Темы по эстетическому воспитанию. Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с детьми старшего дошкольного возраста «Как прекрасен этот мир


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад № 23 г.о. Орехово-Зуево Московской области

Составил старший воспитатель Милованова Марина Владимировна

Провёл воспитатель Пыжова Марина Геннадьевна на городском методическом объединении воспитателей групп дошкольного возраста г.о. Орехово-Зуево

Программное содержание.

  1. Формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщение к родной природе.
  2. Расширять представление детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
  3. Развивать у детей чувство восприятия в общении с окружающем миром и желание отражать мир ощущения в процессе речевой и художественно-творческой деятельности.
  4. Учить понимать, что окружающий мир можно выразить в разнообразных видах искусства.
  5. Развивать у детей образное мышление и продуктивное воображение.
  6. Учить детей принять разнообразные способы изображения предметов и использовать колорит цветов.
  7. Формирование нравственных качеств и поведенческих функций в рамке подготовки детей к школе.

Активизации словаря.

Выставка музыканты, артисты, мир цветов, чувство прекрасного, настроение, картина, музыка, хоровод, жилище.

Материалы и оборудование к занятию.

Стихи Е. Серовой «Наши цветы» , ткань х/б 20x20 см.. листочки, проволочка кисточки № 3, 5 акварельные краски, тряпочки, клееночки, подставки для кисточек, стаканчики с водой.

Картина С. Путикина «Натюрморт с ромашками и васильками» . Открытки с цветами, композиции из цветов, искусственные цветы, цветы на панно, вышивка, живые цветы, шапочки-цветы.

О.П. Радынова «Мы слушаем музыку П.И. Чайковский «Вальс цветов»

Кассета № 7. (тема № 5 «Сказка в музыке» ) . Музыка для релаксации «Волшебство леса» (звуки живой природы и романтические саксофонные баллады) .

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в зал. (В зале выставка, рассказывающая о мире цветов рисунки, композиции из цветов, искусственные цветы, цветы на панно, картина, живые цветы) .

Воспитатель.

У нас сегодня гости. Поздороваемся с ними. (Дети здороваются с гостями) . Я приглашаю вас и наших гостей отправится в необычное путешествие - в мир прекрасного! (Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» .

Воспитатель предлагает детям пройти к выставке. Посмотрите сколько цветов. Мы словно попали в небольшой сад! А что в нем растёт?

Воспитатель.

Послушайте меня.
Они прекраснее всего,
Что нам даёт природа на земле.
То-дар её бесценный.

Для всех искусств - цветок
Образчик неизменный.

Вот как пишет о цветах поэт Жак Демилъ.

Так красиво звучат строки. Цветы - это бесценный дар природы, т.е, не

имеющий цены. И действительно, художники и поэты и артисты не раз обращались к красоте цветов. Жизнь цветов продолжается в труде взрослых,

цветы можно засушить, вышить на ткани, сделать аппликацию, панно и

украсить ими жилище.

(Воспитатель предлагает детям пройти к столу, на котором расположены подставки с иллюстрациями полевых цветов: ромашка, колокольчик, василёк) .

Какое время года напоминают вам эти цветы.

Эти цветы напоминают нам о лете.

Воспитатель.

Прочтите нам стихи о летних цветах, которые мы учили летом. (Дети

подходят к столу берут иллюстрации цветов и читают стихи).

Нарядные платьица,
Жёлтые брюшки.
Ни пятнышка нет
На красивой одежде.

Такие веселые
Эти ромашки -
Вот-вот заиграют.
Как дети, в пятнашки.

Василёк:

Как чиста в колхозе рожь -
Василёк едва найдёшь.
Всем бы ты, цветок, хорош.
Да зачем ты портишь рожь?

Приходи-ка лучше в сад.
Вот обрадуешь ребят!

Колокольчик:

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой
Колокольчики - цветы
Очень вежливы.

(Дети отвечают: «И мы вежливы» ) .

Воспитатель.

Поставьте картинки и пройдите к детям, встаньте на свои места. Есть

такая поговорка, «Лето красно?

Воспитатель

Пирогами.

Воспитатель.

В след за летом наступает, что?

Воспитатель

Вы любите осень? И чем она вам нравится?

Осень богата урожаем: поспевают в саду фрукты и овощи. Деревья

стоят нарядные разноцветные: жёлтые, оранжевые, багряные.

Только осенью они меняют свой наряд.

Воспитатель.

А ещё прекрасна тем, что цветы продолжают радовать прекрасный

мир, в котором мы живём. И этот прекрасный мир сегодня с нами. Давайте

полюбуемся, Я приглашаю вас в этот мир. (Дети проходят к столу, где в

большой вазе стоит большой букет хризантем). Что это? Как эти цветы называются?

Цветы. Хризантемы.

Воспитатель.

А чем они похожи?

Эти цветы похожи строением стебля, форма - цветка круглая.

Воспитатель.

Не смотря на то, что цветы похожи друг па друга, они имеют и

различия. Назовите их.

Размер цветка, окраска цветов, форма лепестков.

Воспитатель.

Все живые цветы объединяет - запах. У каждого цветка свой запах. Его

легко определят и люди, и пчёлы, которые собирают нектар, из которого получается душистый мёд. Многие талантливые люди видят по своему и своё

чувство и настроение передают по-разному. Художник пишет картину, композитор - музыку, поэт стихи. Воспитатель предлагает пройти к следующему

экспонату.

На подставке стоит картина (С. Пушкина натюрморт «Ваза с ромашками и васильками» .

Дети подходят к картине и встают полукругом.

Послушайте произведение П.И. Чайковского «Вальс цветов» . Это про-

изведение о цветах.

Какая это музыка?

Чтобы вы хотели делать под неё?

Музыка сказочная, радостная, воздушная, танцевальная. Под эту музыку хочется порхать в воздухе, кружиться в хороводе.

Воспитатель.

А мне показалось, что цветы кружась в дружном хороводе, взялись за руки и решили постоять в этой вазе. Один художник который проходил мимо, решил изобразить их на полотне. Запах цветов художник передать не мог но отношение - любовь, радостное настроение он отразил в игре красок.

(Воспитатель обращает внимание на картину и беседует с детьми) .

Что художник изобразил на этой картине?

Художник изобразил на этой картине полевые цветы. Свое отношение и любовь к ним.

Воспитатель.

Какие цвета красок использовал художник в своей картине?

Художник в своей картине использовал жёлтый, коричневый, бежевый. белый, голубой, чёрный, зелёный, и синие цвета красок.

Воспитатель.

А вы хотите быть художниками и изображать цветы, так как вы их чувствуете и видите?

Воспитатель.

