Обучение и воспитание детей с церебральным параличом в группе «Особый ребенок


И для него, и для родителей мир — одно большое препятствие. Кроме проблем с реабилитацией и бытовых сложностей ежедневно приходится сталкиваться с черствостью окружающих и осуждающими взглядами. Дескать, такие дети создают неудобство и портят картину мира своей внешностью и громоздкими колясками.

Но искалеченное болезнью тело и другие особенности детей с ДЦП — не причина отказываться от активной жизни и общения. И то, и другое дается таким деткам ценой огромных усилий. Как можно поддержать их, и как научить своего ребенка адекватно и по-человечески относиться к тем, кто не похож на него?

Рано или поздно ваш ребенок увидит малыша в инвалидной коляске. И спросит, что с ним, и почему рождаются дети с ДЦП. Вы знаете, как правильно ответить на эти вопросы?

Почему у этого мальчика такие странные ручки и ножки?

У него Детский церебральный паралич или просто ДЦП. Это такая болезнь, которая не дает управлять своим телом. Вот ты можешь бегать со своими друзьями, играть в мяч, рисовать, разговаривать - тебе все это легко сделать, ты ведь даже не замечаешь, сколько разных движений совершаешь за день. А его могут не слушаться руки и ноги. Поэтому некоторые дети с ДЦП ходят неправильно и на согнутых ножках. А еще бывает и так, что они не могут сами держать голову, сидеть и плохо говорят.

А они сами не стесняются того, что они такие?

Стесняются. Поэтому дети с ДЦП очень робкие, мало разговаривают и боятся просто первыми поздороваться. Но бывает по-разному. Есть ребята, которые передвигаются на колясках и очень плохо говорят. Им приходится сложнее всех. А есть дети, у которых тоже ДЦП, но они могут сами есть, ходить, играть и вообще ничем не от тебя не отличаться.

Я не заражусь от них?

Нет, конечно! ДЦП у таких ребят с самого рождения, а не потому что они пообщались с другими детьми с ДЦП и заразились или «гуляли без шапки», а «их родители пили и курили». Дети с ДЦП не заразные. Просто им сложнее, чем тебе ходить, бегать и даже держать карандаш в руке.

Почему у него такое выражение лица? Он что — «дурачок»? Умственно отсталый?

Нет, совсем он не «дурачок». Он все хорошо понимает и слышит, просто ему сложно показать это тебе, так как лицо его тоже может не слушаться. А то, что он плохо говорит, не значит, что он глупый или «умственно отсталый». Ты ведь когда-то тоже не умел говорить, но все понимал. А ему гораздо труднее, чем тебе научиться хорошо говорить. То есть этот мальчик может, к примеру, так же ловко считать математические примеры, как и ты, но ему будет чуть сложнее произнести ответ вслух.

А он мог бы учиться со мной в одной школе или ходить в «художку»?

Да, конечно. Ему было бы даже на пользу учиться вместе с тобой. Ребята с ДЦП могут после школы, поступить в институт, а потом пойти на работу. Часто такие дети бывают очень талантливыми. И если они будут заниматься, то у них получатся великолепные стихи и рисунки. А у кого-то даже получается здорово танцевать.

Кадр из фильма «Желание жить» 2013

Я могу подружиться с этим мальчиком?

Конечно! Он будет очень рад дружбе с тобой. Но запомни несколько простых правил:

  • Говори чуть медленнее и громче. Так он тебя лучше поймет.
  • Не бросайся сразу помогать. Если ты видишь, что ребенок с ДЦП долго и медленно открывает свой рюкзак, а ты можешь помочь открыть ему этот рюкзак за секунду, не спеши. Он может справиться и сам, потому что делает это каждый день. Помогай тогда, когда тебя об этом попросят.
  • Не трогай коляску без разрешения. Если ребенок с ДЦП передвигается все время на коляске, то она для него, как часть его тела. Тебе же не понравится, если кто-то схватит тебя на руки и куда-то потащит.

А помочь ему я как-то могу?

Самая лучшая помощь - это твоя дружба. Часто над ребятами с ДЦП смеются и обижают их. Поэтому твое внимание и отношение к ним, не как к больным, а как к обыкновенным мальчикам и девочкам, очень важно для них.

Кадр из фильма «Желание жить» 2013

Если мне нужно кому-то рассказать про него, как назвать ДЦП?

Ты так и говоришь «Петя с ДЦП» или «Петя с инвалидностью». Но не «Петя-инвалид» или «Петя-ДЦПэшник». Ведь эта болезнь - это не он сам, она просто у него есть.

Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом

1. Ребенок с детским церебральным параличом в семье

С появлением в семье ребенка с церебральным параличом родителям приходится привыкать к новой жизни.

Первый шок от известия, что ребенок родился больным, может быть не таким тяжелым, если это известие преподнесено правильно и сочувственно, лучше, чтобы оно было преподнесено врачом-психотерапевтом. Даже сейчас многие семьи не получают психотерапевтической помощи.

Важно, чтобы с самого начала оба родителя в полной мере взяли на себя ответственность и заботу о ребенке. Тяжелая ситуация может возникнуть от неравноправия, когда кто-то из родителей постоянно упрекает другого родителя за то, что он мало времени уделяет малышу, или наоборот когда всю ответственность берет на себя только один родитель. В идеале родители должны быть очень близкими людьми и поддерживать друг друга. Помните, что для ребенка с нарушениями, его братьев и сестер и родителей важнее всего на свете нормальная семья. Семья, где родители чрезмерно утомлены или слишком заботливы, может не выдержать чрезмерного напряжения и распасться.

