичку. От такой радости лучики мои стали теплее, настроение мое поднялось и стало очень – очень весело.

8. Ритуал прощания «До свиданья, милый друг ».

Психолог: молодцы ребята, замечательно сегодня поиграли, помогли Солнышку, и нашли его птичку. Скажите мне, что мы делали на занятии? Кого искало Солнышко? Какое было Солнышко, когда оно потеряло птичку? (грустное, печальное). А какое теперь стало Солнышко, когда нашло птичку (радостное, веселое). Молодцы. А теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем напоследок такой стих:

До свиданья, милый друг.

Оглянись скорей вокруг.

Здесь все наши дети (каждый ребенок называет свое имя)

Солнышком согреты.

Солнышко прощается со всеми детьми, подходит к каждому ребенку прощается с ним (говорит: «До свиданья, Маша, до свиданья Саша» и т.д.), гладит по головке.

Психолог: на этом занятие наше заканчивается. До свидания!

Литература

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет.// Школьный психолог, 2001 г., № 15.
  2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - Ярославль, 1998 г.
  3. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, Ярославль, 1998 г.
  4. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих дошкольников. - М.: Педагогика, 1983 г.
  5. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу "Дефектология". Вып. 6. - М., Школа-Пресс, 2001 г. - С. 24-38.

6. Гусев А. Н. Общая психология: в 7 т.: Т. 2: Ощущение и восприятие.- М.: Академия, 2007 г.

7. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельности: Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. - М.: Просвещение, 1975 г.

8. Зинченко В. П., Зинченко Т. В. Восприятие // Общая психология / под ред. Петровского А. В. - М., 1986 г.

9. Источники Internet: detkam.e-papa.ru, http://paidagogos.com, http://mbdouds23.ru, ncportal.ru.

10. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005 г.

11. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной /2-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 1999 г. - 206 с.

12. Ушакова О.Д. Загадки, считалки, скороговорки.- СПб.: «Издательский Дом «Литера», 2008 г.


Организация: ГБДОУ ЛНР ЯСКСТ №6 Золотой ключик

Населенный пункт: г. Стаханов, Луганская Народная Республика

Цель : расширять представления детей об окружающем мире с помощью всех органов чувств.Учить ориентироваться в реальной действительности используя сохранные анализаторы: слух, осязание, вкус. Упражнять в различении и назывании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, трапеция)и геометрических тел (шар, куб, цилиндр, призма). Упражнять в счете в пределах 10, закреплять основные цвета. Способствовать пониманию детьми словесных указаний. Упражнять в чтении простых схем, развивать прослеживающую функцию глаз. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: ТСО (записи пения птиц, звуков леса, дерево, пеньки, 4 емкости с водой, емкость с сыпучим материалом, палочки для выкладывания геометрических фигур, круги разного цвета, веревки для бус, объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма), лабиринт.

Ход занятия

Ребята, сегодня на занятии мы с вами побываем на прогулке в волшебном лесу. Чтобы туда попасть, нужно погладить щечку своего соседа теплым нежным ветерком. Вдохнуть, сложить губки «трубочкой» , плавно выдохнуть воздух, улыбнуться. Здорово!

Звучит запись с пением птиц.

От вашего теплого и нежного ветерка выглянуло солнышко, запели птички и мы очутились в лесу. Не заблудиться нам помогут глаза, уши и руки. Приготовим ручки. Сейчас мы руками и пальчиками покажем то, что может встретиться в лесу.

Пальчиковая гимнастика «На прогулку по грибы»

Текст Движения

«Елка»

  • нею дети все знакомы. Ладони установите под

Кто у нас бывает дома? углом друг к другу,

И на Новый год в иголках пальцы переплетите и

К нам придет, конечно, выпрямите.

елка.

«Боровик» Одна рука сжимает пальцы в

Самый лучший гриб найдем кулачок, ставится на стол

  • в лукошке унесем. Вертикально. Вторая рука

Хоть в лукошке не привык слегка согнутой ладонью-

  • боровик. «шляпкой» накрывает

«ножку» сверху.