Прошу пройти в мастерскую. Дети садятся за столы, на столах весь

необходимый материал дня рисования. Сядьте правильно, спинки прямые,

ноги вместе. И послушайте меня внимательно. У вас на столах лежит необходимый материал для рисования. Работать мы с вами будем необычно. На-

рисуем цветы на ткани разными способами рисования. Закройте глазки, давайте представим цветы, которые мы будем изображать. Подумайте где и как

их изобразить. С помощью чего их можно нарисовать?

Воспитатель.

Как мы будем рисовать цветы?

Цветы можно нарисовать с помощью проволочки. (Дети рассказывают технологию) .

Воспитатель.

А листочки?

Листики мы будем печатать живыми листочками.

Воспитатель.

А стебель и серцевинку

Стебель - кисточкой, а серцевинку - кисточкой, методом тычка.

Воспитатель.

Дети приступаем к работе.

Работать нужно, не торопясь, аккуратно пользоваться красками и во

время работы следить, как правильно получается изображение. Дети

работают под тихую, спокойную музыку. После того как они нарисуют цветы, вводится релаксация.

Воспитатель.

Дети, я приглашаю вас на волшебную поляну, где растут необыкновенные цветы (на ковре стоят шапочки-цветы, дети подходят к шапочкам, и

одевают их на голову).

Представьте цветы это вы. (Звучит музыка, дети под музыку выполняют движения) .

Воспитатель Дети

Цветочки начинают расти, растут, растут - выросли Начинают медленно вставать

Подул ветер, цветы качаются Руки вверх, легкое покачивание

Наступил вечер, цветочки закрываются Приседают, руки на голову

Выглянуло солнышко, цветочки проснулись, головками качают Опять медленно встают, руки вверх,

качаются на месте

Радуются солнышку. Улыбаются

Вот такие весёлые цветы растут на нашей поляне Идут на свои места

Воспитатель.

Дети пройдите на свои места и продолжите работу.

После окончания работы.

Молодцы, все вы постарались выполнить работу.

Возьмите свои работы и разместите их на поляне - ковре, между другими цветами, которые выросли на этой поляне

Каждый из вас старался быть художником и с любовью изобразил цветы. Из них получится разноцветная поляна. Каждый из вас, как и любой художник трудился для того, чтобы его работа доставляла радость всем людям.

Природа всегда прекрасна! Прекрасное побуждает добро! Желание совершать только хорошие поступки и приносить пользу. Давайте полюбуемся!

(Звучит музыка «как прекрасен этот мир!» ) .

Дети рассматривают свои рисунки.

Воспитатель.

Когда работы высохнут, мы из них соберём панно, украсим им детский сад, чтобы им любовались наши родители и гости.

На этом наше путешествие закончилось, спасибо.

В последние годы проблема эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современной гармонически развитой личности являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного, межнационального и социального общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства … Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной проблемы современного мира – эстетизации личности ребенка.

Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями – все это качества, которые необходимо сформировать у младшего школьника.

В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись... Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников дает возможность им не только почувствовать многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.

Программа состоит из отдельных блоков, включающих в себя определенные темы занятий. Содержание занятий предоставляет детям возможность почувствовать мир красоты в целом, позволяет развивать их творческие способности, дать оценку предметам и явлениям окружающей действительности. Содержание каждого блока можно реализовывать отдельно от остальных, однако для решения поставленной цели необходимо вести систематическую работу по всем шести блокам.

Кроме того, в программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы по эстетическому развитию личности ребенка. Это беседы, практические занятия, творческие мастерские, экскурсии, походы в музеи и галереи… Местом проведения воспитательных дел может быть классная комната, лес, парк, музей, картинная галерея.

Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач программы.

Цель программы : воспитание эстетической культуры младших школьников.

Цель реализуется через задачи :

Формирование общей культуры учащихся;

Развитие эстетических чувств младших школьников, творческих

Способностей;

Формирование активного интереса к произведениям искусства;

Формирование у детей представлений о красоте и гармонии природы;

Воспитание бережного отношения к памятникам культуры, к предметам и

Явлениям окружающего мира.

Название

Количество часов

Форма

I Блок «Радуга природы»

1. Этот загадочный и фантастический мир

Природы

2. Пусть всегда будет солнце

3. Природа и фантазия

Беседа

Экологический утренник

Экскурсия +практическое занятие

II Блок «Музыка стучится в наши сердца»

1. С музыкой навеки

2. Музыкальное путешествие

3. Веселая нотка

Заочное путешествие

Поход в дома-музеи

Танцевально-музыкальный час

III Блок «Ярмарка литературных чудес»

  1. «Мороз и солнце – день чудесный…»
  1. Мой любимый герой

3. Литература и театр

Литературная гостиная А.С.Пушкина

Встреча с литераторами

Поход в театр

IV Блок «Я и мой красивый мир»

  1. У зеркала
  2. Королевство вежливых слов

3. Час игры и игрушки

Беседа

Практическое занятие

Беседа

V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…»

1. Мир моих увлечений

2. Галерея волшебных красок

3. Старый бабушкин сундук

4. Я карандаш с бумагой взял

Беседа + защита проектов

Поход в картинную галерею

Праздник русского костюма

Выставка рисунков

VI Блок «Творческая мастерская»

  1. Город будущего
  2. Снежная сказка

3. Мир прекрасного вокруг нас

Защита проектов

Практическое занятие

Беседа

I Блок «Радуга природы» (4 ч.)

1 Тема: Этот загадочный и фантастический мир природы.

На занятии дети знакомятся с красотой фантастического мира природного сообщества, рассматривают фотографии уголков родной природы, подготовленные ими вместе с родителями, коллективно составляют выставку фотографий «Природа родного края». В ходе занятия учитель показывает детям, что красоту природы можно передать с помощью красок, слов, музыки.

Дети слушают фрагменты музыкальных произведений, читают любимые стихотворения о природе, рассматривают репродукции картин. В результате у детей формируется образ природы, как дома человека, в котором чувствуется тепло, уют и красота.

2 Тема: Пусть всегда светит солнце.

Для того чтобы дети осознали себя частью Матушки-природы, которая не терпит бездушного отношения и заслуживает глубочайшего уважения и бережного обращения, программой предусмотрен экологический утренник. Место проведения – классная комната. Дети предварительно готовятся к нему: подбирают экологические сказки (День рождения Капельки, Берегите лес и др.), украшают зал, готовят костюмы. На утреннике дети инсценируют сказки, отвечают на вопросы героев сказок, читают стихи, составляют правила взаимодействия с окружающей средой.

3 Тема: Природа и фантазия.

Главная цель этого занятия - научить детей действовать и жить в согласии с природой, сохранять ту красоту, которая предстала перед нами, перед всем человечеством. Чтобы увидеть, почувствовать, распознать такую красоту, ребята совершают экскурсию в лес.