Понятны смятение и растерянность родителей, когда они узнают о болезни малыша. Подобное потрясение может оказаться чрезвычайно сильным. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка. Приходят уныние, отчаяние, стремление к одиночеству. На данном этапе многие родители нуждаются в помощи психотерапевта. Однако чем раньше родители сумеют овладеть своими чувствами, тем больше они помогут своему малышу. Ведь ребенку с нарушениями нужно то же, что и здоровому: чтобы его любили и принимали таким, какой он есть, со всеми проблемами и трудностями. И только тогда он войдет в мир уверенным в себе, доброжелательным и полезным обществу, именно таким, какой он есть, с двигательными нарушениями и, может быть, с нарушениями интеллекта и речи, с дефектами слуха и зрения, будет социально адаптирован. Любому ребенку, а больному особенно, нужна счастливая и полноценная семья, которая понимает и принимает его проблемы и трудности и помогает их преодолевать.

Ребенку с церебральным параличом необходим тесный физический контакт с матерью -- это основа его дальнейшего развития.

Помогать семье и ребенку следует немедленно. В каждой семье родители беспокоятся за будущее ребенка. Это беспокойство может стать постоянным.

Родители задают многочисленные вопросы специалистам, больше всего их мучают вопросы: «Будет ли малыш говорить?»; «Сможет ли он ходить?»; «Сможет ли он учиться?»; «Сможет ли он когда-нибудь жить самостоятельно?» и т. п.

Самая большая помощь для родителей -- это обучать их ухаживать за ребенком и развивать его психомоторные функции. Естественно, что помощь родителям дифференцируется в зависимости от нарушений, имеющихся у ребенка, его возраста и степени выраженности как нарушенных, так и сохранных функций.

Наш длительный опыт работы с детьми с церебральным параличом показал важность совместных усилий специалиста и родителей по преодолению и коррекции двигательных и психических нарушений.

Данными современной медицины доказана необходимость как можно более раннего начала лечебно-воспитательных мероприятий для детей с церебральным параличом, потому что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Кроме того, на ранних этапах развития детей за счет автоматизации двигательных и речевых функций формируются двигательные и речевые стереотипы. Для правильного их формирования необходимо тесное взаимодействие специалистов и родителей.

Двигательные нарушения детей с церебральным параличом дифференцируются в зависимости от формы заболевания. Особую сложность для коррекционной работы в семье часто представляют дети с гиперкинетической формой заболевания. У этих детей имеют место насильственные движения -- гиперкинезы в сочетании с нарушением мышечного тонуса. Кроме того, у этих детей чаще, чем при других формах церебрального паралича, имеет место снижение слуха. Поэтому необходимо прежде всего обследование слуха с помощью электрокорковой аудио-метрии.

Для этих детей необходим двигательный лечебный режим, который предусматривает частую смену поз путем различных игр, музыкальных занятий, прогулок. Даже при самых тяжелых случаях заболевания ребенок не должен постоянно находиться в постели; его следует выкладывать на маты, ковер, стимулировать у него ползание, перевороты и другую двигательную активность.

Если у ребенка насильственные движения очень сильные, необходимо кровать снабдить сеткой, покрытой мягкой материей, изготовить удобное кресло, которое должно быть устойчивым, иметь подставку для стоп, ремни для фиксации туловища и ног. Ребенку необходим столик для занятий, при необходимости -- головодержатель.

Передвигающийся ребенок должен часто менять положение тела. Многие дети с гиперкинетической формой церебрального паралича, а также с другими формами нуждаются в ортопедическом лечении, а также в протезном снабжении. Все изделия (аппараты, ортопедическая обувь) должны изготовляться только после устранения контрактур.

При развитии двигательных функций у ребенка с церебральным параличом необходимо прежде всего осуществлять контроль за положением головы и частей тела.

Наряду с проведением специальных упражнений важно помнить о необходимости общего двигательного режима.

Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом

Многие дети с церебральным параличом испытывают трудности при приеме пищи. Эти трудности могут наблюдаться уже в младенчестве, когда малыш плохо сосет, оно сохраняется и в более позднем возрасте, когда возникают проблемы с жеванием...

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значимое место занимает расстройство речи частотой около 70 процентов из всех детей имеющих данное заболевание . Формы речевых нарушений разнообразны...

Изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста

Изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста

Особенности конструктивной деятельности по образу у детей 4-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Формирование различных видов деятельности у детей страдающих детским церебральным параличом является центральным звеном во всей системе коррекционно-образовательной работы в специальных дошкольных учреждениях. Это объясняется значением...

Психическое развитие детей с церебральным параличом

Отношение к себе формируется у ребенка с церебральным параличом под воздействием отношений к нему окружающих, особенно членов семьи, а также определяется успешностью его адаптации в окружающей среде и психологическими защитами...

Психологическая помощь детям с церебральным параличом

Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно-логопедической направленности...

Психологическое здоровье матерей, воспитывающих детей с ДЦП

В большинстве случаев из-за различных физических, эмоциональных и социальных нагрузок, обусловленных нарушениями развития у детей, матери страдают и переживают гораздо сильнее и острее, чем отцы. Изменяются их личностные особенности...