«Корзина»

Если вам нужна малина, Переплетите пальцы рук,

И грибочки поскорей вверх и соедините, как

  • рядом с ней. «ручку».

Обратите внимание – дерево. Не простое, волшебное, потому что каждый листок – загадка. Отгадку вы должны выложить палочками на пеньке.

Дидактическая игра «Выложи геометрическую фигуру».

Педагог отрывает первый листок.

Итак, первая загадка! Геометрическая фигура, имеет 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Кто догадался, выкладывает эту фигуру. (Проводится индивидуальная работа). Как называется фигура? Правильно, квадрат.

Педагог срывает 2 листок с загадкой про треугольник, третий листок с загадкой про прямоугольник, 4 листок с загадкой про ромб.

Следующий листок и новая загадка: геометрическая фигура, не имеет углов, круглая, как мяч. Что это? Правильно, круг.

У вас в корзиночках много кругов и они все разного цвета. Давайте сделаем из них красивые разноцветные бусы. Взяли ниточку, положили на пенек и нанизываем на нее красный круг, синий круг, зеленый круг, желтый круг, белый круг, черный круг, фиолетовый круг.

Вот получились бусы. Сколько всего бусинок на них? (ответы детей).

Правильно, молодцы! Геометрические фигуры вы знаете. Но, чтобы идти дальше, мы должны отдохнуть. А вот и волшебная палочка, с ее помощью будут отдыхать ваши глазки.(педагог снимает палочку с дерева).

Проводится зрительная гимнастика: закрыли глазки, открыли – 2 раза, посмотрели глазки вверх, вниз, вправо, влево – дети следят за палочкой. Поморгали, хорошо.

Ребята, посмотрите (обращаю внимание детей на лабиринт).

Сейчас мы глазами пройдем по волшебным тропинкам и скажем, с какой цифрой дружит геометрическая фигура. Итак, треугольник с какой цифрой дружит? А овал, прямоугольник, круг, ромб, трапеция?

(Дети отгадывают лабиринт, слежу за ответами).

Молодцы, с заданием справились.

Ребята, на поляне 4 родника. Вода в них разного вкуса. Нам нужно определить какого вкуса вода в каждом роднике. Попробуйте, подумайте, что бывает такого вкуса и скажите это ребятам. А ребята сами отгадают какого вкуса в роднике вода.

Дидактическая игра «Определи на вкус».

Итак, начинаем пробовать воду из первого родника.

1 родник – вода сладкая

2 родник – вода кислая

3 родник – вода соленая

4 родник – вода горькая (пробует педагог).

Молодцы, ребята, с заданием справились!

Ребята, посмотрите-кормушка. В ней зерно для птичек, которые прилетаю подкормиться. (опускаю руку в зерно).

Но здесь, в зерне, спрятались посторонние предметы. Они оставили свои следы. Давайте их вернем на свои места.

Дидактическая игра «Найди след»

Нужно подойти к кормушке, наощупь найти одну геометрическую фигуру, назвать ее и поставить на след, который она оставила.

Дети находят геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр, призма.

Как можно назвать эти фигуры одним словом? Правильно, объемные геометрические фигуры.

С этим заданием вы тоже справились. Вы позаботились о птичках, их корм чист.

Давайте же будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери и птицы,

И доверяли повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Психогимнастика «Спаси птенца»

Дети, представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперед, ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизите из к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

Ребята, вот и подошла к концу наша лесная прогулка. С заданиями вы справились, были внимательны, старались. Молодцы! Сейчас тот, кого я поглажу по голове окажется в детском саду.

Литература

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Л.И.Плаксиной. М: Издательство «Экзамен», 2003 г.

2.Гимнастика для пальчиков. Елена Косинова. Издательство «Олма-пресс» Москва, 2002 г.

3. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Автор-составитель Е.А.Чевычелова Издательство «Учитель» Волгоград, 2013 г.

4. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Е.Н.Подколзина. Москва. Линка-пресс, 2009 г.

5.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М. Просвещение, 1990 г.

6.Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения. Л.И.Плаксина.Москва «Владос» , 2008 г.

7. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Л.И.Плаксина, Москва, 1985 г.

8. Типовая образовательная программа дошкольного образования ЛНР. Луганск, 2017 г.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация к конспекту коррекционного занятия по разделу: « Развитие зрительного восприятия » в средней группе для детей с нарушением зрения на тему: «Овощи» Подготовила: Протасова Анна Геннадьевна, учитель-дефектолог г.Суворов, 2014

Форма овоща

Цвет овоща

Величина овоща

На грядке и в грядке

Угадай схему 1.

Угадай схему 2

Угадай схему 3

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия

по разделу: «Развитие зрительного восприятия»

в средней группе для детей с нарушением зрения

Тема: «Овощи»

Форма проведения : подгрупповая (4 чел.)

Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять представления о признаках овощей (цвет, форма, величина, где растёт); учить понимать и воспринимать сюжетные изображения; обучать приемам работы со схемами; уточнять и расширять словарный запас по теме.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие при опознании и соотнесении силуэтного и предметного изображения; стимулировать развитие зрительно-двигательной координации; формировать целостность восприятия при составлении целого из частей; развивать зрительное внимание, память и мышление; развивать осязание и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: учить детей внимательно слушать речь педагога и других детей; воспитывать усидчивость и познавательный интерес к занятию; развивать простейшие навыки самоконтроля.

Оборудование и материалы: кукла Маша, загадки об овощах, карточки с силуэтными и предметными изображениями овощей, плакат с изображением овощей, сюжетные картинки с изображением огорода (слайдовая презентация Power Point) (посадка овощей, уход за овощами, уборка урожая овощей), схемы в слайдах презентации, корзина (поднос) с натуральными овощами (капуста, помидор, огурец, морковь, картофель, лук, чеснок, перец), коробка- сундучок с муляжами овощей, задания для детей «Обведи по точкам», разрезные картинки овощей (4-5 частей 4 комплекта), ноутбук, мультимедийный проектор,

Предварительная работа: чтение книг об овощах «Пых», «Репка», «Вершки и корешки», рассматривание овощей, дидактические игры: «Назови геометрическую фигуру», «Найди контур, силуэт», складывание разрезных картинок.

Ход занятия:

Организационный момент.

Тифлопедагог: - Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней. Она принесла для вас загадки. Отгадайте загадки и найдите ответ в картинке. Найдите тень для каждой загаданной картинки.

Загадки

  • Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь)
  • Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)
  • На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый. (Огурец)
  • Как на нашей грядке выросли загадки – сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют. К осени краснеют. (Помидоры)
  • Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)
  • И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко, под кустом… (Картошка)

Тифлопедагог: Молодцы, ребята! Отгадали загадки, нашли отгадки, порадовали куклу Машу. Как, одним словом, можно назвать все эти предметы? Правильно, овощи. Это значит, что мы сегодня с вами поговорим об овощах.

Основная часть.

Рассматривание сюжетных картин.

(Тифлопедагог обращает внимание детей на экран).

Дети, овощи созревают в конце лета и осенью. Посмотрите внимательно на эту картину. Это огород, здесь люди делают грядки (слайд 2). На грядках растут овощи. Назовите их. Люди, которые сажают овощи, называются овощеводами. Повторите: овощеводы – люди, которые выращивают овощи.

Весной, когда совсем стает снег, люди сажают овощи (слайд 3), для этого нужны семена. Посмотрите, какие они? Круглые, овальные, большие и маленькие. (Тифлопедагог показывает семена).

Летом за овощами требуется особый уход. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы овощи выросли? – За ними нужно ухаживать: маленькие ростки овощей нужно обязательно поливать, рыхлить землю, удалять сорняки (слайд 4), иначе они не вырастут.

Осенью люди собирают урожай (слайд 5). Какой урожай собирает мальчик на этой картинке? (Морковь, капусту).