Старик-лесовик перед экскурсией знакомит ребят с содержанием их деятельности в лесу, сопровождает во время нее. Во время экскурсии имеют место следующие задания: посмотри…, найди…, ощути… и др. Учащиеся собирают природный материал, из которого можно выполнить оригинальную поделку.

В ходе второго занятия дети устраивают выставку работ из природного материала «Удивительное рядом», обмениваются опытом выполнения изделий.

Литература:

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: природа/Под ред. О.Г.Хинн- М.:АСТ,1996.-480с.
  2. Мазнин О.Е.500 загадок для детей.- М.:ТЦ «Сфера»,2002.-450с.
  3. Левитман М.Х.Экология – предмет: интересно или нет?- СПБ: Лениздат; союз,2001.-236с.
  4. Экологические сказки /Педсовет №11,2004
  5. Есенин С.Стихи и поэмы- М.: Издательство «Художественная литература»,1974
  6. Володина Н.Э. К цветку цветок. - М.,1993
  7. Новлянская З.А. Величие красоты./Искусство в школе.- 2007.- №5

II Блок «Музыка стучится в наши сердца» (4 ч.)

1 Тема: С музыкой навеки.

Мы живем в звучащем мире. Самые разнообразные звуки слышим мы на улице, в транспорте, дома. И все-таки в этом безбрежном море звуков наше ухо легко выделяет особые – музыкальные. Поэтому данное занятие проводится в форме заочного путешествия в мир знаменитых композиторов. Мысленно путешествуя по прошлому веку, дети знакомятся с жизнью В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, Н.И.Верстовского, И.В.Бетховена…

В ходе занятия дети слушают фрагменты музыкальных произведений, делятся своими впечатлениями.

На данном занятии важно, чтобы дети осознали, что музыка великих композиторов живет и сейчас, что люди и сегодня восхищаются красотой звучания каждой ноты, что музыка способна вызвать чувство сопричастности к эпохе, переданной «художником» нот.

2 Тема: Музыкальное путешествие.

Музыка – это искусство звука. Своими особыми средствами она передает впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать у слушателей ощущение радости, легкости, грусти, одиночества…

Музыкальное путешествие предполагает знакомство ребят со знаменитыми местами композиторов, где они жили и работали:

Дом-музей С.В. Рахманинова;

Музей-усадьба композитора М.П. Мусоргского;

- музей-усадьба композитора М.И. Глинки .

Важно, чтобы дети испытали чувство гордости за свою Родину, богатую талантливыми людьми, и чувство восхищения их произведениями.

Учителю следует создать особую атмосферу, чтобы дети не просто познакомились с музеями, но и получили эстетическое наслаждение от того, что находятся в том месте, где создавались замечательные произведения, пользующиеся популярностью и сейчас.

3 Тема: Веселая нотка.

Основная задача данного занятия – формирование понимания детьми значимости искусства в жизни каждого человека. В рамках танцевально-музыкального часа, дети смогут выразить свои чувства через пение, танец, примут участие в музыкальных играх.

Главное в том, что дети смогут сами почувствовать, ощутить настроение музыки, а значит, смогут выразить это настроение с помощью движений тела, голосом, словом.

Литература:

  1. Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники- М.,2000
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: музыка/ Под ред. О.Г.Хинн М: АСТ,1996.-480с.
  3. Пушкина С.И. Мы играем и поем – М.,2001
  4. Халина А.И. Музыкальная азбука- М.: Просвещение,1998
  5. Гуртова Т.Т. Танец в системе эстетического воспитания./Искусство в школе.-2007.-№4
  6. Колосова Н.О.Здравствуй, музыка! - М.,1987

III Блок «Ярмарка литературных чудес» (4 ч.)

1Тема: Мороз и солнце – день чудесный.

На занятии, которое можно провести в форме литературной гостиной, дети окунутся в мир произведений А.С.Пушкина. Основная задача занятия – дать детям почувствовать уклад и мир прошлых веков, то время, в котором жил и творил А.С.Пушкин. Дети готовят стихи поэта, отрывки известных произведений, оформляют стенгазету о его жизни и деятельности, украшают зал.

Важно показать детям красоту рифмы произведений великого поэта и писателя, красоту звучания его прозы, стихотворений.

Учитель может дать творческое домашнее задание – попробовать написать стихотворение или сказку, которые можно прочитать одноклассникам на уроке чтения.

2 Тема: Мой любимый герой.

Каждый современный человек знает: общение с книгой многогранно, здесь каждый работает по-своему. Главное в том, чтобы дети обязательно «нашли» своих писателей и поэтов, свои книги, своих героев, которые восхищали бы их, стали близкими и дорогими, делали сердце добрым, а душу мудрой. Но у каждого ребенка этот герой может быть своим собственным, из придуманного и написанного им литературного произведения (рассказа, сказки и т.д.).

В ходе занятия писатели-земляки, литераторы могут дать детям рекомендации по написанию литературных произведений, предложить пробовать свои способности в литературе, почувствовать тонкость звучания слов в произведениях. Итогом занятия может быть мини-книга с произведениями ребят.

3 Тема: Литература и театр.

На первом занятии дети знакомятся с многообразием видов театра: драматический, кукольный, театр теней, музыкальный. Учителю необходимо показать, что театр – это жизнь. Эта жизнь представлена в спектакле: игрой актеров, музыкой, словом. Дети могут попробовать свои способности в роли актера, поставить пьесу-сказку для школьного вечера. На этом занятии у детей может зародиться идея создать свой собственный театр в классе.

На втором занятии ребята посещают кукольный театр. После просмотра спектакля учитель дает задание – нарисовать то, что им больше всего понравилось в театре, или вылепить главного героя пьесы из пластилина, сделать декорации к пьесе, написать сочинение-отзыв. Все это позволит учителю понять, насколько пополнился багаж впечатлений ребенка от просмотра спектакля.

Литература:

  1. Пушкин А.С. Стихи и проза- М.: Детская литература,1989
  2. Толстой Л.Н.Сказки, басни и рассказы - М.: Детская литература,1987
  3. Вертаньян Э.А. Путешествие в слово- М.: Просвещение,1992
  4. Светловская Н.Н. Встречи с писателями – М.,1989.-286с.
  5. Снегирев Г.Г. Поэзия познавательности/Учительская газета,1986.-№21
  6. Михайлова А.Я. Ребенок – художник и театр кукол./Начальная школа,1991.-№12
  7. Ушакова А.Л. Еще раз о воспитании искусством./Искусство в школе.-1998.-№7

IV Блок «Я и мой красивый мир» (4 ч.)