Теоретическое обоснование, разработка и апробация программы психологической диагностики и коррекции психологических трудностей детей с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжёлое заболевание, которое возникает у ребёнка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорождённости) ...

Теоретическое обоснование, разработка и апробация программы психологической диагностики и коррекции психологических трудностей детей с ДЦП

Теоретическое обоснование, разработка и апробация программы психологической диагностики и коррекции психологических трудностей детей с ДЦП

Дети с тяжелыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент...

Среди отечественных психологов в последние годы изучение психологических особенностей родителей аномального ребенка и взаимоотношений в таких семьях занимались И.С. Багдасарьян, Е.И. Морозова, В.В. Ткачева и др. В.В...

Эмоционально-оценочное отношение матери с подростком, страдающим детским церебральным параличем

Нарушение в эмоционально-оценочной сфере приводит к тому, что человек начинает испытывать переживание эмоционального неблагополучия; оно распространяется на основные сферы его жизнедеятельности в виде эмоционально-негативной оценки себя...

Наряду с проведением необходимого лечения для больных детскими церебральными параличами не менее важно правильное воспитание детей с ДЦП. Нужно учитывать, что у 70-80% этих больных имеются нарушения психики . Умственную неполноценность следует расценивать не как что-то статическое, постоянное, а как положение, которое в принципе можно изменить, для этого нужно проводить соответствующее воспитание детей с ДЦП и лечебные меры.

При наличии выраженной умственной отсталости больных необходимо помещать в дома инвалидов. Дети с умеренно выраженной умственной отсталостью должны заниматься в специальных детских садах и школах. При сохранности интеллекта или небольшой задержке умственного развития больные могут посещать общие школы или (лучше) специализированные детские сады и школы интернаты, где создаются необходимые условия для учебно-воспитательной работа. Эти условия определяют своеобразие методического подхода к воспитанию :

Воспитание детей с ДЦП. Методический подход

Воспитание детей с ДЦП должно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. создание малых групп, с учетом уровня развития;
  2. для каждой группы составляется план на одну неделю, с разработкой индивидуального плана активации каждого ребенка;
  3. следует сокращать продолжительность занятий, чтобы не перегружать способность к сосредоточению;
  4. необходимы более частые упражнения для закрепления знаний и специальное время для повторения;
  5. время отдыха должно быть более длительным, чем у здоровых детей;
  6. важный элемент воспитания – выработка гигиенических навыков и обучение определенным социальным обязанностям;
  7. особое внимание необходимо уделять развитию моторики и речи с участием и ;
  8. в связи с повышенной отвлекаемостью необходимо более жестко руководить игрой, раскрыть возможности организации ее, активизировать игры.

Задачи в первый год жизни

Воспитание детей с ДЦП имеет свои особенности, особенно в первый год жизни таких детей:

1) воспитание привычки к контакту и потребности в нем – обращение к ребенку, привлечение его внимания к окружающим предметам;

2) развитие зрительного восприятия и сосредоточения с применением световых раздражений, а также показа предметов с простыми и четкими формами (мяч, погремушка);

3) развитие слухового восприятия и сосредоточения с применением голоса, колокольчика тамбурина и др. Использование звуков разного направления тональности, последовательности, Побуждение ребенка к извлечению звуков («ладушки», погремушка и т.п.);

4) развитие движений губ – сосание, жевание (постепенный переход на твердое питание), побуждение ребенка дуть, выдувать воздух;

5) тренировка осязания – соприкосновение с разнообразными предметами, на первых порах путем коррегирования движения руки ребенка;

6) упражнения для рук – стимуляция хватания («дай ручку»), «ладушки», удары руками, катание мяча, игры с кубиками, с водой, бросание, игры пальчиками т.д.;

7) тренировка общей моторики – переход от спонтанных движений к заданному ритму под пение, бубен и т. д., ползание, кувыркание, вставание, ходьба за ручку. Особое значение имеет выполнение ритмичных гимнастических упражнений;

8) обучение простейшим движениям;

9) стимуляция участия в воспроизведении ритма, звуков, мелодий;

10) побуждение называния определенным словом своих желаний и предметов путем неоднократного повторения;

11) развитие эмоциональных реакций – радости, доверия, хорошего самочувствия и т.д. Путем демонстрации эмоций, рассказов, соответствующих игр и подкрепления реакции ребенка;

12) в процессе воспитания следует избегать запугивания и изнеженности. Не все особенности поведения ребенка связаны с его умственной отсталостью;

13) наряду с целенаправленными воспитательными воздействиями необходимо представлять ребенку возможность самостоятельной игры и занятий.

Следует облегчать процесс социальной адаптации таких детей путем улучшения межличностных отношений.

Привлечение родителей к процессу воспитания детей с дцп может стать более действенным, если их постоянно информировать о текущих педагогических задачах и часть учебных заданий переносить домой.

Ипполитова М. В. и др. "Воспитание детей с церебральным параличом в семье". В книге раскрываются особенности физического и психического развития детей с церебральным параличом, приводится методика коррекционных занятий по формированию двигательных навыков, а также по активизации речевой и познавательной деятельности данной категории детей.

Первое издание пособия вышло в 1980 году. Во второе издание внесены изменения, в частности, оно дополнено главой «Формирование жизненно активной позиции» и «Приложением», в котором даны конкретные упражнения по развитию движений пальцев руки. Книга рассчитана на родителей и воспитателей специальных детских садов.