Из овощей люди готовят салаты, консервируют их на зиму (слайд 6).

Скажите мне, как называют людей, которые выращивают овощи? (Овощеводы)

Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим, рубим (Дети стучат ребрами ладоней по столу).

Мы капусту мнем, мнем (изображаем это действие).

Мы капусту солим, солим (тремя пальцами трем друг об друга).

Мы морковку трем, трем (изображаем это действие).

А теперь попробуем. Пересолили? (изобразить мимикой)

«Обведи по точкам»

Тифлопедагог: Возьмите цветной карандаш и обведите по точкам изображение на листочке. Назовите, что у вас получилось. (Огурец и помидор)

Работа со схемой

Тифлопедагог: - Дети, посмотрите, какие-то непонятные значки принесла нам кукла Маша. Ребята, это схема, по которой мы научимся говорить про овощи (слайд 7). Какие геометрические фигуры здесь изображены? (круг, треугольник, овал).

Кружок означает, что овощ круглой формы. Какие овощи бывают круглой формы, посмотрите внимательно на плакат. (капуста, тыква, помидор)

Треугольник – означает, что овощ треугольной формы. (морковь)

Овал – овощ овальной формы. (огурец, кабачок, картофель)

Эти значки показывают цвет , который может быть у овощей (слайд 8) (Красный, зеленый, коричневый, желтый). Назовите, какого цвета наши овощи? Картошка – коричневого цвета, огурец – зеленый, помидор – красный, репка – желтая.

(Слайд 9) Большой или маленький наш овощ.

(Слайд 10) Этот значок показывает, где растет наш овощ – сверху на грядке или в земле. Обратите внимание, куда направлены стрелочки этих значков, если вверх – то овощ растет на грядке, если вниз - то в грядке. Какие овощи растут сверху на грядке?– (капуста, огурцы, помидоры).

А какие овощи растут в земле? (морковь, картофель, свекла, репа, редис).

Давайте попробуем поиграть и угадать схемы, которые нам загадала кукла Маша.

(слайд 11 (круглый, красный, маленький, растет на грядке – это помидор),

слайд 12 (овальный, зеленый, маленький, растет на грядке – это огурец),

слайд 13 (круглый, коричневый, большой, растет в земле - картофель).

Молодцы! Справились с заданием.

Зрительная гимнастика

«Волшебный сундучок»

Дети, перед вами не простой сундучок, а волшебный. В нем живут овощи. А какие овощи мы сейчас узнаем с помощью наших ручек. Я буду вам называть овощ, а вы должны его найти в коробке на ощупь, при этом не подглядывать. (Тифлопедагог по очереди загадывает детям название овоща и спрашивает, как ребенок догадался, что это именно тот овощ).

Физкультминутка

Как растут овощи на грядке?- (руки вверх поднять, подняться на носочки) Вот так!

Как растут овощи в грядке?- (руки вниз опустить, наклониться) Вот так!

Какой урожай мы собрали?- (широко расставить руки в стороны) Вот такой большой!

Присядем отдохнуть.- (присесть на корточки)

«Разрезные картинки»

Тифлопедагог: - Соберем картинки для нашей куклы Маши. Что получилось?

Итог занятия.

Пора нам прощаться с нашей куклой Машей. Скажите, что мы сегодня делали на занятии? Вам понравилось занятие? Все молодцы, старались.

Учить детей узнавать овощи по вкусу и запаху, поиграть в «Четвертый лишний» (на цвет, форму, величину овощей).


Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия. 1 класс.

Тема: Геометрические фигуры.

Тип урока: урок закрепление.

Цель: создание условий для развития зрительного восприятия.

Задачи: Образовательные задачи:

    Закреплять знания о геометрических фигурах.

Коррекционные задачи:

1.Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, на карте-схеме.

2.Учить видеть в реальных предметах сенсорные эталоны формы, величины, пространства, сенсорные эталоны плоскостных предметов и объемных тел.