1 Тема: У зеркала.

Это занятие предполагает знакомство младших школьников с такими понятиями, как «культура внешнего вида», «эстетика внешнего вида».

Мысленно представляя себя стоящим перед зеркалом, ребята рассуждают, о чем следует помнить и что делать, чтобы зеркало всегда отображало красивое и выразительное лицо, умные глаза, красивые лаконичные жесты.

Интересной может получиться беседа о современных требованиях к одежде, о правилах поведения в общественных местах. Вместе с учителем они рассматривают варианты совместимости цветов одежды, аксессуаров. Дети должны понять, что в человеке все должно быть прекрасно: от внутреннего мира до внешнего вида.

2 Тема: Королевство вежливых слов.

На занятии дети знакомятся с многообразием вежливых слов, говорят о том, какие слова употребляются ими при общении с друзьями, с родителями, с учителями.

Детям нужно помочь осознать ролевые позиции при общении с людьми и соответственно строить свое речевое поведение. Для этого используются игровые ситуации, где моделируются различные варианты общения ребенка: знакомство со сверстниками, утреннее приветствие родителей и учителей, общение в театре, в поликлинике, на уроке. Такие упражнения формируют социальный опыт учащихся.

3 Тема: Час игры и игрушки.

Всем известно, что игрушки в жизни детей имеют огромное воспитательное значение. Играя, они познают мир, учатся общению, исполняют множество ролей – пап, мам, дедушек, бабушек, врачей, учителей… Но у игрушек есть еще и особое «звучание» - они становятся дорогими и близкими друзьями детей и даже уходят с ними во взрослый мир.

В ходе занятия следует поговорить с детьми о том, какие игрушки им нравятся больше всего и чем объясняется их выбор, что игрушки нужно беречь и любить. Затем можно предложить конкурс сочинений, стихотворений, сказок «Моя любимая игрушка». Можно подтолкнуть детей к изготовлению игрушек своими руками и презентации их на конкурсе.

Литература:

  1. Богуславская Н.Е. Веселый этикет – Екатеринбург: «АРД ЛТД»,1997.-192с.
  2. Шамсутдинова С.С. Учимся говорить по-русски – Л.: Просвещение, 1991.-127с.
  3. Образцова Т.Н. Игры для детей. М.: ООО «Этрол»,2005.-160с.
  4. Егунова Н.К. Игрушки своими руками./Искусство в школе.-2007.-№4
  5. Горелов И.Р. Умение общаться./Воспитание школьников.-1994.-№3
  6. Янковская Н.Н. Игра, импровизация, самоопределение./Искусство в

школе.-2007.-№3

V Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…» (5 ч.)

1 Тема: Мир моих увлечений.

В ходе первого занятия выявляются увлечения детей, которыми они занимаются на досуге. Детей следует объединить в микрогруппы по видам увлечений и предложить провести презентацию своих увлечений в любой форме – сказки, устного журнала, путешествия.

На следующем занятии дети «путешествуют» по миру увлечений, например, представляя страницы оформленного устного журнала. Рассказывая о том, чем они занимаются на досуге, дети стараются показать эстетическую сторону своего занятия. Ведь именно эта красота повлияла на их выбор.

2 Тема: Галерея волшебных красок.

Занятие проводится в картинной галерее. Рассматривая картины, учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства.

На занятии учителю важно обратить внимание детей на своеобразие каждой картины, на индивидуальный почерк каждого автора, на смешение красок, на композицию картины.

3 Тема: Старый бабушкин сундук.

Это занятие проводится в форме праздника, посвященного русскому костюму. Главную мысль этого занятия можно выразить словами великого русского поэта А.С. Пушкина: «Постижение мудрости красоты народной может быть только через создание ярких картин будней и праздников молодежи конца XIX - начала XX веков».

На празднике дети смогут оценить красоту русского костюма, погрузиться в мир прошлых веков, найти отличия современной одежды от исконно-русской.

Кроме этого, дети вместе с бабушками и дедушками могут изготовить соломенных кукол, сшить им русские наряды. Творческие работы можно оформить как экспонаты выставки «Русские узоры».

4 Тема: Я карандаш с бумагой взял…

Занятие, рассчитанное на 1 час, предполагает «погружение» в мир живописи, где царят яркие краски, разнообразные формы, причудливые изгибы предметов.

В ходе занятия учитель организует выставку детских работ « Дом семи карандашей». Атмосферу волшебства на этом занятии помогут создать сказочные персонажи: Мальвина, Буратино и Пьеро, роль которых могут исполнить шефы-старшеклассники.

Литература:

  1. Бахревский В.В. Ждите нас волшебниками – М.: Детская литература,1991.-126с.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: Педагогика,1989
  3. Ахмова А.А. Как прекрасен этот мир, посмотри/Искусство в школе.-2001.-№6
  4. Фатеев С.С. Детские музыкальные праздники - М.,2001
  5. Хазанова Е.Л. Радость современной работы./Искусство в школе.-2006.-№2

6. Красный Ю.Д.Читай! Рисуй! Показывай! /Искусство в школе.-2006.-

№4

VI Блок «Творческая мастерская» (3 ч.)

1Тема: Город будущего.

Данное занятие дает возможность выявить интересы, реализовать мечты ребят. Кто из нас в детстве не хотел построить или нарисовать город-сказку, город-мечту. Вот и ребятам можно предложить создать фантастический проект города будущего, в котором они хотят жить. Работа над этим проектом потребует от ребят творчества, инициативности и, конечно, небольшой помощи родителей.

На занятии дети демонстрируют схемы, рисунки, чертежи, графики, рассказывают о них, используя песни, сценки, стараются, как можно убедительнее обосновать свое мнение.

2 Тема: Снежная сказка.

Представленные детьми проекты городов будущего требуют их реализации. Данное занятие способствует этому. В ходе занятия, опираясь на свой проект, дети строят снежные города, где живут люди, звери, птицы. Помощниками в строительстве могут быть не только члены команды, но и члены семей ребят.

Учителю важно обратить внимание на формы, пропорции каждого снежного кома, являющегося частью их снежного города.

3 Тема: Мир прекрасного вокруг нас.

Это занятие является итоговым. В ходе беседы дети убеждаются в гармонии и красоте мира, а так же в единстве человека с этим миром. Ведь человек и природа – это равные и необходимые части окружающей действительности. Какой бы предмет, явление мы не рассматривали, в каждом из них красота своя. Лепестки ромашки, капли дождя, ваза, пейзажи…- это красота, данная нам свыше, красота, которую создает человек.

Окружающий нас мир прекрасен. Важно учить детей видеть, слышать, понимать, ценить и беречь эту красоту.