В настоящее время расширяется сеть специальных учреждений дошкольного и школьного типа для детей, страдающих церебральным параличом. В большинстве случаев комплексное лечение осуществляется в специализированных отделениях больниц, в санаториях, в детских яслях, в специальных детских садах и домах ребенка.

При систематической лечебно-коррекционной работе начиная с раннего возраста многие дети с церебральным параличом могут получить образование в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами либо в массовой школе, если это позволяет состояние ребенка. В основу обучения в специальных школах положена программа общеобразовательной или вспомогательной школы. Дети, обучающиеся по программе массовой школы, получают неполное среднее образование за 10 лет, полное среднее - за 12 лет.

Характерной особенностью организации обучения в этих школах является тесное сочетание учебно-воспитательного процесса с лечебно-восстановительными мероприятиями (медикаментозное лечение, физиотерапевтическое и ортопедическое лечение, ЛФК и т. д.). В учебно-воспитательном процессе значительный удельный вес имеет трудовая подготовка и профессиональная ориентация учащихся. В школах организованы производственные мастерские, в которых учащиеся осваивают основы будущих профессий, что позволяет им в дальнейшем найти свое место в жизни.

При установлении диагноза церебрального паралича лечащим врачом и систематическом наблюдении ребенка в лечебном учреждении родители должны принять самое активное участие в воспитании и развитии своего больного ребенка, в подготовке его к школе. Поэтому мы обращаем внимание родителей на те основные моменты, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка с церебральным параличом в семье в период подготовки его к школе.

Вопросы подготовки к школе детей с церебральным параличом имеют большое значение ввиду специфики самого заболевания.

В силу того что это заболевание связано с ранним поражением головного мозга, наряду с двигательными расстройствами могут иметь место серьезные нарушения речи и других психических процессов.

Поражение двигательной сферы при церебральном параличе бывает выражено в разной степени и форме. Есть дети, у которых двигательные нарушения настолько тяжелы, что полностью лишают их возможности свободного передвижения и действий с предметами. Хотя такие дети и не смогут обучаться в школе, систематическая коррекционная работа с ними не пропадет даром.

В данном пособии речь пойдет о детях, у которых нарушения двигательной сферы не могут служить препятствием для их обучения в специальной или массовой школе.

В книге говорится об основных закономерностях физического и психического развития дошкольников, страдающих церебральным параличом, а также описываются коррекционные занятия, направленные на формирование у детей двигательных умений и навыков самообслуживания, активизацию их речевой, познавательной и игровой деятельности.

Ее цель - помочь родителям понять особенности развития детей с церебральным параличом и выработать правильное отношение к больному ребенку.

Предлагаемые в пособии приемы апробированы авторами в процессе многолетней работы с данной категорией детей. Они эффективны только при условии их раннего и систематического применения в сочетании с комплексным лечением ребенка.

Успех всей коррекционной работы во многом зависит от своевременной диагностики данного заболевания, поэтому мы настоятельно рекомендуем родителям обращаться к специалистам (психоневрологу, невропатологу, ортопеду) при наличии у ребенка даже незначительного отставания в моторном развитии.

Характеристика детей с церебральным параличом

Детский церебральный паралич проявляется прежде всего в двигательных расстройствах. При одних формах заболевания больше страдают руки, при других - ноги. Иногда поражаются обе руки и обе ноги. Кроме того, нарушения движений могут носить односторонний характер. При тяжелом поражении нижних конечностей руки кажутся иногда почти здоровыми, но при тщательном обследовании у ребенка выявляется недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями.

У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения). Такие дети с трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т. д.

В ряде случаев двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений. При этих формах заболевания походка длительное время остается неустойчивой, дети затрудняются поворачиваться, перешагивать через препятствие, часто падают, не могут свободно, без поддержки прыгать, бегать. Все движения их неточны, несоразмерны; бросая мяч даже с короткого расстояния, они не всегда попадают в цель. При тонких целенаправленных движениях (при нанизывании колец пирамидки, складывании мозаики, при рисовании, еде и т. д.) дрожание рук значительно затрудняет выполнение произвольного действия. У этих детей часто отмечается нарушение ритма движений: они затрудняются ходить под музыку в заданном ритме и темпе; при ходьбе координация движений рук и ног затруднена (руки напряженно прижаты к туловищу, или отведены в стороны, или вытянуты вдоль туловища).

При некоторых формах заболевания затруднено выполнение всех произвольных движений главным образом из-за насильственных, непроизвольных движений - гиперкинезе в. Насильственные движения могут иметь различный характер и охватывать мышцы лица, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Они резко усиливаются при волнении, при утомлении и особенно при попытках выполнить определенные действия.

У многих детей имеется сочетание различных форм двигательных нарушений. Характерной особенностью двигательных расстройств при церебральном параличе является зависимость нарушений движений в конечностях от положения головы больного ребенка. Это связано с наличием у детей патологических тонических рефлексов. Среди неправильных поз, которые зависят от выраженности указанных рефлексов, наиболее часто отмечаются следующие:

1. Голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты. Эта поза может быть зафиксированной в положении сидя и стоя и сохраняться при ходьбе. Во всех положениях эта поза является неправильной, препятствует развитию произвольных движений ребенка. В школьном возрасте при ее выраженности ребенку будет крайне трудно овладевать навыками учебной и трудовой деятельности.