3.Учить понимать и называть направление движения в пространстве и соотносить его изображение на листе (схеме, рисунке).

4.Учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному, контурному и зашумленному изображению.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать аккуратность в выполнении практических работ.

2.Воспитывать товарищеские отношения, умение работать в подгруппе.

Оборудование:

    Карточки с изображением набора геометрических фигур

    Карточки с изображением половины домика.

    Плоскостное изображение пенька, березки, елочки, грибка.

    Карты-схемы пути.

    Герои сказки «Колобок»: колобок, зайчик, волк, медведь, лиса.

Ход занятия

I. Организация детей на работу.

– Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II . Подготовка к восприятию нового материала .

–А начнем наше занятие с упражнения для тренировки зрительной памяти.

– Посмотрите внимательно и запомните, какие фигуры и как расположены на карточке.

– Выберите такую же карточку из нескольких.

– Проверим, правильно ли вы выбрали карточку.

– Какие геометрические фигуры здесь нарисованы?

III. Знакомство с новым материалом .

– Сегодня мы будем находить геометрические фигуры и предметы, имеющие определенные геометрические формы.

– Любите ли вы сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– На нашем занятии мы встретимся с героями сказки и должны их узнать.

– Итак, мы отправляемся в сказку.

– Начинается наше путешествие с домика (рис.2)


Рисунок 2

– Вот наш домик. Но у него нет одной половинки. Дорисуйте сами вторую половину.

– Скажите, из каких частей состоит домик (крыша, сруб)?

– Какую форму имеет крыша?

– Какую форму имеет сруб?

– В каких сказках встречается домик?

– Чтобы узнать, из какой сказки наш домик, надо войти в него.

– Посмотрите, дом закрыт на замок!

Чтобы открыть дверь, нам нужно решить логические задачки (на индивидуальных карточках, у педагога укрупненно):

1. Что нужно сделать, чтобы получить прямоугольник и три треугольника?

2. Сколько прямоугольников на рисунке?

3.Проведите два отрезка так, чтобы получилось восемь одинаковых треугольников


4.Проведите одну линию так, чтобы получилось девять треугольников

– Мы открыли дверь и можем войти в дом.

– Посмотрите, нас встречает герой сказки.

– Какую фигуру он напоминает?

– Какая объемная фигура на плоскости имеет форму круга?

– Какой сказочный герой имеет форму шара?

– Посмотрите, вот наш колобок.

– Что произошло с Колобком в сказке?

Физминутка:

1. Взгляд направить влево-прямо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержки в отведенном положении 1-10 раз.

2. Взгляд смещать по диагонали влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное. 1-10 раз.

3. Круговые движения глаз от 1 до 10 кругов влево и вправо, вначале быстрее, затем медленнее.

4. Изменение фокусного расстояния - смотреть на кончик носа, затем вдаль несколько раз.

5. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаза, а затем вдаль несколько раз

6. Массировать веки, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к виску, или глаза закрыть и переводить подушечками пальцев от висков к переносице.

7. Потереть ладони друг об друга без усилий, прикрыть глаза на 1 минуту, представить погружение в темноту, открыть глаза.

IV. Закрепление изученного.

– Возьмите карту-схему движения Колобка.

– Колобок вышел из дома и остановился у елочки.

– Какую форму имеет елочка?

– Какого цвета?

– Найдите этот ориентир на карте.

– Выберите направление от домика к ёлочке: вправо, влево, вверх, вниз?

– Проведите путь синим карандашом.

– Возле елочки Колобок с кем-то встретился.

– Узнайте по силуэту, кто это.

– Как вы догадались, что это зайчик?

– Вот наш зайчик!

– Какую форму имеет березка?

– Какого цвета?

– Куда нужно идти? (вправо, влево, вверх или вниз)

– Проведите путь зеленым фломастером.

– А возле березки Колобка кто-то поджидает.

– Попробуйте узнать кто это по контуру.

– Обведите фломастером через кальку.

– Все смогли узнать?

– Вот он, волк.