Литература:

  1. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве- М.: Просвещение,1987.-183с.
  2. Котовщикова А.А. Кто бы мог подумать?- М.,1989
  3. Защита фантастических проектов/Начальная школа-1992.-№7-8
  4. Красный Ю.Д. Город своими руками./Искусство в школе.-2006.-№6
  5. Неменская Л.А. Искусство и ты. – М.: Просвещение,2002

Конспект урока на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Известные исследователи народного декоративно – прикладного искусства В.С.Воронов, А.В. Бакушинский, В.М. Василенко в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов. Именно поэтому декоративное искусство должно играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков. Взяв за основу государственную программу, я откорректировала ее с учетом индивидуальных возможностей, личных особенностей детей и поэтому свой опыт, считаю репродуктивно-исследовательским.Технология опыта

Для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.
Искусство следует рассматривать как способ гуманного преобразования человека, как связь его с миром. На основании этого тезиса в программе, по которой я работаю, выделено общее экологическое направление: изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры.

Главным направлением моей педагогической деятельности является приоб­щение детей к народному декоративно-прикладному искусству, к его истокам.

Целью опыта является развитие художественных способностей детей через творческие задания, интегрированные занятия, посещение выставок, экскурсии.

Достижение этой цели я вижу через осуществление следующих задач:

Овладение воспитанниками знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;

Ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства «Декоративное рисование», «Художественная роспись», «Лепка», «Аппликация».

Развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;

    воспитание интереса и любви к народному искусству.

В основу опыта положено:

Творческие принципы народного искусства, общие для любой из его областей (повтор, вариации, импровизации);

Тематический принцип планирования материала с учетом интересов детей, их возрастных особенностей;

Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;

Система межпредметных связей;

Направленность содержания программы на развитие творческих способностей детей.

Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно ещё очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим. Мышление, интересы, отношение к жизни к труду, к семье этих будущих строителей и хозяев нашего общества складываются уже сегодня.

В каждой школе учатся не только будущие агрономы, токари, учёные, летчики. В каждой школе растут матери, отцы, учителя – будущее воспитатели новых поколений. И всё это то, что они будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать.

Прочный фундамент всего этого может быть заложен только в юные, только в школьные годы. В современных условиях искусство должно проникнуть во все сферы детской жизни и активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего поколения, его представлений о жизни нравственных и интеллектуальных свойствах личности. Всё это требует всеобщности эстетического воспитания.

Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, в повседневной труде, в повседневных человеческих отношениях. А для этого вся жизнь школьников – классная и внеклассная – должна быть организована «по законам красоты». В этом и состоит главная воспитательная функция искусства.

3. Теоретическая основа опыта.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Художественное воспитание целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное образование - процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства.

Увлеченные научно – технической революцией, погруженные в «мир информации», мы, вообще, стали порой считать логическое мышление единственно достойным современного человека, а эмоции чем-то лишним, второстепенным, вообще-то, и не нужным, «немодным и некрутым». Кстати, этот недостаток – отсутствие культуры чувств, способности сопереживать – в зрелые годы, наверное, невозможно восполнить даже прохождением какого-нибудь курса «хороших манер». Этот «университет» может лишь облечь дурные, примитивные чувства в маскировочное одеяние, но не изменить их. Духовно не развитый эстетически неграмотный человек без разбора потребляет всякого рода художественные суррогаты, какими бы путями они к нему не попадали. И через подобное искусство в душу проникает чужая нам, потребительская, индивидуалистическая идеология. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству.

Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему процессу воспитания. В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства.

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации от­ношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в созидании которой ребенок принимает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и воспитания в целом.

Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд.

Эстетическая воспитанность человека немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Внешний показатель эстетической воспитанности, базирующийся на всех вышеупомянутых, художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве, жизни, поведении, отношениях. В нем органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образо­ванность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.

Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологическими критериями измеряются способности ребенка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса.

О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние.

Коллективная творческая работа воспитанников кружка способствует не только их всестороннему эстетическому развитию, но и формированию их нравственных качеств, идейных убеждений, а сознание того, что каждый из них - это частица одного коллектива, благотворно влияют на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые остаются у ребят на всю их последующую сознательную жизнь.

Это обычно находит свое выражение в общественно-полезной деятельности в учреждении, в организации массовых мероприятий. Достаточно желания, интереса - и воспитанники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Создание такого интереса, желания зависит от педагога. Это организация и проведение традиционных праздников (посвящение в кружковцы, творческие встречи), карнавалов, конкурсов, смотров, викторин, выставок и фестивалей детского творчества. Выполняя эстетико-нравственные функции, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей и подростков, имеющих специальные художественно-творческие данные, пробуждают или углубляют эстетические чувства, потребности. Так, например, районный фестиваль детского творчества объединяет большое количество творческих коллективов (до 500 участников). Фестиваль проводится по декоративно-прикладному, изобразительному, музыкально-хореографическим направлениям, где все виды искусства объединяются. Конечно, степень успехов участников подобного фестиваля различны, но их объединяет массовость, возможность приобщения детей и подростков к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал и способности ребят.

Учреждение дополнительного образования уникально тем, что любой ребенок (одаренный или с проблемами) здесь всегда успешен. Именно успешность выступает главным результатом педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно каждого ребенка как личности.

Технология опыта.

Цель представленного опыта работы - отразить в форме модели систему развития эстетических чувств воспитанников объединения «Умелые руки», воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов декоративно-прикладного искусства, как работа с кожей, тестопластика, конструирование, рисование, лепка, фитодизайн.

Задачи:

        Развивать творческий потенциал личности;

        Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народной традиционной культуры.

В объединении «Умелые руки» занимаются 3 группы. Возраст детей от 5 до 12 лет.

Состав группы постоянный.

Набор детей по желанию. Дети зачисляются по собеседованию. Занятия проходят как групповые, так и индивидуальные.

В данном опыте решаются две основные образовательно – воспитательные задачи, тесно связанные друг с другом. Одна учит творить собственными руками, а другая – познавать красоту жизни. И эти две задачи решаются от первого до пятого года обучения, рассматривая грань связи искусства с жизнью. Моя образовательная деятельность нацелена на развитие и совершенствование умений и навыков работы с кожей, бумагой, природным материалом, на воспитание интереса воспитанников к старинным промыслам.

Основной воспитательной целью является раскрепощение личности, социальная адаптация ребёнка, обогащение его духовного опыта через знакомство с видами декоративно-прикладного творчества, умение применять полученные знания и опыт в быту.

В процессе воспитания ребёнка у него вырабатывается эмоционально отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни ребёнок реагирует на любое проявление взрослых, сверстников, подростков. Важно, чтобы у него сложилась правильное отношение к пороку, хамству, к хулиганству. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться недостойному поведению людей и желанию не быть на них похожим.