2. Голова повернута в правую сторону, правые рука и нога разогнуты, а левые - согнуты, и, наоборот, голова повернута в левую сторону, левые рука и нога разогнуты, а правые - согнуты. Эти неправильные позы приводят к тому, что ребенок не может согнуть руку, к которой обращено лицо, т. е. не может рассмотреть взятый в руку предмет. Это препятствует развитию как произвольных движений, навыков самообслуживания, письма, так и познавательной деятельности.

3. Голова поднята вверх и откинута назад, руки и ноги напряжены и разогнуты. Такая поза затрудняет возможность сидения, прямостояния, произвольный захват предметов и манипуляции с ними, а также препятствует овладению самообслуживанием, учебными и трудовыми навыками.

Наряду с описанными формами нарушений, как указывалось выше, у детей могут отмечаться более легкие, как бы стертые, двигательные дефекты, которые проявляются в недостаточном объеме, точности и темпе движений в одной или нескольких конечностях, в нарушениях равновесия, координации, в отдельных непроизвольных движениях, в недостаточности раздельных дифференцированных движений пальцев рук и т. д. Они также могут мешать ребенку в овладении предметно-практической деятельностью.

Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других, напротив,- вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие - значительно отстают.

У детей с церебральным параличом нередко отмечается задержка речевого развития. Это связано как с характером самого заболевания, так и с неправильными условиями воспитания ребенка в семье. Известно, что речь развивается только в процессе общения. Ребенок же с церебральным параличом нередко лишен этого столь необходимого речевого общения и контакта со сверстниками. И к тому же родители дошкольника основное внимание уделяют развитию движений. Из-за опасения, что ребенок может заболеть, а иногда из-за ложного стыда родители умышленно ограничивают его общение с окружающими. Проявляя чрезмерную заботу о больном ребенке и стремясь предугадать все его желания, все сделать за него, родители тем самым не формируют у него потребности пользоваться речью. Все это приводит к отставанию в развитии речи.

Важное значение для развития речи у ребенка имеет овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью. Неправильное и позднее развитие этих функций у детей с церебральным параличом в большой мере обусловливает отставание и в развитии речи.

Известно, что речь формируется только под контролем слуха и даже небольшое снижение слуха в раннем детстве значительно тормозит развитие речи у ребенка. У 10-15% детей с церебральным параличом имеются нарушения слуха, особенно они характерны для больных с гиперкинезами. Это также в значительной мере обусловливает задержку речевого развития.

В связи с ограниченной подвижностью мышц языка и губ, насильственными движениями в дыхательной и артикуляционной мускулатуре (в мышцах лица, языка) часто нарушается звукопроизношение. Эти нарушения усиливаются из-за расстройств дыхания и голосообразования. У многих детей с церебральным параличом рот полуоткрыт, усилено слюнотечение, наблюдаются затруднения при жевании, иногда при кусании, глотании, питье из чашки и т. д. Позднее и часто неправильное прорезывание зубов, нарушения в строении верхней и нижней челюсти, неправильный прикус, высокое твердое нёбо еще более мешают развитию речи. Нарушения речи у детей с церебральным параличом часто связаны с общими двигательными расстройствами. В момент повышения мышечного тонуса в конечностях может наступать напряжение мышц языка и гортани (отмечается их спастичность). При усилении гиперкинезов в конечностях появляются насильственные движения в мышцах лица и языка, фонационного и дыхательного аппарата.

Указанные особенности детей с церебральным параличом обусловливают необходимость их специальной подготовки к школьному обучению в плане развития познавательной деятельности и мотивационно-потребностной сферы.

Особенности психического развития детей и отношение к ребенку в семье

Выраженные нарушения движений и речи у больных с церебральным параличом отражаются на уровне их психического развития. В силу двигательной недостаточности нарушается формирование восприятия предметов окружающего мира. Длительное, вынужденное положение в постели, нарушение движений глаз способствуют ограничению поля зрения у таких детей. Недостаточное развитие предметного восприятия в значительной степени зависит также от отсутствия у больных детей предметных действий. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда хорошо держит голо­ву, устойчиво сидит. По мере совершенствования действий с предметами у него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функция имеет важное значение для развития познавательной деятельности. У детей с церебральным параличом ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Это приводит к тому, что у ребенка задерживается формирование целостного представления о предметах, их свойствах и фактуре, что в свою очередь обусловливает недостаточность запаса знаний и представлений об окружающем мире и задерживает овладение мыслительными операциями.

Для развития познавательной деятельности важное значение имеет согласованность движений руки и глаза. Дети с церебральным параличом часто не следят глазами за движениями и действиями своих рук, что препятствует формированию предметно-практической деятельности, пространственных представлений и предметно-действенного мышления, выработке навыков самообслуживания, а в дальнейшем чтения и письма.

Нарушения зрительного восприятия у детей с церебральным параличом объясняются недостаточной зрительной фиксацией, плохим прослеживанием предмета, сужением поля зрения и снижением остроты зрения. Кроме того, у таких детей часто отмечаются косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движений глаз, опущенное верхнее веко (птоз), непроизвольные движения глазных яблок. Такие особенности зрительного анализатора приводят к дефектному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности, что обусловливает задержку психического развития.