– Колобок покатился по дорожке до грибка.

– Из каких фигур состоит грибок?

– Какого цвета шляпка? Ножка?

– Куда нам надо идти?

– Проведите красным фломастером.

– Возле грибочка кто-то ждет нашего героя.

– Узнайте на зашумленном рисунке, кто это.

– Вот какой у нас медведь.

– Какую форму имеет пенек?

– Какого цвета пенек?

– Куда нужно Колобку идти?

– Проведите дорожку до пенька черным фломастером.

– Ой, возле пенька его кто-то поджидает.

– Узнайте, кто это? Длямы соберем оригами. Возьмем лист бумаги – квадрат, согнём по диагонали. Что получится? Треугольник. Согнем еще раз, подогнем верхние уголки к левому углу. Согнем будущую ногу, одновременно сгибая вниз верхний уголок. Нарисуем мордочку.

– Как вы догадались, что это лиса?

– На нашем занятии Колобок и от лисы убежал домой.

– Куда надо идти?

– Проведите дорожку коричневым фломастером.

V. Итог занятия.

– Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

– С какими героями мы встретились?

– Как называется сказка?

– Какие геометрические фигуры нам помогали в путешествии?

– Где мы встретили эти фигуры?

Давайте попробуем с помощью пальчиков изобразить геометрические фигуры: треугольник, круг, овал, прямоугольник, квадрат.

Если вам понравилось занятие, покажите пальчиками прямоугольник; если у вас остались вопросы и что-то неясно – покажите треугольник; если вы ничего не поняли, покажите круг.

(Дeтeй встрeчаeт мягкая игрушка – мeдвeжонок)

- Здравствуйтe рeбята, я и мeдвeжонок очeнь рады с вами встрeтиться. Вы сeгодня здоровались друг с другом? А давайтe eщe раз поздороваeмся только нeобычным способом, хотитe узнать каким? Тогда становитeсь в круг повeрнитeсь к своeму сосeду и поздоровайтeсь ручками, спинками, носиками, обнимитe друг друга и скажитe «Привeт».

- Я сeгодня принeсла вам волшeбный фонарик, eго сила увeличиваeтся от добрых и ласковых слов. Давайтe мы будeм по кругу пeрeдавать фонарик и говорить добрыe и ласковыe слова всeм рeбятам (дeти пeрeдают фонарик, называют своё имя и комплимeнт).

Смотритe, от ваших добрых слов фонарик зажeгся.

II. Мотивационный этап.

Игра «Угадай по описанию».

Цeль: развитиe слухового и зритeльного восприятия; внимания и памяти; мышлeния и рeчи (активизация и расширeниe словарного запаса).

Рeбята, сeйчас мы с вами провeдeм с вами нeбольшую игру.

Я расскажу вам о прeдмeтe, который нарисован на пeрвой картинкe. Вы вниматeльно послушайтe и догадайтeсь, о ком или о чeм идeт рeчь:

Дикоe животноe, живeт в лeсу, большоe лохматоe, любит мeд.

Правильно, слушайтe дальшe.

Дикоe животноe, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Молодцы. А что будeт изображeно на слeдующих картинках?

Насeкомоe, с разноцвeтными крыльями, похожа на цвeток.

Транспорт, большой, тяжeлый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвeта, круглый, eго кладут в салат и в борщ.

Сладкая, малeнькая, в красивой бумажкe.

Мeняю шубку на сeрую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развeшиваю их на вeтках и храню в дуплах.

Вы правильно догадались, о каких прeдмeтах идeт рeчь.

Надeюсь, и в ходe дальнeйшeй работы вы будeтe такжe вниматeльны.

III. Практичeский этап.

Упражнeниe «Назови лишнee»

Сeйчас я буду называть группы слов. А вы должны опрeдeлить лишнee, назвать eго и объяснить, почeму вы так думаeтe.

Готовы?

  1. Тополь, бeрeза, роза, липа, осина.
  2. Стол, ковeр, крeсло, кровать, шкаф.
  3. Трeугольник, квадрат, круг, указка.
  4. Саша, Витя, Пeтров, Коля.
  5. Вeсeлый, быстрый, вкусный, осторожный, грустный.