Программа не ставит своей задачей подготовку школьников в искусствоведческие вузы, а преследует более широкую цель: общее развитие личности, способной к многоплоскостному восприятию мира и обладающей широким диапазоном способностей.

Личность ребёнка развивается в зависимости от социальных условий, а также от того, какую значимость для него приобретает та или иная социальная ситуация и какой личностный смысл приобретают нравственные и другие ценности.

Организация творческого процесса на моих занятиях целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех его этапах является соавтором, сотворцом ребенка. Предложенная мною позиция объясняется отсутствием у школьников достаточного жизненного опыта, несовершенством психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене» над желанием выразить, донести идею (замысел, смысл). Однако, только формирование у ребенка отношения к своему собственному созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, а именно продукт, «который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности». В этом заключается вторая особенность предлагаемой мною программы, отличие которой от других имеющихся программ по декоративно-прикладному творчеству состоит в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции школьника через включение его во все этапы создания работы. Это, с одной стороны, требует от ребенка умения не только ориентироваться в мире искусства, но и знать историю своего народа, его обычаи и нравы, ощущать «болевые точки» современности, а с другой ликвидирует одну из причин пониженной значимости для школьников собственно прикладной деятельности: практическую непричастность их к творчеству - процессу моделирования изделия.

Следующей особенностью моей программы является акцент на общее развитие личности. С этой целью в курс программы включены занятия по изучению основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причесок, интерьера. В предложенной программе впервые затрагивается проблема творческого общения в процессе моделирования изделия и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.

Дети активны, аккуратны, заинтересованы в работе, внимательны на занятиях, доброжелательны.

Для успешного обучения и воспитания детей в объединении «Умелые руки» используется специальное и относительно прочное стационарное оборудование (ножницы, иглы, нитки, шило, выжигатели), соблюдаются нормы техники безопасности.

Весь процесс обучения в объединении «Умелые руки» подчинен цели - воспитанию личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов декоративно-прикладного искусства, как тестопластика, конструирование, лепка, работа с кожей.

В процессе формирования творческой деятельности выделяю три последовательных этапа:

Первый этап обучения в объединении знакомит с основами эстетического восприятия явления окружающей жизни, а за все пять лет обучения в сознании и эмоциональном развитии ребёнка закладывается фундамент художественно – эстетических представлений, на которые он опирается в дальнейшем обучении. Без развитии чувств, без формирования радости общения с искусством собственного творения, это цель не может быть достигнута.

Выработка практических умений и навыков (1-й год обучения).

Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми
впечатлениями (2-3-й годы обучения).

Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения
накопленного опыта и применение его в творческой деятельности (4-5-й годы
обучения).

Каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний обобщающим во всем процессе. Практическая деятельность обучающихся постепенно усложняется, обогащается за счет заданий творческого характера.

Занятия в объединении «Умелые руки» рассчитаны на пять лет, состоят из пяти частей, соответствующих годам обучения.

В первый год происходит знакомство детей с такими видами деко­ративно-прикладного искусства, как лепка, конструирование, рисование. Эти виды деятельности выбраны не случайно, так как детей можно научить конструировать из готовых форм, рисование развивает ум, фантазию, художественно-творческие способности, а лепка развивает мелкую моторику рук. Движения рук становятся более координированными и уверенными, развивается глазомер.

На втором году обучения кружковцы должны овладеть основными приёмами лепки из теста, уметь приготовить солёное тесто, знать историю этого ремесла. И как результат овладения техникой тестопластики являются выставки, где демонстрируются достижения кружковцев.

Третий год обучения включает в себя знакомство с мастера – умельцами. Дети умеют лепить мелкие орнаментальные детали, объемные лепные фигуры. Использовать в лепке специи и природные материалы.

Четвертый год обучения дети работают над тем, что составляет из лепных фигур композиционные группы, совершенствуют технику тестопластики.

Пятый год обучения отводится программой по совершенствованию уже имеющихся навыков, где дети познают законы флористики, фитодизайна, совершенствуют своё мастерство в работе с кожей.

Всё обучение детей строится от простого к сложному. В соответствии с этим ставятся цели и задачи обучения, которые усложняются к концу года. Программа направлена на общее развитие личности, умение использовать народные традиции в своей жизни.

Этот этап обучения является итоговым. Все вехи обучения сводились именно к тому, чтобы обучающийся научился создавать произведение, которое от замысла до воплощения в материале было бы выполнено самостоятельно. На этом этапе и выявляется личность творца, а не просто хорошего исполнителя. На этом этапе возрастает роль педагога, если он раньше уже и вел за собой, то теперь он вступает с воспитанником в процесс сотворчества.

Темы заданий выбираются самим ребенком, но я могу предложить детям дополнительные.

Примерные темы для творческих работ , которые предлагаются воспитанникам объединения «Умелые руки»:

    История искусства народных промыслов.

    Легенды о цветах.

    Народные праздники и обычаи.

    Куклы-обереги в народной культуре, их защитные и эстетические функции.

    Жизнь замечательных людей своего края.

    Мастера-умельцы народных промыслов.

    Каждый народ-художник.

После того как учащиеся определились с выбором темы, идет наработка творческого материала. С этой целью проводятся пленэрные зарисовки, посещение выставок, музеев, просмотр слайдов, иллюстраций, фотографий, чтение специальной литературы.

Творческие работы характеризуются:

    появлением индивидуального почерка;

    интересным решением сюжета;

    усовершенствованием и творческим преобразованием пер­воначального варианта эскиза;

    правильным выбором цветового сочетания;

    подчинением законам композиции;

    организацией изобразительного центра;

    подчинением единому образному строю;

    равновесием, целостностью, художественной логикой.

В своих творческих работах дети идут от чувства, от своего внутреннего мира, а не от наблюдения чужих стандартов, подсказок, мешающих творческой самостоятельности.

Творческая работа «Умелые руки» сегодня - это

    итог обучения,

    сотворчество педагога и ученика,

    коллективные работы,

    серии работ, объединенные одной темой,

    работы, гармонично сочетающиеся с интерьером, для которого изготавливаются.

Регулярно осуществляю индивидуальную работу с воспитанниками кружка. Я неслучайно использую личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Ведущей целью этой технологии является творческое развитие индивидуальности ребенка, углублении его практических занятий и умений, приобщение к миру прекрасного, совершенствование эстетического вкуса.

Творческое отношение к осуществлению индивидуальной работы имеет принципиальное значение. Данная модель развития эстетической культуры подчеркивает важность увлеченности как педагога, так и ребенка искусством для формирования у воспитанника познавательного интереса к нему и стремления к самосовершенствованию, глубокому пониманию предмета. Важно «раскрыть» ребенка, высвободить его творческую энергию, раскрепостить эмоционально.