Некоторые дети из-за наличия внутреннего косоглазия привыкают пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя его наружные поля. Например, при большом поражении моторного аппарата левого глаза ребенок может выработать привычку игнорирования левого поля зрения. При конструировании из кубиков или палочек он не достраивает части фигуры слева, рисует и пишет только на правой стороне листа, при рассматривании картинок видит также только изображение справа. Те же нарушения отмечаются и при чтении. С такими детьми в дошкольном возрасте необходимо проводить специальные занятия по развитию движений глазных яблок и целостного восприятия предмета.

У детей с нарушенной фиксацией взора, с недостаточным прослеживанием предмета и ограничением поля зрения могут наблюдаться нарушения внимания и нередко трудности сосредоточения на выполнении задания. В силу двигательной недостаточности, ограниченности поля зрения, нарушения фиксации взора, речевого дефекта развитие начальных элементов ориентировки ребенка в окружающем пространстве может задерживаться, а к школьному возрасту выявляются более выраженные пространственные нарушения. Для формирования пространственных представлений у здорового ребенка наряду с двигательной системой и зрением большое значение имеет слух, что становится очевидным с 3 месяцев, когда поле зрения ребенка становится устойчивым и объемным. На 5-м месяце жизни слуховая ориентировочная реакция уже является важным компонентом зрительного восприятия пространства.

При церебральном параличе в силу возможного снижения и недоразвития общей моторики имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. Так, у детей может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюдается при наличии гиперкинезов. В таких случаях особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем у таких детей отмечаются трудности при обучении чтению и письму. Для некоторых детей характерна недостаточность так называемого фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова, как коза - коса, дом - том и т. д. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может иметь место недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия.

Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях - к недоразвитию речи.

Очень важно рано выявить нарушения слуха у ребенка с церебральным параличом. Большую помощь при этом врачу и педагогу могут оказать родители: наблюдая за ребенком, они должны отмечать, любит ли он играть со звучащими игрушками, подражает ли знакомым звукам (гудку машины, паровоза) или играет беззвучно, узнает ли шаги и голоса близких, любит ли музыку, предпочитает громкие или тихие передачи, как понимает обращенную к нему речь. В тех случаях, когда родители отмечают недостаточность реакции ребенка на звуковые стимулы, им следует незамедлительно обратиться к специалисту и проверить остроту слуха. Ранняя диагностика даже незначительного снижения слуха у ребенка с церебральным параличом имеет важное значение для предупреждения у него отставания в психическом развитии.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям, они вздрагивают при любом неожиданном звуке, но дифференцированное восприятие звуковых раздражителей у них оказывается недостаточным. Специальными педагогическими приемами ребенок постепенно преодолевает страх при восприятии неожиданных звуковых раздражителей.

Повышенная утомляемость характерна для больных детей с церебральным параличом. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. В игре он пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп речи его убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих. Организованность в игровой деятельности у такого ребенка формируется с большим трудом.

Поведение детей с церебральным параличом бывает различным. Для большинства характерна пассивность, вялость, нерешительность, пугливость. Дети с трудом привыкают к новой обстановке, к новым людям, они боятся высоты, темноты, одиночества, закрытых дверей, всяких неожиданных раздражителей, уколов и т. д. В момент страха у них учащается пульс, дыхание, повышается мышечный тонус, появляются пот, слюнотечение, усиливаются насильственные движения. Большое значение для преодоления страха имеют правильные условия воспитания таких детей. У других детей отмечаются повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми. При воспитании такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении матери, крайне болезненно реагируют на ее слезы. Некоторым свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких. Поэтому необходима прежде всего спокойная домашняя обстановка. Все размышления о здоровье ребенка, переживания по этому поводу, ссоры, слезы в его присутствии недопустимы.

У детей наблюдается часто расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями, иногда с плачем и криком. Такой сон не приносит отдыха нервной системе: утром ребенок встает вялым, капризным, отказывается от занятий. Поэтому, если у ребенка расстроен сон, родителям надо обязательно посоветоваться с врачом. Кроме того, при воспитании таких детей очень важно соблюдать режим дня, создавать спокойную обстановку перед сном: избегать шумных игр, просмотра видео- и телепередач и различных резких раздражителей.

У многих больных детей отмечаются также различные нарушения в деятельности внутренних органов. Часто бывает нарушена работа кишечника (преобладают запоры), расстроен аппетит, иногда отмечается рвота, повышенная жажда. У некоторых детей бывает ночной, а иногда и дневной энурез (недержание мочи).

Все эти особенности определяют необходимость соблюдения определенного режима при воспитании больного ребенка. Родителям нужно посоветовавшись с врачом, организовать четкий режим питания и сна и проводить систематические курсы лечения. Если воспитание ребенка в семье ведется неправильно, все эти нарушения нервной деятельности могут усиливаться, принимать стойкий характер.

Дети с церебральным параличом растут пугливыми, нерешительными и неуверенными в себе, они теряются в новых условиях. В школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным ответом, нередко у них возникает заикание или появляются насильственные движения. Они ничем не увлекаются, все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся заучить заданное наизусть. Все это препятствует развитию их интеллекта.

В школьном возрасте у таких детей нередко возникает страх за свое здоровье, возможно неправильное развитие личности. Чаще это отмечается у детей, которые воспитываются в семье, где все внимание сосредоточено на болезни. В доме говорят только о болезни, малейшее изменение в состоянии ребенка вызывает у родителей не только тревогу, но и панику. В его присутствии ведутся разговоры о болезнях близких. Все это приводит к тому, что ребенок сосредоточивает все внимание на своей болезни, на собственных болезненных ощущениях. Правильное воспитание в семье может предупредить подобное состояние.