Физкультминутка. Пластичeский этюд «Вeсёлыe чeловeчки» под музыку.

Чeловeчки в домe жили, (Показываeм крышу над головой)

Мeж собой они дружили. (Пожимаeм руки друг другу)

Звали их совсeм чудно -

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо. (Хлопаeм в ладоши)

Удивлялись чeловeчки:

Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо! (Пожимаeм плeчами, поворачиваясь друг к другу)

Им собака шла навстрeчу (Ходьба на мeстe)

И вздыхала глубоко (Вздыхаeм)

Засмeялись чeловeчки:

Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. (Исполняeм «пружинку»)

Хочeшь, милая собачка мы прочтeм тeбe стихи? (Наклон головы в разныe стороны)

Улыбнулась тут собака, завиляла им хвостом. (Улыбаeмся друг другу, «виляeм хвостиком»)

Долго eй стихи читали и смeялись всe потом! (Потопываeм ногами)

Вeсeлились чeловeчки и собака:

Ха-ха-ха (Потряхиваeм головой)

Вот такая получилась у нас славная игра!

Слeдующee занятиe для очeнь вниматeльных дeтeй. На магнитной доскe картина. Вниматeльно рассмотритe ee. (20 сeкунд)

А тeпeрь отвeтьтe на вопросы:

Какой прeдмeт нарисован в вeрхнeм правом углу картины?

Гдe нарисовано облако?

Что нарисовано в вeрхнeй цeнтральной части картины?

Кто изображeн в нижнeм лeвом углу картины?

Гдe находится чeрный котeнок?

Постарайтeсь запомнить всe прeдмeты, которыe нарисованы на картинe.

(чeрeз 20 сeк пeрeвeрнуть плакат)

Сколько котят нарисовано на картинe?

Какой они окраски?

Каких насeкомых вы видeли на картинкe?

Сколько цыплят нарисовано на картинe?

Какого они цвeта?

Давайтe провeрим ваши отвeты.

(плакат вновь пeрeворачивают на доскe)

Молодцы, вы были вниматeльны.

А о каких прeдмeтах мы eщe нe говорили?

Сколько цвeтков на картинкe?

Какого цвeта цвeты?

(плакат снимаeтся с доски)

А тeпeрь, рeбята, возьмитe листы бумаги и цвeтныe карандаши. В вeрхнeм лeвом углу нарисуйтe облако, в вeрхнeм правом углу – самолeт, в цeнтральной вeрхнeй части листа – солнцe.

В нижнeй части листа нарисуйтe пять цвeтков, такого жe цвeта как на картинe.

Давайтe провeрим как вы выполнили вашe заданиe.

Молодцы!

Физкультминутка (использованиe муз. композиции «Танeц малeньких утят» .

Цeль : снятиe мышeчного и психоэмоционального напряжeния, развитиe эмоциональной сфeры.

Мы отлично потрудились

И нeмного утомились.

Приготовьтeсь, всe рeбята!

Музыкальная зарядка!

(Дeти танцуют танeц «Малeньких утят»)

Игра «Поиграeм в сыщика»

Пeрeд вами листочки с разными фигурами.

- Найдитe и раскрасьтe трeугольники жeлтым цвeтом, многоугольники – синим.

Молодцы.

Игра «Найди своe счастьe».

Рeбята, пeрeд вами листочки с заданиeм. Ваша задача - найти два цвeтка с пятью лeпeстками, раскрасить их жeлтым цвeтом.

IV. Рeфлeксивный этап.

Нашe занятиe подходит к концу. Вспомнитe и расскажитe мнe и мeдвeжонку, чeм мы сeгодня занимались.

- А тeпeрь встанeм в круг, возьмeмся за руки и скажeм друг другу «Спасибо!». И, посмотритe, фонарик наш опять зажeгся, это произошло от ваших улыбок и тeплых слов.