Особое место в организации занятий кружка «Умелые руки» я отвожу игровой деятельности воспитанников (Приложение №3). Данная форма организации работы помогает мне максимально раскрыть в ребенке в процессе самопознания и саморазвития его творческие возможности, гармонично развивать его природные способности средствами всех видов искусств. Проведение народных игр помогает лучше узнать прошлое своего народа, его искусство, постичь душу другого народа.

Специально организованная воспитательная работа - это не только досуговые мероприятия. Это комплекс самых разных видов деятельности социальной направленности - трудовой, общественно-полезной, культурно-творческой, организованных педагогом в таких формах как: различные коллективные творческие дела, индивидуальные поручения, детское самоуправление (Приложение №4). Именно в разнообразной деятельности ребенок пробует себя в различных ролях, приобретает социальный опыт, формирует образцы поведения, а педагог имеет возможность отслеживать свое воспитательное влияние на ребенка.

Значительную часть воспитательного процесса организовываю совместно с обучающимися и их родителями, а возникшие проблемы и задачи решаем сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга.

Меня, как педагога, объединяет с родителями воспитанников общая забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Художественное начало есть в каждом ребенке. И моя задача - увидеть две стороны - социальную и нравственную и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, воспитывая эстетическую культуру, я открываю ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащаю их, подвожу к пониманию лучших образов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию мира. А познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков делается основой нравственного воспитания - воспитания личности.

III. Результативность опыта

Поскольку образовательная деятельность является основной для педагога, то оценка его эффективности производится по уровню образовательного результата.

Ведущим показателем результативности педагога, который можно диагностировать в ребенке, является образованность личности, которая понимается как совокупность обученности и воспитанности.

При отслеживании обученности в программе деятельности кружка в каждой теме указываются: перечень конкретной информации, которую должен усвоить ребенок, показатели освоения, а также перечень умений, которые ребенок должен продемонстрировать (владение методами, операциями, технологиями).

Основным показателем воспитанности я считаю направленность личности ребенка, которая выражается в его ценностных ориентациях, взглядах, прослеживаемых в поступках и поведении. Помимо направленности «на себя», «на объект», «на других людей» показателями воспитанности являются культура поведения и отношений.

Эффективным способом, позволяющим одновременно и решать воспитательные задачи, и отслеживать уровень воспитанности детей, а также влиять на этот уровень, является специально создаваемая мной ситуация выбора, т.е. ситуация, требующая от ребенка самостоятельного принятия решения и ставящая его в позицию ответственности за свои решения. Это - ситуации - тесты, проблемные ситуации. Также способом создания ситуации выбора является коллективное творческое дело, в котором каждый ребенок выбирает определенную позицию. В процессе подготовки и проведения такого дела я решаю комплекс воспитательных задач, отслеживаю позицию каждого ребенка, и уровень развития коллектива в целом.

Для изучения уровня нравственного развития личности воспитанника младшего школьного возраста, я использую диагностическую методику Айзенка. Она проводится в начале учебного года, а в итоговый период обязательно повторяется. В ходе игры я стараюсь опираться на детскую самооценку. Закрепленные и приобретенные качества положительной направленности называются как достижения. Я сравниваю итоги игры и делаю вывод о наличии динамики присвоения детьми нравственных ценностей.

В 2008 -2009 году мною было проведено тестирование «Насколько вы воспитанный человек?». Опрос показал только 40% учащихся являются воспитанными детьми, ещё 30% показали ответы среднего уровня воспитанности, 20% детей невоспитанны и грубы. В течение года была проведена огромная работа воспитательного плана, это: беседы «Понятие об этике и эстетике», «Посмотри вокруг другими глазами», были экскурсии в местный музей, и многое другое. И в 2009-2010 году эта работа была продолжена по темам «Я - Личность», «Культура поведения». И повторно были проведёны опрос детей, анкетирование, которые показали, что дети стали воспитаннее, гуманнее относится друг к другу, стали замечать хорошее, видеть красоту мира и внутреннюю красоту человека.

Всего обследовано 40 учащихся. Возрастной диапазон от 5 до 12 лет. Учащиеся весьма однородны по ряду характеристик:

    Общему развитию;

    Общей увлеченности одним и тем же делом.

Такой состав испытуемых существенно позволяет с уверенностью делать выводы о влиянии объединения «Умелые руки» на эстетическое восприятие и развитие воспитанников.

Применявшиеся методики:

    «Психологическая культура личности (Мотков О.И.)»;

    Стиль межличностных отношений определялся с помощью «Диагностика межличностных отношений (Собчик Л.Н.)»;

    Психологический портрет учащихся (Панина Н.В.).

Результаты показали, что у детей, занимающихся в объединении «Умелые руки» более высокий уровень психологической культуры, т.е. дети умеют конструктивно общаться, работать, развиваться, у них высокая самооценка, эти дети коммуникабельны, раскрепощены, социально адаптированы.

Уровень развития коллектива я отслеживаю также с точки зрения динамики. Особое внимание обращаю на мотивацию детей в деятельности, тенденции, которые складываются в коллективе. Уже к концу первого года обучения у меня имеется такой воспитательный результат как сформированный, действенный коллектив.

Для диагностики уровня коллектива, помимо наблюдения, коллективного планирования и коллективного анализа деятельности кружка я использую методику «Психологическая атмосфера в коллективе», которую провожу несколько раз в году и отслеживаю характер изменений.

Итог работы объединения - выставки учащихся. За последние 5 лет творческие работы воспитанников объединения «Умелые руки» участвовали в следующих районных и областных выставках:

IV . Библиографический список.

1. Арихейм Р. Искусство и визуальное восприятие - М., 1974.

2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник, Педагог. Школа. -М, 1984.

3. Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М., 1993.

4. Алпатов М. Немеркнущее наследие. - М., 1990.

5. Алпатов И.А.. Набойка: Русское декоративное искусство. - М., 1962

6. Барадунин В.А. и др. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М,

1986.

7. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М., 1993.

8. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - Л., 1984.

9. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. - M , 1972.

10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1991

11. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М, 1995

12. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М., 1993.

13. Неменский Б. В. Мудрость красоты: о проблемах эстетического

воспитания. М, 1981

14. Обухова Л. Ф. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л.В.