Известно, что страх у маленького здорового ребенка возникает тогда, когда он сталкивается с незнакомыми явлениями. У ребенка с церебральным параличом представления об окружающем крайне ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять его кругозор, знакомить с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Прежде чем ребенку показать каких-либо домашних животных, необходимо рассказать о них, показать их на картинках.

Особый подход требуется к ребенку, у которого болезненно выражено чувство страха. Родители должны очень осторожно знакомить его с предметами, которых он боится, помогать ему постепенно преодолевать свой страх. Важное значение для предупреждения страха и развития таких отрицательных черт характера, как неуверенность, боязливость, имеет воспитание у ребенка активности. Он должен обязательно выполнять в доме посильную работу; его надо научить с учетом его двигательных возможностей самостоятельно есть, одеваться, привить элементарные бытовые навыки. Важно, чтобы ребенок не только обслуживал себя, но и постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих,- помочь накрыть на стол, убрать посуду и т. д. В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен старшим, уверенность в своих силах.

В ходе деятельности расширяется кругозор ребенка, развивается его интеллект. Многие родители, боясь, что ребенок упадет, уронит посуду, обольется или неправильно оденется, не дают ему ничего делать самостоятельно. Это приводит к тому, что он растет пассивным, вялым. Он отказывается от выполнения задания, не может соблюдать правила коллективных игр. Таким образом, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекая его, оберегая от всего, что может огорчить, родители тем самым ставят своего ребенка в трудное положение на многие годы. Терпение, организованность и выдержка - главные условия воспитания больного ребенка в семье.

Для больного ребенка вредны частые посещения гостей, эмоциональное возбуждение перед сном. Вечером, когда вся семья собирается дома, он перевозбуждается, быстро устает, у него усиливаются насильственные движения, нарастает общее беспокойство. Чтобы успокоить ребенка, полезно пойти с ним погулять, переключить его на более спокойную деятельность. Только постоянное соблюдение режима и правильное воспитание способствуют укреплению нервной системы больного ребенка.

Как правило, при церебральном параличе у детей отмечаются множественные нарушения, поэтому их воспитание представляет большие трудности. Родителям прежде всего необходимо знать особенности развития и интересы здорового ребенка, потому что ребенок с церебральным параличом - это прежде всего ребенок. Кроме того, родителям необходимо иметь общее представление о детском церебральном параличе, а также хорошо представлять и понимать особенности болезни именно своего ребенка. Необходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное церебральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Поэтому родители должны относиться к своему больному ребенку с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью.

Ребенок с церебральным параличом, как и все дети его возраста, прежде всего должен научиться некоторым общим правилам поведения. Доброе отношение близких в сочетании с требовательностью помогают ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал понимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе и о своей болезни. В зависимости от реакции и поведения родителей он будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов. Родители должны понять сами и внушить ребенку, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка, тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, не будет уходить в себя, в свое одиночество. Такой больной будет лишен эгоцентризма, направленности только на себя, он будет с удовольствием выполнять посильную работу и радоваться тому, чего достигает. Это даст ему возможность вести спокойную богатую впечатлениями и положительными переживаниями полноценную жизнь.

  • Гудкова Людмила Захаровна воспитатель первая квалификационная категория
  • Сапрунова Екатерина Сергеевна педагог-психолог первая квалификационная категория
  • Козлова Марина Викторовна воспитатель по физической культуре первая квалификационная категория

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1034»

Мы работаем в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» , которую посещают дети, имеющие различные нарушения в развитии. Больше всего детей с детским церебральным параличом (ДЦП) . Известно, что обучение и воспитание детей с церебральным параличом затруднено из-за смешанного характера дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения.

Наш опыт работы с этими детьми показывает, что в их социальной адаптации и развитии интеллектуальных возможностей большую роль играет начатое в раннем и дошкольном возрасте дифференцированное воспитание и обучение, адекватное их психофизическим особенностям. Выбор содержания и методов воспитания при этом определяется не только возрастом ребенка и решением задач его развития, но предусматривает разработку специальных мероприятий, направленных на коррекцию наиболее нарушенных психических функций и двигательной сферы. Для решения этих задач мы разработали адаптивную образовательную программу в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направленную на реализацию запросов и потребностей участников образовательного процесса (ребенок-педагог-родитель) .

Согласно программе, в работе с детьми используются разнообразные формы непосредственно образовательной деятельности (НОД) .

Все формы НОД для детей с ДЦП включают в себя разные компоненты образовательных областей. Особое внимание уделяется образовательной области «Физическое развитие» , так как главным для детей с этим диагнозом является двигательная деятельность.

Развитие двигательной активности мы осуществляем поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированности основных двигательных функций. Проведению мероприятий по становлению общей моторики должны предшествовать приемы, направленные на нормализацию мышечного тонуса.

Повышенный мышечный тонус ограничивает возможности ребенка в воспроизведении в полном объеме сложных движений, необходимых для осуществления двигательного акта, а пониженный мышечный тонус не позволяет ребенку выполнять движения с нужной силой и соразмерностью.

Для нормализации мышечного тонуса можно использовать следующие приемы:

  • контрастные ванночки – ванночки с горячей и холодной водой

Работа с глиной или тестом – способствует нормализации мышечного тонуса и развитию ручной деятельности.