Декоративное искусство - детям. -М., 1976

15.Претте М. К., Капальдо А. Творчество и выражение. Т. 2. - М., 1985

Приложения

    Приложение №1 Образовательная программа

    Приложение №2 Реферат

    Приложение №3 Открытое занятие

    Приложение №4 Сценарии воспитательных занятий

    Приложение №5 Фотографии

Конспект занятия по нравственно-эстетическому воспитанию «Дарите людям радость» Старшая группа

Цель: Формирование нравственных понятий как доброта, вежливость , отзывчивость; знание дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения . Задачи: Образовательные: Закрепление знаний дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения; развивать коммуникативные способности, воспитывать желание и умение сотрудничать. Развивающие: развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. Речевые: развитие связной речи, активизировать словарь по данной теме. Воспитательные: воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. Воспитание положительных черт характера: доброта, забота, внимание, вежливость. Демонстрационный материал: Иллюстрации солнышко (грустное и веселое) с лучиками, ромашки (добрая и злая). Раздаточный материал: Картинки с хорошими и плохими поступками, фломастеры для рисования, клубочек, сердечки. Виды деятельности: Игра-приветствие, стихи про вежливые слова, инсценировка, продуктивная деятельность детей (), игровая ситуация, анализ, подведение итогов.

Ход занятия:

Дети с воспитателем входят в группу. (Под песню «Здравствуйте»)

Воспитатель: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро и солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

Ребята, какое замечательное слово «Здравствуйте!»

Что оно означает? (Пожелание здоровья человеку, с которым здороваешься)

А вы знаете ребята, о том, что здороваться надо с хорошим настроением, вот посмотрите на меня: «Здравствуйте!» я пожелала вам и гостям здоровья и подарила всем хорошее настроение. У нас теперь у всех хорошее настроение, даже выглянуло солнышко!

(На мольберте появляется желтый круг – грустное солнышко без лучиков).

- Ой! Что-то с ним не то! Ребята , а какое у него настроение? Почему? (Нашему солнышку не хватает лучиков)

- А чтобы оно не грустило, и появились лучики, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.

Дети:

Вот проснулись утром зайки,

Чистят зубы на лужайке,

Увидали двух котят:

«С добрым утром»- говорят (появляется первый лучик)

«Убери свою иголку»-

Мишка тихо просит пчёлку:

«Дай, пожалуйста , мне мёду.

Но чуть-чуть, не всю колоду!» (появляется второй лучик)

«Простите, пожалуйста »,-

Просит котёнок,-

«Я сегодня измазался,

Как поросёнок». (появляется третий лучик)

Мишка в гости к нам пришёл,

Вытер лапы, в дом зашёл,

Громко «здравствуйте » сказал,

Всем здоровья пожелал. (появляется четвёртый лучик)

Ел я кашу, пил компот,

Стал огромным мой живот.

Говорю я поварам:

«За обед спасибо вам!» (появляется пятый лучик)

Тихий вечер наступает.

Надо лечь в кровать и спать.

Не забыл зайчишка умный

«Доброй ночи »- всем сказать (появляется шестой лучик)

Воспитатель:

Слова чудеснейшие эти,

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

И улыбнуться вам спешат.

(Грустное солнышко поменять на веселое)

- Посмотрите на наше солнышко, а сейчас какое у него настроение? (Веселое).

(Дети садятся на стульчики)

- В благодарность нам солнышко подарило нам чудесную коробочку (Воспитатель удивляется). Интересно, что же в ней? Давайте, посмотрим? (В коробке картинки). Здесь картинки и два цветочка. Посмотрите на цветы: один цветок… какой?(добрый), а другой… (сердитое). Давайте покажем Добрый цветок и злой цветок. (Дети показывают)

Сейчас я каждому дам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Картинку с хорошим поступком вы положите к цветочку…. какому? (доброму) А почему? А с плохим поступком? (сердитому). Договорились? Не забывайте объяснять свой выбор. (Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их к соответствующим цветочкам и объясняют свой выбор).

- Что изображено на этой картинке?

( На картинке мальчик дразнит девочку).

-

(Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо).

- Что чувствует девочка в этот момент?

(Девочка расстроилась, она огорчена, обижена).

- А на этой картинке что изображено?

(На этой картинке мальчик уступает место дедушке).

- Это хороший или плохой поступок? Почему?

(Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать).

- Что чувствует дедушка в этот момент?

(В этот момент дедушка радуется, ему приятно, что мальчик отнесся к нему уважительно).

- Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.

- Сейчас поиграем в игру "Будь внимательным". Если услышали вежливое слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.

Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.

Спасибо! Молодцы!

Воспитатель : А сейчас я вас приглашаю в театр, посмотреть спектакль.

(Дети показывают сценку встречи двух подруг).

Привет, Лера.

Привет, Элинка.

Лера, почему ты меня так называешь?

Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинила. Элинка - пелеринка, вышла на лужок.

Мне не нравится такое стихотворение.

Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.

Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.

Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.

Я ухожу, до свидания.

Пока, пока. Элинка - пелеринка.

Воспитатель: Ребята, почему между девочками произошла ссора? (Ссора произошла, потому что одна девочка обозвала другую, грубо называла её).

- Можно ли давать другим обидные прозвища? (нет)

- Почему? (Это может расстроить, обидеть нас).

- Можно ли исправить эту ситуацию? Да.

- Как? (Нужно называть друзей и товарищей по имени.)

- К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей. А давайте мы Элину и Леру помирим, ведь мы с вами знаем мирилку. Возьмитесь за руки, смотрите в глаза и повторяйте слова:

Не сердись, улыбнись,

Крепче за руки возьмись.

Ты меня извини,

И обиды не держи.

- Видите, какие мы молодцы, что умеем просить прощение и прощать друг друга.

- Ребята, а что означает пословица «Без друга в жизни туго»?( Это значит, что должны быть друзья, с которыми ты будешь дружить, общаться).

- Каким должен быть настоящий друг? ( Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом, когда нам хорошо или плохо).

- Давайте с вами назовём пословицы о дружбе.

(Дети называют пословицы о дружбе).

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Не бросай друга в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

Друзья познаются в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

- А теперь поиграем в игру «Волшебный клубочек» , клубок будем передавать из рук в руки по кругу, обращаясь, друг к другу ласковым именем (дети передают клубочек, называют соседа ласковым именем).

Я еще раз убедилась, что у нас в нашей группе дети вежливые, добрые, дружные. Ребята, а давайте подарим нашим гостям тепло, нежность и улыбку. Но для этого нам надо пройти за стол. (Дети садятся за столы)

Перед нами лежат сердечки, им не хватает улыбок. Нарисуйте. (Дети пририсовывают улыбки сердечкам).

А теперь прежде мы подарим гостям подарки, подумайте, что бы вы хотели им пожелать:

Пусть никогда не болеют;

пусть долго живут;

чтобы жили дружно;

пусть все будут счастливы;

хорошего настроения;

много добра...

(Дети дарят сердечки гостям).