При развитии двигательных функций важно использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом) , тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж) , проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами) , температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры) . Не менее важное место отводится четкой речевой инструкции и сопровождению движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создает положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращенной речи, обогащает словарь ребенка.

Это еще раз доказывает, что для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не менее важное значение имеет сенсорное воспитание.

В процессе сенсорного воспитания ребенка с церебральным параличом, в первую очередь, развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве и времени, запахе и вкусе.

Во-вторых, сенсорное воспитание предполагает развитие у ребенка мышления, так как обработка поступающей в головной мозг сенсорной информации осуществляется в форме мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования.

И наконец, сенсорное воспитание стимулирует развитие всех сторон речи и способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

Поэтому в своей работе мы используем комплексные занятия. Ведь основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности. Предлагаем вам познакомиться с таким занятием.

Комплексная НОД

с детьми с церебральным параличом в группе «Особый ребенок»

Тема: «Солнышко»

Цели:

  1. Развитие зрительного восприятия (цвет, форма)
  2. Развитие мышления (группировка предметов по форме)
  3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения отвечать на вопросы) .
  4. Развитие общей и мелкой моторики.
  5. Развитие навыков счета.
  6. Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.

Демонстрационный материал:

  • круглое желтое солнышко (мягкая игрушка)
  • большой мячик желтого цвета

Тучка с капельками.

Раздаточный материал:

  • коробочки для складывания деталей
  • для каждого ребенка по 5 желтых кругов и синих квадратов
  • 10 счетных палочек (желтого цвета)
  • две тарелочки разных цветов (зеленая и синяя)

Альбомные листы с нарисованным в центре желтым кругом (солнце) , желтые цветные карандаши.

Ход занятия

Радостно встречаю детей, называю каждого по имени, делаю комплименты.

Воспитатель. Какое у Василисы красивое платье! Как хорошо улыбается Кирилл. Сережа принес с собой красную машину. Здравствуй, Егор, ты пришел с мамой? И т.д.

Сюрпризный момент

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что так ярко светит к нам в окошко? Подхожу к окошку и беру солнышко-игрушку. Дети здороваются с солнышком, рассматривают его.

Воспитатель. Дети, какое солнышко? Желтое, круглое, большое, красивое. (Ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Читаю детям стихотворение А. Барто. Слушая стихотворение, дети сжимают руки в кулачки и снова их разжимают и т.д.

Воспитатель.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!

Дидактическая игра «Круги – квадраты»

Показываю детям перемешанные круги и квадраты.

Воспитатель. Посмотрите, ребята! Солнышко решило спрятаться от нас. У вас на столе лежит коробочка, в которой много разных геометрических фигур. Давайте найдем фигуры, похожие на солнышко.

Дети получают по набору из 5 кругов и квадратов и раскладывают их в две кучки.

Воспитатель. Где солнышки? (Ответы детей)

Родители или воспитатель убирают в коробочку 5 квадратов и 4 круга. У детей осталось по одному кругу – круглое солнышко.

Дидактическая игра «Один – много»

У детей на столе две тарелочки разных цветов (зеленая, со счетными палочками и синяя - пустая)

Воспитатель. Ребята возьмите синюю тарелочку и положите в серединку желтый круг – это будет у нас солнышко.

Теперь возьмите одну счетную палочку-лучик и положите рядом с солнышком. Сколько лучиков вы положили?

(Спрашиваю у каждого ребенка, сколько лучиков он положил.)

Воспитатель. Правильно, один.

Воспитатель. Теперь давайте положим много счетных палочек-лучиков вокруг солнышка.

Дети с зеленой тарелочки перекладывают счетные палочки рядом с кружком, образуя солнышко.

Воспитатель. Сколько мы положили лучиков? Много.

Воспитатель. Сколько солнышек у вас получилось? Правильно, одно солнышко.

Спрашиваю у каждого ребенка, сколько солнышек у него получилось.

Воспитатель. А теперь посмотрите, что я сейчас сделаю.

Забираю у каждого тарелочку с солнышком и кладу на стол. Предлагаю детям посмотреть, что стало.

Воспитатель. Сколько теперь солнышек лежит у меня на столе. Правильно, много. Как сразу светло стало в группе.

Подвижная игра «Солнышко покатилось»

Достаю большой желтый мяч и говорю, что солнышко хочет поиграть с ребятами. Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель садится в центр и катит первому ребенку мяч, получив от него таким же образом мяч, катит следующему.

Игра малой подвижности «Солнце и зонтик»

Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и зонтик» . Я буду вам показывать то солнышко, то тучку. У солнышка есть лучи, поэтому солнышко мы будем изображать так – разведите руки в стороны. А когда идет дождь, надо прятаться под зонтик – сложите руки над головой – руки образуют треугольник – получился зонтик. (Показываю и произношу по очереди солнышко и тучка.)

Рисование цветными карандашами «Лучи солнышка»

Воспитатель. А хотите, чтобы у вас дома, было свое солнышко? (Ответы детей)

Раздаю детям альбомные листы с изображением желтых кругов и показываю, как дорисовать солнышку лучики.

Воспитатель. Давайте сядем за стол и нарисуем солнышку лучики.

Все ребята молодцы, все старались. Теперь не только у нас в группе будет солнышко, но и у вас дома.